The increasing economic stability based on the tokenization of externalities
Safiullin M.R.1, Savelichev M.V.2
, Elshin L.A.1,2
, Moiseev V.O.3
1 Казанский (Приволжский) федеральный университет, Russia
2 Центр перспективных экономических исследований Академии наук Республики Татарстан, Russia
3 Казанский национальный исследовательский технологический университет, Russia
Download PDF | Downloads: 26 | Citations: 2
Journal paper
Creative Economy (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Volume 14, Number 6 (June 2020)
Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=43077419
Cited: 2 by 28.06.2023
Abstract:
In the process of functioning, the economic system generates positive and negative externalities. Currently, the problems associated with the increase in negative externalities that create global risks for the world economic system are becoming more acute. The most acute risks are related to the volatility of the financial system, environmental pollution, climate change, and the outbreak of new types of pandemic diseases.
According to the authors, the solution to the problem of minimizing negative externalities is possible by creating a mechanism for accounting for them and encouraging economic entities to reduce the negative external effects produced by their activities and increase the positive external effects.
To do this, the authors propose a model for tokenization of externalities on the blockchain platform. The model includes: (a) indicators of targeted behavior of economic agents; (b) a blockchain platform that provides storage of data on the amount of externalities and the issue of tokens; (c) a market or directive mechanism for forming the exchange rate of tokens by economic agents for economic incentives (tax breaks, grants, investments, etc.); (d) evaluating the performance of economic agents to reduce negative externalities and increase positive externalities.
This article can be used in the practical work of federal and regional public authorities responsible for the implementation of national projects, and is also of interest to specialists in the welfare economics, economic aspects of the blockchain and the Internet of things, behavioral economics, and ecology.
Keywords: externalities, blockchain, token, circular economy, sustainable development, Internet of things, national project, ecology
JEL-classification: L86, O33, Q56
ВВЕДЕНИЕ
Экономическая система в процессе функционирования, как и любой экономический агент, действующий в рамках данной системы, порождает целый комплекс внешних эффектов, не предусмотренных их целевыми функциями. Внешние эффекты, или экстерналии [1, с. 82–91] (Auzan, Tambovtsev, Shastiko et al., 2005), оказывают отрицательное или положительное воздействие на тех, кто не вовлечен непосредственно в процессы деятельности данных экономических агентов. Наиболее распространенный вид отрицательных экстерналий – загрязнение окружающей среды в процессе производства товаров и услуг, выбросы СО2 автотранспортом, высокий уровень шума, характерный для аэропортов и крупных городов, а также климатические изменения как результат деятельности глобальной экономической системы. Положительные экстерналии связаны с увеличением человеческого капитала в результате развития в стране культурных учреждений (музеев, театров, галерей), снижения уровня преступности там, где молодежи обеспечен широкий доступ к спортивной и досуговой инфраструктуре и т.д.
Основной проблемой наличия экстерналий является необходимость их интернализации, т.е. оценки стоимости и включения ее в стоимость производства товаров и услуг, иначе это производство не осуществляется в условиях экономического равновесия на Парето-оптимальном уровне. В результате наносимый окружающей среде и людям ущерб не возмещается ни в какой форме. Один из основоположников теории экстерналий Артур Пигу предлагал вводить дополнительное налогообложение экономических агентов, ответственных за производство негативных экстерналий, например за загрязнение окружающей среды, выбросы вредных веществ [2] (Pigu, 1985). Такой тип интернализации экстерналий возможен не для всех видов побочных эффектов, а только тех, которые поддаются количественной оценке, а кроме того, можно точно установить, какой хозяйствующий субъект является их источником. Например, можно достаточно просто определить объемы выбросов предприятиями СО2 и установить соответствующую шкалу налогового обременения. Назовем такие экстернали, поддающиеся количественной оценке и имеющие точно определяемый источник их производства (предприятие, фабрика и т.п.) Пигу-экстерналиями.
Р. Коуз в работе «Проблема социальных издержек» [3] (Kouz, 2007) показал, что побочные эффекты (экстерналии) возникают там, где имеются неурегулированные отношения собственности. Подобный подход существенно расширяет инструментарий вариантов интернализации и, что важно, позволяет предложить способы интернализации экстерналий, для которых не всегда возможно указать количественный способ оценки (качественные экстерналии). Следовательно, требуется введение иного метода их исчисления, например через систему общественного голосования с последующей выработкой согласия по оценке уровня тех или иных внешних эффектов. Назовем такой тип Коуз-экстерналиями.
