Mechanism for financial support of the agro-industrial complex innovative activity in the regional spatial and industrial structure
Chernikova S.A.1, Kovaleva E.B.1, Pytkina S.A.1
1 Институт экономики УрО РАН - Пермский филиал, Russia
Download PDF | Downloads: 27 | Citations: 18
Journal paper
Journal of International Economic Affairs (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Volume 10, Number 2 (April-June 2020)
Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=43076864
Cited: 18 by 30.01.2024
Abstract:
The current situation is characterized by the continuing sanctions policy of the United States and a number of Western countries, as well as scarcity of financial resources. Therefore, the improvement of the mechanism of state financial support for the innovative development of the agro-industrial complex (AIC) in the regional spatial and sectoral structures is becoming increasingly important. This is very important for ensuring food security and the necessary level of competitiveness of the agricultural sector of the Russian economy. At the same time, the availability of targeted methodological and methodological tools to improve the effectiveness of state financial support for the innovative development of agricultural enterprises steps forward. A study of the problems of investment in the agricultural sector of the Perm region allowed the authors to develop a mechanism of state financial support of innovative development of agribusiness in the regional spatial and sectoral structure consisting of six basic specialized organizational and economic units providing a system of financial relations between public administration and economic entities of the regional agro-industrial complexes. The developed mechanism is a tool for state financial support of innovation and investment activity of agricultural enterprises of regional spatial and industrial structure. The results of the study allow to better understand the nature and direction of state support for promising innovative projects, which should help to effectively attract investment in the development of agricultural enterprises.
Keywords: agro-industrial complex, regional economy, spatial and industrial structure, financial resources, innovation and investment activity
JEL-classification: Q13, Q16, Q18
Введение
Развитие инновационно-инвестиционной деятельности предприятиями и организациями отечественного агропромышленного комплекса (АПК) в условиях продолжающейся санкционной политики США и ряда стран Запада является одной из стратегических задач в обеспечении продовольственной безопасности, социально-экономического развития национальной и региональной экономики, повышения конкурентных преимуществ аграрного производства и России в целом.
Как показывает практика, наращивание темпов роста инновационно-инвестиционной деятельности за счет собственных источников предприятий АПК или заемных средств не происходит, поскольку активность в достаточно затратной инновационно-инвестиционной сфере аграрного производства может быть в полной мере реализована при условии финансовой поддержки региональных и федеральных государственных структур.
Вместе с тем низкий уровень инновационно-инвестиционной деятельности предприятий АПК пространственно-отраслевых структур регионов в значительной степени сложился не только вследствие недостаточной государственной финансовой поддержки, но и нехватки квалифицированных специалистов и менеджеров аграрного направления, отсутствия опыта ведения инновационно-инвестиционной деятельности, отставания уровня технико-технологической базы сельскохозяйственных предприятий, не системно обновляемой релевантной информации.
Авторы рассматривают инновационно-инвестиционную деятельность на предприятиях АПК как специфическую функционально-управленческую деятельность, направленную на адаптивно-эффективный поиск привлечения оптимального объема финансовых ресурсов для своевременной реализации научно-технических разработок в аграрном производстве и/или в системе менеджмента предприятия.
Представляется, что в складывающихся условиях отсутствие новых подходов к повышению эффективности инновационно-инвестиционной деятельности, ориентированной на производство высококонкурентной сельскохозяйственной продукции, и внедрению в производственные процессы инновационного оборудования, техники и технологий и/или модернизированных средств производства может привести к невыполнению планов по достижению стратегических конкурентных преимуществ, устойчивости развития и упрочению положения на сельскохозяйственных рынках предприятиями российского АПК.
Несмотря на имеющиеся научные исследования и публикации по проблемам эффективности государственной финансовой поддержки развития отечественного АПК в конкурентной среде, недостаточно разработанными остаются теоретико-методологические, методические и практические аспекты финансовой поддержки инновационно-инвестиционной деятельности сельскохозяйственных предприятий как со стороны государственных, так и предпринимательских структур.
