A public opinion survey on understanding key aspects of sustainable development and the circular economy
Guryeva M.A.1, Butko V.V.1
1 Тюменский индустриальный университет, Russia
Download PDF | Downloads: 21 | Citations: 6
Journal paper
Journal of Economics, Entrepreneurship and Law (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Volume 10, Number 7 (July 2020)
Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=43812127
Cited: 6 by 07.12.2023
Abstract:
A detailed analysis of conducting and processing the results of applied sociological survey of public opinion concerning the respondents' knowledge of key aspects of sustainable development, green and circular economy is presented in the article.
Keywords: sustainable development, green economy, circular economy, public opinion, survey
JEL-classification: P59, O49, Q56
Введение
Начиная с последней четверти XX столетия к изучению явления и особенностей экологического образования и мышления обращается все большее количество ученых, что обусловлено возрастающей необходимостью формирования бережливого отношения человека к природе. К примеру, проблематикой определения понятия экологического сознания занимается А.Р. Ашхамаф [2] (Ashkhamaf, 2010). В труде Л.Ю. Чуйковой [12] (Chuykova, 2012) проанализировано развитие теорий и принципов экологического мышления на уровне школьного образования. И.А. Халий [11] (Khaliy, 2015) рассмотрел экологическое сознание населения на основе массовых опросов «Левада-Центра», ФОМ и ВЦИОМ. С методической точки зрения в своей работе О.А. Нестерова и О.В. Пожарницкая [8] (Nesterova, Pozharnitskaya, 2018) описывают устойчивое человеческое благосостояние, в том числе и экологические ценностные категории. Модель эколого-управленческого сознания в «новой эпохе» изучена К.С. Арутюнян [1] (Arutyunyan, 2020) и т. д.
Ранее в исследовании обозначен общий концепт циркулярной экономики. В рамках предложенной инновационной модели структурированы масштабные уровни его проявления, что включает в себя микроуровень, характеризующий развитие экологического самосознания общества. Стрежневым базисом преобразований выступают трансформационные изменения потребительского поведения и предпочтений в обществе, способные менять мировую экономическую систему [4, 5, 6] (Gureva, 2019; Gureva, 2019; Danilov-Danilyan, 2019). По прогнозу, озвученному главой Международного валютного фонда (МВФ) Кристалиной Георгиевой, мировая экономика на протяжении всего 2020 г. будет переживать состояние рецессии с возможной последующей перспективой роста в 2021 г. [15]. На наш взгляд, в текущий период привлекательность перехода к тренду и широкому использованию циркулярных принципов возрастает и становится более очевидной.
Для разработки высокоэффективных стратегических программ по внедрению принципов и бизнес-моделей циркулярной экономики на территориальном пространстве России необходимо четко представлять исходно-исторически сформированный социальный портрет общества, что позволяет конкретизировать и вносить корректирующие мероприятия на этапе построения модельных сценариев.
Цель исследования обозначена в выявлении сформированного у граждан России уровня экологической образованности, осведомленности и грамотности в вопросах концептуального представления об устойчивом развитии и сопутствующих ему новейших трансформационных проявлениях в виде зеленой и циркулярной экономик.
Объектом исследования выступает экологическая культура личности в современном российском обществе; предметом – влияние новейших концепций устойчивого развития на уровень экологической грамотности.
Для изучения общественного мнения выбран наиболее часто используемый метод анкетного опроса. Оперативное исследование познания о ключевых аспектах устойчивого развития, зеленой и циркулярной экономик проведено с использованием системы компьютерного ассистирования интервьюированию (КАИС) [7, 13] (Kanygin, 1999; Yakovleva, 2014) посредством технологического инструмента платформы Google Формы.
Разработанная опросная форма включает в себя 20 вопросов, подразделяющихся на три аналитические группы следующим образом:
- уровень экологического познания (вопросы № 1–7, 10, 12, 14);
- экологизированность поведения (вопросы № 8, 9, 11, 13, 15–17);
- социальный портрет респондента (вопросы № 18–20).
