The relationship of labour productivity with the professional productivity of business structures employees

Katulskiy E.D.1, Vernikov V.A.2
1 Всероссийский научно-исследовательский институт труда, Russia
2 Институт социальных наук, Russia

Journal paper

Russian Journal of Labour Economics (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Volume 7, Number 11 (November 2020)

Citation:

Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=44395543
Cited: 2 by 24.01.2023

Abstract:
At present, the most important resource of any organization is its personnel; and the result of the activities of the entire business entity largely depends on the effectiveness of the personnel work. Therefore, issues of employee productivity and productive efficiency are relevant. At the same time, one can often notice that the concept of personnel productivity can be replaced by labour productivity. Thus, it is important to study the issues of differentiation and the relationship between the concepts of employees labour productivity and professional productivity. Methodology. The study conducted in this article is based on a combination of methods, in particular, such as theoretical analysis, organizational and functional analysis, as well as economic and statistical analysis, etc. Results. The author of the article substantiates the conclusion that employees professional productivity acts as one of the elements of labour productivity, which characterizes the desire and ability of the direct employee of the entrepreneurial structure to realize himself as a professional, which positively affects the activity of the entire enterprise. Conclusions. Professional productivity contributes to the growth of labour productivity, due to the appropriate attitude of employees to their activity as professionals striving for self-realization. A professional will worry about the result of his work, strive to obtain optimal working conditions, develop and improve himself, which will have a positive impact on business structures.

Keywords: personnel management, labour productivity, professional productivity, professionalization, working conditions, specialized education, experience, specialized organizations, professional qualities

JEL-classification: J24, J81, M54



Введение

В качестве проблемы исследования в данной статье выступает вопрос необходимости разграничения таких понятий, как производительность труда и профессиональная продуктивность работников. В настоящее время данные понятия могут часто использоваться в качестве синонимов, хотя это является неправильным подходом, поэтому необходимо четкое их разграничение, а также исследование вопроса существующей между ними взаимосвязи.

Постановка задачи

Цель статьи – рассмотреть вопросы взаимосвязи производительности труда с профессиональной продуктивностью работников предпринимательских структур.

Результаты

Вопросы производительности труда являются широко изученными и представленными в научной литературе, поэтому отдельно не будут представлены в статье. Куда более важным понятием для исследования является именно профессиональная продуктивность работников, которая в основном не становилась предметом отдельных исследований, поэтому особо не представлена и в научной литературе [1–4] (Bartseva, 2012; Gagarinskiy, 2013; Dubrovskaya, 2016; Drobot, Makarov, Zhuravleva, Nersisyan, 2020).

Данное понятие исследуется в психологической литературе, где под профессиональной продуктивностью подразумевается эффективность профессионального развития индивида и степень соответствия результатов этого процесса профессиональным требованиям [9] (Povarenkov, 2005). Здесь анализируется вопрос профессионального развития личности, достижения поставленных целей, их соответствия профессиональным навыкам человека. Другими словами, достижение целей, не связанных с профессиональной деятельностью человека, не входит в сферу профессиональной продуктивности. Для рассмотрения именно профессиональной продуктивности необходимо, чтобы личность сформировалась в профессионала (либо делала конкретные шаги для этого). Например, можно считать профессиональной продуктивностью окончание вуза по специальности, которую индивид определил для себя в качестве будущей профессиональной деятельности, а также успешное прохождение адаптации на предприятии в качестве сотрудника по выбранной профессии. В качестве важнейшего условия продуктивной созидательной деятельности специалиста выступает образование. Следующим неотъемлемым условием является профессионализм личности, формируемый на основе образования. Также стоит обратить внимание на особую важность профессионализма деятельности и роль индивидуальности в решении теоретических, практических, профессиональных и специальных задач, которыми обеспечивается продуктивность конкретной деятельности [5–8] (Kiselev, 2016; Kuzmina (Golovko-Garshina), 2002; Kuchina, Korkina, 2019; Kuchina, Tashchev, 2017). Однако непосредственно для предпринимательских структур важным вопросом является именно определенная профессиональная продуктивность, достижение индивидуальных целей работника в рамках исполнения его профессиональных обязанностей и влияние этого процесса на эффективность работы всего предприятия.

Поэтому важно подчеркнуть, что профессиональная продуктивность подразумевает именно работу определенного профессионала. В этом можно выявить главное отличие от производительности труда, которая часто является обезличенной.

