Анализ динамики развития креативных услуг Республики Казахстан

Королева А.А.1
1 Южно-Уральский государственный университет, Казахстан, Караганда

Статья в журнале

Экономика Центральной Азии (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 2, Номер 3 (Июль-Сентябрь 2018)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=44644362

Аннотация:
В статье проводится анализ развития креативных услуг на основе статистических данных за 2012-2016 г. г. Выявлено число посетителей креативных секторов экономики, число предприятий и индивидуальных предпринимателей, оказывающих креативные услуги по областям Казахстана.

Ключевые слова: постиндустриальная экономика, креативные услуги, креативные индустрии, индивидуальные предприниматели



Развитие постиндустриальной экономики неразрывно связано с развитием креативных услуг. Однако в статистических сборниках до сих пор четко не определен и не проанализирован данный вид услуг.

Нами был проведен статистический анализ динамики развития креативных услуг в Республике Казахстан. Для проведения анализа из числа всех предоставляемых услуг в Казахстане были отобраны услуги креативного характера в соответствии с классификацией, предложенной на Calvert Forum (табл. 1) [1].

Таблица 1

Классификация креативных индустрий

Искусство и культура
Дизайн
Медиа и коммуникации
Цифровые технологии
Фотография
Реклама;
Издательское дело
Дизайн и проектирование веб-сайтов
Визуальное искусство
Архитектура
Телевидение и радио
Исполнительское искусство
Интерьерный дизайн
Реклама
Дизайн и проектирование программного обеспечения
Искусство и антиквариат
Графический дизайн
Фильмы и видео
Ремесла
Промышленный дизайн
Звукозапись
Компьютерное программирование
Литература
Мода
СМИ
Библиотеки
Коммуникационный дизайн
Связи с общественностью
Дизайн приложений
Музеи/галереи/ архивы
Интерьерный дизайн и дизайн среды
IT-стратегии и планирование
Культурное наследие
Аукционы
Производство ювелирных изделий
Фестивали и культурные инициативы
Источник: [2-8] (Vechkinzova, Petrenko, 2016; Vechkinzova, Goridko, 2017; Vechkinzova, 2018; Mikhaylova, 2018; Feraru, 2016; Pronina, 2018).

Как видно из графика (рис. 1), больше всего услуг с 2012 по 2016 г. было оказано в г. Астане, г. Алматы и Атырауской области.

Рисунок 1. Общий объем оказанных услуг по областям Казахстана с 2012 по 2016 г.

Источник: составлено автором по данным stat.gov.kz

Из рисунка 2 следует, что число предприятий и индивидуальных предпринимателей, оказывающих креативные услуги по областям Казахстана с 2012 по 2016 г., превалировало в г. Алматы, г. Астане, Алматинской области, Восточно-Казахстанской области, Карагандинской и Южно-Казахстанской областях. Однако следует отметить уменьшение числа предприятий и индивидуальных предпринимателей в Астане.

Рисунок 2. Число предприятий и индивидуальных предпринимателей, оказывающих креативные услуги по областям Казахстана с 2012 по 2016 г.

Источник: составлено автором по данным stat.gov.kz

Как видно из рисунка 3, из числа посетителей креативных секторов экономики Казахстана за 2012–2016 гг. лидировали, как ни странно, в наше время IT-технологий посетители библиотек, парков развлечений и киносеансов.

Рисунок 3. Число посетителей креативных секторов экономики Казахстана за 2012–2016 гг.

Источник: составлено автором по данным stat.gov.kz

Из рисунка 4 видно, что из числа услуг, оказанных креативными секторами экономики, больший темп роста наблюдается по таким услугам, как:

– индивидуальные – 140,4%;

– профессиональные, научные – 130,8%;

– услуги библиотек, архивов, музеев – 122,4%;

– информационные услуги – 122,2%.

Рисунок 4. Индекс физического объема оказанных услуг креативных секторов экономики Казахстана 2016 г. к 2015 г., в %

Источник: составлено автором по данным stat.gov.kz

Из рисунка 5 мы видим, что в 2016 г. в Казахстане лидировали услуги в области архитектуры, несмотря на то, что в предыдущем графике там наблюдался незначительный прирост – 109,9%.

Рисунок 5. Общий объем оказанных услуг в Казахстане по их видам в 2016 г.

Источник: составлено автором по данным stat.gov.kz

Аналогичную картину мы видим из рисунка 6, где по числу предприятий и индивидуальных предпринимателей, оказывающих креативные услуги, в Казахстане в 2016 г. превалировали услуги архитектуры. Кроме того, лидируют индивидуальные услуги, услуги по организации отдыха, в области рекламы и по компьютерному программированию.

Рисунок 6. Число предприятий и индивидуальных предпринимателей, оказывающих креативные услуги в Казахстане в 2016 г.

Источник: составлено автором по данным stat.gov.kz

Из проведенного анализа можно сделать вывод, что по числу креативных услуг в Республике Казахстан превалируют г. Алматы, Алматинская область, г. Астана, Атырауская область, Карагандинская область.


Источники:

1. Аналитические материалы Calvert Forum. Cpractices.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://cpractices.ru/system/block/publication_infos/files/000/000/007/original/calvert_research_2014.pdf?1484647008.
2. Вечкинзова Е.А., Петренко Е.С. От кластеров к умной специализации: обзор методических подходов // Vii всероссийский симпозиум по экономической теории: Труды 7-го Всероссийского симпозиума по экономической теории. Т.2. Екатеринбург, 2016. – c. 56-57.
3. Вечкинзова Е.А., Горидько Н.П. Кластеризация регионов Казахстана: роль инноваций и инвестиций // Iv всероссийский симпозиум по региональной экономике: Материалы. Екатеринбург, 2017. – c. 83-87.
4. Вечкинзова Е.А. Обзор теоретико-методологических подходов к формированию региональной смарт-специализации в Казахстане // Актуальные проблемы современности. – 2018. – № 1(19). – c. 111-115.
5. Вечкинзова Е.А. Инновационный потенциал экономического развития регионов Республики Казахстан // Друкеровский вестник. – 2018. – № 1(21). – c. 183-193.
6. Михайлова А.В. Цифровая и креативная экономика в современном пространстве // Креативная экономика. – 2018. – № 1. – c. 29-42. – doi: 10.18334/ce.12.1.38783.
7. Фьерару В.А. Разработка программы формирования креативных кластеров в Санкт-Петербурге // Креативная экономика. – 2016. – № 12. – c. 1481-1488. – doi: 10.18334/ce.10.12.37144.
8. Пронина З.Ю. Креативность в экономике знаний // Креативная экономика. – 2018. – № 11. – c. 1725-1732. – doi: 10.18334/ce.12.11.39646.

Страница обновлена: 28.10.2024 в 09:09:27