Государственно-частное партнерство при обеспечении ГСМ сельхозпроизводителей
Скачать PDF | Загрузок: 7
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 17 (263), Сентябрь 2014
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Цитировать:
Бережной В.Г. Государственно-частное партнерство при обеспечении ГСМ сельхозпроизводителей // Российское предпринимательство. – 2014. – Том 15. – № 17. – С. 96-109.
Аннотация:
Основным видом энергоресурсов, которые потребляет сельское хозяйство, являются горюче-смазочные материалы. В условиях несовершенного рынка нефтепродуктов в Российской Федерации, где ярко выражена его монополизация, в настоящее время обеспечение сельскохозяйственных товаропроизводителей нефтепродуктами без вмешательства со стороны государства практически невозможно. В статье сформулированы основные принципы и цели стратегического государственно-частного партнерства при обеспечении горюче-смазочными материалами сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Ключевые слова: сельское хозяйство, государственно-частное партнерство, горюче-смазочные материалы
Одним из ключевых факторов стоимости получаемого сельскохозяйственного продукта является его энергоемкость. А именно количество энергии, затрачиваемое на производство единицы продукции. По этому показателю наши производители имеют значительное отставание от своих западных коллег. Несомненно, что стоимость энергоресурсов также оказывает самое существенное влияние на конечную стоимость сельскохозяйственной продукции, а, следовательно, и на ее конкурентоспособность.
Основные факторы снабжения ГСМ
Государственная программа развития сельского хозяйства на 2008-2012 гг. (далее – Программа 2008-2012) [1] определяет цели, задачи и основные направления развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, финансовое обеспечение и механизмы реализации предусматриваемых мероприятий, показатели их результативности.
В качестве одной из причин относительно медленного развития отрасли сельского хозяйства в Программе 2008-2012 указан неудовлетворительный уровень развития рыночной инфраструктуры, затрудняющий доступ сельскохозяйственных товаропроизводителей к рынкам финансовых, материально-технических и информационных ресурсов.
В качестве косвенной государственной поддержки в Программе 2008-2012 указано на установление фиксированных цен на горюче-смазочные материалы (далее – ГСМ) в 2009-2012 гг. При этом необходимо отметить, что нефтепродукты не входят в перечень продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые осуществляется государственное регулирование цен.
Однако было бы слишком упрощенным считать, что решение задачи снабжения ГСМ сельскохозяйственных товаропроизводителей возможно лишь фиксированием цен на нефтепродукты и, в результате, снижением их стоимости.
Выделим ключевые факторы снабжения ГСМ, необходимые с позиции сельскохозяйственных товаропроизводителей:
1) доступность нефтепродуктов, т.е. возможность конкретного сельхозпроизводителя в необходимый момент приобрести требуемое количество ГСМ;
2) рыночные цены с предоставлением скидки за регулярное приобретение значительных объемов ГСМ;
3) понятные механизмы ценообразования с возможностью долгосрочного планирования себестоимости;
4) возможность приобретения услуг по доставке, хранению нефтепродуктов.
Для решения задачи обеспечения сельскохозяйственных товаропроизводителей ГСМ Правительство РФ использовало элементы государственно-частного партнерства (далее – ГЧП).
В 2009-2012 гг. действовало постановление Правительства РФ от 05.03.2010 № 129 [2], которым исполнительным органам государственной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления разрешалось заключать договоры о специальных ценах при реализации ГСМ нефтяными компаниями сельскохозяйственным товаропроизводителям.
Указанные цены устанавливались хозяйствующими субъектами – нефтяными компаниями - со скидкой от оптовой цены, сложившейся в субъекте РФ, в котором осуществляли свою деятельность сельскохозяйственные товаропроизводители, но не ниже уровня себестоимости производства и реализации ГСМ. Сводная информация о фиксировании цен приведена в таблице 1.
Таблица 1
Информация о фиксировании цен на ГСМ в 2009–2012 гг.