В этой связи авторам видится целесообразным рассмотреть развитие агропромышленного комплекса региональной пространственно-отраслевой структуры через призму финансовой поддержки инновационно-инвестиционной деятельности сельскохозяйственных предприятий.
Очевидно, что проблема финансовой поддержки инновационно-инвестиционной деятельности хозяйствующих субъектов АПК региональной пространственно-отраслевой структуры многофакторна и сложна как в стратегическом, так и в оперативном исполнении, особенно в рамках постоянного воспроизводства сельскохозяйственной продукции и выявления собственных финансовых ресурсов для успешной финансово-хозяйственной деятельности в сегодняшней рыночной среде. Недооценка роли финансовой поддержки инновационно-инвестиционной деятельности сельскохозяйственных предприятий АПК обусловливает практическое отсутствие значимых инновационных проектов и связанное с этим отставание в обновлении оборудования, техники и технологий, а также выпуске новой конкурентоспособной продукции.
Интерес к исследованию государственной финансовой поддержки инновационно-инвестиционной деятельности предприятий АПК диктуется желаемыми результатами данной системной деятельности по ускоренному выпуску новой сельхозпродукции, обновлению техники и технологии производственных процессов как ключевому фактору повышения доходов и конкурентоспособности предприятий АПК.
Поэтому целью данного исследования является развитие теории и методологии государственной финансовой поддержки инновационного развития АПК пространственно-отраслевой структуры регионов и разработка концептуального подхода к организации эффективного механизма финансовой поддержки аграрного производства.
Гипотеза исследования состоит в предположении, что выявление, анализ и устранение проблем, препятствующих государственной финансовой поддержке инновационно-инвестиционной деятельности, оказывают существенное влияние на темпы развития предприятий АПК пространственно-отраслевой структуры регионов.
В ходе достижения поставленной цели авторы обобщили научную новизну проведенного исследования в следующих положениях:
– сформулирована трактовка понятия «инновационно-инвестиционная деятельность на предприятиях АПК» с акцентом на адаптивно-эффективный поиск привлечения оптимального объема финансовых ресурсов для реализации НИОКР;
– уточнена роль мероприятий основных программно-стратегических документов федерального, регионального и муниципального уровней по развитию сельского хозяйства и регулированию рынков сельскохозяйственной продукции;
– определены основные инструменты государственной поддержки АПК, которые взяты за основу моделирования эффективного механизма финансовой поддержки сельскохозяйственных предприятий;
– разработан механизм государственной финансовой поддержки инновационного развития АПК региональных пространственно-отраслевых структур в составе шести специализированных организационно-экономических блоков, обеспечивающих систему финансовых отношений между государственными структурами управления и хозяйствующими субъектами региональных агропромышленных комплексов;
– в рамках разработанного механизма обоснованы его специфические характеристики, реализация которых должна способствовать эффективному инвестированию в инновационное развитие АПК.
Несомненно, меры государственной финансовой поддержки инновационно-инвестиционной деятельности сельскохозяйственных предприятий должны учитывать региональную специфику функционирования агропромышленного комплекса и то, как кризисные явления отразились на отдельных отраслях АПК (свиноводство, птицеводство, овощеводство, пчеловодство и др.).
Целенаправленную государственную финансовую поддержку инновационно-инвестиционной деятельности предприятий АПК региональной пространственно-отраслевой структуры необходимо осуществлять в виде национальных, региональных и муниципальных программ на основе системного подхода и программно-целевого управления. Следствием этого станет рост конкурентных преимуществ АПК и новый уровень социально-экономического развития региональной экономики.
Теоретический базис
Теоретической основой исследования государственной финансовой поддержки инновационно-инвестиционной деятельности сельскохозяйственных предприятий АПК региональной пространственно-отраслевой структуры являются общая теория финансов и теория финансового регулирования, позволяющие обосновать механизм и ключевые направления финансовой поддержки на основе принципов софинансирования и взаимодействия публичных (государственных и муниципальных) и частнохозяйственных финансов (коммерческие и некоммерческие организации, домашние хозяйства, страховой и финансовый рынки и пр.).
