Анализ динамики развития креативных услуг Республики Казахстан
Королева А.А.1
1 Южно-Уральский государственный университет, Казахстан, Караганда
Скачать PDF | Загрузок: 4
Статья в журнале
Экономика Центральной Азии (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 2, Номер 3 (Июль-Сентябрь 2018)
Цитировать:
Королева А.А. Анализ динамики развития креативных услуг Республики Казахстан // Экономика Центральной Азии. – 2018. – Том 2. – № 3. – С. 119-126. – doi: 10.18334/asia.2.3.110104.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=44644362
Аннотация:
В статье проводится анализ развития креативных услуг на основе статистических данных за 2012-2016 г. г. Выявлено число посетителей креативных секторов экономики, число предприятий и индивидуальных предпринимателей, оказывающих креативные услуги по областям Казахстана.
Ключевые слова: постиндустриальная экономика, креативные услуги, креативные индустрии, индивидуальные предприниматели
Развитие постиндустриальной экономики неразрывно связано с развитием креативных услуг. Однако в статистических сборниках до сих пор четко не определен и не проанализирован данный вид услуг.
Нами был проведен статистический анализ динамики развития креативных услуг в Республике Казахстан. Для проведения анализа из числа всех предоставляемых услуг в Казахстане были отобраны услуги креативного характера в соответствии с классификацией, предложенной на Calvert Forum (табл. 1) [1].
Таблица 1
Классификация креативных индустрий
Искусство
и культура
|
Дизайн
|
Медиа
и коммуникации
|
Цифровые
технологии
|
Фотография
|
Реклама;
|
Издательское
дело
|
Дизайн
и проектирование веб-сайтов
|
Визуальное
искусство
|
Архитектура
|
Телевидение
и радио
| |
Исполнительское
искусство
|
Интерьерный
дизайн
|
Реклама
|
Дизайн
и проектирование программного обеспечения
|
Искусство
и антиквариат
|
Графический
дизайн
|
Фильмы
и видео
| |
Ремесла
|
Промышленный
дизайн
|
Звукозапись
|
Компьютерное
программирование
|
Литература
|
Мода
|
СМИ
| |
Библиотеки
|
Коммуникационный
дизайн
|
Связи
с общественностью
|
Дизайн
приложений
|
Музеи/галереи/
архивы
|
Интерьерный
дизайн и дизайн среды
|
IT-стратегии
и планирование
| |
Культурное
наследие
| |||
Аукционы
|
Производство
ювелирных изделий
| ||
Фестивали
и культурные инициативы
|
Как видно из графика (рис. 1), больше всего услуг с 2012 по 2016 г. было оказано в г. Астане, г. Алматы и Атырауской области.
Рисунок 1. Общий объем оказанных услуг по областям Казахстана с 2012 по 2016 г.
Источник: составлено автором по данным stat.gov.kz
Из рисунка 2 следует, что число предприятий и индивидуальных предпринимателей, оказывающих креативные услуги по областям Казахстана с 2012 по 2016 г., превалировало в г. Алматы, г. Астане, Алматинской области, Восточно-Казахстанской области, Карагандинской и Южно-Казахстанской областях. Однако следует отметить уменьшение числа предприятий и индивидуальных предпринимателей в Астане.
Рисунок 2. Число предприятий и индивидуальных предпринимателей, оказывающих креативные услуги по областям Казахстана с 2012 по 2016 г.
Источник: составлено автором по данным stat.gov.kz
Как видно из рисунка 3, из числа посетителей креативных секторов экономики Казахстана за 2012–2016 гг. лидировали, как ни странно, в наше время IT-технологий посетители библиотек, парков развлечений и киносеансов.
Рисунок 3. Число посетителей креативных секторов экономики Казахстана за 2012–2016 гг.
Источник: составлено автором по данным stat.gov.kz
Из рисунка 4 видно, что из числа услуг, оказанных креативными секторами экономики, больший темп роста наблюдается по таким услугам, как:
– индивидуальные – 140,4%;
– профессиональные, научные – 130,8%;
– услуги библиотек, архивов, музеев – 122,4%;
– информационные услуги – 122,2%.
Рисунок 4. Индекс физического объема оказанных услуг креативных секторов экономики Казахстана 2016 г. к 2015 г., в %
Источник: составлено автором по данным stat.gov.kz
Из рисунка 5 мы видим, что в 2016 г. в Казахстане лидировали услуги в области архитектуры, несмотря на то, что в предыдущем графике там наблюдался незначительный прирост – 109,9%.
Рисунок 5. Общий объем оказанных услуг в Казахстане по их видам в 2016 г.
Источник: составлено автором по данным stat.gov.kz
Аналогичную картину мы видим из рисунка 6, где по числу предприятий и индивидуальных предпринимателей, оказывающих креативные услуги, в Казахстане в 2016 г. превалировали услуги архитектуры. Кроме того, лидируют индивидуальные услуги, услуги по организации отдыха, в области рекламы и по компьютерному программированию.
Рисунок 6. Число предприятий и индивидуальных предпринимателей, оказывающих креативные услуги в Казахстане в 2016 г.
Источник: составлено автором по данным stat.gov.kz
Из проведенного анализа можно сделать вывод, что по числу креативных услуг в Республике Казахстан превалируют г. Алматы, Алматинская область, г. Астана, Атырауская область, Карагандинская область.
Источники:
2. Вечкинзова Е.А., Петренко Е.С. От кластеров к умной специализации: обзор методических подходов // Vii всероссийский симпозиум по экономической теории: Труды 7-го Всероссийского симпозиума по экономической теории. Т.2. Екатеринбург, 2016. – c. 56-57.
3. Вечкинзова Е.А., Горидько Н.П. Кластеризация регионов Казахстана: роль инноваций и инвестиций // Iv всероссийский симпозиум по региональной экономике: Материалы. Екатеринбург, 2017. – c. 83-87.
4. Вечкинзова Е.А. Обзор теоретико-методологических подходов к формированию региональной смарт-специализации в Казахстане // Актуальные проблемы современности. – 2018. – № 1(19). – c. 111-115.
5. Вечкинзова Е.А. Инновационный потенциал экономического развития регионов Республики Казахстан // Друкеровский вестник. – 2018. – № 1(21). – c. 183-193.
6. Михайлова А.В. Цифровая и креативная экономика в современном пространстве // Креативная экономика. – 2018. – № 1. – c. 29-42. – doi: 10.18334/ce.12.1.38783.
7. Фьерару В.А. Разработка программы формирования креативных кластеров в Санкт-Петербурге // Креативная экономика. – 2016. – № 12. – c. 1481-1488. – doi: 10.18334/ce.10.12.37144.
8. Пронина З.Ю. Креативность в экономике знаний // Креативная экономика. – 2018. – № 11. – c. 1725-1732. – doi: 10.18334/ce.12.11.39646.
Страница обновлена: 15.07.2024 в 08:20:09