Полное содержание опросного листа анкетирования «Циркулярная экономика и устойчивое развитие» представлено в соответствующей Google Форме в сети Интернет [14].
В компьютерном интервьюировании приняли участие 400 человек, временной период проведения – с 23 марта по 6 апреля 2020 г., закончено по фактически достигнутому достаточному количеству респондентов (требуемый объем выборки – 384 человек). Генеральная совокупность обозначена численностью постоянного населения России по данным Росстата на 18.06.2019 г. (146 780 720 чел.) [10]; доверительная вероятность составила 95%, доверительный интервал – 5% (рис. 1).
Рисунок 1. Визуализация опросного листа компьютерного интервьюирования «Циркулярная экономика и устойчивое развитие» на платформе Google Формы (фрагмент)
Источник: составлено авторами.
По первому блоку вопросов «Уровень экологического познания» полученные ответы от респондентов визуализированы в таблице 1.
Таблица 1
Ответы респондентов в рамках проведенного анкетирования «Циркулярная экономика и устойчивое развитие», блок 1 «Уровень экологического познания»*
Общее количество респондентов
|
Порядковый номер вопроса /
Формулировка вопроса / Варианты ответов
| |||||||||||||
| ||||||||||||||
400 чел.
100% |
1. Знакомо ли Вам понятие
«устойчивое развитие»?
| |||||||||||||
Да
|
Нет
|
Имею примерное представление
| ||||||||||||
174 (43,50%)
|
78 (19,50%)
|
148 (37,00%)
| ||||||||||||
| ||||||||||||||
400 чел.
100% |
2. Знакомо ли Вам понятие
«цели устойчивого развития»?
| |||||||||||||
Да
|
Нет
|
Имею примерное представление
| ||||||||||||
136 (34,00 %)
|
126 (31,50%)
|
138 (34,50%)
| ||||||||||||
| ||||||||||||||
400 чел. 100% |
3. Знакомо ли Вам понятие
«зеленая экономика»?
| |||||||||||||
Да
|
Нет
|
Имею примерное представление
| ||||||||||||
145 (36,25%)
|
165 (41,25%)
|
90 (22,50%)
| ||||||||||||
| ||||||||||||||
400 чел.
100% |
4. Знакомо ли Вам понятие
«циркулярная экономика»?
| |||||||||||||
Да
|
Нет
|
Имею примерное представление
| ||||||||||||
90 (22,50%)
|
223 (55,75%)
|
87 (21,75%)
| ||||||||||||
| ||||||||||||||
400 чел.
100% |
5.
Считаете ли Вы понятия «устойчивое развитие» и «зеленая экономика»
синонимами?
| |||||||||||||
Да
|
Нет
|
Затрудняюсь ответить
| ||||||||||||
44 (11%)
|
179 (44,75%)
|
177 (44,25%)
| ||||||||||||
| ||||||||||||||
400 чел.
100% |
6.
Считаете ли Вы понятия «устойчивое развитие» и «циркулярная экономика»
синонимами?
| |||||||||||||
Да
|
Нет
|
Затрудняюсь ответить
| ||||||||||||
46 (11,50%)
|
151 (37,75%)
|
203 (50,75%)
| ||||||||||||
| ||||||||||||||
400 чел. 100% |
7.
Считаете ли Вы понятия «зеленая экономика» и «циркулярная экономика»
синонимами?
| |||||||||||||
Да
|
Нет
|
Затрудняюсь ответить
| ||||||||||||
59 (14,75%)
|
137 (34,25%)
|
204 (51,00%)
| ||||||||||||
| ||||||||||||||
400 чел. |
10.
