Evolution of methodological approaches to assessment of the state and dynamics of the economic security level

Belyaevskaya-Plotnik L.A.1
1 Институт экономики РАН, Russia

Journal paper

Economic security (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Volume 3, Number 4 (October-December 2020)

Citation:

Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=44613868
Cited: 8 by 31.03.2023

Abstract:
The author of the article notes that for timely and effective management decisions in the field of economic security regulation, an objective assessment of its state at a fixed point in time and in dynamics is important. In order to obtain a prompt and reliable assessment of economic security, a single comprehensive index is needed, which includes the entire list of indicators characterizing economic security. In order to develop a methodological approach towards the assessment of the state and dynamics of the economic security level, the author of the article supplemented the methodology for calculating the integral index of economic security by setting the boundaries of the range of permissible values, i.e. such limiting values, the approach to which leads to the formation of negative trends for the country's economy. Thus, the methodological approach proposed in this article for assessing the state of economic security in dynamics allows to conduct regular monitoring of the likelihood of threats in this area in order to develop preventive measures to prevent the development of crisis phenomena.

Keywords: economic security, threshold values, integral indicator, economic security assessment, economic security monitoring

JEL-classification: O11, F52, Q58



Введение

Указом Президента РФ от 13 мая 2017 г. № 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года» (далее – Стратегия) на Правительство РФ возложена обязанность по обеспечению мониторинга и оценки состояния экономической безопасности РФ (ст. 2, п. б) Указа) [1]. В действующей Стратегии экономической безопасности выделены 40 показателей состояния экономической безопасности (ст. 27 Стратегии), которые являются объектом оценки состояния и динамики уровня экономической безопасности и подлежат систематическому мониторингу. Однако проведение комплексной оценки состояния экономической безопасности по имеющимся в Стратегии экономической безопасности показателям представляется недостаточно полной по причине отсутствия параметров, характеризующих иные важные сферы национальной экономики. Сюда следует отнести экологическую составляющую и такую значимую ее часть, как зеленая экономика.

Изучение взаимосвязи между экономической безопасностью и экологическими факторами, включая зеленую экономику, прослеживается в ряде научных работ [2, 7, 9, 10] (Belyaevskaya-Plotnik, 2020; Golovanov, Mikhalina, Ekimova, 2018; Dyuzhenkova, 2001; Zimenkova, 2017). Широко известны подходы, трактующие зеленую экономику в макроэкономическом и секторальном аспекте, что излагается широкой общественности со стороны ООН и Европейского сообщества [22, 21]. Так, отдельные концептуальные документы ЕС рассматривают зеленую экономику путем объединения экономики, экологии и социальной сферы. Соглашаясь с указанным подходом, ниже представлена авторская трактовка взаимосвязи зеленой экономики и экономической безопасности (табл. 1).

Таблица 1

Структурные составляющие взаимосвязи зеленой экономики и

экономической безопасности

Составляющие
Структура
Цель
Инструменты
1
2
3
4
Экологическая компонента
Природный капитал
Обеспечение устойчивости экологических систем и снижение экологической нагрузки на окружающую среду
Популяризация возобновляемых источников энергии; стимулирование развития предпринимательских сегментов в сельском хозяйстве
Экономическая компонента
Физический капитал
Эффективность использования средств производства; бережливое производство
Использование энергосберегающих технологий; снижение доли «вредных» загрязняющих предприятий
Социальная компонента
Человеческий капитал
Ответственное потребление и сокращение неравенства
Развитие экономики знаний, позволяющее решить проблему компенсаторности природных ресурсов и неравенства при помощи развития самого мощного ресурса – знания и человеческие компетенции
Источник: составлено автором.

Таким образом, в широком понимании зеленая экономика имеет своей целью создание экологически устойчивой экономики. Ее роль в обеспечении экономической безопасности может быть сведена к повышению эффективности использования физического капитала и снижению рисков и угроз со стороны экологических факторов. Кроме того, решение вопросов социального неравенства также входит в перечень задач обеспечения экономической безопасности страны и территорий. Нерешенным на сегодняшний день остается вопрос иерархии компонент в представленной взаимосвязи, а именно выявления причинно-следственных связей между ними. Исходя из отмеченного полагаем, что указанная взаимосвязь межу структурными составляющими не иерархична, а циклична (рис. 1).

Рисунок 1. Цикличная взаимосвязь между структурными составляющими

зеленой экономики и экономической безопасности

Источник: составлено автором.