Классический расчет производительности труда на одного работника предприятия в экономике предприятий заключается в делении общего показателя производительности труда на количество всех работников без учета личного вклада каждого из них. Даже при анализе производительности труда отдельного работника с учетом его личного вклада (например, анализируется показатель собранных им деталей на заводе) важными факторами выступают: оснащенность рабочего места всем необходимым; оборудование, на котором он работает; инструмент; фактор организации и профессионализма руководителя.

Если более конкретно, то производительность труда одного работника может быть гораздо выше другого, потому что он поставлен работать на более совершенном оборудовании по производству деталей. Следует отметить, что более опытный работник может работать на старом оборудовании, с которым другой работник не справится в принципе. При этом работник со старого оборудования будет показывать более низкую производительность труда, но будет гораздо более профессионально продуктивным, так как его навыки и опыт позволят получать положительный результат от работы на устаревшем оборудовании до того момента, пока оно будет заменено на более новое и совершенное.

Поэтому профессиональная продуктивность является показателем, который лучше отражает возможности конкретного сотрудника, позволяя объективно оценить продуктивность его деятельности.

Можно сказать о том, что профессиональная продуктивность сотрудника является элементом его производительности труда, которая сосредотачивается на профессиональных качествах личности, его навыках и умениях, достижении им поставленных профессиональных целей на конкретном предприятии. Схематично это представлено на рисунке 1.

Рисунок 1. Элементы производительности труда

Источник: составлено авторами.

Таким образом, профессиональная продуктивность оказывает первостепенное влияние на показатель производительности туда. К числу существенных факторов можно также отнести эффективное оснащение всем необходимым инструментом, качественное оборудование и грамотную организацию труда. При этом особо необходимо сказать об управлении и организации труда, так как их эффективность во многом зависит от профессиональной продуктивности управляющих кадров предприятия, поэтому и здесь можно отметить взаимосвязь между исследуемыми понятиями. Например, Борис Николаевич Хелмицкий под продуктивной профессиональной деятельностью управленческого персонала предлагает понимать систему гностических, организаторских, коммуникативных, конструктивных и проектировочных знаний, навыков и умений, владение которыми позволяет менеджеру успешно решать задачи управленческого характера, ориентированные на реализацию совместной, социально значимой и целенаправленной деятельности подчиненных, приносящей им удовлетворение, обусловливающей профессиональное развитие, мотивирующей личностное совершенствование, раскрытие индивидуальности всех субъектов управленческого процесса, а также эффективное осуществление межличностной коммуникации [10, 11] (Romans, 2016; Khelmitskiy, 1998).

Поэтому на производительность труда всего предприятия и конкретного сотрудника оказывает влияние личная профессиональная продуктивность, профессиональная продуктивность управляющего персонала, а также всех сотрудников, взаимодействующих с ним для эффективного выполнения профессиональных задач [10, 11] (Romans, 2016; Khelmitskiy, 1998).

Рассмотрев основные элементы производительности труда, постараемся выявить составные части профессиональной продуктивности сотрудников (рис. 2).

Рисунок 2. Элементы профессиональной продуктивности

Источник: составлено авторами.

Исходя из рисунка 2, основными элементами профессиональной продуктивности являются: профессиональные качества, личностные качества, полученные профессиональные результаты, время, затрачиваемое на реализацию качеств.

Рассмотрим их более подробно.

Профессиональные качества. Под данными качествами понимаются такие, которые способствуют и необходимы для выполнения профессиональных обязанностей, а также характеризуют личность в качестве профессионала, сюда относится и полученное образование сотрудника, которое должно соответствовать его деятельности. Именно от данных качеств зависит профессионализм конкретного сотрудника.

Личностные качества. Здесь рассматриваются качества, способствующие развитию профессиональных качеств, например инициативность, целеустремленность и другие. Данные качества помогают в профессиональной деятельности, эффективно дополняя имеющиеся профессиональные качества, достигается синергетический эффект, который позволяет увеличивать профессиональную продуктивность работников.

Полученные профессиональные результаты. Для оценки профессиональной продуктивности необходимо получить определенный результат, достичь запланированных целей или реализовать их не полностью и оценить отставание, именно с помощью результата и проводится итоговая оценка.

Время, затрачиваемое на реализацию качеств. Полученный результат анализируется на основании промежутка времени его достижения, если говорить о работнике производственного предприятия, то можно оценить количество полученных изделий за рабочий день. Но здесь важно уточнить, что оценивать необходимо не единичный результат в день, а среднее количество за определенный промежуток времени. Например, слесарь изготавливал 6 деталей в день и поставил себе цель выйти на показатель 7 деталей в день за ближайшие три месяца, достижение цели можно будет оценить, если он на протяжении месяца будет показывать в среднем 7 деталей в день.