Как Вы оцениваете уровень развития по следующим параметрам...**,***
| |||||||||||||
Экологическая культура (Россия)
|
Экологическая культура (мир)
|
Экологическое образование (Россия)
| ||||||||||||
Высокий
|
2
|
Очень высокий
|
3
|
Высокий
|
6
| |||||||||
Низкий
|
175
|
Средний
|
184
|
Низкий
|
175
| |||||||||
Экологическое образование
(мир) |
Экологическое законодательство
(Россия)
|
Экологическое законодательство (мир)
| ||||||||||||
Очень высокий
|
5
|
Очень высокий
|
3
|
Очень высокий
|
7
| |||||||||
Средний
|
179
|
Низкий
|
140
|
Средний
|
156
| |||||||||
Государственное финансирование
экологии (Россия)
|
Государственное финансирование
экологии (мир)
|
Государственное финансирование
инноваций (Россия)
| ||||||||||||
Очень высокий
|
2
|
Очень высокий
|
4
|
Очень высокий
|
4
| |||||||||
Низкий
|
158
|
Средний
|
150
|
Средний
|
138
| |||||||||
Государственное финансирование
инноваций (мир)
|
Экологическая обстановка
(Россия) |
Экологическая обстановка
(мир) | ||||||||||||
Очень высокий
|
14
|
Очень высокий
|
4
|
Очень высокий
|
3
| |||||||||
Средний
|
146
|
Низкий
|
132
|
Средний
|
153
| |||||||||
| ||||||||||||||
400 чел. 100% |
12.
Как вы считаете, насколько распространено внедрение принципов циркулярной
экономики в других странах?***
| |||||||||||||
Ед.
изм.
|
только
в развитых странах
|
в
развивающихся странах
|
вообще не распространено |
в
слаборазвитых странах
|
затрудняюсь
ответить
| |||||||||
чел.
|
289
|
75
|
37
|
7
|
10
| |||||||||
%
|
72,25
|
18,75
|
9,25
|
1,75
|
2,5
| |||||||||
| ||||||||||||||
400 чел.
100% |
14.
Имеете ли Вы представление о национальном проекте «Экология» в России?
| |||||||||||||
Да
|
Нет
|
Частичное
| ||||||||||||
50 (12,50%)
|
229 (57,25%)
|
121 (30,25%)
| ||||||||||||
** Указаны только варианты ответов с максимальными и минимальными значениями результатов.
*** Данный вопрос подразумевает множественность в выборе ответов
Источник: составлено авторами.
Вопросы под номерами 1–7 первого блока наделены метафорическим характером и направлены на выявление общего уровня экологического познания, сформировавшегося у индивида, приобретшего определенный образовательный уровень и находящегося под воздействием современной информационной среды.
Ответы на первый вопрос демонстрируют высокую степень узнавания формулировки «устойчивое развитие», что может быть обусловлено его практически 30-летней историей развития (43,50% дали утвердительный ответ и 37% признали, что понятие им знакомо) (рис. 2).
Рисунок. 2. Визуализация ответов респондентов на 1-й вопрос «Знакомо ли Вам понятие «устойчивое развитие»?
Источник: составлено авторами.
При проверке более углубленного знания, заключающегося в конкретизации принципов устойчивости, количество ответов респондентов, обладающих некой информацией, заметно снизилось на 9,5% и составило только 34%; число респондентов с отрицательным ответом возросло на 12% (рис. 3).
Рисунок. 3. Визуализация ответов респондентов на 2-й вопрос «Знакомо ли Вам понятие «цели устойчивого развития»?
Источник: составлено авторами.
Следовательно, предположительно, что концепт устойчивого развития знаком обществу скорее как растиражированное словосочетание в информационной среде, с его особенностями знакома лишь треть опрошенных.
Число отрицательных ответов постепенно возрастет, демонстрируя, что о зеленой экономике не имеют представления 41,25% анкетируемых, при этом число положительно ответивших составляет 36,25%; наблюдается стремительное снижение уровня знаний – о тенденции в новейшей экономике в направлении циркулярного развития осведомлены только 22,50% респондентов (рис. 4).
Рисунок 4. Визуализация ответов респондентов на 3-й вопрос «Знакомо ли Вам понятие «зеленая экономика»? и 4-й вопрос «Знакомо ли Вам понятие «циркулярная экономика»?
Источник: составлено авторами.