Год
|
Фиксирование
цены по постановлению Правительства РФ от 05.03.2010 № 129
|
Информация
о фактически установленных ценах
|
2009
|
Со скидкой до 10% оптовой текущей
цены, сложившейся в субъекте РФ
|
Согласно постановлению
Правительства РФ от 05.03.2010 № 129
|
2010 первое полугодие
|
Со скидкой до 10% оптовой текущей
цены, сложившейся в субъекте РФ
|
Со скидкой до 10% оптовой
цены, сложившейся в субъекте РФ по состоянию на 31 декабря 2009 года [3]
|
2010 второе полугодие
|
Со скидкой до 10% оптовой текущей
цены, сложившейся в субъекте РФ
|
Согласно постановлению
Правительства РФ от 05.03.2010 № 129
|
2011
|
Со скидкой до 10% оптовой текущей
цены, сложившейся в субъекте РФ
|
Со скидкой до 10% оптовой
цены, сложившейся в субъекте РФ по состоянию на 01 ноября 2010 года [4]
|
2012 первое полугодие
|
Со скидкой 30% от оптовой
цены, сложившейся на 31 декабря 2011 г. в субъекте РФ
|
Согласно постановлению
Правительства РФ от 05.03.2010 № 129
|
2012 второе полугодие
|
Со скидкой 20% от средней
оптовой цены, сложившейся во II квартале 2012 г. в
субъекте РФ
|
Согласно постановлению
Правительства РФ от 05.03.2010 № 129
|
Информация о поставленных сельскохозяйственным товаропроизводителям по льготным ценам нефтепродуктах в 2009-2012 гг. в рамках заключенных соглашений между исполнительными органами государственной власти субъектов РФ и нефтяными компаниями представлена в таблице 2.
Таблица 2
Информация о поставках нефтепродуктов сельхозтоваропроизводителям
в 2009-2012 годах
Год
|
Поставлено
нефтепродуктов, тонн
|
Процент
роста объемов поставки
|
Упущенная
выгода нефтяных компаний, млрд руб.
|
Процент
роста упущенной выгоды
|
2009
|
1 092
000
|
|
2,0
|
|
2010
|
2
207 000
|
102,0%
|
5,0
|
150%
|
2011
|
2
684 000
|
21,6%
|
18,5
|
270%
|
2012
|
2
848 000
|
6,1%
|
24,0
|
30%
|
При этом обращает на себя внимание как значительный ежегодный рост объемов поставки нефтепродуктов по льготным ценам, так и опережающий его рост объемов упущенной выгоды нефтяных компаний, связанный с увеличением процента скидки на нефтепродукты.
Субсидирование как эффективный механизм государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей
В связи со вступлением России во Всемирную торговую организацию сохранение механизма предоставления скидок на ГСМ для сельскохозяйственных товаропроизводителей может повлечь обвинение РФ в установлении преференций для отечественных сельхозпроизводителей, противоречащих принципам свободной торговли.
Государственная программа развития сельского хозяйства на 2013-2020 гг. (далее – Программа 2013-2020) [6] заменяет ранее действовавший механизм предоставления скидок на ГСМ на субсидирование сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Субсидирование является более эффективным и выгодным инструментом поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей по сравнению с механизмом предоставления скидок на приобретение ГСМ.
При этом представляется, что в целях гарантированного обеспечения сельскохозяйственных товаропроизводителей требуемыми объемами ГСМ сохраняется потребность в долгосрочном сотрудничестве в этом направлении государственных и частных структур (сельхозпроизводителей и нефтяных компаний).
Сформулируем социально-экономическое содержание ГЧП при обеспечении сельскохозяйственных товаропроизводителей ГСМ как системы социально-экономических отношений в специфических условиях работы агропромышленного и топливно-энергетического комплексов государства.
ГЧП при обеспечении сельскохозяйственных товаропроизводителей ГСМ – это совокупность социальных и экономических отношений между органами государственной власти и представителями бизнеса, обусловленных аграрной и топливно-энергетической политикой государства, направленных на долгосрочное обеспечение сельскохозяйственных товаропроизводителей требуемым количеством ГСМ с целью обеспечения продовольственной безопасности страны на основе развития отечественного производства.
Система отношений опирается на общие длительные интересы партнеров, обусловленные необходимостью решения части вопросов агропромышленной политики государства, связанных с проблемами обслуживания сельского хозяйства. Развитие ГЧП в этом случае предполагает взаимную заинтересованность и ответственность субъектов, социальную направленность интересов, согласованность задач и целей, стратегический характер.
Принципы стратегического ГЧП при обеспечении сельскохозяйственных товаропроизводителей ГСМ
Представляется необходимым выделить, сформулировать и обосновать принципы стратегического ГЧП при обеспечении сельскохозяйственных товаропроизводителей ГСМ как социально-экономической системы отношений в специфических условиях работы агропромышленного и энергетического комплексов государства.
1) Стратегический характер ГЧП, который обусловлен тем, что агропромышленный и топливно-энергетический комплексы являются ведущими системообразующими сферами экономики страны, формирующими агропродовольственный и топливно-энергетический рынки, продовольственную, экономическую и энергетическую безопасность, трудовой и поселенческий потенциал территорий.
