Компетенции успешного предпринимателя: концептуальные основы исследования
Дроздов И.Н.1
1 Дальневосточный федеральный университет, Россия, Москва
Скачать PDF | Загрузок: 4 | Цитирований: 1
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 14, Номер 9 (Сентябрь 2020)
Цитировать:
Дроздов И.Н. Компетенции успешного предпринимателя: концептуальные основы исследования // Креативная экономика. – 2020. – Том 14. – № 9. – С. 1989-2002. – doi: 10.18334/ce.14.9.110833.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=44263597
Цитирований: 1 по состоянию на 07.08.2023
Аннотация:
Рассмотрены научные концепции, которые могут применяться в качестве теоретической основы для проведения исследований компетенций, способствующих успешности предпринимателя: «теория выявления и развития предпринимательских возможностей», «теория подхода к возможностям», «теория предпринимательской компетентности». Показаны варианты использования рассмотренных концепций в эмпирических исследованиях в области обозначенной проблематики. Обозначена значимость теоретического обоснования исследований в области компетенций, обусловливающих успешность предпринимателя
Ключевые слова: предпринимательство, предприниматель, компетенции, концепция, теория, успешность, успешность предпринимателя
JEL-классификация: L26, M11, M21
Введение
В настоящее время исследователи активно занимаются изучением компетенций, обусловливающих успешность в различных сферах деятельности, в том числе и в области предпринимательства. Для обеспечения значимости и обоснованности получаемых результатов очень важно, чтобы эмпирические исследования опирались на соответствующую концептуальную (теоретическую) основу [1, 2] (Drozdov, 2018).
Цель исследования – описать возможные концептуальные основы эмпирических исследований, направленных на изучение компетенций, обусловливающих успешность предпринимателя.
Научная значимость исследования заключается в выделении научных концепций, которые в рамках изучения и моделирования компетенций, значимых для обеспечения успешности предпринимателя, могут использоваться для корректной постановки исследовательского вопроса, способствовать более точному определению объекта, предмета, задач и методов исследования, более глубокому пониманию полученных результатов, а также выработке аргументированных и обоснованных выводов.
Для достижения поставленной цели использовались следующие методы: вторичный анализ результатов эмпирических исследований, контент-анализ, сравнительный анализ. В процессе исследования с использованием электронных баз данных Scopus и Web of Science были выявлены и проанализированы публикации, которые не только были направлены на изучение компетенций, обусловливающих успешность предпринимателя, но и опирались на какую-либо научно обоснованную концепцию.
Результаты исследований
Анализ публикаций из авторитетных зарубежных научных источников позволил выделить ведущие концепции и теории, на которых основывались авторы при исследовании компетенций, обусловливающих успешность предпринимателя. Выявлено, что в качестве наиболее используемых концепций являются: «Теория выявления и развития предпринимательских возможностей», «Теория подхода к возможностям», «Теория предпринимательской компетентности».
1. Теория выявления и развития предпринимательских возможностей (Theory of entrepreneurial opportunity identification and development). Данную теорию в 2003 году сформулировали А. Ардишвили, Р. Кардозо, С. Рэй. [7] (Ardichvili, Cardozo, Ray, 2003).
Эта теория определяет индивидуальные черты предпринимателя, социальные сети, а также предварительные знания как важные составляющие предпринимательской готовности к возможностям бизнеса.
Предприниматели определяют бизнес-возможности для создания и повышения ценности заинтересованных сторон в перспективных предприятиях. В то время как элементы возможностей могут быть «признаны», возможности сделаны, но не найдены. Тщательное исследование и чувствительность к потребностям рынка, а также возможность обнаружения неоптимального развертывания ресурсов могут помочь предпринимателю начать развивать возможность (которая может или не может привести к формированию бизнеса).
Но развитие возможностей также связано с творчеством предпринимателей. Поэтому «развитие возможностей», а не «признание возможностей», должно быть в центре внимания. Потребность или ресурс, «признанный» или «воспринимаемый», не может стать жизнеспособным бизнесом без этого «развития». Создание успешных предприятий следует успешному процессу развития возможностей. Это включает признание возможности, ее оценки и развития как такового. Процесс разработки является циклическим и итеративным: предприниматель может проводить оценки несколько раз на разных этапах развития; оценка также может привести к признанию дополнительных возможностей или корректировок первоначального видения.