Данное наблюдение интерпретировано нами как негативный тренд, заключающийся в отсутствии достаточного объема познания, накапливаемого обществом в сфере циркулярной экономики и устойчивого развития.
Следующие далее вопросы направлены на осознанное использование анализируемых дефиниций, так, 44,75% респондентов понимают разницу между понятиями «устойчивое развитие» и «зеленая экономика», но лишь 37,75% не считают синонимами «устойчивое развитие» и «циркулярную экономику». Значительное снижение уровня осведомленности наблюдается на вопросе № 7 – всего 34,25% находят различными понятия «зеленая экономика» и «циркулярная экономика». В совокупности с количеством полученных ответов с формулировкой «Затрудняюсь ответить» (вопрос № 5 – 44,25%; вопрос № 6 – 50,75% и по вопросу № 7 – 51%) можно констатировать, что термин «циркулярная экономика» знаком примерно 34% опрошенных (рис. 5).
Рисунок 5. Визуализация ответов респондентов на 5-й (Считаете ли Вы понятия «устойчивое развитие» и «зеленая экономика» синонимами?), 6-й (Считаете ли Вы понятия «устойчивое развитие» и «циркулярная экономика» синонимами?), 7-й (Считаете ли Вы понятия «зеленая экономика» и «циркулярная экономика» синонимами?) вопросы
Источник: составлено авторами.
Вопрос № 10 имеет шкалу оценок по разнообразным направлениям проявлений развития общего концепта экологического знания. В вышеприведенной таблице 1 отображены только варианты ответов респондентов, набравших максимальное и минимальное количества совпадений. Рассмотрим попарно параметры, предложенные к сравнению: экологическая культура; экологическое образование; экологическое законодательство; государственное финансирование экологии; экологическая обстановка – по всем наблюдается единая тенденция, что в России уровень развития ниже, чем в мире. Исключение составляет параметр «Государственное финансирование инноваций», здесь респонденты оценили уровень развития единообразно как «средний» (рис. 6).
Рисунок 6. Визуализация ответов респондентов на 10-й вопрос «Как Вы оцениваете уровень развития по следующим параметрам...»
Источник: составлено авторами.
При этом стоит отметить умышленно допущенную автором при формулировке вопроса неточность: понятие «мир» носит обобщенный характер и не имеет конкретизированного описания, например, со странами какого уровня развития производится сравнительная оценка России? Это вызывает дополнительный ряд вопросов, требующих детального изучения и основательного уточнения, не предусмотренных тематикой проводимого исследования.
Не имея четкого представления о принципах циркулярной экономики и о самом концепте, тем не менее подавляющее количество респондентов считают, что наибольший охват по их распространению и внедрению наблюдается в развитых странах 72,25% (рис. 7).
Рисунок 7. Визуализация ответов респондентов на 12-й вопрос «Как вы считаете, насколько распространено внедрение принципов циркулярной экономики в других странах?», чел. (фрагмент)
Источник: составлено авторами.
Только 12,5% опрошенных осведомлены о национальном проекте «Экология» [9], а 57,25% ответили отрицательно (рис. 8).
Рисунок 8. Визуализация ответов респондентов на 14-й вопрос «Имеете ли Вы представление о национальном проекте «Экология» в России?»
Источник: составлено авторами.
Следовательно, может быть поставлена под сомнение корректность полученных оценок с точки зрения наличия необходимого уровня профессиональных знаний в области устойчивого развития у некоторой части респондентов.
Опираясь на анализ ответов по первому блоку «Уровень экологического познания», возникает предположение, что только у трети опрошенных сформировано правильное представление о концепте устойчивого развития, и в частности циркулярной экономике.
Вопросы второго блока направлены на установление уровня личной экологизированности поведения респондентов, основанного на их собственной оценке (табл. 2).
Таблица 2
Ответы респондентов в рамках проведенного анкетирования «Циркулярная экономика и устойчивое развитие», блок 2 «Экологизированность поведения»*
Общее количество респондентов
|
Порядковый номер вопроса /
Формулировка вопроса / Варианты ответов
| ||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||
400 чел.