Проблемы государственной финансовой поддержки инновационно-инвестиционной деятельности сельхозпредприятий АПК нашли отражение в трудах ряда отечественных ученых. Необходимость стимулирования инвестиционной деятельности АПК региона обоснована М. М. Трясциным [1] (Tryastsin, 2008), по мнению которого это позволит повысить конкурентоспособный потенциал отрасли. Усиление финансовой поддержки государством инновационной сферы А. Ф. Суховей, И. М. Голова, С. В. Кортов [2] (Sukhovey, Golova, Kortov, 2005) относят к числу наиболее неотложных мероприятий по активизации научно-технической и инновационной деятельности. При этом, как показывает опыт зарубежных стран, особенно важна государственная финансовая поддержка на начальных стадиях инновационно-инвестиционной деятельности предприятий [3] (Goncharov, 2006).
Значительное внимание в научных публикациях уделено вопросам организации и функционирования финансового механизма, регулирующего использование финансовых ресурсов не только в инновационно-инвестиционной деятельности, но и в финансово-хозяйственном процессе предприятий АПК. Так, в структуре финансового механизма И. Т. Балабанов [4] (Balabanov, 2002) выделяет следующие ключевые элементы: финансовые методы, финансовые рычаги, правовое обеспечение, нормативное обеспечение и информационное обеспечение, взаимосвязь и взаимодействие которых позволяет осуществлять финансовое воздействие на приоритетные в рыночной среде виды деятельности предприятий АПК. Опыт формирования инновационной системы агропромышленного комплекса обобщен в коллективной монографии под редакцией И. Г. Ушачева [5] (Ushachev, 2014). Необходимость прямого и косвенного участия государства в процессе производства АПК посредством финансирования и кредитования отражена в исследовании Л. Н. Горшковой [6] (Gorshkova, 2012). Характерные черты осуществления инновационно-инвестиционной и финансово-хозяйственной деятельности предприятий регионального АПК на основе программно-целевого управления раскрыты в работе В. М. Серова [7] (Serov, 2005).
Природа государственной финансовой поддержки инновационно-инвестиционной деятельности сельскохозяйственных предприятий в рыночной среде является одним из основных вопросов российской аграрной экономики, что обусловлено особенностями и спецификой ведения сельскохозяйственного производства.
По мнению авторов, кроме учета особенностей сельскохозяйственного производства (качество земли, ее плодородие, местоположение, сроки проведения работ, сезонность и пр.), при принятии решений по государственной финансовой поддержке сельского хозяйства необходимо также рассматривать дифференциацию региональных АПК по уровню инвестиционной привлекательности, включая оценку таких показателей, как состояние сельскохозяйственных земель; износ основных фондов; кредиторская задолженность; доля убыточных хозяйствующих субъектов; уровень затрат на технологические инновации; объем отгруженной новой продукции; доля сельского населения, среднедушевые доходы; численность занятых исследованиями и разработками и др.
То есть формирование государственной финансовой поддержки инновационно-инвестиционной деятельности предприятий АПК должно осуществляться с учетом инвестиционной составляющей регионального агропромышленного комплекса.
Материалы и методы исследования
С точки зрения решения рассматриваемой проблемы заслуживает внимание системный подход, согласно которому механизм государственной финансовой поддержки инновационно-инвестиционной деятельности предприятий АПК авторы представляют в современных исследованиях как совокупность релевантных элементов, находящихся в устойчивой взаимосвязи между собой и образующих системно-комплексную целостность, обладающую такими свойствами как целенаправленность, управляемость и четкость разграничений финансово-экономических отношений. Этот подход полезен для исследования ключевых элементов, оказывающих влияние на рост или снижение выделяемых федеральными и региональными органами управления финансовых ресурсов для поддержки важнейших видов деятельности АПК, включая инновационно-инвестиционную. Так, многие отечественные исследователи наиболее оптимальным сценарием развития АПК считают инновационно-прорывной [8, 9] (Pytkin, Balandin, Ionova, 2014), (Lavrikova, Neganova, 2018).