Основными факторами, которые влияют на основной процесс признания и развития возможностей, ведущих к формированию успешного бизнеса, являются:
· предприимчивость;
· асимметрия информации и предварительные знания;
· социальные сети;
· личностные качества, в том числе оптимизм, самоэффективность и творчество;
· тип самой возможности.
В рамках проанализированных публикаций исследователи, которые опирались на данную теорию: А. Де Конинг, Т. Эленурм, П. Хейл, Дж. Хейнонен, С.А. Пойккийоки, Н. Ходжес, К. Вочравесрингкан, Дж. Юрчисин, Э. Карпова, С. Маркетти, Дж. Хегланд, Р. Ян Нан, Ю.Х. Джин, Ф.Х. Лв, Дж. Ян, М. Резаи-Заде, М. Хоган, Дж. О’Рейли, Б. Клири, Э. Мерфи, Винг Ян Ман, Т. [10, 11, 13–15, 20, 25] (De Koning, 2003; Elenurm, Heil, 2015; Heinonen, Poikkijoki, 2006; Hodges, Watchravesringkan, Yurchisin, Karpova, Marcketti, Hegland, Yan Nan (Terry), 2016; Jin, Yan, 2006; Rezaei-Zadeh, Hogan, O’Reilly, Cleary, Murphy, 2014; Wing Yan Man, 2006).
В своем исследовании А. Де Конинг в рамках вышеуказанной концепции при изучении проблематики когнитивных подходов к исследованиям предпринимательства связал развитие возможностей с возможностью предпринимателя искать, исследовать, развивать и оценивать лучшие существующие возможности на рынках [10] (De Koning, 2003).
В свою очередь, Дж. Хейнонен, С.А. Пойккийоки, не только обозначили значимость высшего образования в развитии возможностей потенциальных предпринимателей для выявления новых возможностей для бизнеса, но и наличие сильной положительной корреляции между количеством лет, посвященных образованию, и вероятностью успешной бизнес-деятельности в качестве предпринимателя [13] (Heinonen, Poikkijoki, 2006).
2. Теория подхода к возможностям (Theory of the capability approach). Данная теория в 1999 году разработана А. Сен [21, 22] (Sen, 1985; Sen, 1999). Эта экономическая теория представляет собой альтернативный подход к экономике благосостояния.
В этом подходе А. Сен объединяет ряд идей, которые ранее были исключены (или неправильно сформулированы) в традиционных подходах к экономике благосостояния [22] (Sen, 1999). Основное внимание в данном подходе уделяется возможностям и тому, что люди могут (способны) делать.
Первоначально А. Сен выдвигал аргументы в пользу пяти компонентов при оценке возможностей [21, 22] (Sen, 1985; Sen, 1999):
· важность реальных свобод в оценке достоинства человека;
· индивидуальные различия в способности превращать ресурсы в ценные виды деятельности;
· разнообразный характер деятельности, приносящей счастье;
· баланс материалистических и нематериалистических факторов в оценке человеческого благосостояния;
· забота о распределении возможностей в обществе.
Впоследствии А. Сен стал указывать на значимость функциональных возможностей: «основные свободы», такие как способность дожить до старости, участвовать в экономических операциях или участвовать в политической деятельности. В рамках концепции возможности истолковываются в терминах реальных свобод, которые люди имеют основание ценить, а не полезности (счастье, исполнение желаний или выбор) или доступа к ресурсам (доход, товары, активы). В данном контексте под бедностью понимается лишение возможностей.
А. Сен делает акцент не только на том, как люди фактически функционируют, но и на их способностях, позволяющих добиваться результатов, которые они имеют основания ценить. Каждый человек (в том числе и предприниматель) может быть лишен таких способностей разными способами, например, из-за необразованности, государственных ограничений, отсутствия финансовых ресурсов или ложного сознания.
В рамках данного подхода к обеспечению человеческого благополучия подчеркивается важность свободы выбора, индивидуальной неоднородности и многомерного характера благосостояния.
В частности, теория использовалась С.А. Рахман, Н.Х. Ахмад, С.К. Тагизаде в рамках исследования, направленного на изучение компетенций предпринимателей, необходимых для обеспечения успешности в бизнесе, направленном на предоставление бизнес-услуг потребителям с низким уровнем дохода [19] (Rahman, Ahmad, Taghizadeh, 2016). В своем исследовании С.А. Рахман, Н.Х. Ахмад, С.К. Тагизаде пришли к выводу, что данная категория предпринимателей может не иметь всех профессионально важных компетенций, но они обладают компетенциями в отношении обязательств, инноваций, возможностей и взаимоотношений, которые влияют на повышение финансовой и нефинансовой деятельности бизнеса.