100% |
8.
Вы можете отнести себя к экологически грамотному человеку?
| ||||||||||||||||||
Да
|
Нет
|
Затрудняюсь ответить
| |||||||||||||||||
186 (46,50%)
|
117 (29,25%)
|
97 (24,25%)
| |||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||
400 чел. |
9.
Каких принципов циркулярной экономики Вы придерживаетесь в повседневной
жизни?**
| ||||||||||||||||||
Ед.
изм.
|
сортировка
мусора
|
предпочитаю
общественный транспорт
|
использую
систему «Умный дом»
|
предпочитаю
передвигаться на самокате / велосипеде и т.п.
|
установил
2-тарифные счетчики
|
при
совершении покупок использую хозяйственную сумку
| |||||||||||||
100%
|
чел.
|
121
|
122
|
33
|
177
|
217
|
232
| ||||||||||||
%
|
30,30
|
30,50
|
8,30
|
44,30
|
54,30
|
58,00
| |||||||||||||
| |||||||||||||||||||
400 чел.
100 % |
11.
По Вашему мнению, развитие и внедрение принципов циркулярной экономики
эффективно?
| ||||||||||||||||||
Да
|
Нет
|
Затрудняюсь ответить
| |||||||||||||||||
158 (39,50%)
|
39 (9,75%)
|
203 (50,75%)
| |||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||
400 чел. |
13.
В настоящее время в России можно ли встретить примеры применения принципов
циркулярной экономики?**
| ||||||||||||||||||
Ед.
изм.
|
да,
в поведении и образе жизни отдельных людей
|
да,
в практике отдельных компаний/
организаций |
да,
на законодательном уровне государства
|
да,
у нас сформировано массовое циркулярное потребление
|
затрудняюсь
ответить
|
нет,
таких примеров нет
| |||||||||||||
100 %
|
чел.
|
216
|
205
|
34
|
3
|
5
|
75
| ||||||||||||
%
|
54,00
|
51,25
|
8,50
|
0,75
|
1,25
|
18,75
| |||||||||||||
| |||||||||||||||||||
400 чел.
100% |
15.
Разделяете ли Вы идеи Фонда Эллен Макартур?
| ||||||||||||||||||
Я
не знаю, кто это
|
Нет
|
Частично
|
Да, полностью
| ||||||||||||||||
314 (78,50%)
|
14 (3,50%)
|
57 (14,25%)
|
15 (3,75%)
| ||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||
400 чел.
100% |
16.
Разделяете ли Вы позицию шведской экоактивистки Греты Тунберг?
| ||||||||||||||||||
Я не знаю, кто это
|
Нет
|
Частично
|
Да, полностью
| ||||||||||||||||
103 (25,75%)
|
154 (38,50%)
|
129 (32,25%)
|
14 (3,50%)
| ||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||
400 чел. 100% |
17.
Вам было бы интересно расширить круг своих знаний и навыков в области
циркулярной экономики и устойчивого развития?
| ||||||||||||||||||
Скорее да
|
Да
|
Скорее нет
|
Нет
|
Затрудняюсь ответить
| |||||||||||||||
194 (48,5%)
|
113 (28,2%)
|
39 (9,8%)
|
15 (3,7%)
|
39 (9,8%)
| |||||||||||||||
** Не учитываются ответы, набравшие меньше 1%.
Источник: составлено авторами.
На первый взгляд, ответ на восьмой вопрос выглядит весьма обнадеживающе: практически половина опрошенных сознательно идентифицировали себя как «экологически грамотного человека» – 46,5 %, и только 29,25 % ответили отрицательно. Если сопоставить данные ответы с количеством положительно ответивших на вопрос про знание термина «устойчивое развитие», то получаем результат ниже на 3%. Следовательно, можно предположить, что 3% респондентов либо неверно трактуют понятие устойчивого развития, либо, зная о нем, не внедряют на практике его основные принципы.