Следует отметить, что при существующей модели экономической системы экстерналии, по крайней мере, в сфере воздействия на окружающую среду, так или иначе воспроизводятся и будут воспроизводиться. Ужесточение экологических норм в сфере производства товаров и услуг, транспорта и энергетики не снимает полностью данную проблему, поскольку «грязные» отрасли, технологические цепи и звенья переносятся в те страны, где соответствующие нормы не являются столь строгими либо вообще отсутствуют.
В Докладе ВЭФ о глобальных рисках в качестве наиболее серьезных угроз признаны: климатические катастрофы, кибератаки, продовольственный кризис. При этом основные виды рисков связаны с природной средой (4 фактора рисков из 10 наиболее вероятных и опасных), состоянием общества (4 фактора рисков) и экономическими процессами (2 фактора) [4].
В связи с этим все большее распространение получает концепция циркулярной экономики, или экономики замкнутого типа, которая, в отличие от текущей линейной модели, нацелена на использование безотходных технологий в производстве и потреблении. Это подразумевает переработку всех отходов, проектирование и производство только такой продукции, которая оптимизирована под многократное использование и последующую безотходную утилизацию, а также переход на возобновляемые источники энергии [5]. По сути, циркулярная экономика ставит во главу угла минимизацию негативных экстерналий и максимизацию положительных.
Переход на такую экономическую модель требует решения двух взаимосвязанных задач:
(1) создание механизма учета положительных и отрицательных экстерналий, возникающих в экономической системе;
(2) создание системы подкрепления (стимулирования) экономических агентов (снижать негативные последствия их деятельности и максимизировать положительные) [6] (Dapp, 2019).
Цель нашего исследования – предложить направления решения вышеуказанных задач.
Для этого авторами разработана модель на основе использования технологий блокчейн и, в частности, механизма токенов и токенизации, а также «Интернета вещей», которые позволяют сформировать на новой технологической базе учет производимых экономическими субъектами положительных и отрицательных экстерналий в целях усиления позитивных внешних эффектов и нивелирования негативных. Ключевым звеном модели является механизм активного участия общества в контроле указанных аспектов экономической деятельности, а также сочетание регулятивных и рыночных инструментов воздействия на экономические субъекты.
Методы измерения экстерналий на основе «Интернета вещей» и блокчейн
В связи с нарастанием глобальных рисков, волатильности цен на сырьевые ресурсы, все больше внимания обращает на себя модель циркулярной экономики, в которой доминируют либо безотходные производства, либо производства, для которых исходным сырьем являются производимые и накопленные отходы [7, 8]. В экономике линейного типа производства уже запрограммировано наличие значительных отходов, поскольку товары проектируются в основной массе без учета необходимости их последующей утилизации и рециркуляции. В результате производственные сектора неизбежно продолжают сталкиваться с постоянным ростом стоимости сырья, поскольку значительная часть его после одного цикла производства и потребления в составе продукта оказывается на свалке. В результате риски компаний вследствие волатильности цен на невозобновляемые ресурсы растут, увеличивается нагрузка на окружающую среду.
В циркулярной экономике любой продукт проектируется исходя из принципа его последующей переработки, вторичного, третичного и так далее циклов использования, после чего он вновь проходит цикл переработки – использования. Кроме того, при производстве максимально используются «чистые» технологии, в основном биологического характера, которые позволяют после утилизации продукции возвратить ее обратно в биосферу. Те компоненты, которые такому возвращению не подлежат, вновь включаются в циклы переработки и использования. Энергия в данной модели поступает только из возобновляемых источников.
На современном этапе экономического и общественного развития можно говорить пока об отдельных элементах циркулярной экономики, которые могут быть внедрены: увеличении доли «зеленой» энергетики в мировом энергетическом балансе, построении отдельных производственных цепочек, функционирующих по замкнутым циклам.
Здесь также возникает проблема экстерналий, поскольку каждый продукт должен нести на себе определенную спецификацию, указывающую, кто должен обеспечивать его повторное использование и конечную утилизацию, каким образом и на чьи средства. Но имеются технологические решения, которые позволяют объективно обеспечить учет подобных внешних эффектов, в частности блокчейн-платформа, «Интернет вещей» (Internet of Things), а также экономика токенов.
