Рецензия на монографию Каримовой С.А. «Корпоративная социальная ответственность как источник социального капитала организации» (Москва, 2020)

Адаменко А.А.

Статья в журнале

Социальное предпринимательство и корпоративная социальная ответственность
Том 1, Номер 2 (Апрель-июнь 2020)

Цитировать:
Адаменко А.А. Рецензия на монографию Каримовой С.А. «Корпоративная социальная ответственность как источник социального капитала организации» (Москва, 2020) // Социальное предпринимательство и корпоративная социальная ответственность. – 2020. – Том 1. – № 2. – doi: 10.18334/social.1.2.110981.



Сложность и многоаспектность процессов социально-экономического развития создает основу для совершенствования существующих в теории традиционных подходов, к методам анализа их развития и управления. Особенно актуальным является анализ корпоративной социальной ответственности и оценки ее влияния на развитие социально-экономических систем. Выполненная монография представляется наиболее своевременной в ситуации, когда резко возрастает неустойчивость компаний в период кризиса и необходима поддержка, основанная на ценностях и доверии со стороны. Центральной частью исследования является разработанная автором методика оценки влияния корпоративной социальной ответственности на уровень устойчивости бизнеса в период кризиса.

Используя данный подход, автор ставит и успешно решает задачу по разработке методики комплексной оценки уровня корпоративной социальной ответственности и доказательства влияния ее уровня на устойчивость развития компаний в посткризисный период на основе регрессионного моделирования. Данный этап исследования в значительной степени вносит вклад в развитие теории и практики корпоративной социальной ответственности.

Исследуя различные аспекты и подходы к доказательству того факта, что уровень корпоративной социальной ответственности организации влияет на динамику ее ключевых операционных показателей в посткризисный период, автор опирается на широкий круг научной литературы отечественных и зарубежных авторов, используя обширные методы исследования, в том числе экономико-математические. Главным достоинством полученной модели является то, что высокий интегральный уровень корпоративной социальной ответственности соответствует меньшим темпам падения прибыли от продаж компании в период после кризиса, что подтверждает формирование ее социального капитала, позволяющего снизить негативные последствия кризиса и повысить устойчивость компании в период внешних финансово-экономических потрясений.

Из данной автором последовательности анализа логически выстраивается структура монографии, состоящая из введения, трех глав, заключения и приложений.

Первая глава посвящена развитию концепции корпоративной социальной ответственности. Автор систематизирует определения, модели КСО, определяет их специфику, анализирует концепции, служащие основой для обеспечения устойчивого развития, выдвигает собственный подход к трактовке корпоративной социальной ответственности как источника формирования особого измеримого нематериального актива социальной природы – социального капитала организаций, имеющего инвестиционную природу. Его оригинальность заключается в том, что он вбирает элементы устоявшихся концепции и дополняет их тем, что учитывает формирование социального капитала и, таким образом, обосновывает и использует инвестиционный характер КСО. Как следствие, в монографии уточнено понятие «корпоративная социальная ответственность».

Во второй главе особое внимание уделяется вопросам анализа практики управления корпоративной социальной ответственностью в экономических системах различного масштаба. В частности, автор проводит межстрановое исследование уровня социальной ответственности; национальный уровень развития КСО изучается в рамках вопросов государственного регулирования и стандартизации процессов корпоративной социальной ответственности; мониторинг и анализ восприятия инвестиционного характера корпоративной социальной ответственности в корпоративном секторе России позволяет автору увидеть резервы развития КСО на микроэкономическом уровне.

Опираясь на концептуальные основы и методические подходы к оценке ее уровня, определены стратегия и метод оценки, а также доказано, что корпоративная социальная ответственность экономически целесообразна.

Решение задачи доказательства взаимосвязи между корпоративной социальной ответственностью и социальным капиталом потребовало разработки соответствующего инструментария (вариант решения указанной задачи представлен в третьей главе). В третьей главе монографии автор осуществляет доказательство положительного влияния корпоративной социальной ответственности на деятельность организации. Предложена комплексная методика оценки уровня корпоративной социальной ответственности и проведена ее апробация для компаний различных отраслей.