Поскольку, как представлено на рисунке, связь между составляющими зеленой экономики и экономической безопасности является цикличной и доказанной, то их дальнейший анализ представляется актуальным и целесообразным.

Показатели оценки состояния экономической безопасности могут характеризовать одновременно или по отдельности ту или иную структурную составляющую зеленой экономики и экономической безопасности. Кроме того, инструменты экономической компоненты (использование энергосберегающих технологий; снижение доли «вредных» загрязняющих предприятий), что представлено в таблице выше, направлены в том числе на стимулирование развития предпринимательских сегментов, что, в свою очередь, является одним из условий экономической безопасности территорий. Аналогичным образом данное утверждение относится также и к инструментам экологической компоненты в отношении предпринимательства в сельском хозяйстве для территорий данной специализации.

Одним из распространенных методологических подходов по проведению мониторинга и оценки состояния экономической безопасности (ЭБ) являются рекомендации по отслеживанию динамики показателей –индикаторов экономической безопасности в интервале допустимых значений (пороговых, критических и пр.). «В научном обороте известно несколько подходов к определению пороговых значений для показателей оценки экономической безопасности» [20] (Shekhovtsova, Zinakov, 2018): равнение на среднемировые значения; использование целевых или исторически худших значений, как верхней и нижней границы диапазона.

Следует отметить, что равнение на среднемировые значения или значения показателей в экономически развитых странах, на наш взгляд, является недостаточным при выборе пороговых значений показателей ЭБ, поскольку очевидна разница в институциональном и ресурсном обеспечении необходимого уровня ЭБ, что заранее приводит к невозможности достижения развивающимися странами уровня выше пороговых значений. В то же время использование целевых и худших значений для определения диапазонов колебания пороговых значений затрудняет объективную оценку момента возникновения угроз экономической безопасности, поскольку приближение к худшему значению или отдаление от целевого значения не всегда являются критичными в оценке состояния экономической безопасности.

Для российской экономики известны разработки в сфере установления пороговых значений для показателей экономической безопасности ученых Института экономики РАН [16] (Senchagov, Lev, Gelvanovskiy, Rubin, Ivanov, Karavaeva, Kolpakova, Pavlov, Rogova, Vayver, Kazantsev, 2017), Института макроэкономических исследований [5] (Vissarionov, Gumerov, 2017), С.Ю. Глазьева [6] (Glazev, 1998), А. Илларионова [11] (Illarionov, 1998).

Количественные пороговые значения должны быть одобрены и закреплены на государственном уровне. «Учет таких показателей должен быть обязательным при разработке правительственных прогнозов, бюджетов» [12, с. 303] (Karavaeva, Bukhvald, Soboleva, Kolomiets, Lev, Ivanov, Kazantsev, Kolpakova, 2019, р. 303), а также программ развития, чего, к сожалению, не наблюдается в современной практике государственного управления.

Мировая практика выработала ряд ориентиров в отношении порогов экономической безопасности. Так, например, в мировой практике естественный уровень безработицы рекомендовано держать не более 6,5–7%, но с оговоркой допустимых значений в пределах 15–20%, если в экономике страны в этот период происходят радикальные структурные изменения, но только в течение непродолжительного периода (рис. 2).

Рисунок 2. Динамика и пороговые значения уровня безработицы в РФ, %

Источник: составлено автором на основании данных Федеральной службы государственной статистики [19].

Прежде всего следует подчеркнуть отсутствие единства подходов между рекомендуемыми пороговыми значениями для уровня безработицы не только на мировом уровне (6,5–7%), но и между российскими ведущими учеными, в частности, подходами Сенчагова В.К (не более 4%) [15] (Senchagov, 2007) и Глазьева С.Ю. [6] (Glazev, 1998) (7%), что видно на графике. На основании представленных на рисунке данных следует заключить, что за весь исследуемый период (2000–2017 гг.) уровень безработицы в РФ находился выше рекомендуемого Сенчаговым В.К. порогового значения, но после 2011 г. данный показатель был ниже пороговых значений, разработанных Глазьевым С.Ю. и предложенных мировым сообществом.

Интерпретация динамики уровня безработицы в пределах пороговых значений следующая: приближение фактических значений к верхней границе диапазона характеризует наличие негативных тенденций в социальной сфере и требует принятия соответствующих государственных мер, направленных на недопущение развития кризиса. В случае игнорирования таких сигналов и непринятия соответствующих предупредительных мер далее возможен выход значений данного показателя за верхнюю границу диапазона, что будет свидетельствовать о наличии угрозы экономической безопасности в стране.

