Competitive advantages: the role of knowledge and intellectual capital

Igor Arenkov1,2, Dinara Yaburova2
1 Санкт-Петербургский государственный экономический университет
2 Санкт-Петербургский государственный университет

Journal paper

Creative Economy (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Volume 9, Number 3 (2015)

Citation:

Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=23295034
Cited: 9 by 07.12.2023

Abstract:

At the present stage of the world economy, knowledge is becoming an important factor for economic growth, and intellectual capital is central to the company's capital structure. This article describes the chain of creation of the company competitive advantages in the context of information economy. It reveals the importance of knowledge management as a significant basic element of competitive advantages formation process. It also describes the process of transforming knowledge into intellectual capital and intellectual capital resources into competitive advantages.

Keywords: intellectual capital, human capital, knowledge management, competitive advantage, management of knowledge



В условиях динамично развивающегося информационного обмена проблема владения информацией и знаниями выходит на первый план. В момент перехода от индустриальной экономики к информационной знания становятся стратегическим ресурсом организации. Интеллектуальная работа, специальные знания и коммуникации становятся факторами не только создания добавленной стоимости, но также конкурентоспособности и экономического развития организации.

Знания и информация

Под термином «знания» подразумевается информация, используемая людьми при необходимости, согласно установленным правилам и процедурам, с учетом их отношения к ней. В отличие от знаний, «информация» – связный поток данных, представленный в контексте для дальнейшего использования. Таким образом, знания можно считать «одушевленной» информацией, которая учитывает личный опыт носителя, субъективные мнения, эмоции и отношение к той или иной информации [1].

Знания в организации

В каждой компании, независимо от рода деятельности и размера, происходит накопление тех или иных знаний, информации, данных. Но различается их степень критичности к бизнесу. Наиболее важны знания для компаний в сфере консалтинга (опыт прошлых проектов, информация о конкурентах, законодательная база), инвестиционных компаний и фондов (своевременная новостная информация, знания об отрасли, клиентах и конкурентах), для банков (сведения о надежности клиентов, тенденции развития рынка банковских услуг), для научных и учебных учреждений (научные труды и разработки, сведения о результатах экспериментов и опытов, работы предшественников и их опыт деятельности по данной тематике) и др.

Выступая как ресурс организации, знание имеет ряд особенностей.

Во-первых, использование знаний ведет к его накоплению, преумножению и распространению, тогда как использование других ресурсов, которые являются конечными (например, материальные и денежные ресурсы), напротив, ведет к уменьшению их объема.

Во-вторых, применение знаний в организации способно увеличивать производительность труда в десятки и сотни раз, при этом активизируется новый спрос на знания [2]; знание в этом случае выступает как производительная сила субъекта управления.

В-третьих, знания являются доступными ресурсами для их получения и распространения за счет средств технологий и коммуникативных возможностей человека.

Менеджмент знаний и интеллектуальный капитал

Знания являются основополагающим элементом при управлении интеллектуальным капиталом компании. От управления интеллектуальным капиталом все в большей степени зависит эффективность деятельности компании. В 21 веке интеллектуальный капитал признан ключевым элементом успеха компании [3]. Он является одним из ключевых факторов стоимости предприятия в условиях новой экономики. Интеллектуальный капитал (ИК) компании определяется инновационно-интеллектуальной деятельностью коллектива людей, его следует рассматривать как фактор устойчивого социально-экономического развития [4].

Управление знаниями влияет на качество и характер интеллектуального капитала, который, в свою очередь, определяет и формирует конкурентное преимущество. Модель взаимодействия представлена на рисунке 1.

Рисунок 1. Цепочка формирования конкурентного преимущества

Этап 1

Цепочка формирования конкурентного преимущества начинается с информации. В данном контексте информация подразумевает собой сведения, передаваемые одними людьми другим людям устным, письменным или другим способом. Не вся информация весома для деятельности организации, и только ее часть играет существенную роль в принятии управленческих решений.

На информацию влияет внутренняя и внешняя среда, под чьим влиянием формируется соответственно внутренняя и внешняя информация (табл. 1).

Внешняя информация включает в себя сведения о состоянии внешней среды предприятия, рынка и его инфраструктуры, поведение покупателей и поставщиков, действия конкурентов, меры государственного регулирования рыночных механизмов и т.д. Эти данные публикуются в периодических и специальных изданиях, статистических сборниках и т.д., а также могут быть собраны в результате посещений конференций, выставок, проведения переговоров.

Внутренняя информация содержит совокупность данных, которые возникают в компании в форме бухгалтерской и статистической отчетности, оперативной и текущей производственной и научно-технической и информации.

Этап 2

На втором этапе значимая часть информации трансформируется в знания. Данный процесс также происходит под влиянием внутренних и внешних факторов. Степень трансформации информации в знания зависит от индивидуальных компетенций, к которым можно отнести креативное мышление, стратегическое мышление, уровень образования, уровень развития памяти, степень восприятия информации и др.

