Риск-менеджмент как дополнительный фактор обеспечения эффективности деятельности государственных бюджетных организаций

Кирикова О.А.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 3 (39), Март 2003
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
При заключении договоров страхования важную роль играют состав и структура страхового тарифа, или брутто-ставка, которая, как правило, складывается из нетто-ставки, включающей в себя основную ставку и надбавку за риск, и нагрузки, определяемой расходами на ведение дела, резервом предупредительных мероприятий и прибылью. Приведенная структура страхового тарифа изменяется в связи с исключением или добавлением по договору других элементов. Важным является выбор пути финансирования превентивных (предупредительных) мероприятий, который необходимо пройти при согласовании страхового тарифа со страховщиками.

Ключевые слова: управление рисками, бюджетные организации



При заключении договоров страхования важную роль играют состав и структура страхового тарифа, или брутто-ставка, которая, как правило, складывается из нетто-ставки, включающей в себя основную ставку и надбавку за риск, и нагрузки, определяемой расходами на ведение дела, резервом предупредительных мероприятий и прибылью. Приведенная структура страхового тарифа изменяется в связи с исключением или добавлением по договору других элементов. Важным является выбор пути финансирования превентивных (предупредительных) мероприятий, который необходимо пройти при согласовании страхового тарифа со страховщиками.

Обычно резерв предупредительных мероприятий создается для финансирования необходимых мер по предупреждению несчастных случаев, утраты или повреждения застрахованного имущества по добровольным видам страхования. Формирование и использование средств резерва предупредительных мероприятий осуществляется страховщиками на основе разработанного и утвержденного ими Положения о резерве предупредительных мероприятий, в котором определяется порядок формирования и использования средств, направляемых на финансирование принимаемых мер по предупреждению наступления страхового события.

Резерв предупредительных мероприятий формируется путем отчисления от страхового тарифа, т.е. за счет брутто-премии, поступившей по договорам страхования в отчетном периоде. Величина резерва предупредительных мероприятий соответствует сумме отчислений в данный резерв в отчетном периоде, увеличенной на сумму резерва на начало отчетного периода и уменьшенной на сумму израсходованных средств на предупредительные мероприятия в отчетном периоде. За счет средств резерва предупредительных мероприятий могут финансироваться следующие направления:

- участие в финансировании строительства, включая проектирование, и реконструкции пожарных депо, испытательных пожарных лабораторий и полигонов;

- участие в финансировании строительства и реконструкции диагностических станций госавтоинспекций по проверке технического состояния транспортных средств, эстакад, площадок и пунктов технического контроля, постов ГАИ;

- участие в финансировании приобретения и ремонта средств связи, оборудования, инвентаря сверх объемов, подлежащих финансированию в установленном порядке, для предупреждения дорожно-транспортных происшествий;

- участие в финансировании строительства и реконструкции станций по борьбе с болезнями животных, ветеринарных лечебниц, зданий пограничных контрольных ветеринарных пунктов;

- участие в финансировании приобретения и ремонта сверх объемов, подлежащих финансированию в установленном порядке, автотранспортных средств (пожарных, ветеринарных, машин "скорой помощи" и т. п.);

- участие в финансировании строительства и реконструкции станций защиты растений, лабораторий биологических методов борьбы с вредителями и болезнями сельскохозяйственных культур;

- участие в финансировании проведения противопаводковых и противоселевых мероприятий;

- участие в финансировании мероприятий по совершенствованию противопожарной сигнализации;

- участие в финансировании мероприятий по устройству и совершенствованию пожарных водоемов;

- участие в финансировании деятельности по улучшению материально-технической базы санэпидемстанций и состояния водно-питьевых ресурсов;

- участие в финансировании мероприятий по совершенствованию оборудования очистных сооружений, фильтров на предприятиях с вредными выбросами, других природоохранных объектов;

- участие в финансировании программ улучшения материально-технической базы нефте- и газопроводов;

- участие в финансировании проведения профилактических и санитарно-гигиенических мер по охране здоровья населения и снижению травматизма (профосмотр, прививки, вакцинация);

- участие в финансировании проведения научных исследований в области совершенствования медицинского оборудования и разработки новых лекарственных средств;

- участие в оплате расходов по найму транспорта (наземного, воздушного, водного), используемого для организации мероприятий по тушению пожаров;

- оплата вознаграждения охотникам и другим гражданам за участие в мероприятиях, проводимых в соответствии с определенными нормативными актами.

Страховым организациям разрешено самостоятельно определять и иные направления расходования средств резерва предупредительных мероприятий при условии соблюдения действующего законодательства. Часто временно свободные денежные средства данного резерва инвестируются в государственные ценные бумаги и банковские вклады (депозиты).