Важным является то, что, в соответствии с авторской концепцией, отдача от инвестиций в КСО проявляется не только в процессе повседневного взаимодействия с ее стейкхолдерами, но, в большей степени, – в период финансовых затруднений корпораций. Данный подход соответствует системному восприятию инвестиционной природы КСО. По результатам проведенных оценок и доказательств установлено, что внедрение корпоративной социальной ответственности ведет к стабилизации динамики операционной прибыли организаций в посткризисный период.

Научная новизна монографии, состоит в решении комплексной научной проблемы обоснования инвестиционной природы и положительных социально-экономических эффектов программ корпоративной социальной ответственности организаций, имеющей важное значение и вносящей вклад в научное обоснование необходимости ее развития в целях повышения эффективности функционирования экономических систем. Среди основных результатов монографии, содержащих научную новизну, следует отметить следующие:

1. Показано, что вложения в корпоративную социальную ответственность имеют инвестиционную природу; кроме того, обосновано, программы корпоративной социальной ответственности являются источником формирования социального капитала организаций (стр. 30, 87–95 монографии).

2. Выявлены специфические черты корпоративной социальной ответственности в России, препятствующие формированию открытого социального капитала организаций: высокий уровень регулирования и контроля со стороны государства не способствует добровольным доверительным отношениям в сфере КСО; неразвитость формальных институтов корпоративной социальной ответственности препятствует распространению единых норм и ценностей в этой сфере; корпоративная социальная ответственность основана на заимствовании (импорте) зарубежных институтов без должной адаптации к местной специфике (не учитывается национальный характер взаимодействия со стейкхолдерами); лоббирование стандартов корпоративной социальной ответственности крупными компаниями (снижается уровень доверия между участниками процесса).

3. Разработана методика комплексной оценки корпоративной социальной ответственности корпораций. В частности, выбраны и обоснованы ключевые индикаторы для расчета интегрального показателя КСО, среди которых уровень прозрачности закупок, уровень компенсации труда работникам, доля различных отчислений в выручке, экологичность производства и др. Методика позволяет произвести общую оценку уровня корпоративной социальной ответственности и использовать ее в сравнительном и динамическом анализе деятельности организаций (стр. 96 монографии).

4. В работе доказано, что более высокий интегральный уровень корпоративной социальной ответственности соответствует меньшим темпам падения прибыли от продаж компаний в посткризисный период, что иллюстрирует роль сформированного в рамках программ КСО социального капитала в снижении негативных последствий кризиса и повышении устойчивости компании.

5. Предложены стратегические направления развития системы корпоративной социальной ответственности, необходимые для создания новых источников социального капитала компании: создание формальных и неформальных институтов согласования интересов стейкхолдеров для прироста капитала доверия; разработка механизмов удовлетворения интересов стейкхолдеров и разрешений противоречий между ними для развития системы сетевого взаимодействия, информирования и оповещения и формирования дополнительного капитала социальных связей; формирование системы стандартов взаимоотношений со всеми сторонами, в основе которой лежат общие ценности и принципы корпоративного управления, для развития такого элемента социального капитала как капитал ценностей и норм.

Монография представляет очевидный научный интерес, который дополняется ее практической значимостью. Разработанные механизмы и инструменты корпоративной социальной ответственности могут быть трансформированы в рекомендации для органов власти в регионах, а также организаций разных отраслей и объемов. Вклад работы в теорию корпоративной социальной ответственности в целом также неоспорим: модель и методика оценки ее уровня являются авторскими и обладают научной новизной.

Сформулированные положения и научные результаты обоснованы и достоверны, что подтверждается ссылками на аналогичные исследования с применением экономико-математических методов.

Отдельные результаты могут быть использованы в разработке стандартов и руководства корпоративной социальной ответственности, а также методических рекомендаций для высших учебных заведений.

Данные об использовании результатов работы убедительно говорят о ее востребованности в практической и научных сферах.


Страница обновлена: 13.10.2020 в 23:30:15