Говоря о государственной финансовой поддержке инновационно-инвестиционной деятельности развития АПК региональных пространственно-отраслевых структур, можно констатировать следующее:
– государственная финансовая поддержка развития АПК оказывается на всех уровнях – федеральном, региональном и муниципальном;
– инструментом финансовой поддержки развития агропромышленного комплекса являются основные программно-стратегические документы – Государственная программа развития сельского хозяйства [10], Стратегия пространственного развития РФ [11] и др.;
– общесистемные меры поддержки реализуются в сферах налогообложения, кредитования, размещения государственного, регионального и муниципального заказов, снижения административных барьеров, цифровизации управления финансовыми ресурсами и пр.;
– распределение финансовых средств из федерального бюджета между регионами на развитие АПК осуществляется на конкурсной основе и на условиях софинансирования.
Вместе с тем большинство исследователей отмечают, что в настоящее время в агропромышленном комплексе регионов и России в целом сложилась принципиальная новая социально-экономическая ситуация, требующая мобилизации финансовых и аграрных ресурсов [9, 12, 13] (Lavrikova, Neganova, 2018), (Krasilnikova, 2019), (Ushachev, 2016).
Проведенный анализ показывает, что развитие АПК Пермского края реализуется в основном экстенсивным путем, когда уровень материально-технического оснащения остается крайне низким и имеет отрицательную динамику. В 2018 году уровень относительного показателя PSE указывал (табл. 1), что лишь 12,3 % дохода, полученного сельскохозяйственными товаропроизводителями, образуется за счет государственной поддержки в виде субсидий. Анализ показателей инвестирования, по данным Росстата, представлен в таблице 1.
Таблица 1
Анализ показателей инвестирования сельского хозяйства Пермского края за период 2011–2018 гг. (по данным Росстата)
Показатели
|
2011
|
2012
|
2013
|
2014
|
2015
|
2016
|
2017
|
2018
|
Инвестиции в основной
капитал на развитие сельского хозяйства,
млрд руб. |
201,85
|
256,91
|
252,99
|
307,09
|
296,78
|
304,67
|
379,80
|
374,72
|
Доля в общем
объеме инвестиций, %
|
3,00
|
3,00
|
2,90
|
3,10
|
3,00
|
2,90
|
3,40
|
3,10
|
Средства
государственного бюджета, млрд руб.
|
262,30
|
268,70
|
276,50
|
361,30
|
314,30
|
362,40
|
331,70
|
343,80
|
Удельный вес
сельского хозяйства в ВВП, %
|
0,60
|
0,70
|
0,60
|
0,50
|
0,40
|
0,40
|
0,40
|
0,40
|
Producer
Support Estimate (PSE), %
|
22,40
|
12,59
|
14,75
|
13,24
|
13,21
|
12,21
|
16,06
|
12,30
|
В Национальном докладе о ходе и результатах реализации в 2018 году Государственной программы развития сельского хозяйства [14] отмечается, что с учетом определенных приоритетов государственная поддержка осуществлялась по семи основным направлениям, в том числе:
– поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей в целях повышения продуктивности в молочном скотоводстве;
– поддержка инвестиционного кредитования агропромышленного комплекса;
– компенсация прямых понесенных затрат сельхозтоваропроизводителей на создание и модернизацию объектов агропромышленного комплекса.
Вместе с тем, по данным Росстата, инвестиции в основной капитал по видам экономической деятельности в 2018 году сократились на 2,7 % и составили 183 083,0 млн руб., из них 2 980,7 млн руб. приходится на долю сельского хозяйства (табл. 2).
Таблица 2
Инвестиции в основной капитал по видам экономической деятельности (по данным Росстата)
Показатели
|
2017 г.
|
Уд. вес, %
|
2018 г.
|
Уд. вес, %
|
Всего
|
188 233,3
|
100,0
|
183 083,0
|
100,0
|
в том числе:
сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство |
3 355,1
|
1,8
|
2 980,7
|
1,6
|
Обрабатывающие производства
|
81 377,3
|
43,2
|
84 689,3
|
46,3
|
в том числе:
производство пищевых продуктов |
2 082,1
|
1,1
|
2 194,7
|
1,2
|
Обеспечение электрической энергией, газом и паром;
кондиционирование воздуха |
22 656,3
|
12,0
|
12 653,4
|
6,9
|
Водоснабжение, водоотведение, сбор и утилизация отходов,
деятельность по ликвидации загрязнений
|
936,5 |
0,5
|
871,3
|
0,5
|
Несмотря на важность всех составляющих инновационного развития региональной пространственно-отраслевой структуры, ключевое значение в сложившейся ситуации имеет техническое перевооружение АПК.
