Практика реинжиниринга бизнес-процессов государственных услуг в Республике Казахстан в 2018 году
Пизиков С.В.1, Романюк Н.В.1
1 Частный Фонд информационной поддержки развития общества, Казахстан, Усть-Каменогорск
Скачать PDF | Загрузок: 11
Статья в журнале
Экономика Центральной Азии (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 3, Номер 3 (Июль-Сентябрь 2019)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=44858453
Аннотация:
Повышение качества государственных услуг является одной из актуальных задач. Авторы описывают подход повышения качества государственных услуг, основанный на реинжиниринге бизнес процессов. Данный подход успешно апробирован в 2017-2018 гг. на региональном и республиканском уровнях в Республике Казахстан. Описанный опыт может быть использован государственными органами, общественными и неправительственными организациями для реформирования как внутренних, так и внешних процессов с целью повышения эффективности деятельности, качества взаимодействия и обслуживания целевых групп.
Ключевые слова: реинжиниринг, реинжиниринг бизнес процессов, качество государственных услуг, эффективность деятельности государственных органов, сокращение издержек
Реинжинирингом бизнес-процессов государственного органа является фундаментальное переосмысление и решительное перепроектирование деловых процессов для достижения острых, скачкообразных улучшений показателей деятельности (KPI) государственного органа по оказанию государственных услуг, таких как трудозатраты, цена, срок предоставления, доступность и качество.
Идеи реинжиниринга начали разрабатывать эксперты по менеджменту США с середины 1980-х годов как отклик на кризис американской экономики 1970-80-х годов. Американские компании стали проигрывать в конкурентной битве, преимущественно японским компаниям, а также ряду европейских. Прорыв в изучениях данной проблемы связывают со статьей М. Хаммера «Реинжиниринг традиционных методов работы: не автоматизируйте их, а отвергайте», где была поставлена проблема организации единой концепции реинжиниринга [1] (Khammer, Champi, 1997). Дальнейшее развитие эти идеи получили в классической работе, изданной в США в 1993 году [2, 3] (Belyaev, Kuznetsova, Smirnova, Tsygankov, 2005; Nedelko, Murzina, Egorov, 2008).
Пик известности реинжиниринга пришелся на 90-е годы ХХ века. Многие эксперты возлагали на него надежды как на панацею для решения всех вопросов компании. В США реинжиниринг испытали две трети самых крупных компаний, функционирующих в самых разнообразных областях экономики. Только в 1994 году бизнес потратил на консультантов по реинжинирингу семь миллиардов долларов. Во многих европейских странах (особенно в Великобритании и Швеции) 60–70% больших компаний, а также цепь некоммерческих организаций использовали для оптимизации процессов реинжиниринг.
Со временем взгляды поменялись в сторону того, что реинжиниринг не «чудотворное лекарство» от всех проблем, но действительно является высокоэффективным средством при плохой организации бизнеса, способным в разы, а порой и на порядки усовершенствовать характеристики компании, особенно при условии ее значительных размеров. В то же время 50–85% попыток реинжиниринга заканчиваются невезением. Он требует значительного преобразования производства, высоких расходов, потому его популярность в последнее время снизилась. Тем не менее он остается одним из самых результативных методов менеджмента качества и благодаря этому он представляет для нас интерес.
С 2006 года в Республике Казахстан в пилотном порядке адаптируются и применяются к государственным бизнес-процессам (включая процессы оказания услуг населению) принципы, подходы и положения реинжиниринга.
Основаниями проведения реинжиниринга бизнес-процессов органов государственного управления могут быть:
- модифицирование государственных функций органа государственного управления;
- появление других видов государственных услуг или смена прежних видов на другие.
Целостная методология реинжиниринга процедур предоставления государственных услуг в данное время не зафиксирована в нормативно-методических документах ни в одном из государств СНГ, и поэтому данная попытка носит не только практический, но и методологический характер.
Реинжиниринг играет роль деятельности, направленной на решительное преобразование текущей практики предоставления государственных услуг [4, 5, 6].
Эффективность бизнес-процессов государственных услуг формируется из трех показателей, это: стоимость процесса, длительность процесса и качество оказанной услуги.