3. Теория предпринимательской компетентности (Theory of entrepreneurial competency). Основы данной теории были разработаны Б. Берд [8, 9] (Bird, 2019; Bird, 1995).
Берд Б. определяет предпринимательские компетенции как основные характеристики, такие как общие и специфические знания, мотивы, черты, самооценка, социальные роли и навыки, которые приводят к рождению, выживанию и (или) росту предприятия. Предпринимательские компетенции принадлежат отдельным лицам – предпринимателям, которые создают или трансформируют организации и добавляют ценность за счет организации ресурсов и возможностей.
По мнению Б. Берд, компетенции предпринимателей имеют причинно-следственную связь с инициированием и «успехом» венчурного предприятия. В свою очередь, процесс создания предприятия способствует повышению компетенций предпринимателей.
Б. Берд выделяет основные виды компетенций предпринимателей [8, 9] (Bird, 2019; Bird, 1995):
· базовые или пороговые компетенции, необходимые для запуска предприятия или реализации бизнес-идеи или бизнес-плана;
· высокоуровневые компетенции, которые позволяют предпринимателям высокоэффективно или успешно действовать за рамками запуска бизнеса и обеспечивать выживание и рост организации.
Поскольку компетенции относятся к качеству действий предпринимателей, они напрямую связаны с краткосрочными результатами деятельности предприятия, такими как ежемесячные или годовые продажи, денежный поток, дебиторская задолженность, качество и своевременность и т.д. Это связано с тем, что компетентность предпринимателя приводит к принятию решений и взаимоотношений, которые продвигают повестку дня предприятия.
Помимо краткосрочной стоимости, компетенции имеют сложную или синергетическую будущую ценность и связаны с более долгосрочными результатами, такими как стоимость фирмы, собственный капитал, стабильность рабочей силы.
Компетентность является поведенческой, наблюдаемой и лишь частично интрапсихической. Компетенции по сравнению с личностными характеристиками непостоянны в краткосрочной перспективе. Хотя изменение личности возможно, для этого требуются годы специализированной помощи и много времени на интеграцию. Напротив, компетенциям можно научиться.
Обучение, направленное на формирование у предпринимателей необходимых компетенций, может проводиться по результатам предварительного изучения их способностей.
С одной стороны, необходимо разрабатывать разноуровневые учебные программы, которые:
· обеспечивают минимальную основу для открытия бизнеса и выживания;
· направлены на формирование компетенций, позволяющих успешно обеспечивать развитие организации.
С другой стороны, необходимо принимать во внимание, что компетенции, которые отличают успешных предпринимателей, создающих быстрорастущие предприятия, от тех предпринимателей, чьи фирмы остаются здоровыми, но небольшими, могут развиваться у лиц с «пороговыми» компетенциям. Вместе с тем необходимо учитывать, что определенные компетентности менее поддаются быстрому «исправлению».
Б. Берд указывает на то, что компетенции можно понимать как венчурный ресурс. Это связано с тем, что развитие компетенций может быть расширено за счет систематического включения в предпринимательскую команду других лиц с различными ключевыми компетенциями. Разумеется, для этого у предпринимателя необходимо наличие навыков сплочения и построения команды [8, 9] (Bird, 2019; Bird, 1995).
Анализ публикаций позволил установить, что концептуальная основа многих эмпирических исследований (в рамках обозначенной тематики) базируется на «теории предпринимательской компетентности». В рамках проанализированных публикаций опирались на «теорию предпринимательской компетентности» следующие исследователи: Н.Х. Ахмад, А.Х. Халим, М.С.Т. Зейнал, Н.Х. Ахмад, Т. Рамая, К. Уилсон, Л. Куммеров, А.Н. Айша, Дж. Сисванто, И. Судирман, А.Н. Айша, И. Судирман, Дж. Сисванто, Ясиерли, А.А. Гибб, Л. Кришнан, Т.Л. Миллер, К.Л. Уэсли, Д.Э. Уильямс, К. Фелан, Р. Шарпли, М. Сопо, Р. Салазар, Б. Гусман, С. Вера, С. Техсин, Т. Рамая [3, 4, 5, 6, 16, 17, 18, 23, 24] (Ahmad, Halim, Zainal, 2010; Ahmad, Ramayah, Wilson, Kummerow, 2010; Aisha, Sudirman, Siswanto, 2016; Krishnan, 2013; Miller, Wesley, Williams, 2012; Phelan, Sharpley, 2012; Sopo, Salazar, Guzman, Vera, 2017; Tehseen, Ramayah, 2015).