Вышеописанный методический инструментарий может рассматриваться как основа для моделирования эффективного механизма государственной финансовой поддержки развития инновационно-инвестиционной деятельности сельскохозяйственных предприятий АПК региональной пространственно-отраслевой структуры.
Результаты исследования
Успешные предприятия российского АПК в своей инновационно-инвестиционной деятельности сегодня целенаправленно решают следующие задачи: переход на новые высококонкурентные виды продукции; перевооружение технико-технологической платформы производственных процессов; внедрение цифрового управления; повышение уровня социального обеспечения своих работников.
Тем не менее в целом инвестирование инновационной деятельности в отечественном АПК остается на низком уровне. Сегодня практически отсутствует видение организации и эффективного функционирования механизма государственной финансовой поддержки инновационного развития российского АПК.
Опираясь на обобщение трудов российских и зарубежных ученых [3, 15–17] (Goncharov, 2006); Barulin, 2017; Brigham, Ehrhardt, 2007; Van Horne, Wachowicz, 2018), а также результаты собственных исследований, мы предлагаем концептуальный подход к организации механизма государственной финансовой поддержки инновационного развития АПК региональных пространственно-отраслевых структур.
Проведенный функционально-логический анализ позволил нам определить ключевые организационно-экономические блоки механизма государственной финансовой поддержки инновационного развития АПК региональных пространственно-отраслевых структур, который изображен на рисунке 1.
Предлагаемый механизм государственной финансовой поддержки инновационного развития АПК, основанный на системе гармоничных финансовых отношений между федеральными, региональными, муниципальными уровнями управления и хозяйствующими субъектами региональных агропромышленных комплексов, структурно состоит из шести базовых организационно-экономических блоков (рис. 1).
Рисунок 1. Механизм государственной финансовой поддержки инновационного развития АПК региональной пространственно-отраслевой структуры (составлено авторами)
Назначение организационно-экономических блоков механизма государственной финансовой поддержки инновационного развития региональных АПК с их краткой характеристикой в систематизированном виде представлено в таблице 3.
Таблица 3
Назначение и характеристика организационно-экономических блоков механизма государственной финансовой поддержки инновационного развития региональных АПК (составлено авторами)
Наименование организационно-экономического блока
|
Назначение
организационно-экономического блока
|
Краткая формализованная
характеристика организационно-экономического блока
|
Программно-стратегические
документы
|
Целенаправленная
финансовая поддержка программ и стратегий инновационного развития
отраслей АПК
|
1.
Принципы и уровень финансовой поддержки маркетинговых и технологических
инновационных стратегий и программ развития отраслей АПК.
2. Время и срок действия стратегий и программ инновационного развития отраслей АПК. 3. Контроллинг за ходом реализации стратегий и программ инновационного развития отраслей АПК |
Финансово-управленческие
уровни и институты
|
Расширение
финансовых инвестиций в инновационные проекты АПК, предоставление на льготных
условиях займов и кредитов
|
1.
Финансовые инвестиции в проекты стратегий и программ инновационного
развития АПК структурами федерального, регионального, муниципального уровней
управления и институтами развития, а также предпринимательским
сообществом.
2. Наличие сбалансированной гармонизации интересов участников инвестирования в инновационные проекты АПК |
Финансовые
методы и рычаги
|
Формирование
совокупности финансового методического инструментария эффективного механизма
государственной поддержки инновационного развития АПК
|
1.
Методы рыночного привлечения внешних финансовых ресурсов: лизинг, факторинг и форфейтинг.
