Analysis of the dynamics of creative services development in the Republic of Kazakhstan

Koroleva A.A.1
1 Южно-Уральский государственный университет, Kazakhstan

Journal paper

Journal of Central Asia Economy (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Volume 2, Number 3 (July-September 2018)

Citation:

Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=44644362

Abstract:
The article analyzes the development of creative services based on statistical data in 2012-2016. The number of visitors to creative sectors of the economy is revealed; the number of enterprises and individual entrepreneurs providing creative services in the regions of Kazakhstan is determined.

Keywords: post-industrial economy, creative services, creative industries, individual entrepreneurs



Развитие постиндустриальной экономики неразрывно связано с развитием креативных услуг. Однако в статистических сборниках до сих пор четко не определен и не проанализирован данный вид услуг.

Нами был проведен статистический анализ динамики развития креативных услуг в Республике Казахстан. Для проведения анализа из числа всех предоставляемых услуг в Казахстане были отобраны услуги креативного характера в соответствии с классификацией, предложенной на Calvert Forum (табл. 1) [1].

Таблица 1

Классификация креативных индустрий

Искусство и культура
Дизайн
Медиа и коммуникации
Цифровые технологии
Фотография
Реклама;
Издательское дело
Дизайн и проектирование веб-сайтов
Визуальное искусство
Архитектура
Телевидение и радио
Исполнительское искусство
Интерьерный дизайн
Реклама
Дизайн и проектирование программного обеспечения
Искусство и антиквариат
Графический дизайн
Фильмы и видео
Ремесла
Промышленный дизайн
Звукозапись
Компьютерное программирование
Литература
Мода
СМИ
Библиотеки
Коммуникационный дизайн
Связи с общественностью
Дизайн приложений
Музеи/галереи/ архивы
Интерьерный дизайн и дизайн среды
IT-стратегии и планирование
Культурное наследие
Аукционы
Производство ювелирных изделий
Фестивали и культурные инициативы
Источник: [2-8] (Vechkinzova, Petrenko, 2016; Vechkinzova, Goridko, 2017; Vechkinzova, 2018; Mikhaylova, 2018; Feraru, 2016; Pronina, 2018).

Как видно из графика (рис. 1), больше всего услуг с 2012 по 2016 г. было оказано в г. Астане, г. Алматы и Атырауской области.

Рисунок 1. Общий объем оказанных услуг по областям Казахстана с 2012 по 2016 г.

Источник: составлено автором по данным stat.gov.kz

Из рисунка 2 следует, что число предприятий и индивидуальных предпринимателей, оказывающих креативные услуги по областям Казахстана с 2012 по 2016 г., превалировало в г. Алматы, г. Астане, Алматинской области, Восточно-Казахстанской области, Карагандинской и Южно-Казахстанской областях. Однако следует отметить уменьшение числа предприятий и индивидуальных предпринимателей в Астане.

Рисунок 2. Число предприятий и индивидуальных предпринимателей, оказывающих креативные услуги по областям Казахстана с 2012 по 2016 г.

Источник: составлено автором по данным stat.gov.kz

Как видно из рисунка 3, из числа посетителей креативных секторов экономики Казахстана за 2012–2016 гг. лидировали, как ни странно, в наше время IT-технологий посетители библиотек, парков развлечений и киносеансов.

Рисунок 3. Число посетителей креативных секторов экономики Казахстана за 2012–2016 гг.

Источник: составлено автором по данным stat.gov.kz

Из рисунка 4 видно, что из числа услуг, оказанных креативными секторами экономики, больший темп роста наблюдается по таким услугам, как:

– индивидуальные – 140,4%;

– профессиональные, научные – 130,8%;

– услуги библиотек, архивов, музеев – 122,4%;

– информационные услуги – 122,2%.

Рисунок 4. Индекс физического объема оказанных услуг креативных секторов экономики Казахстана 2016 г. к 2015 г., в %

Источник: составлено автором по данным stat.gov.kz

Из рисунка 5 мы видим, что в 2016 г. в Казахстане лидировали услуги в области архитектуры, несмотря на то, что в предыдущем графике там наблюдался незначительный прирост – 109,9%.

Рисунок 5. Общий объем оказанных услуг в Казахстане по их видам в 2016 г.

Источник: составлено автором по данным stat.gov.kz

Аналогичную картину мы видим из рисунка 6, где по числу предприятий и индивидуальных предпринимателей, оказывающих креативные услуги, в Казахстане в 2016 г. превалировали услуги архитектуры. Кроме того, лидируют индивидуальные услуги, услуги по организации отдыха, в области рекламы и по компьютерному программированию.

Рисунок 6. Число предприятий и индивидуальных предпринимателей, оказывающих креативные услуги в Казахстане в 2016 г.

Источник: составлено автором по данным stat.gov.kz

Из проведенного анализа можно сделать вывод, что по числу креативных услуг в Республике Казахстан превалируют г. Алматы, Алматинская область, г. Астана, Атырауская область, Карагандинская область.


References:

Feraru V.A. (2016). Razrabotka programmy formirovaniya kreativnyh klasterov v Sankt-Peterburge [Development of a program of the creative clusters formation in Saint-Petersburg]. Creative economy. 10 (12). 1481-1488. (in Russian). doi: 10.18334/ce.10.12.37144.

Mikhaylova A.V. (2018). Tsifrovaya i kreativnaya ekonomika v sovremennom prostranstve [Digital and creative economy in the modern space]. Creative economy. 12 (1). 29-42. (in Russian). doi: 10.18334/ce.12.1.38783.

Pronina Z.Yu. (2018). Kreativnost v ekonomike znaniy [Creativity in the knowledge economy]. Creative economy. 12 (11). 1725-1732. (in Russian). doi: 10.18334/ce.12.11.39646.

Vechkinzova E.A. (2018). Innovatsionnyy potentsial ekonomicheskogo razvitiya regionov Respubliki Kazakhstan [Innovative potential of economic development of regions in the Republic of Kazakhstan]. Drukerovskij vestnik. (1(21)). 183-193. (in Russian).

Vechkinzova E.A. (2018). Obzor teoretiko-metodologicheskikh podkhodov k formirovaniyu regionalnoy smart-spetsializatsii v Kazakhstane [Review of theoretical and methodological approaches to the regional smart specialization in Kazakhstan]. Aktualnye problemy sovremennosti. (1(19)). 111-115. (in Russian).

Vechkinzova E.A., Goridko N.P. (2017). Klasterizatsiya regionov Kazakhstana: rol innovatsiy i investitsiy [Clustering of regions in Kazakhstan: role of innovations and investments] 6th All-Russian Symposium on Regional Economy. 83-87. (in Russian).

Vechkinzova E.A., Petrenko E.S. (2016). Ot klasterov k umnoy spetsializatsii: obzor metodicheskikh podkhodov [From clusters to smart specialization: Review of methodological approaches] 7th All-Russian Symposium on Economics. 56-57. (in Russian).

Страница обновлена: 21.03.2025 в 03:58:25