Вопросы экономического использования технологии блокчейн находятся в фокусе интереса как ученых, так и практиков. Блокчейн находит свое применение не только как платформа эмиссии различных типов криптовалют, но и в качестве основы для внедрения «умных контрактов», токенов, защищенного хранения данных и др. [9] (Safiullin, Elshin, Abdukaeva, Savelichev, 2019). Отмечено, что распространение блокчейн позволяет повышать уровень доверия в экономической системе, что, в свою очередь, снижает уровень трансакционных издержек [10] (Safiullin, Elshin, Savelichev, 2019).
Блокчейн-платформа расширяет возможности использования потенциала «Интернета вещей» [11] (Chun-Feng Liao, Chien-Che Hung, and Kung Chen, 2019). Существует достаточно много определений «Интернета вещей», которые делятся на несколько типов: перечисление компонентов, включенных в «Интернет вещей»; перечисление желательных характеристик «Интернета вещей»; определение «Интернета вещей» через функции, которые он должен исполнять; а также «Интернет вещей» как концепция [12, с. 23–24] (Dezhina, Nafikova, 2019, р. 23–24). В рамках нашего исследования «Интернет вещей» определяется как совокупность «умных» датчиков, агрегирующих и передающих данные, которые прямо или опосредованно измеряют экстерналии; эти датчики связаны между собой сетью, а на основе анализа передаваемых ими данных формируется комплекс мер в отношении экономических субъектов, чьи экстерналии измеряются. В кратком виде определение можно представить в виде формулы:
IoT = Датчики + Данные + Сеть + Действия.
Стимулирование целевого поведения экономических субъектов
Экономика токенов представляет собой сложную систему подкрепления (стимулирования) желаемого поведения, которая первоначально была разработана и использовалась в системах образования и здравоохранения, однако наработанные в ее рамках методики оказались применимы и в других областях, в частности в экономике [13, 14] (Ivy, Meindl, Overley, Robson, 2017; Kagel, 1972). На основе новейших технологий блокчейн и токенов, эмитируемых на данной платформе, экономика токенов может использоваться для корректировки поведения экономических субъектов в интересах всего общества [15] (Mullen, Maxwell, Bédard, 2015).
Создание системы, в рамках которой интегрируются данные элементы, позволит запустить эффективный механизм снижения отрицательных экстерналий и повышения устойчивости экономики.
Компоненты экономики токенов представлены в таблице 1. Эмиссия токенов осуществляется на платформе блокчейн, конвертация токенов экономическими агентами происходит либо на условиях «умных» контрактов, либо иным способом согласно принятым государством регламентам обмена токенов на налоговые послабления, гранты, инвестиции и т.п.
Таблица 1
Базовые компоненты экономики токенов
Компоненты экономики токенов
|
Результат
|
Индикаторы
|
Целевое поведение экономических
агентов
|
Снижение отрицательных
экстерналий, повышение положительных экстерналий
|
Меморандум ООН по
устойчивому развитию
Доклад ВЭФ по глобальным рискам Национальные проекты РФ |
Токены, стимулирующие
экономических агентов
|
Блокчейн-платформа, эмитирующая
токены
|
Интернет вещей для оценки
Пигу-экстерналий
Общественная оценка Коуз-экстерналий |
Выбор вознаграждения в
обмен на токены
|
Налоговые послабления,
гранты, инвестиции
|
Нормативно-правовая база
регулирования блокчейн
|
График производства
токенов
|
Режим реального времени
|
Датчики по отслеживанию
физических параметров (например, содержание
СО2, задымленность, уровень шума)
Мобильные приложения для сбора общественного мнения |
График обмена накопленных экономическими агентами
токенов
|
Ежемесячно, ежеквартально,
ежегодно
|
Определяется
соответствующим регулирующим актом
|
Курс обмена токенов
|
Налоговые послабления,
гранты, инвестиции
|
Определяется
соответствующим регулирующим актом. Рыночное обращение токенов на бирже
токенов
|
Экономика токенов обеспечивает подкрепление желаемого поведения экономических агентов в целях снижения производимых ими отрицательных экстерналий и увеличения положительных экстерналий с использованием технологии блокчейн. Данная система включает в себя шесть базовых компонентов: (1) формулировку / индикаторы целевого поведения экономических агентов, (2) токены, эмитируемые блокчейн-платформой для стимулирования экономических агентов, (3) выбор экономическими агентами вознаграждения, получаемого ими в обмен на токены, (4) график производства токенов, (5) график обмена накопленных экономическими агентами токенов, (6) курс обмена токенов. Рассмотрим каждую их компонент.