2. Методы традиционного привлечения финансовых ресурсов: инвестирование, кредитование, самофинансирование, самокредитование, софинансирование, налогообложение и пр. 3. Методы привлечения дешевых финансовых ресурсов: выпуск акций, облигаций, долговых ценных бумаг без потери финансовой устойчивости предприятий АПК. 4. Рычаги: доход, прибыль, амортизационные отчисления, дивиденды, арендная плата, курсы валют и ценных бумаг и др. |
Нормативно-инструкционные
регламенты
|
Внедрение
в процессы инновационной деятельности и инвестирования современных
нормативно-инструкционной документации, стандартов и регламентов
|
1.
Методические указания и рекомендации по расчету необходимой
финансовой поддержки реализации инновационных проектов.
2. Стандарты и регламенты технологии привлечения финансовых ресурсов. 3. Оптимизация структуры капитала |
Цифровое
информационное обеспечение
|
Обеспечение
мгновенного доступа к программным и стратегическим документам, отчетности,
статистике на основе применения цифровых технологий
|
1.
Цифровые устройства
2. Цифровые технологии 3. Современные коммуникации (Интернет, мобильная связь и др.) 4. Сетевой обмен информацией |
Законодательно-правовые
акты
|
Сопровождение
финансовой поддержки инновационной деятельности предприятий АПК правовой
документацией хозяйственной деятельности, инновационной политики,
инвестиционной политики и пр.
|
1.
Законодательные акты федерального, регионального, муниципального, отраслевого
уровней и положения предприятий.
2. Указы президента РФ и постановления Правительства РФ |
Подводя итоги отметим, что представленный на рисунке 1 механизм государственной финансовой поддержки инновационного развития АПК региональной пространственно-отраслевой структуры обладает следующими характеристиками:
а) предполагает расширенное участие всех заинтересованных структур управления (федеральный, региональный, муниципальный, отраслевой, локальный уровни) в процессах разработки и принятия программных и стратегических документов инновационного развития АПК;
б) учитывает специфику отраслевых межуровневых финансовых отношений, позволяющих осуществлять финансовую поддержку инновационных проектов в аграрной сфере при активном содействии региональных институтов развития и финансовых институтов государственно-частного партнерства, аккумулирующих из бюджетных и внебюджетных источников финансовые ресурсы на инвестирование в социально-экономическое и инновационное развитие регионов;
в) может быть адаптирован под перспективные финансовые методы инвестирования как собственных, так и заемных финансовых средств на освоение аграрным производством новых видов сельскохозяйственной продукции или новых технологий, техники и оборудования;
г) позволяет применение в нормативно-инструкционном обеспечении методик оценки приоритетности инвестирования лучших для аграрной деятельности инновационных проектов, регламента (стандарта) гибкого управления инновационно-инвестиционной деятельностью на основе принципов и методов системы программно-целевого управления, систем проектного и матричного управления;
д) подразумевает применение цифровых технологий в контроллинге хода инвестирования и реализации инновационных проектов предприятиями АПК.
В целом предложенный нами механизм государственной финансовой поддержки инновационного развития АПК региональной пространственно-отраслевой структуры направлен не только на эффективное инвестирование финансовых ресурсов в инновационное развитие АПК, но и решение проблем, связанных с повышением конкурентных преимуществ отечественного аграрного производства и продовольственной безопасности.
Выводы
Результаты проведенного исследования показали, что государственная финансовая поддержка инновационного развития АПК региональных пространственно-отраслевых структур требует системного научного подхода. В настоящее время низкий уровень активности инновационно-инвестиционной деятельности предприятий АПК сложился не только вследствие недостатка государственной финансовой поддержки и собственных финансовых ресурсов, но и отсутствия значимых для аграрного производства инновационных проектов и опыта внедрения передовых научно-исследовательских разработок. Для преодоления этой ситуации требуется усовершенствование действующего механизма государственной финансовой поддержки инновационного развития предприятий АПК.