Совершенствование процессов выполняется в виде проекта, т.е. не является текущей деятельностью госоргана, а имеет начало, окончание и четко определенные индикаторы достижения цели. Для оценки эффективности реинжиниринга можно использовать систему показателей, при расчете которых возможно определить результативность бизнес-процессов до и после реинжиниринга. Подобная система может включать такие традиционные показатели эффективности бизнес-процессов оказания государственных услуг, как длительность процесса, его стоимость и качество (как правило, этот показатель определяется через степень удовлетворенности потребителей-услугополучателей).
Методика реинжиниринга бизнес-процессов государственных услуг. Описываемый опыт реинжиниринга бизнес-процессов государственных услуг имел место в Республике Казахстан в 2017 г. Совместная программа ПРООН и Министерства национальной экономики РК предусматривала реинжиниринг бизнес-процессов 23 государственных услуг. Исполнителем проекта был Фонд информационной поддержки развития общества – некоммерческая организация с большим опытом работы (с 2006 г.) в сфере реформирования государственных услуг, создания алгоритмов е-service, электронного правительства и др. Использованная авторами методика основана на «Методических рекомендациях для проведения предварительного анализа в рамках реинжиниринга бизнес-процессов государственных услуг», подготовленных в 2016 г. международным экспертом Юджином Стакполом (Eugene Stackpole) при участии одного из нынешних исполнителей. Кратко осветим основные положения данных рекомендаций. Категориальный аппарат рекомендаций содержит в себе пять основных элементов, на которых базируется анализ бизнес-процессов:
1. Поставщики – это физические лица или структурные подразделения, которые обеспечивают базовыми материалами процесс предоставления услуги.
2. Ресурсы – это документы, материалы, информация, которые используются для получения конечного результата.
3. Шаги процесса – это действия, с помощью которых мы укрупненно описываем процесс оказания государственной услуги: с момента подачи заявления до выдачи конечного результата.
4. Результат – это, как правило, информация, документ или решение, которые производятся путем выполнения определенного действия.
5. Клиент – это тот, кто получает результат процесса (или какого-то этапа процесса).
Сам процесс состоит из двух последовательных шагов:
Шаг 1. Применение диаграммы SIPOC (акроним от англ. Supplier, Input, Process, Output, Customer – поставщик, вход, процесс, выход, потребитель) – анализ процесса на основании выделения составных элементов процесса и построение общей диаграммы. Диаграмма описывает процесс в виде последовательных действий. На рисунке 1 представлен пример диаграммы SIPOC.
ПОСТАВЩИК
|
РЕСУРС
|
ПРОЦЕСС
|
РЕЗУЛЬТАТ
|
КЛИЕНТ
|
1. Разработчик стандарта (МТСЗН)
|
Стандарт услуги
|
Предварительный
сбор документов
|
Пакет документов
|
Услугополучатель
|
Услугополучатель
|
Форма заявления
|
Заявление
|
1. Заявление
2. Пакет документов |
Аким сельского округа
|
Аким сельского округа
|
1. Заявление
2. Пакет документов |
Проверка
пакета документов
|
Проверенный пакет документов
|
Исполнитель ОЗиСП
|
Исполнитель ОЗиСП
|
1. Заявление
2. Пакет документов |
Проверка
пакета документов
|
Проверенный пакет документов
|
Участковая комиссия
|
Участковая комиссия
|
Согласованный пакет документов
|
Обследование
материального положения услугополучателя
|
Акт обследования и заключение
|
Исполнитель ОЗиСП
|
Исполнитель ОЗиСП
|
Акт обследования и заключение
|
Направление
пакета документов
|
Направление пакета документов руководителю
услугодателя
|
Руководитель услугодателя
|
Руководитель услугодателя
|
Пакет документов
|
Наложение
резолюции, определение исполнителя
|
Определение исполнителя
|
Ответственный исполнитель
|
Ответственный исполнитель
|
Пакет документов
|
Расчет
среднедушевого дохода
|
Сумма среднедушевого дохода
|
Специальная комиссия
|
Специальная комиссия
|
Пакет документов
|
Определение
необходимости назначения помощи
|
Заключение о необходимости назначения помощи
|
Ответственный исполнитель
|
Ответственный исполнитель
|
Заключение о необходимости назначения помощи
|
Подготовка
уведомления
|
Подготовленное уведомление
|
Руководитель
|
Руководитель
|
Уведомление
|
Подпись
|
Подписанное уведомление
|
Ответственный исполнитель
|
Ответственный исполнитель
|
Уведомление
|
Выдача
уведомления
|
Получение уведомления
|
Услугополучатель
|
Рисунок 1. Диаграмма SIPOC бизнес-процесса государственной услуги
«Назначение социальной помощи отдельным категориям нуждающихся граждан по решениям местных представительных органов»
Шаг 2. Построение карты бизнес-процесса. На основе построенной диаграммы SIPOC строится графическая карта процесса, которая в дальнейшем позволит определить проблемные зоны (большое количество проблем, запутанность этапов, количество возвратов, отсутствие логической последовательности и др.) и станет инструментом для реинжиниринга.
