Support of small business as a condition of economic security
Papchenko D.S.1
1 Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Russia
Download PDF | Downloads: 22 | Citations: 5
Journal paper
Economic security (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Volume 3, Number 2 (April-June 2020)
Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=43085628
Cited: 5 by 07.12.2023
Abstract:
Ensuring social, economic and political stability of our state is possible as a result of the development of small business. Small business entities are recognized as the most important segment of the Russian economy. At the moment, small businesses are the most vulnerable economic entities. The article focuses on the main measures of support for small business entities by the state. Separate directions for improving state support for small entrepreneurship are proposed.
Keywords: entrepreneur, state support, economic security, forms of protection of the rights of small businesses, benefits
Малое предпринимательство – это основа эффективного развития российской экономики. Безусловно, малое предпринимательство способствует развитию всех сфер жизнедеятельности общества и тем самым способствуют решению ряда социальных проблем [8, с. 206] (Ivanitskaya, Oborina, 2015). Развитие малого предпринимательства способствует не только формированию благоприятной среды для ведения бизнеса, получения населением дохода, но и получению налогов соответствующими бюджетами.
Поддержка малого предпринимательства рассматривается в качестве одного из важнейших направлений экономической политики, благодаря чему может обеспечиваться создание дополнительных рабочих мест и снижение уровня безработицы, увеличение налоговых поступлений в бюджеты различных уровней, рост конкуренции, развитие инновационных процессов, наполнение рынка потребительских товаров и услуг более широким ассортиментом.
Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» указывает, что подразумевается под поддержкой субъектов малого и среднего предпринимательства. Законодатель указывает, что «под поддержкой малого и среднего предпринимательства необходимо понимать деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляемую в целях развития малого и среднего предпринимательства в соответствии с государственными программами (подпрограммами) Российской Федерации, государственными программами (подпрограммами) субъектов Российской Федерации и муниципальными программами (подпрограммами), содержащими мероприятия, направленные на развитие малого и среднего предпринимательства, а также деятельность акционерного общества «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства», осуществляемую в соответствии с настоящим Федеральным законом, в качестве института развития в сфере малого и среднего предпринимательства, его дочерних обществ» [1].
На законодательном уровне есть ряд исключений. Законодатель предопределяет, что государственную поддержку могут получить не все субъекты малого предпринимательства. Статья 14-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» закрепляет перечень субъектов, государственная поддержка на которые не распространяется. Так, государственная поддержка не оказывается субъектам малого и среднего предпринимательства – кредитным, страховым организациям (за исключением потребительских кооперативов), инвестиционным фондам, негосударственным пенсионным фондам, профессиональным участникам рынка ценных бумаг, ломбардам, участникам соглашений о разделе продукции, компаниям, осуществляющим предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса, а также являющимся в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о валютном регулировании и валютном контроле, нерезидентами Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных международными договорами Российской Федерации.
В настоящее время на государственном уровне предпринимается достаточное количество мер поддержки малых предпринимателей со стороны государства [9, с. 103] (Kravchenko, Mandrik, 2014). Проанализируем наиболее распространенные меры государственной поддержки субъектов малого предпринимательства.
В первую очередь особое распространение из всех мер государственной поддержки приобретает предоставление государственных и муниципальных гарантий за счет средств соответствующего бюджета. Появление такой меры поддержки обусловлено необходимостью защиты интересов малых предприятий, так как последние являются нестабильными в финансовой сфере. Появление таких гарантий способствует обеспечению малых предприятий равным доступом к кредитным ресурсам. Выделение таких денежных средств происходит в форме субвенций. Государственная поддержка субъектов малого предпринимательства осуществляется с помощью предоставления субсидий, бюджетных инвестиций [12] (Okhtin, 2019). Наиболее перспективные малые предприятия получают государственные субсидии на условиях безвозвратности и выполнения соответствующих задач в установленный срок. Финансирование малых предприятий осуществляется также за счет кредитования. Еще одним способом финансирования выступает лизинг [7, с. 102] (Zamyatkin, Petrova, 2019). Такой вид кредитования зачастую используется в целях приобретения оборудования. Широкое распространение в России получил франчайзинг, то есть когда раскрученный бизнес продается за плату. Кроме того, не стоит забывать и о венчурном финансировании, которое может быть выражено в различных формах. Индивидуальные инвесторы и венчурные фонды признаются источниками финансирования деятельности малого предприятия [11, с. 226] (Mochalova, Ladygina, 2016).