Одновременно с этим приближение или выход фактического значения показателя за пределы нижней границы интервала следует считать позитивной тенденцией, означающей, что со стороны сферы занятости нет угрозы экономической безопасности на фиксируемую дату.

Если аналогичным образом провести точечный анализ отдельных показателей состояния ЭБ, можно сделать вывод, что по некоторым из них экономика РФ находится в безопасном состоянии, а по другим – высока вероятность развития кризисных явлений. Однако систематический оперативный мониторинг необходимо проводить путем отслеживания динамики единого комплексного показателя, агрегирующего в себе всю совокупность параметров, которые описывают состояние ЭБ в различных сферах. Решение данной задачи лежит в плоскости расчета сводного интегрального показателя, который агрегирует в себе совокупность разноразмерных частных индикаторов экономической безопасности.

В научных источниках описано множество подходов к расчету интегральных показателей в сфере ЭБ, в том числе в работах И.В. Долматова [8] (Dolmatov, 2006), Э.А. Уткина и А.Ф. Денисова [18] (Utkin, Denisov, 2002), Н.В. Дюженковой [9] (Dyuzhenkova, 2001), Е.С. Митякова [13] (Mityakov, 2012).

Проведенный выше анализ различных научных подходов по вопросам комплексной диагностики состояния ЭБ позволяет заключить о том, что помимо сопоставления фактических значений показателей ЭБ с пороговыми, различными авторами используется метод стандартизации показателей с последующим расчетом сводного интегрального индекса, что позволяет сравнивать различные показатели по каждой из компонент безопасности. Таким образом, именно метод интегрального анализа целесообразно использовать для комплексной оценки состояния ЭБ в Российской Федерации.

Входными данными для расчета интегрального показателя ЭБ в РФ являются показатели экономической безопасности, закрепленные в Стратегии экономической безопасности РФ до 2030 г., а также дополненные экологическими показателями [4] (Belyaevskaya-Plotnik, Sorokina, Cherednichenko, Gubarev, 2018) (доля энергетических ресурсов, производимых с использованием возобновляемых источников энергии, в общем объеме производства энергоресурсов; затраты на экологические инновации; затраты на охрану окружающей среды; инвестиции в основной капитал по направлениям инвестирования по виду экономической деятельности «Производство электроэнергии, получаемой из возобновляемых источников энергии, включая выработанную солнечными, ветровыми, геотермальными электростанциями, в том числе деятельность по обеспечению их работоспособности»; число предприятий, внедривших систему экологического менеджмента; совокупный объем выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух; численность населения, проживающего в неблагоприятных экологических условиях (в городах с высоким и очень высоким уровнем загрязнения атмосферного воздуха (индекс загрязнения атмосферного воздуха более 7); уровень инновационной активности организаций, осуществляющих технологические инновации).

Более детально целесообразность использования метода интегрального анализа с обоснованием его преимуществ в сфере оценки ЭБ описана в работе [3, 17] (Belyaevskaya-Plotnik, Sorokina, 2020; Sorokina, Belyaevskaya-Plotnik, 2019), где представлены отличительные характеристики метода таксономического анализа (как разновидности интегрального анализа) в сравнении с иными способами расчета агрегированных индексов, в числе которых определение так называемого эталонного состояния экономической безопасности и фиксирование отклонений от него в определенный период времени.

«Полученные на основании указанного подхода расчетные значения интегрального показателя экономической безопасности в РФ должны быть дополнены так называемым пороговым уровнем путем моделирования верхних и нижних границ диапазона допустимых значений» [14] (Raevskiy, Belyaevskaya-Plotnik, Sorokina, 2018). Нахождение интегрального показателя экономической безопасности РФ в пределах указанного диапазона или выход за его границы характеризует, соответственно, отсутствие или наличие угроз в сфере экономики на фиксируемую дату (рис. 3).

Рисунок 3. Диапазон допустимых значений для рассчитанного интегрального показателя состояния экономической безопасности (IЭБ) в РФ

Источник: собственные расчеты автора.

Количественная комплексная оценка состояния экономической безопасности в определенный период времени и в динамике является важным этапом системы мониторинга данного явления. Однако следует подчеркнуть, что в данном расчете не такое существенное значение имеет количественное выражение показателя (размер), сколько важно его изменение в динамике и колебание в границах диапазона допустимых значений.