Реализация разработанного авторами механизма государственной финансовой поддержки инновационного развития АПК региональных пространственно-отраслевых структур как совокупности взаимосвязанных и взаимодействующих организационно-экономических блоков, построенного на системе финансовых принципов, методов, рычагов и нормативно-инструкционных регламентах, может быть направлена на максимально возможную в современных экономических условиях финансовую поддержку инновационно-инвестиционной деятельности сельскохозяйственных предприятий АПК.
Дальнейшим развитием исследования предполагается прогнозирование основных потоков финансовых ресурсов, ориентированных на государственную поддержку развития инновационно-инвестиционной деятельности предприятий АПК региональных пространственно-отраслевых структур, с учетом коэффициентов инвестиционной привлекательности субъектов РФ. Необходимо изучение динамики инновационной деятельности предприятий АПК в разрезе маркетинга, технологий и менеджмента с позиции применения цифровых технологий и современных методов коммуникаций (Интернет, мобильная связь и др.). Необходим мониторинг новых форм и схем инвестирования в инновационное развитие хозяйствующих субъектов региональных агропромышленных комплексов. Взаимосвязанные и целенаправленные объемы инвестиций должны отражать процесс инновационного развития сельскохозяйственных предприятий АПК региональных пространственно-отраслевых структур, особенно в плане модернизации производственных процессов на основе принципов бережливого высокотехнологичного производства сельскохозяйственной продукции.
References:
Formirovanie innovatsionnoy sistemy APK: mekhanizm gosudarstvenno-chastnogo partnerstva [Formation of the agro-industrial complex innovative system: mechanism of state-private partnership] (2014). (in Russian).
Prodovolstvennyy rynok regionov Rossii: novyy vektor razvitiya [Food market of Russian regions: new vector of development] (2018). (in Russian).
Balabanov I.T. (2002). Osnovy finansovogo menedzhmenta [Fundamentals of financial management] (in Russian).
Barulin S.V. (2017). Finansy [Finance] (in Russian).
Brigkhem Yu.F, Erkhardt M.S. (2007). Finansovyy menedzhment [Financial management] (in Russian).
Goncharov V.V. (2006). Rukovodstvo dlya vysshego upravlencheskogo personala v XXI veke [Guide for top management in the 21st century] (in Russian).
Gorshkova L.N. (2012). Neobkhodimost pryamogo i kosvennogo uchastiya gosudarstva v protsesse proizvodstva APK posredstvom finansirovaniya i kreditovaniya [The need for direct and indirect state involvement in the agro-industrial complex production process by financing and credit provision] Socio-economic problems of modern society. 7–10. (in Russian).
Krasilnikova L.E. (2019). Upravlenie agropromyshlennymi territorialno-ekonomicheskimi sistemami: teoriya, metodologiya i praktika [Management of agro-industrial territorial-economic systems: theory, methodology and practice] (in Russian).
Pytkin A.N., Balandin D.A., Ionova I.G. (2014). Upravlenie innovatsionnym razvitiem regiona v konkurentnoy srede [Management of innovative development of the region in a competitive environment] (in Russian).
Serov V.M. (2005). Programmno-tselevoe upravlenie regionalnym APK [Program-targeted management of regional agro-industrial complex] (in Russian).
Sukhovey A.F., Golova I.M., Kortov S.V. (2005). Formirovanie tsentrov innovatsionnoy aktivnosti na Urale: teoriya i praktika [Establishing centers of innovative activity in the Urals: theory and practice] (in Russian).
Tryastsin M.M. (2008). Strategiya razvitiya APK v sisteme ustoychivogo prodovolstvennogo samoobespecheniya: regionalnyy aspekt [The strategy of agro-industrial complex development in the sustainable food self-sufficiency: regional perspective] (in Russian).
Ushachev I.G. (2016). Strategicheskie napravleniya ustoychivogo razvitiya agropromyshlennogo kompleksa Rossii [Strategic directions of sustainable development of the Russian agro-industrial complex]. Agro-industrial complex: economics, management. (11). 4–15. (in Russian).
Van Khorn D.S., Vakhovich D.M. (2018). Osnovy finansovogo menedzhmenta [Fundamentals of financial management] (in Russian).
Страница обновлена: 15.04.2025 в 09:13:49