Инновационное предпринимательство: сущность, типология и возможности развития в условиях российских реалий

Кадакоева Г.В.1
1 Майкопский государственный технологический университет

Статья в журнале

Вопросы инновационной экономики (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 4, Номер 2 (Апрель-Июнь 2014)

Цитировать:
Кадакоева Г.В. Инновационное предпринимательство: сущность, типология и возможности развития в условиях российских реалий // Вопросы инновационной экономики. – 2014. – Том 4. – № 2. – С. 3-12. – doi: 10.18334/inec.4.2.435.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=21735232
Цитирований: 39 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:

Ключевым, стратегическим фактором обеспечения конкурентоспособности отечественных товаропроизводителей с высококачественной и сходной по цене импортной продукцией, которая, стоит отметить, неуклонно возрастает, является технологическое перевооружение отечественных промышленных предприятий. В данных условиях инновационный вариант экономического развития Российской Федерации является безальтернативным. Освоение высоких технологий в промышленности, а также в социальной сфере, и выпуск новой наукоемкой продукции, оказание специфических услуг являются основополагающими условиями устойчивого экономического роста для России. Поэтому проблема инновационного предпринимательства на сегодняшний день является достаточно актуальной, поскольку данный вид предпринимательской деятельности является поступательным движением вперед не только для отечественной экономики, но и для мирового сообщества в целом.

Ключевые слова: инновации, инновационная деятельность, инновационное предпринимательство, инновационные предприятия, инновационный продукт



Под инновационным предпринимательством, в широком смысле, понимается процесс создания и использования в коммерческих целях технико-технологических нововведений. В основной массе, инновационная предпринимательская деятельность базируется на нововведениях в сфере продукции, работ и услуг, позволяющих сформировать качественно иной рынок, содействовать удовлетворению новых, пусть даже неординарных, общественных потребностей. Инновации в данном случае служат специфическим инструментом предпринимательства. При этом стоит отметить, что не инновации как таковые являются предпринимательским инструментом, а именно направленный организованный поиск новшеств, постоянная нацеленность на них предпринимательских структур [1].

В современной литературе экономического содержания речь ведется о трех основных видах предпринимательства в инновационной сфере:

1) инновационная продукция, в целях создания которой требуется постоянное и качественно новое обновление рынков сбыта выпускаемой предприятием продукции, обеспечение достаточных условий выживаемости предприятия, наращивание объемов образуемой прибыли, расширение рыночного сегмента, эффективное сотрудничество с уже существующей клиентурой, укрепление независимости и престижа предприятия, формирование новых рабочих мест;

2) инновационные технологии, в целях эффективного использования которых требуется постоянное обновление производственного потенциала предприятия, ориентированное на увеличение производительности труда и экономичность энергетических, сырьевых и прочих ресурсов. Применение инноваций технологий предоставляет возможности увеличения объемов прибыли предприятия, совершенствование техники безопасности труда работников предприятия, проведение мероприятий по защите экологии, эффективное использование внутрифирменных информационных систем;

3) социальные инновации, предполагающие планомерное улучшение социума фирмы. Использование социоинноваций дает возможность вести эффективный поиск рабочей силы на рынке, ориентировать коллектив фирмы на решение поставленных задач, укреплять доверительные отношения между сотрудниками и руководством предприятия.

Как известно, в общем случае, предпринимательская деятельность проходит четыре стадии:

– активный поиск новых идей и анализ степени их реализуемости;

– формирование бизнес-плана;

– активный поиск требуемых ресурсов;

– формирование механизма управления новой фирмой.

Инновационное предпринимательство предполагает более подробно этапирование:

– разработка комплекса инновационных идей;

– выборка более перспективной идеи;

– подробная проработка вложенного смысла и экспертная его оценка;

– детальная проработка бизнес-плана;

– экспертиза бизнес-плана;

– эксперимент по производству продукции и ее испытание в рыночных условиях;

– внесение корректив в схему производства и реализации продукции в условиях рынка;

– массированное производство инновационной продукции и ее продвижение на рынок.