К числу элементов проявления экологически сознательного поведения в бытовой жизни отнесено: использование многоразовых сумок-шоперов (58%), общественного транспорта (30,5%), спортивных средств передвижения, велосипедов/самокатов и пр. (44,30%), установка двухтарифных счетчиков электроэнергии (54,3%), сортировка мусора (30,30%), внедрение системы «Умный дом» и т.д.; около 2% респондентов ответили отрицательно (рис. 9, 10).
Рисунок 9. Визуализация ответов респондентов на 8-й «Вы можете отнести себя к экологически грамотному человеку?»
Источник: составлено авторами.
Рисунок 10. Визуализация ответов респондентов на 9-й вопрос «Каких принципов циркулярной экономики Вы придерживаетесь в повседневной жизни?», чел.
Источник: составлено авторами.
Подавляющее число респондентов (50,75%) затрудняются признать эффективность применения принципов циркулярной экономики, а 39,5% считают наоборот.
Масштабность проявления внедрения циркулярной экономики, по мнению опрошенных, ограничена микроуровнем (в поведении и образе жизни отдельных людей, 54%) и макроуровнем (в деятельности отдельных компаний, 51,25%). Отрицательный ответ дали 18,75% опрошенных, что отображает недостаточный уровень их информированности о современных направлениях развитиях ряда компаний и происходящего совершенствования экологического мировоззрения в обществе. Порядка 8,5% утвердительно ответили на вопрос про проявление циркулярности на законодательном уровне государства. Здесь следует разграничивать законотворческую деятельность в сфере экологии и отдельно деятельность на уровне государства в направлении внедрения циркулярных бизнес-моделей. Меньше 1% респондентов необоснованно полагают, что в России сформировано массовое циркулярное поведение, что не соответствует действительности в полной мере (рис. 11, 12).
Рисунок 11. Визуализация ответов респондентов на 11-й вопрос «По Вашему мнению, развитие и внедрение принципов циркулярной экономики эффективно?»
Источник: составлено авторами.
Рисунок 12. Визуализация ответов респондентов на 13-й вопрос «В настоящее время в России можно ли встретить примеры применения принципов циркулярной экономики?» вопросы, чел.
Источник: составлено авторами.
Последующие вопросы направлены на выявление степени узнаваемости респондентами наиболее известных персон современности международного экологического сообщества – основателя EMF Эллен Макартур [16] и шведской экоактивистки Греты Тунберг.
Согласно исследованию ВЦИОМ, проведенному в октябре 2019 г., среди россиян степень узнаваемости Греты Тунберг составила 37% [3], тогда как в рамках результатов описываемого опроса незнакомы лишь 25,75%, что, предположительно, является результатом хайп-стратегии в массовом информационном пространстве. При этом с деятельностью Элен Макартур – лидера и основателя движения циркулярной экономики во всем мире, незнакомо абсолютное большинство – 78,5%. Менее 4% поддерживают полностью выдвигаемые ими идеи, частично согласны с их позицией 14,25% и 32,25%.
Интерес к получению новых знаний по исследуемому концепту устойчивости и циркулярности изъявили желание 28,2% и «скорее согласны» – 48,5%, категорическое нежелание получать новую информацию выразили только 3,7% респондентов, что демонстрирует высокий потенциал россиян к формированию массового циркулярного потребления (рис. 13).
Рисунок 13. Визуализация ответов респондентов на 15-й (Разделяете ли Вы идеи Фонда Эллен Макартур?), 16-й (Разделяете ли Вы позицию шведской экоактивистки Греты Тунберг?) и 17-й (Вам было бы интересно расширить круг своих знаний и навыков области циркулярной экономики и устойчивого развития?) вопросы
Источник: составлено авторами.
В целом анализ ответов респондентов по второму блоку демонстрирует их ощутимое отставание от массовых трендов развития экологического мировоззрения в повседневной жизни и поведении на бытовом уровне. Продемонстрированная готовность и открытость к самосовершенствованию и получению новой информации большинства опрошенных является положительным фактором и ценным ресурсом, важность которого необходимо учитывать и эффективно использовать при разработке программ и стратегий развития.
