The relevance of innovation development of national economies sectors for Central Asian countries in 2010-2020
Yalygin D.Yu.1
1 Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского, Russia
Download PDF | Downloads: 15
Journal paper
Journal of Central Asia Economy (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Volume 4, Number 3 (July-september 2020)
Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=44667587
Abstract:
The article touches upon promising alternative projects for the development of new segments for the economies of the five Central Asian republics in 2010-2020-ies. The analysis of the reasons for the depletion of traditional majors and fields of natural resources, due to strong imports by foreign investors, primarily China, is conducted. The governmental incentives and initiatives for business with a motivation to develop new segments in the national economies due to the inability to obtain the usual net income with the traditional schemes in the already developed sectors are discussed. The key problems of obstacles to economic development in Central Asia are reflected.
Keywords: Kazakhstan, Kyrgyzstan, Tajikistan, Uzbekistan, Turkmenistan, Central Asia, economy of Central Asia, alternative development projects for the Central Asia economy, shadow economy in Central Asia, corruption in Central Asia, foreign investors in Central Asia
JEL-classification: F01, F15, F16, F21, F 40, F43, F51,F 63
Введение
В развивающихся странах с четко оформленным каркасом экономической специализации очень сложно развивать инновационные отрасли народного хозяйства ввиду комплекса проблем: от недостатков необходимой инфраструктуры до коррупции и инертности мышления ключевых национальных и зарубежных инвесторов. Экономики пяти стран Центральной Азии ввиду последствий волн всемирного экономического кризиса 2008 года в конце 2010-х гг. все чаще сталкиваются с тем фактом, что традиционные ниши конечны, а необходимость развивать новые формы и секторы национальных экономик уже не просто отдаленная перспектива, а витальная необходимость в рамках обострения борьбы за ресурсы в Азии в начале ХХI века.
Цель исследования
На основе данных из источников провести анализ перспективных новых направлений для развития национальных экономик пяти республик Центральной Азии.
Новизна исследования
Впервые предложено рассмотреть вопрос развития экономик региона через призму проблем международных экономических отношений в рамках волн глобального экономического кризиса и изменения приоритетных направлений в рамках осложнений с иностранными инвесторами в данные государства.
Необходимость развивать экономики ввиду устаревания технологий и развитых в период СССР секторов народного хозяйства назрела с 2000 года [1-19] (Nazhimudinova, Margazieva, 2019; Zakharev, 2017a; Zakharev, 2017b; Zakharev, 2017c; Zakharev, 2017d; Mukhammadiev, 2017; Dosaliev et al., 2017; Mukhitdinova, 2017; Pritvorova, Petrenko, Ayaganova, 2017; Mukhitdinova, Bakaeva, 2017; Koroleva, Norets, Selyutin, 2019; Kosmin, Kuptsova, 2020; Kosmin, Kosmina, Chernonozhkina, 2015; Kosmin, Kuznetsova, Kosmina, 2017; Verkey, Turarbekova, 2016; Mukhammadiev, 2017). Вместо этого, получив существенное финансирование от зарубежных партнеров: Японии, КНР, США, Южной Кореи, Российской Федерации, Европейского Союза и других, - руководство стран распорядилось полученными инвестициями нерационально: частично на очень относительную по объемам и качеству модернизацию армий и правоохранительных органов, систем здравоохранения, социального обеспечения и личное обогащение в рамках разраставшихся тогда и сейчас пластов теневой экономики региона Центральная Азия [1-19] (Nazhimudinova, Margazieva, 2019; Zakharev, 2017a; Zakharev, 2017b; Zakharev, 2017c; Zakharev, 2017d; Mukhammadiev, 2017; Dosaliev et al., 2017; Mukhitdinova, 2017; Pritvorova, Petrenko, Ayaganova, 2017; Mukhitdinova, Bakaeva, 2017; Koroleva, Norets, Selyutin, 2019; Kosmin, Kuptsova, 2020; Kosmin, Kosmina, Chernonozhkina, 2015; Kosmin, Kuznetsova, Kosmina, 2017; Verkey, Turarbekova, 2016; Mukhammadiev, 2017).
