Сельские молодежные жилищно-производственные комплексы как инструмент пространственного распределения экономических ресурсов

Гареев И.Ф.1, Мухаметова Н.Н.1
1 Казанский государственный архитектурно-строительный университет

Статья в журнале

Жилищные стратегии (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 2, Номер 2 (Апрель-Июнь 2015)

Цитировать:
Гареев И.Ф., Мухаметова Н.Н. Сельские молодежные жилищно-производственные комплексы как инструмент пространственного распределения экономических ресурсов // Жилищные стратегии. – 2015. – Том 2. – № 2. – С. 119-128. – doi: 10.18334/zhs.2.2.543.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=24188245
Цитирований: 4 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
В данной статье представлен материал, на основании которого ведется разработка методологии анализа сельских территорий на предмет их пригодности для размещения сельских молодежных жилищно-производственных комплексов. Проведен анализ конкурентных преимуществ сельских территорий как постоянного места жительства. Основным преимуществом является фактор доступности жилья, который при условии обеспечения трудовой занятости населения способен стать драйвером развития сельских поселений. Для решения задачи обеспечения малых населенных пунктов производственными и жилыми объектами предлагаются СМЖПК как инструмент комплексного решения пространственных и экономических задач развития сельских территорий региона.

Ключевые слова: сельские поселения, жилищно-производственные комплексы, развитие сельских территорий, трудовая занятость населения

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Введение

В Республике Татарстан проживает более 1,1 миллиона молодежи (точная цифра по состоянию на 1 января 2014 года составляет 1 157 625 человек), из них 20,78% (в численном выражении 240 514 человек) – сельская молодежь [1]. Нами проанализирована динамика численности молодежи в городах и селах Республики Татарстан в разрезе возраста и основного рода деятельности (рис. 1).

Рисунок 1. Динамика численности молодежи Республики Татарстан (2014 г.)

График наглядно отражает демографическую ситуацию на селе: молодежь, уехавшая в город учиться, едва ли возвращается в родное поселение. С одной стороны, это означает, что сельская молодежь конкурентоспособна как в высших учебных заведениях, так и в качестве соискателей на рабочие места. С другой стороны, возникает проблема обеспеченности сельских поселений квалифицированными молодыми кадрами (Захаров, 2014).

Методы

В исследовании Новикова В.Г. и Чалого В.С. 2008 год является началом периода, когда не хватает численности молодежи в сельских поселениях для замещения лиц предпенсионного возраста. Авторы делают вывод о том, что сельские территории вступили в период суженного воспроизводства своего трудового потенциала (Новиков, Чалый, 2012). И при сохранении существующих тенденций к 2030 году авторы прогнозируют региональные дисбалансы в спросе на рабочую силу и возможности ее удовлетворения за счет собственного демографического потенциала. В развитии темы Новиков В.Г. и Цветков И.А. обращают внимание на необходимость развития баланса трудовых ресурсов (Новиков, Цветков, 2012). Для сельских территорий этот вопрос актуален не только по отдельным отраслям экономики, но и в большем масштабе, масштабе регионального развития (Кухтин, 2014). Более того, в отдельных странах Европы (в Ирландии) происходит смещение акцентов в сторону застройки сельских территорий (Foley, Scott, 2014). А в развивающемся Китае разрабатываются меры стимуляции для рабочих, мигрирующих в сельские территории (Lu, Zhou, 2008). Данный механизм баланса трудовых ресурсов основывается на четырех группах прогнозов:

- прогноз спроса на труд, учитывающий прогноз имеющихся ресурсов и степень их использования, в том числе с помощью инновационных технологий и материалов;

- прогноз предложения труда и трудового потенциала с использованием демографического и миграционного прогнозов. В данном случае большое значение имеют вопросы подготовки профессиональных квалифицированных кадров на предприятия территорий;

- прогноз занятости и безработицы, в том числе и по отраслям экономики региона:

- прогноз стоимостных пропорций труда, технико-технологичных условий и качественных характеристик рабочей силы.

Пример предоставления жилищных ваучеров в США, повысивших трудовую мобильность в стране, свидетельствует о необходимости действий в данной сфере (Wood, Turnham, Mills, 2008).

Важным аспектом решения проблемы квалифицированных кадров является деятельность учреждений высшего и среднего профессионального образования. В данном вопросе наглядным является опыт Дальнего Востока, описанный Власовым С.А. (Власов, 2014). Кроме того, в вопросе развития сельских территорий необходимо учитывать уровень мотивации граждан для участия в процессах развития сельских территорий, на которых они проживают, в той же мере, что и уровень участия органов местного самоуправления. В данном случае важным аспектом является специфика сельских поселений в части большой привязанности жителя к месту жительства.

Она заключается не только в психологической привязанности, но и в экономическом ограничении мобильности населения ввиду разницы стоимости жилья на селе и в городе (Залкинд, Серова, 2011). Важной составляющей мотивации для выбора определенной местности для постоянного жительства является экономический мотив, а именно: достойный уровень оплаты труда, позволяющий удовлетворять основные потребности человека (Романова, Ланцов, Афанасьева, 2013).

Значит, территория сельского поселения должна быть обеспечена производственными объектами, функционирование которых обеспечит население рабочими местами (Левин, 2011). Необходимо качественное и комфортное жилье и социальная инфраструктура. Следовательно, существует необходимость комплексных преобразований сельских территорий с позиции регионального развития (Моисеев, Прокофьев, 2014). А именно: необходимо создавать производственные структуры холдингового типа, либо частные предприятия для увеличения количества рабочих мест и повышения занятости населения (Крыгина, 2014). Именно промышленные объекты способны стать точкой роста сельских поселений, что в свою очередь повлечет за собой необходимость улучшения жилищного фонда и разработки региональных целевых программ путем интеграции положений закона Республики Татарстан «О государственной поддержке молодых семей в улучшении жилищных условий» и механизмов комплексного развития территорий в части жилищного строительства. Примечательно, что оператором реализации данного закона является некоммерческая организация (региональная общественная организация «Объединение молодежного строительства Республики Татарстан»), которая, как и американская Foundation for Rural Housing, Inc., сосредоточена на инновационных программах обеспечения сельским жильем (Thompson, 2014).