Профессиональная продуктивность также существенно связана с профессионализацией сотрудника, которая является отражением возможности применения имеющихся профессиональных знаний и качеств на практике в предпринимательских структурах. Основные элементы профессионализации представлены на рисунке 3.

Рисунок 3. Элементы профессионализации работников предпринимательских структур

Источник: составлено авторами.

В целом профессионализация показывает эффективность применения имеющихся знаний, образования, качеств и накопленного опыта на практике в какой-либо предпринимательской структуре.

Рассмотрим составные элементы более подробно.

Личностные качества сотрудника. Они способствуют применению опыта и знаний на практике в ходе исполнения своих непосредственных трудовых обязанностей.

Профильное образование. Как уже говорилось выше, основной упор здесь делается не на уровне образования, а на его профильном направлении. Если работник, получивший педагогическое образование, смог добиться каких-либо профессиональных успехов, например, в коммерческом банке, то его образование, конечно, в каких-то моментах помогает ему, но не выступает в качестве ведущего элемента реализации профессионализации. Часто такие сотрудники для дальнейшего продвижения по карьерной лестнице получают специальное профильное образование. При этом вузы должны давать студентам не только теоретические знания, но и возможность обретения практического опыта работы. На современном этапе проблематика формирования у студентов профессиональных компетенций обладает высокой актуальностью. Многие из учебных заведений дают максимально полную теоретическую базу. Однако практической части уделяется слишком мало внимания. После окончания обучения в вузе выпускники не могут применять полученные знания на практике [5] (Kiselev, 2016).

Практика в профильной организации или полученный практический опыт работы в профильных предпринимательских структурах. Часто работодатели при выборе профессионалов в первую очередь ориентируются именно на опыт специалиста. Успешная реализация профессиональных компетенций в профильной организации выступает в качестве ведущего условия развития профессионализации [10, 12] (Romans, 2016; Dudin, Ivashchenko, Frolova, Abashidze, 2017).

Дополнительное образование, самосовершенствование. Профессионал должен постоянно заниматься развитием и совершенствованием своих навыков. Его должны волновать вопросы повышения компетенции, получения новых умений и знаний. Особенно это актуально для современных условий, которые характеризуются высокой степенью изменчивости, как на внешнем, так и внутреннем уровне предпринимательских структур. Профессионалы должны быть готовы к освоению нового оборудования, изменению условий труда, расширению имеющихся навыков и углублению своих знаний. Все это поспособствует повышению своей продуктивности и положительно отразится на развитии предприятия. При этом многие предприятия сами задумываются о постоянном развитии своих сотрудников. ВТБ 24 предлагает работникам прохождение программ личностного и профессионального развития на основе оценки по компетенциям. Выбор программы (долгосрочное обучение или 2-3-дневный тренинг) зависит от двух факторов:

1. Во-первых, от потребностей специалиста в профессиональном развитии.

2. Во-вторых, от бизнес-задач, которые решает специалист.

С целью развития ключевых специалистов и их подготовки к карьерному продвижению в будущем реализуются корпоративные программы развития кадрового резерва, предполагающие проектную работу и модульное обучение. Около 50% ключевых сотрудников получают карьерное продвижение в рамках группы ВТБ 24 или внутри банка [3] (Dubrovskaya, 2016). Развитие сотрудников положительно сказывается на профессиональной продуктивности и производительности труда персонала.

Поэтому профессиональная продуктивность существенно отличается от производительности труда.

Заключение

Можно заключить, что понятия «производительность труда» и «профессиональная продуктивность» являются абсолютно разными по содержанию. Хотя между ними присутствует ярко выраженная взаимосвязь, заключающаяся в том, что производительность труда является более широким термином, а профессиональная продуктивность выступает одним из ее элементов.

На производительность труда существенное влияние оказывают факторы оснащенности сотрудника всем необходимым; оборудование, на котором он выполняет свою работу; организация процесса исполнения его обязанностей. В то время как профессиональная продуктивность сотрудников ориентируется на личность, ее профессионализм и возможности реализовать себя в качестве профессионала, использовать полученные знания, навыки и опыт при исполнении трудовых обязанностей в профильной организации.