Как показывает практика, в последнее время наблюдается сокращение программ поддержки малого предпринимательства [14] (Khabibulin, 2020). Финансирование государственных программ значительно сократилось. Получить субсидию на развитие бизнеса в 2018–2019 годах стало уже невозможно. Фактически малые предприятия в своей деятельности сталкиваются с материально-техническими и финансовыми проблемами. Правовое регулирование деятельности малых предприятий также недостаточное [4, с. 40] (Alieva, 2019).
Для субъектов малого предпринимательства установлены льготы в налогообложении, предоставлении отчетов, а также в ведении кассовых операций и бухгалтерского учета. Налоговый кодекс Российской Федерации в ст. 14 и 15 указывает, что для субъектов малого предпринимательства на региональном и местном уровне могут быть установлены льготы в налогообложении [3]. Например, такая льгота установлена Законом г. Москвы «О налоге на имущество организаций» [2]. Индивидуальные предприниматели и организации, относящиеся к субъектам малого предпринимательства, вправе не устанавливать лимит остатка наличных средств в кассе. Устанавливается упрощенная процедура составления бухгалтерской отчетности.
Введение специальных налоговых режимов и льгот для малых предприятий имеет ряд положительных моментов. В частности:
- снижение налоговой нагрузки для отдельных видов экономической деятельности малых предприятий;
- рост инвестиционной активности микропредприятий и малых предприятий;
- минимизация уплаты налоговых платежей [5, с. 58] (Antonyan, 2018).
Вышеизложенное свидетельствует о том, что государственная поддержка – это целенаправленная деятельность государственных органов, которая включает не только экономические меры по развитию, но и отдельные способы защиты прав и законных интересов субъектов малого предпринимательства [13, с. 77].
Создание и развитие инфраструктуры поддержки малого бизнеса возможно при существовании соответствующей правовой основы. Такую основу могут составлять:
- отдельный государственный орган, который занимается вопросами поддержки малого бизнеса;
- бизнес-школы. Деятельность таких школ направлена на обучение простых граждан, которые изъявляют желание об открытии и развитии своего дела;
- учебно-деловые центры, которые оказывают всяческую поддержку в обучении и консультировании;
- агентства информационной поддержки (практика свидетельствует, что к таким относятся консалтинговые фирмы, предоставляющие широкий перечень услуг в сфере регистрации и даже обучения персонала);
- бизнес-инкубаторы, позволяют ускорить процесс развития малого предпринимательства;
- технопарки;
- информационно-технологические центры;
- маркетинговые центры;
- фонды поддержки.
В настоящее время малое предпринимательство находится в условиях, которые весьма отдалены от тех, что должны быть присущи рыночным отношениям. Отсутствует система проведения глубокого анализа деятельности малых предприятий. Нет надлежащего учета результатов их работы, практически отсутствует отчетность по тем показателям, которые дают право малым предприятиям воспользоваться льготами по налогообложению. Материально-техническое обеспечение малых предприятий осуществляется в недостаточном объеме и несвоевременно. Для малых предприятий отсутствуют предназначенные приборы, оборудование и машины.
Социальная защита предпринимательской деятельности признается актуальной и непростой проблемой малого предпринимательства России.
Большая часть исследователей придерживаются позиции о необходимости принятия ряда мер, которые будут исключать прекращение предпринимательской деятельности [6, с. 138] (Eremeeva, 2018). Среди таких мер целесообразно предусмотреть следующие:
- исключить возможность сокращения государственных программ для поддержки малого и среднего бизнеса;
- исключить увеличение косвенного налога;
- исключить обязанность для субъектов малого предпринимательства необходимости установления онлайн-касс [15, с. 335] (Kharin, 2018).
Подводя итог, можно сделать вывод о том, что развитие малого предпринимательства в России невозможно без эффективной поддержки со стороны государства. Развитие предпринимательства будет способствовать экономическому развитию нашей страны. Безусловно, достижение этого возможно только в результате создания соответствующих институтов для предпринимателей, которые бы позволили получать не только кредиты, налоговые льготы, субсидии, но и доступ к государственным закупкам [10, с. 30] (Lev, 2016). Целесообразно продолжать развивать и совершенствовать государственную поддержку предпринимателей.