Такие инновационные секторы для экономик пяти государств должны дать определенные результаты для Казахстана, Туркмении, Киргизии, Таджикистана и Узбекистана [5-11] (Zakharev, 2017a; Zakharev, 2017b; Zakharev, 2017c; Zakharev, 2017d; Mukhammadiev, 2017; Dosaliev et al., 2017; Mukhitdinova, 2017; Pritvorova, Petrenko, Ayaganova, 2017; Mukhitdinova, Bakaeva, 2017; Koroleva, Norets, Selyutin, 2019; Kosmin, Kuptsova, 2020; Kosmin, Kosmina, Chernonozhkina, 2015; Kosmin, Kuznetsova, Kosmina, 2017; Verkey, Turarbekova, 2016; Mukhammadiev, 2017) в строительстве, индустрии разнообразного туризма как на существующих объектах с надлежащей инфраструктурой, так и абсолютно новых (например, курорты Каспийского моря, озера Балхаш, горных долин в Узбекистане и Таджикистане и др.), выращивании нетрадиционных сельскохозяйственных и промышленных культур, инвестировании в фармакологическую промышленность, создании гидропоники для редких, особо ценных растений промышленного потребления, в т.ч. специй, реабилитационных центров, в т.ч. по региональным специфическим заболеваниям (гепатиты, кишечные инфекции, отравления ядами локальных растений и существу и др.) [5-11] (Zakharev, 2017a; Zakharev, 2017b; Zakharev, 2017c; Zakharev, 2017d; Mukhammadiev, 2017; Dosaliev et al., 2017; Mukhitdinova, 2017; Pritvorova, Petrenko, Ayaganova, 2017; Mukhitdinova, Bakaeva, 2017; Koroleva, Norets, Selyutin, 2019; Kosmin, Kuptsova, 2020; Kosmin, Kosmina, Chernonozhkina, 2015; Kosmin, Kuznetsova, Kosmina, 2017; Verkey, Turarbekova, 2016; Mukhammadiev, 2017).
Если обратить внимание на графики, то можно увидеть, насколько сильно изменились объемы потребления газа Китайской Народной Республикой, что создает серьезные проблемы как для существующей инфраструктуры, так и в рамках анализа перспектив, на сколько лет хватит ресурсов месторождений газа при таком перманентном росте.
Другие ресурсы, которые компании КНР активно выкачивают из региона, также становятся объектом споров в парламентах пяти стран в рамках конкуренции бизнеса национальных элит, вызывает активное раздражение у местного населения, которое не задействовано массово на данных работах, а тот факт, что китайская рабочая сила после завершения проектов остается и далее интегрируется в криминал национальной диаспоры, наращивает национальные теневые экономики и способствует росту преступности и проблем развивающихся экономик Центральной Азии.
Рисунок 1. Китайский импорт газа из стран Центральной Азии: базовый сценарий (2012-2020 гг. млрд кубометров)
Источник: по [18] (Verkey, Turarbekova, 2016)
Рисунок 2. Китайский импорт газа из стран Центральной Азии: инерционный сценарий (2012-2020 гг. млрд кубометров)
Источник: по [18] (Verkey, Turarbekova, 2016)
Напряжение в отношениях с Пекином растет и из‑за пребывания на территориях стран Центральной Азии незаконных формирований из Синьцзян-Уйгурского административного района.