Использование данного метода позволяет выявить возможности упрощения бизнес-процесса, исключения излишних и дублирующих процедур.
Указанная первоначальная методика была доработана с целью максимального приближения реинжиниринга процессов к нуждам услугополучателей. Если первоначальный вариант основывался только на анализе процесса исследователями (с участием представителей услугодателя), то доработанная версия во главу угла ставила удобство пользователей, получателей услуг, и была основана не только на кабинетном анализе, но и на результатах опросов – экспертного и массового.
Изменения были внесены и в алгоритм создания карт процесса. Если первоначальный вариант методики предусматривал только две карты (текущее состояние и предлагаемая версия), то доработанная версия методики имеет дело с тремя последовательными версиями:
1. Первоначальные карты процессов (карты «Как написано») разрабатываются еще до заседаний РГ на основании стандартов и регламентов услуг. Это позволяет исследователям заранее вникнуть в процесс, увидеть «белые пятна», противоречия и другие недостатки стандартов и регламентов услуг, а кроме того – существенно сократить затраты времени на проведение заседаний рабочих групп (РГ), поскольку участники обсуждают уже готовый материал, а не создают карту «с нуля». Пример-фрагмент карты «Как написано» представлен на рисунке 2.
Рисунок 2. Карта «Как написано» бизнес-процесса государственной услуги
«Назначение социальной помощи отдельным категориям нуждающихся граждан по решениям местных представительных органов»
2. В ходе рабочих групп карта «Как написано» преобразуется в карту «Как есть». Технология работы со схемами состоит в групповом обсуждении последовательности действий всех участников процесса, выделении деталей (отличий), характеризующих процесс в реальности, определении проблем внутри процесса. Для этого изготавливается большой (3 м в длину по размеру доски в комнате заседаний) макет схемы, на который в ходе работы наносятся пометки маркерами, клеятся стикеры разных цветов и т.д.
Участники РГ, рассматривая предложенную карту бизнес-процесса, вносят свои коррективы в соответствии со сложившейся практикой. На этом этапе, благодаря участию представителей местных исполнительных органов и территориальных подразделений госорганов из разных областей, уже становятся видны и региональные различия. Несмотря на единство стандартов, регламенты госуслуг отличаются от региона к региону, а практика оказания, в свою очередь, порой может существенно отличаться от регламентов. Проблемы, выделяемые участниками дискуссии, наносятся на карту красным цветом, а дополнительные детали (например, не предусмотренные стандартом и регламентом, но возникающие на практике) – желтым. Пример-фрагмент карты «Как есть» представлен на рисунке 3.
Рисунок 3. Карта «Как есть» бизнес-процесса государственной услуги
«Назначение социальной помощи отдельным категориям нуждающихся граждан по решениям местных представительных органов»
3. После разработки карты процесса «Как есть» Поставщик проводит консультации с услугополучателями, перепроверяя полученную от госорганов информацию и собирая мнения пользователей госуслуг. На этом же этапе происходит анализ бизнес-процесса, выделение проблем и формирование пакета рекомендаций по реинжинирингу каждой госуслуги – создаются карты процессов «Как должно быть». Временной лаг между первой сессией РГ (когда создаются карты «Как есть») и второй сессией (карты «Как должно быть») служит для того, чтобы исследователи и участники РГ могли осмыслить результаты дискуссий, сформировать свою позицию и видение предлагаемого варианта бизнес-процесса.
4. Вторая сессия рабочих групп проводится с теми же участниками. Целью этой сессии является рассмотрение предложений-рекомендаций по реинжинирингу бизнес-процессов и выработка карт процессов «Как должно быть». Пример рекомендаций представлен на рисунке 4.
Рисунок 4. Карта рекомендаций по реинжинирингу бизнес-процесса государственной услуги «Назначение социальной помощи отдельным категориям нуждающихся граждан по решениям местных представительных органов»
5. Заключительным этапом работы является подготовка текстового описания анализа каждого бизнес-процесса с приложением карт «Как написано» и «Как должно быть», выделением проблем и предложением рекомендаций.