Строительство жилья на селе зачастую рассматривается как фактор устойчивого развития сельских территорий (Scott, Gkartzios, 2014). Вместе с этим, особое внимание следует уделить инфраструктурным преобразованиям развития региона с позиции села. Под этим подразумевается обращение процесса миграции молодежи в города и центральные регионы России (Солдатова, 2011). Важно отметить, что целевая комплексная застройка, учитывающая потребности региона в производственных объектах под четко определенную группу молодых людей позволяет проектировать объекты соцкультбыта с учетом локальных потребностей и градостроительных норм и правил (Примак, 2011).

Современные подходы развития территорий ориентированы по большей части на их коммерческое использование (Сироткин, Резвов, 2012). Ярким примером тому служит застройка свободных земельных участков жилыми комплексами, торговыми и офисными центрами, гостиницами и другими типами недвижимости, в том числе представляющими собой комбинированные (арендное жилье: многоквартирные дома с функцией гостиниц). Но в случае ориентации на долгосрочное развитие региона необходимо уделять должное внимание комплексному развитию территорий сельским молодежным жилищно-производственным комплексам (СМЖПК). Рассматривая СМЖПК как многокомпонентную структуру, состоящую из объектов жилого, производственного и социально-бытового назначения, считаем необходимым в первую очередь рассмотреть жилищную стратегию развития комплексов. Для современной молодежи имеет большое значение жилищный вопрос, и возможность обзавестись собственным жильем – один из ключевых факторов при выборе места жительства. Бондаренко М.В. представляет материалы официальной статистки, на основании которых можно сделать вывод о неудовлетворительном состоянии жилищных условий, при которых лишь 10% населения способно их улучшить за счет собственных средств (Бoндaренкo, 2010). Методика, которую приводит автор, позволяет оценить уровень доступности жилья (формула 1).

, (1)

где I – уровень доступности жилья, w – среднемесячная заработная плата, p – стоимость кв. м жилья.

Так, при средней заработной плате 14,8 тыс. руб. в сельскохозяйственном секторе Пестречинского района и 15,95 тыс. руб. в Лаишевском районе, выбранных в качестве пилотных площадок для размещения СМЖПК, и стоимости единицы площади жилья на первичном рынке недвижимости в 30 тыс. руб., уровень доступности жилья составляет в среднем 0,5. Согласно исследованиям, проведенным Бондаренко М.В., уровень доступности жилья в городах России принадлежит промежутку от 0,26 до 0,32. Поэтому можно сделать вывод, что критерий доступности жилья в сельской местности делает данные территории более привлекательными для трудоспособного населения. Конечно, при условии наличия рабочих мест с достаточным уровнем заработка. В этом случае СМЖПК могут быть основаны промышленными компаниями, как это принято в западных странах. Тогда работодатель принимает на себя функции домовладельца и предоставляет жилье своим работникам (Escobal, Favareto, Aguirre, Ponce, 2015). Однако анализ первых результатов на рынке арендного жилья в Республике Татарстан показывает, что данный тип домовладений не является привлекательным для населения, а следовательно, необходимо решить проблему посредством активации производственных процессов на территории сельских населенных пунктов. Для этого международное сообщество активно использует положения новой экономической географии и социальной экономики, учитывающие географические и социальные факторы, позволяющие налаживать эффективные бизнес процессы (Шомина, 2014).

Иллюстративен пример стран Латинской Америки: Бразилии, Эквадора, Перу, отдельные сельские поселения которых при равных условиях государственной поддержки с остальными территориями показывали значительный экономический и социально-демографический прогресс. Полезно рассмотреть опыт Тунгурауа, провинции Эквадора. В качестве драйвера экономического роста территории было использовано ее местоположение, позволяющее доставлять продукцию фермерских хозяйств к конечному потребителю и туристам. Для местных производителей данный фактор обеспечил устойчивый сбыт произведенной продукции, а столицу провинции, Амбато, превратил в центр торговли и логистических услуг по доставке уникальных продуктов населению страны, где они были недоступны.

В качестве примера, можем отметить, что в мировой практике при строительстве жилья на селе определяют даже формы организации проживания для престарелых граждан (Niemeyer, Bruin, Cook, et al., 2007).

Результаты

Таким образом, решить накопившиеся проблемы сельских территорий можно лишь путем комплексных преобразований социальной, экономической среды. Важно отметить, что СМЖПК могут быть как проектом, инициированным муниципальными образованиями, так и проектом предприятий, заинтересованных в привлечении квалифицированных кадров. Однако для развития СМЖПК как инструмента развития сельских территорий нужно выработать методику выбора территорий по двум критериям: потребности и восприимчивости к комплексным преобразованиям. В данном случае показательным является пример поселений стран Латинской Америки, приведенный в исследовании. Так, активация экономических преобразований требует детальной проработки вопросов экологической, политической и социальной стабильности. Важно учитывать факторы, влияющие на инвестиционную привлекательность территории, и предпринимать меры для создания конкурентных преимуществ. В их числе историческое и культурное наследие и географические особенности.

[1] Распределение численности мужчин и женщин по возрастным группам в Республике Татарстан на 1 января 2014 года // Официальный сайт Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Татарстан.


Страница обновлена: 14.04.2024 в 01:56:27