Отдельно следует затронуть предпосылки и проекты развития возобновляемой энергии. Она вызывает растущий интерес как у государств Центральной Азии (инициативы «сверху»), так и у частных инвесторов [5-11] (Zakharev, 2017a; Zakharev, 2017b; Zakharev, 2017c; Zakharev, 2017d; Mukhammadiev, 2017; Dosaliev et al., 2017; Mukhitdinova, 2017; Pritvorova, Petrenko, Ayaganova, 2017; Mukhitdinova, Bakaeva, 2017; Koroleva, Norets, Selyutin, 2019; Kosmin, Kuptsova, 2020; Kosmin, Kosmina, Chernonozhkina, 2015; Kosmin, Kuznetsova, Kosmina, 2017; Verkey, Turarbekova, 2016; Mukhammadiev, 2017) ввиду комплексного и нарастающего вопроса истощения природных ресурсов уже разведанных месторождений и мощностей, активного загрязнения субрегионов устаревшими во всех смыслах модификации и отдачи ТЭС и ГЭС. За почти 30 лет это привело к уничтожению Аральского моря и отсутствию независимости инициатив по прекращению таких вредоносных проектов. Особые виды загрязнений от ТЭС наблюдаются в крупных промышленных городах Казахстана и Узбекистана.
Рынок рабочей силы стран Центральной Азии по-прежнему является источником заёмной трудовой неквалифицированной рабочей силы, которая не находит применения на родине и ввиду волн глобального кризиса все менее актуальна в зарубежных странах традиционного пребывания. Возвращаясь на родину без средств, эти люди вынуждены интегрироваться в криминальную среду теневой экономики. Именно по этой причине создание в открытой экономике новых рабочих мест должно быть одной из ключевых задач центральных правительств пяти республик [1-19] (Nazhimudinova, Margazieva, 2019; Zakharev, 2017a; Zakharev, 2017b; Zakharev, 2017c; Zakharev, 2017d; Mukhammadiev, 2017; Dosaliev et al., 2017; Mukhitdinova, 2017; Pritvorova, Petrenko, Ayaganova, 2017; Mukhitdinova, Bakaeva, 2017; Koroleva, Norets, Selyutin, 2019; Kosmin, Kuptsova, 2020; Kosmin, Kosmina, Chernonozhkina, 2015; Kosmin, Kuznetsova, Kosmina, 2017; Verkey, Turarbekova, 2016; Mukhammadiev, 2017).
Выводы
В настоящее время актуальность развития альтернативных ниш в национальных экономиках Казахстана, Узбекистана, Киргизии, Таджикистана и Туркмении возрастает. В конце 2010-х гг. началась активные инициативы уже «сверху» [1-11] (Nazhimudinova, Margazieva, 2019; Zakharev, 2017a; Zakharev, 2017b; Zakharev, 2017c; Zakharev, 2017d; Mukhammadiev, 2017; Dosaliev et al., 2017; Mukhitdinova, 2017). Однако, к сожалению, они касаются, как правило, столичных округов и объектов с наличием определенной инфраструктуры периода СССР. Особый успех следует отметить в реорганизации полиса Астаны за счет зарубежных инвестиций, подконтрольных корпорациям, а особый провал следует отметить в Шымкенте и Караганде, где модернизация полисов с миллионными затратами, по сути, провалилась [1-3, 11-19] (Mukhitdinova, 2017; Pritvorova, Petrenko, Ayaganova, 2017; Mukhitdinova, Bakaeva, 2017; Koroleva, Norets, Selyutin, 2019; Kosmin, Kuptsova, 2020; Kosmin, Kosmina, Chernonozhkina, 2015; Kosmin, Kuznetsova, Kosmina, 2017; Verkey, Turarbekova, 2016; Mukhammadiev, 2017). В Узбекистане наибольшие успехи также касаются инфраструктуры Ташкента и столичного округа, наименьшие результаты можно увидеть в регионе озер бывшего Аральского моря [1-4] (Nazhimudinova, Margazieva, 2019). Во всем регионе предложения «снизу» часто создаются в результате конфликта интересов или в рамках борьбы за ниши местных и зарубежных капиталистов [5-11] (Zakharev, 2017a; Zakharev, 2017b; Zakharev, 2017c; Zakharev, 2017d; Mukhammadiev, 2017; Dosaliev et al., 2017; Mukhitdinova, 2017; Pritvorova, Petrenko, Ayaganova, 2017; Mukhitdinova, Bakaeva, 2017; Koroleva, Norets, Selyutin, 2019; Kosmin, Kuptsova, 2020; Kosmin, Kosmina, Chernonozhkina, 2015; Kosmin, Kuznetsova, Kosmina, 2017; Verkey, Turarbekova, 2016; Mukhammadiev, 2017). Основными проблемами для претворения данных программ в жизнь являются коррупция в Центральной Азии, недостаток бюджетного и зарубежного финансирования и огромные пласты теневой экономики, которая развивается динамично, обозначая старые и создавая новые проблемы для успешного развития пяти стран в условиях новых волн глобального экономического кризиса 2008 года в 2010-2020 гг, с продолжением в 2020-2030 гг.