Профессиональная продуктивность способствует росту производительности труда. Достигается это благодаря соответствующему отношению сотрудников к своей деятельности в качестве профессионалов, стремящихся к реализации. Профессионал будет переживать за результаты своей работы, стремиться к получению оптимальных условий труда, развиваться и самосовершенствоваться, что будет положительно влиять на предпринимательские структуры.


References:

Bartseva K.Yu. (2012). Sovremennye instrumenty upravleniya predpriyatiem, personalom i proizvoditelnostyu truda [Modern mechanisms of business management, personnel and labour productivity]. Vector of science of Togliatti State University. (4(22)). 223-228. (in Russian).

Drobot E.V., Makarov I.N., Zhuravleva O.V., Nersisyan A.M. (2020). Osobennosti privlecheniya molodyh spetsialistov i negativnye tendentsii na rynke truda Rossii [Features of attracting the young professionals and negative trends in the Russian labour market]. Russian Journal of Labor Economics. 7 (3). 253-266. (in Russian). doi: 10.18334/et.7.3.100709 .

Dudin M.N., Ivashchenko N.P., Frolova E.E., Abashidze A.H. (2017). Institutional Approach to Establishment of a Structural Model of the Russian Academic Environment Development European Journal of Contemporary Education. 6 (1). 22-38. doi: 10.13187/ejced.2017.1.22.

Gagarinskiy A.V. (2013). Upravlenie proizvoditelnostyu truda promyshlennogo predpriyatiya [Managing labour productivity of industrial enterprises]. Vestnik of Samara State University. (7(108)). 111-116. (in Russian).

Khelmitskiy B.N. (1998). Produktivnost professionalnoy deyatelnosti upravlencheskogo personala [Productivity of professional activity of management personnel] Moscow. (in Russian).

Kiselev A.A. (2016). Formirovanie u studentov vuzov podgotovlennosti k prinyatiyu upravlencheskikh resheniy kak professionalnoy kompetentsii [Formation of University students' readiness to make managerial decisions as a professional competence]. The symbol of science. (8-2(20)). 120-121. (in Russian).

Kuchina E.V., Korkina T.A. (2019). Upravlenie proizvoditelnostyu truda kak instrument obespecheniya konkurentosposobnosti predpriyatiy v sfere uslug [Performance management as a tool for competitiveness service enterprises]. Bulletin of Chelyabinsk State University. (9). 166-174. (in Russian). doi: 10.24411/1994-2796-2019-10918 .

Kuchina E.V., Taschev A.K. (2017). Metodologicheskie podkhody k otsenke proizvoditelnosti truda na mikrourovne [Methodological approaches to the estimation of labor productivity at the micro level]. Bulletin of the South Ural State University. Series: economics and management. 11 (2). 42-47. (in Russian). doi: 10.14529/em170206 .

Kuzmina (Golovko-Garshina) N.V. (2002). Akmeologicheskaya teoriya povyshenie kachestva podgotovki spetsialistov obrazovaniya [Acmeological theory of improving the quality of training of educational specialists] M.: Issledovatelskiy tsentr povysheniya kachestva podgotovki spetsialistov. (in Russian).

Ponomarev Yu.Yu., Magomedov R.N. (2019). Vnedrenie novyh tekhnologiy i sovokupnaya faktornaya proizvoditelnost: mikroekonometricheskiy analiz [The introduction of new technologies and total factor productivity: microeconometric analysis]. Journal of International Economic Affairs. 9 (3). 2249-2268. (in Russian). doi: 10.18334/eo.9.3.41063.

Povarenkov Yu.P. (2005). Sistemogeneticheskaya kontseptsiya professionalnogo stanovleniya cheloveka [System genetic concept of professional development of a person] M.: Izd-vo Institut psikhologii RAN. (in Russian).

Romans E. (2016). Nastolnaya kniga venchurnogo predprinimatelya: Sekrety liderov startapov [Venture entrepreneur's Handbook: Secrets of startup leaders] Moscow: Alpina Pabl. (in Russian).

Svirina L.N. (2018). Razvitie instituta rezerva upravlencheskikh kadrov kak faktor obespecheniya ekonomicheskoy bezopasnosti v sfere upravleniya podgotovkoy kadrov dlya gosudarstvennoy sluzhby [Development of the Institute of management personnel reserve as a factor of ensuring economic security in the field of management of training for public service]. Economic security. 1 (1). 47-52. (in Russian). doi: 10.18334/ecsec.1.1.100489.

Страница обновлена: 28.04.2025 в 03:29:24