Analysis of the dynamics of creative services development in the Republic of Kazakhstan
Koroleva A.A.1
1 Южно-Уральский государственный университет, Kazakhstan
Download PDF | Downloads: 12
Journal paper
Journal of Central Asia Economy (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Volume 2, Number 3 (July-September 2018)
Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=44644362
Abstract:
The article analyzes the development of creative services based on statistical data in 2012-2016. The number of visitors to creative sectors of the economy is revealed; the number of enterprises and individual entrepreneurs providing creative services in the regions of Kazakhstan is determined.
Keywords: post-industrial economy, creative services, creative industries, individual entrepreneurs
Развитие постиндустриальной экономики неразрывно связано с развитием креативных услуг. Однако в статистических сборниках до сих пор четко не определен и не проанализирован данный вид услуг.
Нами был проведен статистический анализ динамики развития креативных услуг в Республике Казахстан. Для проведения анализа из числа всех предоставляемых услуг в Казахстане были отобраны услуги креативного характера в соответствии с классификацией, предложенной на Calvert Forum (табл. 1) [1].
Таблица 1
Классификация креативных индустрий
Искусство
и культура
|
Дизайн
|
Медиа
и коммуникации
|
Цифровые
технологии
|
Фотография
|
Реклама;
|
Издательское
дело
|
Дизайн
и проектирование веб-сайтов
|
Визуальное
искусство
|
Архитектура
|
Телевидение
и радио
| |
Исполнительское
искусство
|
Интерьерный
дизайн
|
Реклама
|
Дизайн
и проектирование программного обеспечения
|
Искусство
и антиквариат
|
Графический
дизайн
|
Фильмы
и видео
| |
Ремесла
|
Промышленный
дизайн
|
Звукозапись
|
Компьютерное
программирование
|
Литература
|
Мода
|
СМИ
| |
Библиотеки
|
Коммуникационный
дизайн
|
Связи
с общественностью
|
Дизайн
приложений
|
Музеи/галереи/
архивы
|
Интерьерный
дизайн и дизайн среды
|
IT-стратегии
и планирование
| |
Культурное
наследие
| |||
Аукционы
|
Производство
ювелирных изделий
| ||
Фестивали
и культурные инициативы
|
Как видно из графика (рис. 1), больше всего услуг с 2012 по 2016 г. было оказано в г. Астане, г. Алматы и Атырауской области.
Рисунок 1. Общий объем оказанных услуг по областям Казахстана с 2012 по 2016 г.
Источник: составлено автором по данным stat.gov.kz
Из рисунка 2 следует, что число предприятий и индивидуальных предпринимателей, оказывающих креативные услуги по областям Казахстана с 2012 по 2016 г., превалировало в г. Алматы, г. Астане, Алматинской области, Восточно-Казахстанской области, Карагандинской и Южно-Казахстанской областях. Однако следует отметить уменьшение числа предприятий и индивидуальных предпринимателей в Астане.
Рисунок 2. Число предприятий и индивидуальных предпринимателей, оказывающих креативные услуги по областям Казахстана с 2012 по 2016 г.
Источник: составлено автором по данным stat.gov.kz
Как видно из рисунка 3, из числа посетителей креативных секторов экономики Казахстана за 2012–2016 гг. лидировали, как ни странно, в наше время IT-технологий посетители библиотек, парков развлечений и киносеансов.
Рисунок 3. Число посетителей креативных секторов экономики Казахстана за 2012–2016 гг.
Источник: составлено автором по данным stat.gov.kz
Из рисунка 4 видно, что из числа услуг, оказанных креативными секторами экономики, больший темп роста наблюдается по таким услугам, как:
– индивидуальные – 140,4%;
– профессиональные, научные – 130,8%;
– услуги библиотек, архивов, музеев – 122,4%;
– информационные услуги – 122,2%.
Рисунок 4. Индекс физического объема оказанных услуг креативных секторов экономики Казахстана 2016 г. к 2015 г., в %
Источник: составлено автором по данным stat.gov.kz
Из рисунка 5 мы видим, что в 2016 г. в Казахстане лидировали услуги в области архитектуры, несмотря на то, что в предыдущем графике там наблюдался незначительный прирост – 109,9%.
Рисунок 5. Общий объем оказанных услуг в Казахстане по их видам в 2016 г.
Источник: составлено автором по данным stat.gov.kz
Аналогичную картину мы видим из рисунка 6, где по числу предприятий и индивидуальных предпринимателей, оказывающих креативные услуги, в Казахстане в 2016 г. превалировали услуги архитектуры. Кроме того, лидируют индивидуальные услуги, услуги по организации отдыха, в области рекламы и по компьютерному программированию.
Рисунок 6. Число предприятий и индивидуальных предпринимателей, оказывающих креативные услуги в Казахстане в 2016 г.
Источник: составлено автором по данным stat.gov.kz
Из проведенного анализа можно сделать вывод, что по числу креативных услуг в Республике Казахстан превалируют г. Алматы, Алматинская область, г. Астана, Атырауская область, Карагандинская область.
References:
Feraru V.A. (2016). Razrabotka programmy formirovaniya kreativnyh klasterov v Sankt-Peterburge [Development of a program of the creative clusters formation in Saint-Petersburg]. Creative economy. 10 (12). 1481-1488. (in Russian). doi: 10.18334/ce.10.12.37144.
Mikhaylova A.V. (2018). Tsifrovaya i kreativnaya ekonomika v sovremennom prostranstve [Digital and creative economy in the modern space]. Creative economy. 12 (1). 29-42. (in Russian). doi: 10.18334/ce.12.1.38783.
Pronina Z.Yu. (2018). Kreativnost v ekonomike znaniy [Creativity in the knowledge economy]. Creative economy. 12 (11). 1725-1732. (in Russian). doi: 10.18334/ce.12.11.39646.
Vechkinzova E.A. (2018). Innovatsionnyy potentsial ekonomicheskogo razvitiya regionov Respubliki Kazakhstan [Innovative potential of economic development of regions in the Republic of Kazakhstan]. Drukerovskij vestnik. (1(21)). 183-193. (in Russian).
Vechkinzova E.A. (2018). Obzor teoretiko-metodologicheskikh podkhodov k formirovaniyu regionalnoy smart-spetsializatsii v Kazakhstane [Review of theoretical and methodological approaches to the regional smart specialization in Kazakhstan]. Aktualnye problemy sovremennosti. (1(19)). 111-115. (in Russian).
Vechkinzova E.A., Goridko N.P. (2017). Klasterizatsiya regionov Kazakhstana: rol innovatsiy i investitsiy [Clustering of regions in Kazakhstan: role of innovations and investments] 6th All-Russian Symposium on Regional Economy. 83-87. (in Russian).
Vechkinzova E.A., Petrenko E.S. (2016). Ot klasterov k umnoy spetsializatsii: obzor metodicheskikh podkhodov [From clusters to smart specialization: Review of methodological approaches] 7th All-Russian Symposium on Economics. 56-57. (in Russian).
Страница обновлена: 21.03.2025 в 03:58:25