Практические рекомендации:
1) Наладить контроль за распределением средств на всех уровнях власти, что не представляется возможным в настоящее время ни в одной республике.
2) Интегрировать молодежь в новые ниши экономик для их более быстрого освоения.
3) Повышать прозрачность для иностранных инвесторов путем максимально открытого бизнеса через реальные результаты и отчеты.
4) Пересмотреть договоры с зарубежными инвесторами, если результат хозяйственной деятельности иностранных компаний наносит вред окружающей среде и местным жителям.
5) Ввод позитивной дискриминации: ряд ниш в зарубежных компаниях могут занимать только местные жители - граждане данной страны, чем решится вопрос трудоустройства определенных слоев специалистов.
6) Ввод и контроль за новыми мерами экологического законодательства в сфере добычи природных ресурсов.
7) Прозрачный отчет с реальными результатами в рамках расходов на социальную сферу с повышением количества клапанов парового котла по оси «низы» – «верхи», чего пока не отважился сделать ни один режим Центральной Азии.
8) Рост и развитие институтов национальной частной собственности со стимулом именно граждан страны вкладывать средства в свои государства под гарантии государственной защиты и поддержки.
References:
Dosaliev U.K., Urazbaeva G.Zh., Abishova A.U., Utemisova G.T. (2017). Razvitie industrii gostepriimstva kak odnogo iz prioritetnyh napravleniy razvitiya turizma v Respublike Kazakhstan [Development of the hospitality industry as one of the priority directions of tourism in Kazakhstan]. Ekonomika Tsentralnoy Azii. 1 (2). 91-100. (in Russian). doi: 10.18334/asia.1.2.38228.
Escap. unWww.unescap.org. Retrieved January 20, 2020, from https://www.unescap.org/sites/default/files/Central %20Asia %20Statistical %20Perspective %202018_WEB.pdf
Koroleva A.A., Norets A.O., Selyutin I.A. (2019). Analiz razvitiya kreativnyh industriy v Kazakhstane [Analysis of the development of creative industries in Kazakhstan]. Ekonomika Tsentralnoy Azii. 3 (4). (in Russian).
Kosmin A.D., Kosmina E.A., Chernonozhkina N.V. (2015). Chelovecheskiy faktor kak osnovnoy element effektivnosti gosudarstvenno-administrativnogo upravleniya [Human reliability as the key factor of efficiency of state administrative management]. Russian Journal of Entrepreneurship. 16 (20). 3359–3628. (in Russian). doi: 10.18334/rp.16.20.1993 .
Kosmin A.D., Kuptsova O.P. (2020). Problemy povysheniya eksportnogo potentsiala stran Evraziyskogo ekonomicheskogo soyuza kak vazhneyshego prioriteta ikh sotsialno-ekonomicheskogo razvitiya [The problem of increasing the export potential of the countries of the Eurasian economic Union as the most important priority of their socio-economic development] Moskva. (in Russian).
Kosmin A.D., Kuznetsova O.P., Kosmina E.A. (2017). Problemy dostizheniya garmonicheskogo sochetaniya teleologicheskikh mekhanizmov rynka i gosudarstva [Problems of achieving a harmonious combination of teleological mechanisms of the market and the state]. ITportal. (2). 7. (in Russian).