(1) Определение целевого поведения экономических агентов. Результатом функционирования предлагаемой системы должно стать такое поведение экономических агентов, которое позволит снизить производимые ими отрицательные внешние эффекты и повысить положительные внешние эффекты. Индикаторы, критерии, на которые следует ориентироваться, представлены в документах международного и национального уровня, таких как Меморандум ООН по устойчивому развитию [16], Доклад Всемирного экономического форума по глобальным рискам [4], национальные проекты, принятые в РФ, стратегии, государственные программы и т.д. Сюда следует включить документы регионального уровня: стратегии и программы развития, которые также содержат целевые показатели и индикаторы.
Преимуществом платформы экономики токенов является ее масштабируемость, где в качестве экономических агентов могут выступать страны, регионы, муниципалитеты, компании и т.п., для каждого из которых определяется собственный набор целевых поведенческих сценариев со своими индикаторами и показателями. Обеспечить прием и хранение таких объемов данных позволяет технология блокчейн [17] (Glaser, Hawlitschek, Notheisen, 2019).
(2) Токены, стимулирующие экономических агентов. Токены выступают своего рода криптовалютой, эмитируемой на платформе блокчейн, но в отличие от уже имеющихся разновидностей криптовалют, их эмиссия осуществляется под конкретные показатели, отражающие целевые изменения в экстерналиях. Такой механизм необходим для предупреждения чрезмерной эмиссии токенов и их инфляции. Поэтому ключевым элементом экономики токенов является учет изменений экстерналий.
(3) Выбор экономическими агентами вознаграждения. Полученные экономическими агентами токены должны обмениваться на те виды ресурсов, которые представляют для них наибольшую ценность. Речь идет о создании криптовалютной биржи, на которой экономические агенты в обмен на токены приобретают специфические активы: налоговые послабления, гранты, инвестиционные ресурсы, целевым образом предоставляемые государством. При этом эмитируемые токены можно по аналогии с АВ-токенами (Asset-Backed tokens) [18] можно назвать ЕВ-токенами (Externality-Backed tokens).
(4) График производства токенов. Эмиссия токенов на платформе блокчейн может осуществляться в режиме реального времени, поскольку именно в таком режиме осуществляется запись информации, собираемой с различных датчиков по протоколу «Интернета вещей» (IoT). Аналогично, в режиме онлайн блокчейн позволяет собирать, записывать, верифицировать и хранить оценки, отзывы населения, экспертов, оценивающих ситуацию с экстерналиями и передаваемых через мобильные устройства, компьютеры, терминалы государственных услуг.
(5) График обмена накопленных экономическими агентами ЕВ-токенов. Обмен ЕВ-токенов, в отличие от АВ-токенов, не может осуществляться в произвольном режиме, поскольку это должно быть увязано с процедурами и параметрами бюджетного процесса. В зависимости от того, на какой ресурс претендует экономический агент при обмене ЕВ-токенов (налоговые послабления, гранты, инвестиции), они могут это делать по итогам помесячного, квартального, годового финансирования.
(6) Курс обмена токенов. Возможны варианты фиксированного «курса обмена», когда за определенное количество ЕВ-токенов экономический агент в качестве подкрепления получает от государства фиксированный объем ресурсов, либо используется рыночный механизм, и экономические субъекты осуществляют биржевую котировку ЕВ-токенов в зависимости от спроса на них, а также спроса на различные виды финансовых ресурсов. Поскольку эти ресурсы имеют целевую привязку (например, инвестиции нельзя использовать на выплату налогов и т.п.), то и спрос на них со стороны экономических субъектов будет колебаться. Механизм биржевой котировки ЕВ-токенов представляется более гибким и эффективным, позволяющим оптимизировать расходы государства.
Использование модели для повышения эффективности национальных проектов
Предложенная модель токенизации экстерналий может быть реализована в качестве пилотного проекта в рамках национальной экологической программы, например реализуемого в РФ Национального проекта (НП) «Экология». Данный национальный проект предусматривает к 2024 году качественное снижение экстерналий, связанных с нагрузкой на природную среду. Он включает пакет из 11 федеральных проектов, направленных на улучшение качества воды, воздуха, сохранение лесов, переработку отходов. Анализ мероприятий, включенных в национальный проект, показывает, что они сочетают показатели, которые можно отнести к Пигу-экстерналиям, то есть имеющие количественную измеримость, и Коуз-экстерналии, связанные с качественными факторами.