2) Официальный характер взаимоотношений, когда в условиях ярко выраженной монополизации рынка нефтепродуктов в РФ, в целях исключения злоупотреблений и нарушений антимонопольного и налогового законодательства, все отношения сторон – участников ГЧП должны быть зафиксированы в официальных документах: соглашениях, договорах, спецификациях и т.п.
3) Четкая законодательная база, которая необходима как для согласования стратегических интересов государства и частного бизнеса, так и для обеспечения законодательно закрепленной прозрачной процедуры реализации проекта ГЧП и придания проекту особого статуса.
4) Партнерский характер взаимоотношений, который подразумевает общую заинтересованность всех сторон ГЧП в зависимости от реализации его стратегических целей: государства, сельскохозяйственных товаропроизводителей, нефтяных компаний.
5) Социальная направленность стратегического ГЧП, которая заключается в повышении уровня жизни населения и социального развития сельских районов РФ.
6) Взаимная ответственность, когда распределение между сторонами ГЧП расходов и рисков, а также совместное использование полученных результатов предполагает взаимную ответственность субъектов ГЧП за социальные, экономические и правовые последствия в рамках реализации проектов. Акцент делается именно на ответственности всех сторон ГЧП, в том числе, и государственных (муниципальных) структур.
Развитие стратегического ГЧП при обеспечении сельскохозяйственных товаропроизводителей ГСМ объективно обусловлено необходимостью совместными усилиями государства и частного бизнеса создавать и реализовывать проекты партнерства, предусматривающие все этапы от производства нефтепродуктов до снабжения ими отдельного сельскохозяйственного предприятия.
В связи с повсеместным использованием в сельском хозяйстве энергоресурсов предлагаем считать приоритетными для реализации ГЧП в части снабжения сельскохозяйственных предприятий ГСМ все отрасли сельского хозяйства: растениеводство, животноводство, рыболовство, звероводство, кормоводство, лесоводство и т.д.
Приоритетами реализации такого партнерства должны быть:
- всестороннее развитие сельскохозяйственных предприятий, ориентированное, в первую очередь, на увеличение производительности труда;
- техническая модернизация, предполагающая, в первую очередь, оптимизацию расходов сельскохозяйственных предприятий на ГСМ посредством внедрения инноваций: в основном через обновление парка сельскохозяйственной техники и реализацию перспективных инновационных проектов в агропромышленном комплексе;
- увеличение объемов потребления сельскохозяйственными товаропроизводителями ГСМ только через увеличение объемов производства и снижение энергоемкости единицы сельскохозяйственной продукции;
- экологическая безопасность, обусловленная возможностью нанесения экологического вреда окружающей среде, связанной с тем, что нефть и нефтепродукты являются наиболее распространенными загрязняющими веществами в окружающей среде.
Развитие стратегического ГЧП при обеспечении сельскохозяйственных товаропроизводителей ГСМ должно:
- опираться на сбалансированность государственной поддержки такого партнерства на федеральном, региональном и муниципальном уровнях;
- учитывать планируемую длительность реализации партнерства на среднесрочный и долгосрочный периоды;
- обеспечивать повышение уровня рентабельности в сельском хозяйстве для обеспечения его устойчивого развития;
- стимулировать рост производства основных видов сельскохозяйственной продукции.
Стратегической целью ГЧП при обеспечении сельскохозяйственных товаропроизводителей ГСМ является повышение объемов производства продукции сельского хозяйства и пищевых продуктов с обеспечением питанием населения страны и, таким образом, решение главных целей Доктрины продовольственной безопасности РФ.
Необходимость развития ГЧП при обеспечении сельскохозяйственных товаропроизводителей ГСМ вызвана рядом специфических особенностей и острых экономических проблем, обусловленных спецификой текущего развития агропромышленного и топливно-энергетического комплексов в РФ.
Основные факторы стратегического ГЧП организаций при обеспечении сельскохозяйственных товаропроизводителей ГСМ
Выделим основные социально-экономические факторы стратегического ГЧП организаций топливно-энергетического и агропромышленного комплексов и органов власти при обеспечении сельскохозяйственных товаропроизводителей ГСМ, обеспечивающие устойчивое и динамичное развитие промышленного комплекса страны.
На основе обобщения практики развития поставок нефтепродуктов сельскохозяйственным организациям сформулируем классификацию факторов, оказывающих влияние на развитие ГЧП в этой области.
Развитие ГЧП предприятий агропромышленного и топливно-энергетического комплексов, органов власти при обеспечении сельскохозяйственных товаропроизводителей ГСМ необходимо рассматривать только во взаимосвязи с обеспечением экономической безопасности обоих промышленных комплексов для минимизации отрицательного воздействия указанных ниже факторов, а также повышения эффективности сотрудничества и взаимодействия всех органов государственной власти в рамках партнерства.