В третьем блоке анализируется и создается усредненное представление о социальном портрете респондента (табл. 3).
Таблица 3
Ответы респондентов в рамках проведенного анкетирования «Циркулярная экономика и устойчивое развитие»,
блок 3 «Социальный портрет респондента»*
Общее количество респондентов
|
Порядковый номер вопроса /
Формулировка вопроса / Варианты ответов
| |||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||
400 чел. |
18.
Укажите Ваш пол:
| |||||||||||||||||
мужской
|
женский
| |||||||||||||||||
100%
|
134 (33,5%)
|
266 (66,5%)
| ||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||
400 чел. |
19.
Укажите Ваш возраст:
| |||||||||||||||||
Ед.
изм.
|
15-20
|
21-25
|
26-30
|
31-35
|
36-40
|
41-45
|
46-50
|
51-55
|
56-60
|
61
<
…
| ||||||||
100%
|
чел.
|
15
|
46
|
75
|
85
|
57
|
44
|
27
|
17
|
21
|
13
| |||||||
%
|
3,75
|
11,50
|
18,75
|
21,25
|
14,25
|
11,00
|
6,75
|
4,25
|
5,25
|
3,25
| ||||||||
| ||||||||||||||||||
400 чел. |
20.
Укажите Ваш уровень образования:
| |||||||||||||||||
Ед.
изм.
|
среднее образование
|
студент
|
ВО
(бакалавр)
|
ВО
(специалист)
|
ВО
(магистр)
|
аспирант
|
послевузовское
образование (кандидат наук)
|
послевузовское
образование (доктор наук)
|
послевузовское
образование (PhD)
| |||||||||
100%
|
чел.
|
7
|
18
|
41
|
155
|
85
|
11
|
69
|
11
|
3
| ||||||||
%
|
1,75
|
4,5
|
10,25
|
38,75
|
21,25
|
2,75
|
17,25
|
2,75
|
0,75
| |||||||||
Источник: составлено авторами.
Наибольшее количество респондентов приходится на возрастной диапазон 30–35 лет – 21,25%, а более половины – от 25 до 40 лет, т.е. относящиеся к экономически активному населению. Наблюдается достаточно высокий образовательный уровень – 93,75% опрошенных имеют высшее образование, среди них 17,7% кандидатов наук и 2,75% докторов наук. При сопоставлении данных с предыдущими блоками вопросов прослеживается тревожная тенденция: примерно треть россиян, имеющих высшее образование и осуществляющих свою профессиональную деятельность в настоящее время, не имеют сформировавшегося представления о концептах устойчивого развития и циркулярной экономики. Предположительно, следует уделить большее внимание включению в образовательные программы всех уровней обучения факультативных занятий, направленных на формирование компетенций в рамках экологического концепта (рис. 14).
Рисунок 14. Визуализация ответов респондентов на вопросы 3-го блока («Укажите Ваш пол», «Укажите Ваш возраст», «Укажите Ваш уровень образования»)
Источник: составлено авторами.
Возможным недостатком проанализированных ответов по третьему блоку является однородность контингента опрошенных, обусловленная академической средой распространения анкетирования. Для расширения объективности опроса целесообразно в дальнейшем привлечь большее количество респондентов иной возрастной категории и (или) с другим уровнем образования. Стоит учесть, что в таком случае, предположительно, объем экологического знания существенно снизится, так как в ходе исследования неоднократно подчеркивалась корреляционная зависимость между уровнем образования и степенью экологического познания. Интересным дополнением является проведение сравнительного опроса на альтернативных местностях, например, среди сельского населения и жителей мегаполисов.
Заключение
Проведенное социологическое исследование общественного мнения позволило выявить и описать сформированный у граждан России уровень экологической образованности, осведомленности и грамотности в вопросах, касающихся устойчивого развития и современных концептов зеленой и циркулярной экономик.