В зависимости от способа организации и ведения инновационного процесса на предприятии целесообразно обозначить следующие модели инновационного предпринимательства:

1) предпринимательство в сфере инноваций, основанное на внутренней организационной системе (то есть инновационная идея, а затем и продукт или технология, формируется и реализуется внутри фирмы ее специализированными структурными подразделениями с помощью планирования и мониторинга их взаимосотрудничества по инновационному проекту);

2) предпринимательство в сфере инноваций, основанное на внешней организационной системе (то есть путем заключения контрактов, когда заказ на формирование и реализацию инновационного продукта или технологии расходится между сторонними предприятиями);

3) предпринимательство в сфере инноваций, основанное на внешней венчурной организационной системе (то есть с использованием венчуров, когда предприятие для внедрения инновационного проекта учреждает дочерние венчурные фирмы, требующие привлечения дополнительных сторонних средств).

Наиболее используемой в условиях российской экономики является вторая модель предпринимательства в области инноваций, предполагающая размещение предприятием своего заказа на выработку инноваций, их дальнейшее освоение своими силами. Таким образом, в этом случае не предусмотрена выработка комплексных заказов «под ключ» и их дальнейшая реализация. Нечастое использование первой модели инновационного предпринимательства свидетельствует о недостаточном потенциале внутрифирменных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.

Следует отметить, что все три вышеупомянутые виды предпринимательства в сфере инноваций базируются на создании и освоении новейших разновидностей продукции (работ, услуг), изготовлении, разработке ценностей и благ. То есть основной принцип инновационного предпринимательства заключается в создании и производстве научно-технической продукции, работ и услуг, информационных поводов, интеллектуальных ценностей.

Таким образом, инновационное предпринимательство можно трактовать как особый новаторский процесс разработки чего-либо качественно нового, а также хозяйствующий процесс, базирующийся на постоянном поиске новшеств, ориентации на инновационную составляющую. Оно обусловлено готовностью предпринимателей рисковать при реализации нового бизнес-проекта или улучшением уже реализуемого проекта, а также брать на себя моральную, финансовую и социальную ответственность. В целом инновационное предпринимательство можно трактовать как общественный технико-экономический процесс, результатом реализации которого является создание наилучших и качественно новой продукции, работ, услуг и технологий с помощью практической апробации новшеств.

Так как предпринимательство, в том числе и инновационное предпринимательство, зачастую сопряжено с различными факторно обусловленными рисками, влияние которых на итоги предпринимательской деятельности невозможно с точностью определить, особо остро встают вопросы сведения инновационных предпринимательских рисков к минимуму.

Предпринимательство в сфере инноваций зачастую связано с неопределенной конъюнктурой, обусловленной непостоянством спроса и предложения на инновационный продукт, разнообразием критериев предпочтительности инвестирования средств в ту или иную инновационную среду, ограниченностью знаний об инновационном продукте.

Экономическое поведение предпринимателя в инновационной сфере базируется на самостоятельно избранной принятой к реализации индивидуальной программе инновационного предпринимательства в условиях окружающей реальности. Предпринимательство в области инноваций в большей мере, нежели иные направленности предпринимательской деятельности, сопряжено с высоким уровнем рискованности, потому что полных гарантий благополучного исхода в инновационной сфере зачастую нет. В крупных организациях такой риск, конечно же, более низкий, поскольку сглаживается масштабностью основного вида хозяйственной деятельности, которая в общем виде налажена и диверсифицирована. Стоит отметить, что высокая степень риска зачастую влечет за собой и высокую его компенсацию. Кроме того, предполагаемая норма прибыли от внедрения инноваций более высокая, чем обычная, получаемая при реализации иных разновидностей предпринимательской деятельности. Данное обстоятельство дает возможность сфере инноваций не просто существовать, а комплексно и результативно развиваться. Инновационные риски тем выше, чем более локализованным является инновационный проект. Если подобных проектов несколько, и они являются диверсифицированными, в основном, риск сводится к минимуму, а вероятность успешности предпринимательства в сфере инноваций увеличивается. Как правило, прибыль от реализации успешных инноваций велика настолько, что покрывает расходы по разработкам, оказавшимся неудачными. Это обстоятельство вызывает большой интерес российских предприятий к инновационным технологиям.