Так, А.А. Гибб, опираясь на теорию предпринимательской компетентности, обозначает значимость построения модели компетенций, которая поможет найти пути повышения вероятности выживания и успешности малых и средних предпринимателей, а также плавного преодоления ими трудностей, особенно в контексте ведения бизнеса в странах с развивающейся экономикой [12] (Gibb, 2005).
Исследователи Н.Х. Ахмад, А.Х. Халим, М.С.Т. Зейнал, Л. Кришнан, опираясь на «теорию предпринимательской компетентности», установили, что предпринимательские компетенции и предпринимательская индивидуальность являются уникальными конструкциями, влияющими на предпринимательскую успешность владельцев малого и среднего бизнеса [3, 16] (Ahmad, Halim, Zainal, 2010; Krishnan, 2013).
А.Н. Айша, И. Судирман, Дж. Сисванто, Ясиерли, принимая во внимание тот факт, что предприниматель играет важную роль при управлении малым и средним предприятием, а его предпринимательские способности являются ключевым фактором успешности в устойчивости бизнеса, определяют, что для успешной работы предприниматели должны выполнять три роли, а именно: предпринимательскую, управленческую и техническую [6] (Aisha, Sudirman, Siswanto, 2016). Различные компетенции, необходимые для выполнения этих ролей, связаны с конкретными знаниями отрасли, управленческими способностями и опытом. С. Техсин, Т. Рамая утверждают, что внешняя интеграция смягчает влияние предпринимательской компетенции на успешность малого и среднего бизнеса. Следовательно, предприниматели должны быть достаточно компетентными, чтобы управлять своими отношениями со своими клиентами и поставщиками, чтобы получить конкурентное преимущество [24] (Tehseen, Ramayah, 2015).
Н.Х. Ахмад, А.Х. Халим, М.С.Т. Зейнал в развитии идей Б. Берда, разработали модель компетентности, которая способствует увеличению вероятности выживания и успешности бизнеса в контексте такой развивающейся страны, как Малайзия [3] (Ahmad, Halim, Zainal, 2010). Результаты этого исследования показали, что предпринимательские компетенции являются сильными предикторами успешности бизнеса малых и средних предпринимателей в Малайзии. Было установлено, что связь между предпринимательской компетенцией и успехом в бизнесе была более очевидной во враждебной и динамичной среде, чем в более благоприятных и стабильных условиях.
Заключение
Рассмотренный перечень концепций, на которых могут быть основаны эмпирические исследования компетенций, обусловливающих успешность предпринимателя, не является исчерпывающим. В области исследования подходов к развитию предпринимательства существуют и другие теоретические модели в рамках различных научных школ и направлений, которые могут представлять интерес для исследователей предпринимательских компетенций.
Представленный материал может обусловить выбор соответствующей научной концепции для корректной постановки исследовательского вопроса, способствовать более точному определению объекта, предмета, задач и методов исследования, более глубокому пониманию полученных результатов, а также выработке аргументированных и обоснованных выводов в рамках изучения и моделирования компетенций, значимых для обеспечения успешности предпринимателя.
Источники:
2. Основные экономические теории: сущность и использование в исследованиях предпринимательства : учебное пособие / Л.Н. Бабак, Е.Б. Гаффорова, Е.И. Денисевич, И.Н. Дроздов, Т.В. Ершова, В.В. Жохова, Н.И. Меркушова, А.А. Султанова, Е.В. Хегай – Владивосток : Издательство Дальневост. федерал. ун-та, 2017. – 188 с.
3. Ahmad N.H., Halim A.H., Zainal M.S.T. Is Entrepreneurial Competency the Silver Bullet for SME Success in a Developing Nation? International Business Management: 2010. Vol. 4 (2). pp. 67-75.
4. Ahmad H.N., Ramayah T., Wilson C., Kummerow L. Is entrepreneurial competency and business success relationship contingent upon business environment?: A study of Malaysian SMEs International Journal of Entrepreneurial Behaviour & Research. 2010. 16(3), pp. 182-203.
5. Aisha A.N., Siswanto J., Sudirman I. Competencies model for entrepreneur development in software industries. IEEE International conference on industrial engineering and engineering management. 2016. December, 7797861, pp. 184-188.