В общих чертах экологическая культура личности в российском обществе однозначно находится под влиянием новейших концепций устойчивого развития, но тем не менее совокупный объем накапливаемого познания остается на сравнительно невысоком уровне. В большей степени это обусловлено тем, что приобретенное знание носит не научный характер, а информационный; отсутствует системное представление о циркулярной экономике. Учитывая высокую степень заинтересованности респондентов в расширении своих представлений в данной сфере и имеющиеся практические навыки в бытовом поведении, следует использовать сформированный потенциал для трансформационного преобразования массового сознания путем внедрения и популяризации концепта устойчивого развития и фреймворк-принципов циркулярной экономики.
References:
. []. (in Russian).
Arutyunyan K. S. (2020). Stanovlenie i razvitie novoy formy obshchestvennogo soznaniya v upravlenii ekologicheskoy sferoy [Formation and development of a new form of public consciousness in environmental management]. Vestnik Severnogo (Arkticheskogo) federalnogo universiteta. Ser.: Gumanit. i sots. nauki. (2). 64–71. (in Russian). doi: 10.37482/2227-6564-V007.
Ashkhamaf A. R. (2010). Ekologicheskoe soznanie: k probleme opredeleniya ponyatiya [Environmental consciousness: problem of definition]. Vestnik Adygeyskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 1: Regionovedenie: filosofiya, istoriya, sotsiologiya, yurisprudentsiya, politologiya, kulturologiya. (3). 15-18. (in Russian).
Chuykova L. Yu. (2012). Ekologicheskoe myshlenie i ekologicheskoe mirovozzrenie, kak produkt ekologicheskogo obrazovaniya v shkole: analiz [Ecological thinking and ecological world view as a product of environmental education in schools: analysis]. Astrakhanskiy vestnik ekologicheskogo obrazovaniya. (1). 46-68. (in Russian).
Danilov-Danilyan V. I. (2019). Globalnaya ekologicheskaya problema i ustoychivoe razvitie prostranstva [Global environmental issue and sustainable development]. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 6: Ekonomika. (4). 8-23. (in Russian).
Gureva M. A. (2019). Teoreticheskie osnovy kontsepta tsirkulyarnoy ekonomiki [The theoretical basis of the concept of circular economy]. Journal of International Economic Affairs. (3). 2311-2336. (in Russian). doi: 10.18334/eo.9.3.40990.
Gureva M. A. (2019). Tsirkulyarnaya ekonomika kak innovatsionnaya model razvitiya sotsialno-ekonomicheskogo prostranstva [Circular economy as an innovative development model of socio-economic space]. Russian Journal of Innovation Economics. (4). 1295-1316. (in Russian). doi: 10.18334/vinec.9.4.41236.
IMF Managing Director Kristalina Georgieva’s Statement Following a G20 Ministerial Call on the Coronavirus Emergency. Retrieved April 06, 2020, from https://www.imf.org/en/News/Articles/2020/03/23/pr2098-imf-managing-director-statement-following-a-g20-ministerial-call-on-the-coronavirus-emergency
Kanygin G. V. (1999). Bazovye struktury anketnogo metoda [The basic structure of the questionnaire method]. Sotsiologicheskiy Zhurnal (Sociological Journal). (1). 143-155. (in Russian).
Khaliy I. A. (2015). Ekologicheskoe soznanie naseleniya sovremennoy Rossii [The environmental consciousness of the population in modern Russia]. History and modernity. (1). 189-205. (in Russian).
Nesterova O.A., Pozharnitskaya O.V. (2018). Otsenka blagosostoyaniya s pozitsii ustoychivogo chelovecheskogo razvitiya: vozmozhnosti mezhdunarodnyh indeksov [Assessing well-being from the perspective of sustainable human development: the potential of international indices]. Russian Journal of Innovation Economics. (3). 335-348. (in Russian). doi: 10.18334/vinec.8.3.39338.
The Ellen MacArthur Foundation. Retrieved April 12, 2020, from https://www.ellenmacarthurfoundation.org/
Yakovleva N. F. (2014). Sotsiologicheskoe issledovanie [A sociological study] (in Russian).
Страница обновлена: 06.05.2025 в 15:18:48