Так, в разделе 2 Паспорта национально проекта «Экология» [19] представлен перечень целей, целевых показателей с разбивкой по годам до 2024 года. Первичные показатели собираются на уровне городов и районов, затем агрегируются на уровне региона и обобщаются на федеральном уровне. Учитывая общероссийский масштаб национального проекта, это требует формирования достаточно сложной, многозвеньевой управленческой схемы.
Много нареканий со стороны населения вызывает ход так называемой мусорной реформы. По данным статистики, в РФ перерабатывается лишь 10% от общего объема мусорных отходов, ежегодный объем которого составляет 3,5 млрд тонн. 3% отходов сжигается, что, в свою очередь, наносит ущерб экологии, 7% – перерабатывается. В РФ действует немногим больше 200 мусороперерабатывающих предприятий, около 50 мусоросортировочных комплексов [20] (Shemelina, 2019).
С 1 января 2019 года вступили в силу поправки в Федеральный закон № 503 от 31 декабря 2017 года «О внесении изменений в Федеральный закон от 31 декабря 2017 года «Об отходах производства и потребления» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», в соответствии с которыми дан старт масштабной реформе обращения и утилизации ТБО [21]. Цель реформы – достичь показателей в этой сфере на уровне, соответствующем европейским показателям. Пилотные проекты по строительству четырех мусороперерабатывающих заводов в Казани и Московской области должны обеспечить почти стопроцентную переработку мусора на этих территориях.
Однако как показывает ход реформы системы утилизации ТБО, население настороженно воспринимает проекты строительства мусороперерабатывающих заводов, опасаясь возникновения негативных экстерналий, например ухудшения экологии вблизи таких заводов, неприятных запахов, шума, роста выбросов СО2 и т.д. Использование модели токенизации экстерналий позволяет сделать реализацию таких проектов прозрачной для населения, а их самих сделать участниками экспертного сообщества, оценивающего уровень экстерналий и их минимизацию на основе экономики токенов.
Стимулирование указанной реформы в пилотных регионах и далее повсеместно возможно на основе предлагаемой системы токенизации экстерналий с использованием блокчейн-платформы. Реализация такого проекта должна стать составляющей Национального проекта «Цифровая экономика» по направлению «Цифровое государственное управление», которое нацелено на внедрение цифровых технологий и платформенных решений в сферах государственного управления и оказания госуслуг населению.
Заключение
Предложенная модель использования блокчейн и токенов позволяет исключить иерархичность и централизованность традиционных управленческих и контролирующих контуров, сделать ее децентрализованной и более прозрачной, с надежной системой верификации поступающих в нее данных и безопасности их хранения.
Распределенный характер блокчейн-платформы позволяет обеспечить открытый доступ к данным, так что население сможет после авторизации в системе персонально верифицировать хранящиеся в блокчейн данные, оценивать качество проводимых в рамках национального проекта мероприятий, тем самым формируя объективную оценку Коуз-экстерналий.
Эмитируемые в рамках блокчейн-платформы национального проекта токены будут распределяться между его участниками, включая предприятия, органы региональной и местной власти, активистов из числа населения, инициативные группы, тем самым формируя гибкую систему подкрепления акторов.
Основным препятствием для внедрения системы токенизации экстерналий наряду с техническими вопросами является неурегулированность вопросов использования технологии блокчейн в законодательном поле Российской Федерации. Учитывая это, проект может быть опробован в так называемой законодательной песочнице, предоставляемой Центральным банком России аналогичным проектам. Один из примеров – цифровая платформа «Норникеля» по выпуску и обращению токенов, обеспеченных биржевыми металлами [22] (Burmistrova, 2020). Режим «законодательной песочницы» предусматривает тестирование финансовых инструментов, которые пока не урегулированы текущим законодательством, но в случае успешности такой проверки Центральный банк России может выступить с законодательной инициативой их принятия.