Таким образом, инновационные риски целесообразно трактовать как вероятность потерь, понесенных предпринимателем возникающих при вложении средств в производство новейших видов продукции, в выработку новых технологий и техники, которые, может быть, не повлекут за собой ожидаемого рыночного спроса, а также при вложении средств в выработку инноваций в управленческой сфере, которые возможно не принесут ожидаемого эффекта.

Инновационные риски можно классифицировать следующим образом:

1) риски, сопряженные с ошибочным выбором проекта в области инноваций;

2) риски, связанные с необеспечением инновационного проекта надлежащим финансированием;

3) маркетинговые риски, обусловленные текущим ресурсным снабжением, которые в свою очередь можно подразделить на:

– маркетинговые риски сбыта итогов реализации инновационных проектов;

– риски невыполнения условий контрактов;

4) риски, возникающие из-за непредвиденных затрат и уменьшения доходов:

– риски усиливающейся конкуренции;

– риски недостаточности качества проводимой кадровой политики;

– риски не обеспечения права собственности на инновационный проект.

Основными причинами возникновения рисков в инновационной сфере являются:

1) неправильный выбор инновационного проекта, когда имеет место необоснованность определения важнейших направлений инновационной стратегии фирмы;

2) ошибочные расчеты экспертов в ходе анализа нынешнего финансового состояния фирмы и перспектив ее дальнейшего развития на рынке инноваций. Может случиться так, что поставленные при разработке инновационного проекта целевые установки надо будет пересмотреть. Именно поэтому цель реализации инноваций должна состоять в освоении ресурсо- и энергосберегающих технологий. Однако предприятие может понести определенные затраты для реализации изначальной цели иннопроекта и при изменении характера инновационного проекта эти затраты станут лишними, а также возникнет потребность в дополнительных, ранее не предусмотренных расходах;

3) некорректный анализ и оценка рынка потребления инновационного продукта. Это обстоятельство характерно для «авторских» иннопроектов, разработанных учеными индивидуально.

Избежать полностью риска в инновационном предпринимательстве, в принципе как и в любом другом виде предпринимательской деятельности, не реально, так как инновации всегда сопряжены с высокой степенью риска. Как мы уже упоминали, новаторская деятельность обладает высокой степенью неопределенности. Весьма сложно предугадать, какое именно новшество окажется успешным на рынке, а какое новаторство и вовсе не будет пользоваться спросом. Таким образом, инновационным предприятиям первоочередно необходимо тщательным образом анализировать и оценивать инновационные бизнес-проекты во избежание возможных ошибок еще на стадии выбора проектов.

В качестве основных путей снижения инновационного риска можно назвать следующие:

1) диверсификация инновационного предпринимательства, заключающаяся в распылении новаторских усилий и капиталовложений инновационного предприятия в целях реализации многообразных инновационных проектов, непосредственно не связанных друг с другом;

2) трансфер риска через заключение контракта, являющийся взаимовыгодным как для передающей, так и для принимающей стороны;

3) эффективные прямые управленческие воздействия на возможные управляемые факторы риска (анализ и оценка инновационного проекта; проверка предполагаемых партнеров по инновационному проекту; планирование и прогнозирование инновационной деятельности: подбор персонала, участвующего в осуществлении инно­вационной деятельности, и др.);

4) создание собственной системы сбора и анализа информации о потенциальных или существующих партнерах. В качестве образца в этом случае можно использовать модель «должного внимания», практикующую защиту от мошенничеств;

5) эффективность планирования и прогнозирования инновационной деятельности инновационного предприятия;

6) тщательный подбор сотрудников инновационного предприятия;

7) соблюдение коммерческой тайны на предприятии;

8) страхование рисков в сфере инноваций.

Приняв решение обратиться в страховую компанию, инновационному предприятию следует помнить, что наилучший метод страхования – это не подписание единственного страхового контракта от всех предполагаемых рисков, а комплексная защита фирмы. Данная система имеет зависимость от специфических особенностей деятельности таких предприятий и узкой специализации инновационной фирмы. В общих же чертах она должна предполагать и страхование ответственности, и страхование движимого и недвижимого имущества, и страхование персонала, и страхование грузопотоков.

Инновационный путь развития России предполагает ее интеграцию в международный рынок инноваций. С этой целью следует максимально сконцентрировать усилия на проработке собственных конкурентных преимуществ, установить свое место в технологическом цикле с учетом мирового разделения труда.