Как правило, размер отчислений в резерв предупредительных мероприятий определяется, исходя из процента, предусмотренного в структуре тарифной ставки на эти цели, но он не должен превышать отметку, равную 15%. Финансирование предупредительных мероприятий должно осуществляться на основе договора, заключаемого между страховщиком и юридическими или физическими лицами, осуществляющими указанные мероприятия, исходя из фактического наличия средств, аккумулируемых в резерве предупредительных мероприятий.

На наш взгляд, финансирование предупредительных мероприятий государственными бюджетными организациями должно происходить напрямую, за счет собственных средств, исключая отток денежных средств, направляемых на создание резерва предупредительных мероприятий путем перераспределения финансовых потоков через страховую организацию в рамках выплаты страховой премии.

Договора на предупредительные мероприятия так же, как и на любые другие работы и услуги, организации и предприятия должны заключать самостоятельно и напрямую, минуя перераспределение средств в рамках страховых взносов. Невключение в состав страхового тарифа затрат страховщиков на создание фонда и проведение превентивных мероприятий является важным источником экономии бюджетных и внебюджетных средств государственными бюджетными организациями.

Данные аспекты заключения договоров страхования государственными бюджетными организациями и учреждениями должны быть непременно проработаны с учетом ведомственной специфики деятельности каждой конкретной структуры и получить методическое закрепление в отдельном правовом акте ‑ Положении или Инструкции об обеспечении страховой защиты, где содержались бы основные правила организации и деятельности конкретного ведомства. Здесь же должны быть определены цели, задачи и принципы передачи рисков с учетом ведомственной специфики данной организации и приоритетности реализации ею государственных функций. Поэтому при заключении договоров на проведение превентивных мероприятий и договоров страхования учет ведомственной иерархии является ключевым в деятельности организационной структуры риск-менеджмента государственных бюджетных организаций и учреждений.

Так как все материальные ресурсы сосредоточены в головной организации и распределяются из центра на места, что является сущностью института государственных бюджетных организаций, то важно сосредоточить работу по координации, управлению и контролю как за проведением превентивных мероприятий, так и за заключением договоров страхования именно в головных организациях (центральных аппаратах министерств и ведомств) для определения приоритетных направлений, достижения наилучшего эффекта при комплексном использовании не только финансовых ресурсов, но также и всех преимуществ централизованного ресурсообеспечения крупной государственной структуры.

Организационная структура риск-менеджмента крупной ведомственной структуры должна функционировать на двух уровнях.

На первом уровне управление рисками должно быть направлено на предупреждение и снижение влияния факторов риска при выполнении государственных задач и функций бюджетных организаций.

На втором уровне риск-менеджмент должен встраиваться во вспомогательную деятельность, т.е. деятельность, обеспечивающую функционирование структуры всего ведомства.

Вся структура риск-управления не может функционировать без постоянного учета и обновления базы данных по факторам рисков, как внешних, обусловленных политической, экономической ситуацией в стране и мире, так и внутренних, возникающих в деятельности подведомственных организаций и предприятий.

Одним из главных условий эффективного управления рисками для крупной ведомственной структуры государственной бюджетной организации, на наш взгляд, является непременная верификация управленческих решений с главами структурных подразделений организации и руководителями подведомственных предприятий и организаций. Поэтому создание отдела по управлению рисками наиболее целесообразно именно в головной структуре данных организаций, а на местах риск-управление должно, на наш взгляд, осуществляться через закрепление за соответствующими специалистами подведомственных организаций дополнительных обязанностей и функций.

В перспективе обеспечение наилучшей финансовой устойчивости достигается не постоянным повышением доходов, а успешным элиминированием рисковых ситуаций, что создает условия для дальнейшей успешной реализации всех функций государственной бюджетной организации.

Управление рисками - новое направление в повышении эффективности финансового менеджмента государственных бюджетных организаций и учреждений. С одной стороны, компьютеризация, создание информационных инфраструктур, повышение квалификации кадров - все это создает предпосылки для внедрения риск-менеджмента в государственных бюджетных организациях и учреждениях. С другой стороны, сравнительно молодой возраст самого направления экономической науки, постоянное расширение проблематики теории и практики риск-менеджмента, невозможность прямого переноса многих технологий риск-менеджмента в российские условия и, тем более, в деятельность государственных бюджетных организаций и учреждений отражаются в скептическом отношении к нему некоторых руководителей. Это общий вопрос как для государственных, так и для коммерческих организаций.

Сущность проблемы состоит в недооценке восприятия риска лицами, принимающими решения. Но увеличение систематических рисков в деятельности государственных бюджетных организаций и учреждений в результате развития их деятельности именно в качестве субъектов рыночных отношений, рост требований к технико-технологическому обеспечению государственных функций данных организаций обуславливают необходимость организации риск-управления. По нашему мнению, означенные явления неотделимы от новой парадигмы развития организаций ‑ получателей бюджетного финансирования.


Страница обновлена: 15.07.2024 в 10:42:27