Добавленная на графике линия средних значений позволяет заключить о том, что за весь период наблюдения 2006–2018 гг. в 54% случаев уровень экономической безопасности был выше среднего значения (в период 2011–2016 гг. и в 2018 г.). Соответственно, в 46% случаев уровень экономической безопасности был ниже среднего значения (в период 2006–2010 гг. и в 2017 г.).

Заключение

Проведенный анализ показал, что в докризисный период значение интегрального комплексного показателя состояния ЭБ было за нижней границей диапазона допустимых значений, что характеризовало наличие угроз в сфере экономики. Наступивший вслед за этим периодом кризис в экономике РФ подтверждает достоверность предложенного подхода по определению пороговых значений с целью мониторинга уровня ЭБ.

Таким образом, развитие методологических подходов к оценке состояния и динамики уровня экономической безопасности в РФ на основании синтеза методик интегрального анализа и расчета стандартного отклонения позволяет осуществлять ряд важнейших аналитических процедур:

1. Детекция аномалий – это определение выхода за верхнюю или нижнюю границу диапазона допустимых значений интегрального показателя состояния ЭБ на текущий момент или в прогнозной перспективе для фиксации точек «прорыва» с целью раннего предупреждения развития кризисных явлений в экономике.

2. Детекция тренда – это определение направления движения уровня экономической безопасности в исторической динамике или прогнозной перспективе с целью своевременного принятия управленческих решений, направленных на сохранение позитивной тенденции (восходящий тренд) или устранение причин негативных тенденций (нисходящий тренд) в состоянии экономической безопасности страны.

Следует отметить, что с позиции проведения мониторинга состояния ЭБ важную информационную ценность несет не столько количественное значение показателя само по себе, сколько его изменение в динамике. Любая тенденция показателя, особенно в сторону понижения, требует привлечения внимания со стороны органов государственного управления, что в первую очередь призывает к необходимости определения причин указанного снижения. Для этого требуется декомпозиция комплексного показателя состояния ЭБ на составляющие его части (компоненты) с целью определения так называемых узких мест в социально-экономической сфере, которые могут выступать источником угроз экономической безопасности страны.


References:

Environmental indicator report 2012. - Ecosystem resilience and resource efficiency in a green economy in Europe (2012). Copenhagen: European Environment Agency.

Towards a green economy in Europe (2013). Copenhagen: European Environment Agency.

Belyaevskaya-Plotnik L.A. (2020). Obespechenie ekonomicheskoy bezopasnosti territoriy v kontekste otsenki rynochnogo potentsiala razvitiya predprinimatelskikh segmentov «zelenoy» ekonomiki [Ensuring the economic security of territories in the context of assessing the market potential for the development of business segments of the green economy]. Nauchnye issledovaniya i razrabotki. Ekonomika. 8 (4). 4-11. (in Russian).

Belyaevskaya-Plotnik L.A., Sorokina N.Yu. (2020). Sovershenstvovanie instrumentariya monitoringa riskov i ugroz v sfere nauchno-tekhnologicheskogo razvitiya Rossiyskoy Federatsii [Improving tools for monitoring risks and threats in the sphere of scientific and technological development of the Russian Federation]. Economics and management: problems, solutions (Ekonomika i upravleniye: problemy, resheniya nauchno-prakticheskiy zhurnal). 2 (8). 34-43. (in Russian). doi: 10.34684/ek.up.p.r.2020.08.02.004 .

Belyaevskaya-Plotnik L.A., Sorokina N.Yu., Cherednichenko L.G., Gubarev R.V. (2018). Mezhregionalnaya sotsialnaya differentsiatsiya v sisteme ugroz ekonomicheskoy bezopasnosti Rossii (opyt mnogomernogo analiza) [Interregional social differentiation in the system of threats to Russia's economic security (experience of multidimensional analysis)]. Drukerovskij vestnik. (6(26)). 92-107. (in Russian).

Dolmatov I.V. (2006). Formirovanie regionalnoy sistemy obespecheniya ekonomicheskoy bezopasnosti [Formation of a regional system for ensuring economic security] M.. (in Russian).

Dyuzhenkova N.V. (2001). Sistema kriteriev i pokazateley dlya otsenki sostoyaniya ekonomicheskoy bezopasnosti [System of criteria and indicators for assessing the state of economic security] Information business in Russia. (in Russian).

Glazev S.Yu. (1998). Genotsid. Rossiya i novyy mirovoy poryadok. Strategiya ekonomicheskogo rosta na poroge XXI veka [Genocide. Russia and the new world order. Economic growth strategy on the threshold of the 21st century] M.: Terra. (in Russian).