Знания возникают из информации посредством:

¾ сравнения, определения области сопоставления (с информацией о других, аналогичных объек­тах);

¾ установления связей (с другой информацией об этом объекте);

¾ оценки (как можно оценить данную информацию и как ее оценивают другие);

¾ определения области применения информации к тем или иным решениям или действиям.

В свою очередь управление знаниями имеет следующие векторы воздействия на организацию:

¾ улучшение управления компетенциями;

¾ повышение производительности;

¾ усовершенствование процесса принятия решений;

¾ активизация инновационных процессов.

Таблица 1. Показатели внутренней и внешней информации

Внешняя информация
Внутренняя информация
Экономические факторы (динамика ВВП, уровень инфляции, процентной ставки, норм налогообложения, занятость населения, инвестиционная активность и т.д.)
Политические факторы (изменение законодательства РФ, государственное влияние в отрасли, регулирование конкуренции в отрасли)
Технологические факторы (тенденции в области НИОКР, появление новых и усовершенствование нынешних технологий, новые патенты)
Социальные факторы (изменение в базовых ценностях, отношение к работе и отдыху, изменение структуры доходов и расходов, уровень образования)
Покупатели (географическое положение, демографические характеристики, социально-психологические характеристики, отношение к продукту)
Поставщики (стоимость поставляемого товара, гарантия качества, временной график поставок, пунктуальность и обязательность выполнения условий)
Конкуренты (продуктовая политика, сервис и послепродажное обслуживание, логистика, маркетинг)
Кадровый состав и потенциал, квалификация, знания и интересы персонала
НИОКР
Производственные, операционные, организационные технологии
Финансовое положение
Маркетинговая политика
Организационная структура, корпоративная культура
Сеть дистрибьюторов: охват, эффективность
Патенты, лицензии
Технологическая оснащенность
Характеристики продукта, качество
Сервис, послепродажное об-служивание
Логистические системы

Управление знаниями как вид управленческой деятельности придает дополнительную ценность уже имеющейся информации путем выявления, отбора, хранения и распространения знаний.

Управление знаниями делает информацию доступной и понятной конечным пользователям, воплощает знания из неформализованной формы в формализованную, стимулирует прирост знаний внутри организации [5]. Более того, менеджмент знаний меняет характер мышления самих менеджеров, отходя от привычных и устаревших подходов.

Этап 3

На данном этапе знания трансформируются в интеллектуальный капитал. Трансформация происходит не только под воздействием факторов внутренней и внешней среды, но и индивидуальных компетенций сотрудников. Управление знаниями определяет метод управления интеллектуальным капиталом, определяет возможность высвобождения других видов капитала с помощью ИК, выявляет новые принципы и методы управления в информационной экономике. Менеджмент знаний формирует и использует интеллектуальный капитал организации (человеческий, структурный, отношенческий капиталы), повышает отдачу имеющихся нематериальных активов, распространяет результаты НИОКР на сходные проекты и т.д.

Этап 4

На этом этапе происходит генерация конкурентных преимущества за счет использования ресурсов интеллектуального капитала. Конкурентоспособность компании напрямую зависит от того, насколько плотно и эффективно она использует ИК и насколько активно инвестирует в его развитие.

Интеллектуальный капитал как элемент цепочки создания конкурентных преимуществ имеет следующие функции [6]:

¾ техническая функция – насыщение товара потребительскими свойствами;

¾ технологическая функция – обеспечение технологического превосходства над конкурентами;

¾ правовая функция – обеспечение высокой и стабильной правовой защищенности бизнеса;

¾ экономическая функция – управление интеллектуальным капиталом в целях устойчивого извлечения повышенной прибыли и приращения его стоимости;

¾ социологическая функция – закрепление бизнеса в сознании потребителя на основе брендинговой стратегии;

¾ психологическая функция – формирование корпоративной культуры в конкретной компании с целью повышения лояльности и сотрудников и повышения эффективности их деятельности;

¾ общеорганизационная функция – интегрирует вышеперечисленные функции [7].

Данные конкурентные преимущества достигаются различными ресурсами ИК. Так, такое конкурентное преимущество, как лояльность потребителя, может быть достигнуто с помощью развития таких элементов интеллектуального капитала, как система взаимоотношений с клиентами, развитие и разработка уникальных концепций продукта или услуги.

Инновационность может быть достигнута путем совершенствования таких элементов структурного капитала, как информационные и организационные системы, патентная защита, одновременно с развитием способностей компании успешно внедрять технологические и организационные инновации и проводить организационное обучение в компании. Лучшая операционная эффективность (более низкая стоимость продукта за счет более низких издержек) достигается развитием человеческого капитала – развитием умственных способностей, креативного мышления, способностей к инновациям.

Заключение

В современных условиях на конкурентоспособность компании нематериальные факторы оказывают большее влияние, чем материальные. Основные конкурентные преимущества происходят из различных элементов интеллектуального капитала – развития навыков, квалификации и опыта персонала, внедрения инноваций, ноу-хау, использования информационных систем и т.д. [8]. Комбинирование таких нематериальных ресурсов с традиционными способно создать конкурентное преимущество, позволяющее обеспечить наибольшую выгоду для потребителей.


Страница обновлена: 22.04.2025 в 07:39:49