6. Aisha A.N., Sudirman I, Siswanto J, Yassierli Conceptual model of entrepreneurial, managerial and technical software competencies towards SME performance in subsector software industries. 2016 IEEE International Conference on Management of Innovation and Technology, ICMIT 2016. 7605040, pp. 237-242.
7. Ardichvili A., Cardozo R. Ray S. (2003), A theory of entrepreneurial opportunity identification and Development, Journal of Business Venturing, vol. 18 (1), pp. 105-123.
8. Bird B. (2019) Toward a theory of entrepreneurial competency, Advances in Entrepreneurship, Firm Emergence and Growth. 21, pp. 115-131.
9. Bird B., Toward a theory of entrepreneurial competency, in Katz, J.A. and Brockhaus, R.H. (Eds), Advances in Entrepreneurship, Firm emergence, and Growth 1995, Vol. 2, pp. 51-72.
10. De Koning A. Opportunity development: a socio-cognitive perspective, in Katz J.A. and Shepherd D.A., Cognitive Approaches to Entrepreneurship Research: Advances in Entrepreneurship, Firm Emergence, and Growth 2003, Vol. 6, pp. 265-314.
11. Elenurm T., Heil P. Education and other competency sources for financially successful entrepreneurship. Int. J. Entrepreneurship and Small Business, 2015. Vol. 25(3). pp. 314-330.
12. Gibb A.A., 2005. The future of entrepreneurship education: determining the basis for coherent policy and practice. In: The Dynamics of Learning Entrepreneurship in a Cross-Cultural University Context Kyro, P. and C. Carrier (Eds.). University of tampere research centre for vocational and professional education, Tampere, Finland, pp: 44-68.
13. Heinonen J., Poikkijoki S-A. An entrepreneurial-directed approach to entrepreneurship education: mission impossible?. The Journal of Management Development 2006, Vol. 25 (1), pp.80-94.
14. Hodges N., Watchravesringkan K., Yurchisin J., Karpova E., Marcketti S., Hegland J., Yan Nan (Terry) R. An exploration of success factors from the perspective of global apparel entrepreneurs and small business owners: implications for apparel programmes in higher education. International Journal of Fashion Design, Technology and Education 2016. Vol. 9 (1). pp. 71-81.
15. Jin.Y.H., Lv. F.X., Yan. J. Leadership competency assessment of chinese technology entrepreneurs. Engineering Management Conference, 2006 IEEE International pp. 496-498.
16. Krishnan L. The role of competencies and personality in determining success of entrepreneurs in SMEs in Karnataka, India. International Business Management? 2013. Vol. 4. pp 258-266.
17. Miller T.L., Wesley C.L., Williams D.E. Educating the minds of caring hearts comparing the views of practitioners and educators on the importance of social entrepreneurship competencies. Academy of Management Learning & Education, 2012. Vol. 11 (3). pp. 349-370.
18. Phelan C., Sharpley R. Exploring entrepreneurial skills and competencies in farm tourism. Local Economy 2012. Vol. 27(2). pp.103-118.
19. Rahman S.A., Ahmad N.H., Taghizadeh S.K. (2016) Entrepreneurial competencies of BoP entrepreneurs in Bangladesh to achieve business success Journal of General Management 42(1), pp. 45-63.
20. Rezaei-Zadeh M., Hogan M., O’Reilly J., Cleary B., Murphy E. Using Interactive Management to Identify, Rank and Model Entrepreneurial Competencies as Universities’ Entrepreneurship Curricula. The Journal of Entrepreneurship 2014. Vol 23(1). pp. 57-94.
21. Sen A. (1985). Commodities and capabilities. Amsterdam New York New York, N.Y., U.S.A: North-Holland Sole distributors for the U.S.A. and Canada, Elsevier Science Pub. Co.
22. Sen A. Development as Freedom, New York, NY: Alfred A. Knopf Inc. 1999
23. Sopo M., Salazar R., Guzman B., Vera S. Leadership as entrepreneurial skills. Espacios 2017.Vol. 38 (24). pp. 24.
24. Tehseen S., Ramayah T. Entrepreneurial competencies and SMEs business success: The contingent role of external integration. Mediterranean journal of social sciences MCSER publishing, Rome-ltaly January 2015 Vol 6 (1). pp. 55-61.
25. Wing Yan Man, T. (2006), Exploring the behavioural patterns of entrepreneurial learning: A competency approach, Education + Training, Vol. 48 (5), pp. 309-321
Страница обновлена: 15.07.2024 в 09:37:29