Golovanov E.B., Mikhalina L.M., Ekimova K.V. (2018). Rol i znachenie ekologicheskoy nagruzki v sisteme regionalnoy ekonomicheskoy bezopasnosti [Role and importance of environmental pressure in the system of regional economic security]. Bulletin of the South Ural State University. Series: economics and management. 12 (4). 14-25. (in Russian). doi: 10.14529/em180402 .

Illarionov A. (1998). Kriterii ekonomicheskoy bezopasnosti [Criteria of economic security]. Voprosy Ekonomiki. (10). 35-58. (in Russian).

Karavaeva I.V., Bukhvald E.M., Soboleva I.V., Kolomiets A.G., Lev M.Yu., Ivanov E.A., Kazantsev S.V., Kolpakova I.A. (2019). Ekonomicheskaya bezopasnost otdelnyh prognoznyh parametrov sotsialno-ekonomicheskogo razvitiya i byudzhetnoy politiki Rossiyskoy Federatsii na srednesrochnuyu perspektivu [Economic security of individual forecast parameters of socio-economic development and budgetary policy of the Russian Federation in medium term]. Ekonomicheskaya bezopasnost. 2 (4). 273-332. (in Russian). doi: 10.18334/ecsec.2.4.110112 .

Mityakov E.S. (2012). Klassifikatsiya matematicheskikh modeley ustoychivogo razvitiya i ekonomicheskoy bezopasnosti [Classification of mathematical models of sustainable development and economic security]. Economics. (1). 128-131. (in Russian).

Raevskiy S.V., Belyaevskaya-Plotnik L. A., Sorokina N.Yu. (2018). Metodicheskiy podkhod k otsenke diapazonov dopustimyh znacheniy pokazateley sostoyaniya ekonomicheskoy bezopasnosti Rossiyskoy Federatsii [Methodical approach to the estimation of ranges of admissible values indicators of the state of economic security Russian Federation]. Economics and management: problems, solutions (Ekonomika i upravleniye: problemy, resheniya nauchno-prakticheskiy zhurnal). 1 (7). 19-25. (in Russian).

Senchagov V.K. (2007). Kak obespechit ekonomicheskuyu bezopasnost Rossii [How to ensure Russia's economic security]. Zolotoy Lev. 109-110. (in Russian).

Senchagov V.K., Lev M.Yu., Gelvanovskiy M.I., Rubin B.V., Ivanov E.A., Karavaeva I.V., Kolpakova I.A., Pavlov V.I., Rogova O.L., Vayver Yu.M., Kazantsev S.V. (2017). Optimizatsiya indikatorov i porogovyh urovney v razvitii finansovo-bankovskikh i tsenovyh pokazateley v sisteme ekonomicheskoy bezopasnosti [Optimization of indices and thresholds in the development of financial, banking and price indicators in the system of economic security] Moscow: Izdatelstvo Maska. (in Russian).

Shekhovtsova Yu.A., Zinakov E.A. (2018). Strategiya ekonomicheskoy bezopasnosti Rossiyskoy Federatsii na period do 2030 goda, ee preimushchestva i puti sovershenstvovaniya [Strategy of economic security of the Russian Federation for the period up to 2030, its advantages and ways of improvement] Economics, Management, Finance. 34-37. (in Russian).

Sorokina N.Yu., Belyaevskaya-Plotnik L.A. (2019). Integralnyy podkhod k otsenke ekonomicheskoy bezopasnosti territoriy [Integrated approach to assessing the economic security of territories]. Nauchnye issledovaniya i razrabotki. Ekonomika. 7 (5). 67-71. (in Russian). doi: 10.12737/article_5dada4d3cf9ed6.36681863 .

Utkin E.A., Denisov A.F. (2002). Gosudarstvennoe i regionalnoe upravlenie [State and regional administration] M.: IKF «EKMOS». (in Russian).

Vissarionov A.B., Gumerov R.R. (2017). Ob ispolzovanii predelnyh (porogovyh) znacheniy indikatorov ekonomicheskoy bezopasnosti Rossiyskoy Federatsii [Concerning the use of indicators’ marginal (threshold) values of the Russian Federation economic security]. Management Sciences. 7 (3). 12-20. (in Russian).

Zimenkova E.N. (2017). Vliyanie ekologicheskikh izmeneniy na formirovanie ekonomicheskoy bezopasnosti [The impact of environmental changes on the formation of economic security]. Regional problems of transforming the economy. (7(81)). 55-63. (in Russian).

Страница обновлена: 09.04.2025 в 20:34:40