Общим итогом реинжиниринга бизнес-процессов является сокращение времени, количества документов и денежных средств, затрачиваемых гражданами на получение государственных услуг, что в масштабах страны приводит к весьма значительным показателям [7, 8, 9] (Petrenko, Bekturganov, Metsik, 2016; Petrenko, 2018; Okrepilov, 2012). Например, реорганизация процесса одной государственной услуги «Назначение социальной помощи отдельным категориям нуждающихся граждан по решениям местных представительных органов» на уровне региона оценочно может привести к следующим результатам:
1. Повышение доступности услуги для граждан с ограниченными возможностями здоровья.
2. Снижение нагрузки на местные исполнительные органы. Суммарная экономия рабочего времени специалистов – до 286 рабочих дней.
3. Более прозрачный процесс оказания услуги.
5. Исключение работы участковых комиссий и экономия 3 099 рабочих дней в год, что в средней заработной плате составляет порядка 12 397 461 тенге (около 2 254 083 руб.).
7. Исключение из процесса работы специальных комиссий, экономия составит 4 339 рабочих дней в год, что в заработной плате составляет около 17 356 446 тенге (около 3 155 717 руб.).
Описанный опыт может быть использован государственными органами, общественными и неправительственными организациями для реформирования как внутренних, так и внешних процессов с целью повышения эффективности деятельности, качества взаимодействия и обслуживания целевых групп. Опыт получил высокую оценку в ходе третьей Всероссийской научной конференции с международным участием «Актуальные проблемы научного обеспечения государственной политики Российской Федерации в области противодействия коррупции» (26–27 октября 2018 г.) в г. Екатеринбурге и рекомендуется к внедрению.
Источники:
2. Беляев А.Н., кузнецова Е.С., Смирнова М.В., Цыганков Д.Б. Измерение эффективности и оценивание в государственном управлении: международный опыт. / Монография. - М.: ГУ ВШЭ, 2005. – 54 c.
3. Неделько С.И., Мурзина И.А., Егоров С.Н. Понятие государственной услуги как категории государственного управления // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. – 2008. – № 3(7). – c. 3-11. – url: https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-gosudarstvennoy-uslugi-kak-kategorii-gosudarstvennogo-upravleniya.
4. Об административных процедурах Закон Республики Казахстан от 27 ноября 2000 года N 107. Adilet.zan.kz. [Электронный ресурс]. URL: http://adilet.zan.kz/rus/docs/Z000000107.
5. О государственном аудите и финансовом контроле Закон Республики Казахстан от 12 ноября 2015 года № 392-V ЗРК. Adilet.zan.kz. [Электронный ресурс]. URL: http://adilet.zan.kz/rus/docs/Z1500000392.
6. Об утверждении Методики по проведению отраслевых (ведомственных) функциональных обзоров деятельности государственных органов Приказ Министра национальной экономики Республики Казахстан от 27 февраля 2017 года № 84. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 27 марта 2017 года № 14941. Adilet.zan.kz. [Электронный ресурс]. URL: http://adilet.zan.kz/rus/docs/V1700014941.
7. Петренко Е.С., Бектурганов З.З., Мецик О.И. Альтернативы изменения стратегий управления на основе оперативной оценки кризисного состояния казахстанского бизнеса // Российское предпринимательство. – 2016. – № 15. – c. 1783-1794. – doi: 10.18334/rp.17.15.36218.
8. Петренко Е.С. Казахстанский опыт институционального строительства: «верхи не хотят, низы-не могут». / В сборнике: Проблемы конфигурации глобальной экономики XXI века: идея социально-экономического прогресса и возможные интерпретации Сборник научных статей. - Краснодар: Научно-исследовательский институт экономики Южного федерального округа, 2018. – 110-117 c.
9. Окрепилов В.В. Повышение качества государственных услуг посредством внедрения систем менеджмента качества // Известия Санкт-Петербургского университета экономики и финансов. – 2012. – № 6(78). – c. 9-17. – url: https://cyberleninka.ru/article/n/povyshenie-kachestva-gosudarstvennyh-uslug-posredstvom-vnedreniya-sistem-menedzhmenta-kachestva-1.
Страница обновлена: 28.10.2024 в 11:11:36