References:
K voprosu o gosudarstvennoy podderzhke subektov malogo i srednego predprinimatelstva [State Support for Small and Medium Business Entities Revisited]. (2019). The modern law. (2). 76-79. (in Russian). doi: 10.25799/NI.2019.73.39.010 .
Federalnyy zakon ot 24.07.2007 N 209-FZ (red. ot 02.08.2019) «O razvitii malogo i srednego predprinimatelstva v Rossiyskoy Federatsii» [The Federal law of 24.07.2007 N 209-FZ (as amended on 02.08.2019) “On the development of small and medium entrepreneurship in the Russian Federation”] (2007). Moscow. (in Russian).
Nalogovyy kodeks Rossiyskoy Federatsii (chast pervaya) ot 31.07.1998 N 146-FZ (red. ot 29.09.2019, s izm. ot 31.10.2019) (s izm. i dop., vstup. v silu s 29.10.2019) [Tax Code of the Russian Federation (Part 1) of 31.07.1998 N 146-FZ (as amended on 29.09.2019, as revised on 31.10.2019) (applied after 29.10.2019)] (1998). Moscow. (in Russian).
Zakon g. Moskvy ot 05.11.2003 N 64 (red. ot 20.11.2019) «O naloge na imushchestvo organizatsiy» [The city of Moscow of 05.11.2003 No. 64 (as amended on 20.11.2019) «On taxes on property of organizations”] (2003). Moscow. (in Russian).
Alieva A.Kh. (2019). Napravleniya gosudarstvennoy podderzhki malogo predprinimatelstva [Directions of state support of small business] Cluster initiative in the formation of progressive structure of the national economy. 40. (in Russian).
Antonyan D.Yu. (2018). Gosudarstvennaya podderzhka malogo predprinimatelstva [State support of small business] Student research. 58. (in Russian).
Eremeeva S.S. (2018). Gosudarstvennaya podderzhka malogo i srednego predprinimatelstva kak faktor obespecheniya ekonomicheskoy bezopasnosti regiona [State support of small and medium enterprises as a factor of economic security of the region] New science and the culture of knowledge of modern man. 138. (in Russian).
Ivanitskaya I.P., Oborina A.E. (2015). Gosudarstvennaya podderzhka razvitiya malogo predprinimatelstva [State support of small business development] Conceptual framework for strategic management of regional development in the context of global challenges. 205-211. (in Russian).
Khabibulin A.G. (2020). Ekonomicheskaya bezopasnost. Ekonomicheskie rassledovaniya [Economic security. Economic investigation] Moscow: MGU. (in Russian).
Kharin E.P. (2018). O problemakh gosudarstvennoy podderzhki subektov malogo i srednego predprinimatelstva v Rossii [About the problems of state support of small and medium business in Russia] State and law. 335. (in Russian).
Kravchenko L.N., Mandrik E.S. (2014). Mery gosudarstvennoy podderzhki subektov malogo i srednego predprinimatelstva [Measures of state support of subjects of small and medium business] Actual problems of economic development. 103. (in Russian).
Lev M.Yu. (2016). Aktualnye problemy ustanovleniya nachalnoy tseny kontrakta v sfere zakupok tovarov, rabot, uslug dlya obespecheniya gosudarstvennyh i munitsipalnyh nuzhd kak faktor ekonomicheskoy bezopasnosti [Actual Problems of the Establishment of the Initial Price of the Contract for Procurement of Goods, Works and Services for State and Municipal Needs as a Factor of Economic Security]. \\Academy\'s Herald. (2). 28-35. (in Russian).
Mochalova Ya.V., Ladygina I.A. (2016). Osnovnye napravleniya i formy gosudarstvennoy podderzhki malogo predprinimatelstva [The main directions and forms of state support of small business] Actual problems of economy in the conditions of reforming of the modern society. 226. (in Russian).
Okhtin I.V. (2019). Subekty malogo i srednego predprinimatelstva [The subjects of small and medium business] (in Russian).
Zamyatkin D.A., Petrova E.O. (2019). Gosudarstvennyy lizing kak perspektivnaya forma podderzhki malogo i srednego predprinimatelstva v Rossii [State leasing as a promising form of support for small and medium business in Russia]. Innovative science. (6). 102. (in Russian).
Страница обновлена: 28.04.2025 в 04:36:19