БЛАГОДАРНОСТИ: Выражаем признательность за помощь в подготовке статьи участникам научного проекта, поддержанного РФФИ № 18-010-00536 |
References:
Auzan A.A., Tambovtsev V.L., Shastiko A.E. i dr. (2005). Institutsionalnaya ekonomika: Novaya institutsionalnaya ekonomicheskaya teoriya [Institutional Economics: New institutional economic theory] Moscow: Infra-M. (in Russian).
Chun-Feng Liao, Chien-Che Hung, and Kung Chen (2019). Blockchain and the Internet of Things: A Software Architecture Perspective Palgrave Macmillan, Cham.
Dapp M.M. (2019). Toward a Sustainable Circular Economy Powered by Community-Based Incentive Systems Palgrave Macmillan, Cham.
Dezhina I., Nafikova T. (2019). Internet veshchey: kontseptsii i gosudarstvennaya politika [Evolution of "Internet of Things" Concept and State Policy]. World Economy and International Relations. 63 (7). 23-31. (in Russian). doi: 10.20542/0131-2227-2019-63-7-23-31 .
Glaser F., Hawlitschek F., Notheisen B. (2019). Blockchain as a Platform Palgrave Macmillan, Cham.
Global Risks Landscape 2018. The Global Risks Report 2018World Economic Forum. Retrieved May 28, 2020, from http://wef.ch/2m7gWWx.
John H. Kagel (1972). Token Economies and Experimental Economics Journal of Political Economy. 80 (4). 779-785. doi: 10.1086/259926.
Jonathan W. Ivy, James N. Meindl, Eric Overley, Kristen M. Robson (2017). Token Economy: A Systematic Review of Procedural Descriptions Behavior Modification. 41 (5). 708-737. doi: 10.1177/0145445517699559.
Kotow E. What are Asset-backed Tokens?Hedgetrade. Retrieved May 28, 2020, from https://hedgetrade.com/what-are-asset-backed-tokens
Kouz R. (2007). Firma, rynok i pravo [Firm, market and law] Moscow: Novoe izdatelstvo. (in Russian).
Mullen N.W., Maxwell H., Bédard M. (2015). Decreasing driver speeding with feedback and a token economy Transportation Research Part F: Traffic Psychology and Behaviour. 28 77-85. doi: 10.1016/j.trf.2014.11.008.
Pigu A. (1985). Ekonomicheskaya teoriya blagosostoyaniya [The economic theory of well-being] M.: «Progress». (in Russian).
Safiullin M.R., Elshin L.A., Abdukaeva A.A., Savelichev M.V. (2019). Instrumenty i metody issledovaniya razvitiya tsifrovoy ekonomiki v RF: podkhody, algoritmy, prakticheskie rezultaty [Tools and methods for digital economy development in Russia: approaches, algorithms, practical results] Kazan: Izdatelstvo IP Kuznetsov N.V. (in Russian).
Safiullin M.R., Elshin L.A., Savelichev M.V. (2019). Blockchain as a technology to increase trust and reduce transaction costs in the financial sphere Journal of advanced research in dynamical and control systems. 11 (8). 1864-1868.
Shemelina E.A. (2019). Likvidatsiya musora ili musornaya reforma [Elimination of waste or garbage reform]. Alley of Science. 1 (5(32)). 890-893. (in Russian).
Towards the Circular Economy Vol. 1: an economic and business rationale for an accelerated transitionThe Ellen Macarthur Foundation. Retrieved May 28, 2020, from https://www.ellenmacarthurfoundation.org/publications/towards-the-circular-economy-vol-1-an-economic-and-business-rationale-for-an-accelerated-transition
Towards the Circular Economy Vol. 2: opportunities for the consumer goods sectorThe Ellen Macarthur Foundation. Retrieved May 25, 2020, from https://www.ellenmacarthurfoundation.org/publications/towards-the-circular-economy-vol-2-opportunities-for-the-consumer-goods-sector
Towards the Circular Economy Vol. 3: accelerating the scale up across global supply chainsThe Ellen Macarthur Foundation. Retrieved May 28, 2020, from https://www.ellenmacarthurfoundation.org/publications/towards-the-circular-economy-vol-3-accelerating-the-scale-up-across-global-supply-chains
United Nations. Transforming Our World: The 2030 Agenda for Sustainable Development A/RES/70/1Sustainabledevelopment. Retrieved May 28, 2020, from https://sustainabledevelopment.un. org/post2015/transformingourworld/publication
Страница обновлена: 01.05.2025 в 03:21:08