Mukhammadiev S.B. (2017). Ekonomicheskoe vliyanie Yuzhnoy Korei na postsovetskom prostranstve na primere Tsentralnoy Azii [Economic influence of South Korea in the post-Soviet space by the example of Central Asia]. Ekonomika Tsentralnoy Azii. 1 (2). 57-65. (in Russian). doi: 10.18334/asia.1.2.38279 .
Mukhammadiev S.B. (2017). Ekonomicheskoe vliyanie Yuzhnoy Korei na postsovetskom prostranstve na primere Tsentralnoy Azii [Economic influence of South Korea in the post-Soviet space by the example of Central Asia]. Ekonomika Tsentralnoy Azii. 1 (2). 57-65. (in Russian). doi: 10.18334/asia.1.2.38279.
Mukhitdinova F.A. (2017). Novyy etap reformirovaniya podgotovki yuridicheskikh kadrov v Respublike Uzbekistan [A new stage in reforming the training of legal staff in the Republic of Uzbekistan]. Ekonomika Tsentralnoy Azii. 1 (2). 101-107.. (in Russian). doi: 10.18334/asia.1.2.37980.
Mukhitdinova F.A., Bakaeva F.A. (2017). Garantii prav predprinimateley v svete uzbekskoy modeli razvitiya [Guarantees of the rights of entrepreneurs considering Uzbekistan development model]. Ekonomika Tsentralnoy Azii. 1 (1). 45-54. (in Russian). doi: 10.18334/asia.1.1.37951.
Nazhimudinova S.S., Margazieva N.K. (2019). Sravnitelnyy analiz pokazateley Turtsii i tyurkoyazychnyh respublik v indikatore «sozdanie predpriyatiya» indeksa Doing Business [Comparative analysis of Turkey and the Turkic republics in the indicator "creation enterprise" of Doing Business index]. Ekonomika Tsentralnoy Azii. 3 (4). (in Russian).
Pritvorova T.P., Petrenko E.S., Ayaganova M.P. (2017). Strategicheskiy analiz biznes-modeley sotsialnogo predprinimatelstva v Kazakhstane [Strategic analysis of business models of social entrepreneurship in Kazakhstan]. Ekonomika Tsentralnoy Azii. 1 (2). 75-90. (in Russian). doi: 10.18334/.37975.
Zakharev Ya.O. (2017). Interesy klyuchevyh igrokov v Mongolii v nachale KhKhI veka [Interests of the key players in Mongolia in the early 21st century]. Ekonomika Tsentralnoy Azii. 1 (2). 67-74. (in Russian). doi: 10.18334/asia.1.2.37979.
Zakharev Ya.O. (2017). O nekotoryh plastakh tenevoy ekonomiki na postsovetskom prostranstve Tsentralnoy Azii: kratkiy ocherk [On some levels of shadow economy in the post-Soviet space of Central Asia: a short essay]. Ekonomika Tsentralnoy Azii. 1 (3). 139-144. (in Russian). doi: 10.18334/asia.1.3.38489.
Zakharev Ya.O. (2017). Perspektivy alternativnyh proektov ekonomicheskogo razvitiya Tsentralnoy Azii v 2018-2025 gg [Prospects of alternative projects of economic development of Central Asia in 2018-2025]. Ekonomika Tsentralnoy Azii. 1 (4). 173-178. (in Russian). doi: 10.18334/asia.1.4.38726.
Zakharev Ya.O. (2017). Yaponiya v Tsentralnoy Azii v nachale KhKhI veka: izuchenie problemy ekonomicheskogo vliyaniya kitayskimi spetsialistami [Japan in Central Asia in the early 21st century: the study of the issue of economic influence by Chinese experts]. Ekonomika Tsentralnoy Azii. 1 (1). 11-18. (in Russian). doi: 10.18334/asia.1.1.37965.
Zhyulen Verkey, Turarbekova L.V. (2016). Gipoteza o smene vektora v geoenergeticheskoy politike tsentralnoy Azii [The hypothesis about the change of the vector in geoenergetics politics of Central Asia]. Vestnik KazNPU. (in Russian).
Страница обновлена: 28.04.2025 в 05:02:27