Россия имеет уникальные в своем роде ресурсы, которые не полностью задействованы. Это и квалифицированный и сравнительно дешевый инновационный трудовой потенциал, сконцентрированный в вузах, предприятиях оборонкомплекса и образованных еще в 90-е гг. малых инновационных предприятиях, и недореализованный научно-технический потенциал.

Чтобы реализовать эти конкурентные преимущества на мировом рынке, надо найти перспективные ниши на рынке инноваций (мелкосерийное высокотехнологичное производство, исследовательские и конструкторские, оказание квалифицированных услуг, продажа технологий).

Российские инновационные научные разработки имеют возможность обратиться в высокодоходную отрасль экономики. Однако имеются и препятствия, мешающие российским инноваторам развивать свои конкурентные преимущества:

1) в российских реалиях инновационный процесс начинается с разработчиков, просящих у государства деньги на интересные исследования, по их мнению. Хотя гораздо эффективнее было бы начать инновационный процесс с банального изучения потребностей инновационного рынка;

2) запутанные, зачастую субъективные процедуры получения простых разрешений мешают международному сотрудничеству или делают его экономически неэффективным;

3) инфраструктурные организации, профессионально работающие на инновационном рынке, – в основном небольшие компании, которым трудно реализовывать крупные проекты. Слабость таких организаций ведет к снижению стоимости российских технологий и их инвестиционной привлекательности.

Инновационный бизнес сегодня требует активной организационной государственной поддержки. Необходимо наметить важнейшие цели инновационной политики государства. Это может быть и расширение российского участия на международном рынке инноваций, и защита государственного права на интеллектуальную собственность, созданную на государственные же деньги, и формирование рабочих мест в наукоградах; наращивание налоговых поступлений от коммерциализации научных результатов. Приоритеты определят стратегию и тактику участников рынка инноваций.

На основе действующих инновационных субъектов малого и среднего бизнеса, имеющих международный опыт работы на рынке технологий, можно формировать крупные маркетингово-инновационные центры в целях продвижения инноваций в России, которые должны выработать механизм расширения присутствия России на международном инновационном рынке.

Статистические данные свидетельствуют [2] о вариации доли инновационного бизнеса в структуре российского малого предпринимательства от 1,4% до 3,5%. Инновационных предприятий в Российской Федерации много, но лишь порядка 15% из них могут называться инновационными. Подавляющее большинство фирм утратило свою настоящую инновационную составляющую.

Важная проблема – кадровое обеспечение предпринимательства в сфере инноваций. Российские реалии свидетельствуют о недостаточности опыта и знаний у менеджеров, продвигающих инновационные продукты на рынке. До сих пор российская наука не избавлена и от «утечки мозгов». Особо остро стоит проблема инфляции. Известно, что за последние времена обозначились качественные улучшения в данном отношении, но на инновационном предпринимательстве сильно отображается всякое изменение. Любой из инновационных циклов протекает приблизительно от трех до пяти лет, а в течение этого времени первоначальный бизнес-план вдруг оказывается морально устаревшим. Постоянные изменения не позволяют предсказать, например, расходы производства.

Выводы

Основными путями решения вышеуказанных проблем представляются следующие.

1. Действенный инструмент видится в открытии новейших инноцентров при высших учебных заведениях. Кроме того, проблема недостаточности знаний и отсутствия практики может быть решена бизнес-инкубаторами, опыт функционирования которых в России уже достаточно накоплен.

2. Стремление вырабатывать новейшие венчурные программы финансирования.

3. Стимулирование интереса к прибыльному и эффективному предпринимательству поможет справиться с низким уровнем мотивации инноваторов.

Таким образом, основная проблема инновационного бизнеса – это и есть проблема малого бизнеса в общем случае, где имеет место быть извечное противостояние властей и бизнес-общества. То есть изменять сложившуюся ситуацию следует системно. Качественное улучшение условий для поступательного развития среднего и малого бизнеса призвано способствовать увеличению количества и повышению качества инновационного бизнеса.


Источники:

1. http://www.invest-sale.ru
2. http://www.bishelp.ru

Страница обновлена: 07.08.2024 в 01:04:46