В зависимости от источников воздействия разобьем факторы на группы.
1) Природно-климатические и экономико-географические факторы.
Отнесенные в данную группу факторы развития ГЧП определяют отраслевую специализацию видов экономической деятельности предприятий и в максимальной степени влияют на неравномерность развития того или иного региона.
Природно-ресурсный потенциал – определяет в зависимости от наличия или отсутствия природных ресурсов отраслевую направленность региональных хозяйственных субъектов.
Климат – обуславливает повышенные требования к материально-технической базе и оснащенности производства, проведению профилактических и ремонтных работ и удорожание используемых технологий и инноваций в регионах с суровым северным или засушливым климатом.
Географическое положение – оказывает наибольшее влияние для регионов, имеющих труднодоступное местоположение и слабое взаимодействие с другими субъектами РФ.
Насыщенность территории видами и объектами хозяйственной деятельности – выражается в индексе заселенности территории, протяженности коммуникаций, плотности хозяйственной деятельности, а также в условиях жизни и миграции населения, медленных темпах социального развития сельских территорий.
2) Финансово-экономические факторы.
Отраженные в данной группе факторы определяют качественный уровень обеспеченности собственными финансовыми ресурсами.
Состояние экономики – отражает состояние развития отраслей промышленности и их зависимость от внешнеэкономической конъюнктуры.
Финансовое состояние хозяйствующих субъектов – обуславливает обеспеченность собственными или использование заемных и привлеченных источников финансирования проектов.
Увеличенная себестоимость производимой продукции – вызывается увеличением расходов на производство и реализацию продукции, товаров и услуг в сложных климатических и логистических условиях, обусловленных повышенными издержками, связанными с затратами на отопление, электроэнергию и заработную плату, что приводит к снижению рентабельности производства и прибыли, остающейся в распоряжении хозяйствующих субъектов.
Доступ к рынку – доказывает ограниченный доступ сельскохозяйственных товаропроизводителей к рынку в условиях несовершенства его инфраструктуры и возрастающей монополизации торговых сетей.
Система налогообложения – включает в себя как обстоятельства, которые ставят организации промышленности различных регионов в неравные условия и приводят к неравномерности социально-экономического развития территорий, так и необходимость совершенствования системы налогообложения в сельском хозяйстве и топливно-энергетическом комплексе.
Вступление России в ВТО - учитывает обязательства России по снижению уровня таможенно-тарифной защиты в рамках присоединения к ВТО, необходимость увеличения объема средств, выделяемых из бюджетов всех уровней, для государственной поддержки сельского хозяйства.
3) Социально-политические факторы.
К данной группе относятся факторы развития ГЧП, определяющие качественное состояние общественных отношений, сложившихся в сфере экономической деятельности предприятий агропромышленного и топливно-энергетического комплексов.
Политическая ситуация – ее стабильность или нестабильность обуславливает миграцию населения и степень его трудоустройства, что характерно в настоящее время в основном для северных регионов страны.
Структурные изменения экономики – характеризуются отставанием в региональном развитии и уклоном в большей степени в сторону федерального развития.
Уровень жизни населения – обусловлен высокими расходами, связанными с проживанием в регионах с неблагоприятными климатическими условиями, а также медленными темпами социального развития сельских территорий.
Кадровый состав – на его формирование влияют ухудшение социально-демографической ситуации на сельских территориях, отток трудоспособного населения, особенно молодежи, а также сокращение сельской поселенческой сети.
Этнос – необходимость сохранения традиционной культуры, в основе которой лежат ценности, принадлежащие той или иной этнической группе (чаще всего малочисленной).
4) Институциональные факторы.
В данной группе собраны факторы развития стратегического ГЧП, оказывающие влияние на устойчивое развитие и безопасность промышленного комплекса.
Система государственного управления – характеризуется несовершенством механизмов формирования, контроля и реализации экономической политики.
Инвестиционный климат – обусловлен привлекательностью использования природных ресурсов страны и государственной поддержкой органов власти в субъектах РФ в рамках ГЧП.
Противодействие (или попустительство) коррупции – особое влияние оказывает присутствие коррупции в органах как власти, так и частного бизнеса, в которых принимаются решения по вопросам формирования ГЧП.
Криминализация экономики – определяет объем теневых экономических отношений.
Все перечисленные факторы предопределяют социально-экономические проблемы ГЧП и влияют на темпы его развития и эффективность.
На основании вышеизложенного необходима концепция развития стратегического ГЧП организаций промышленности и органов государственной власти, направленная на своевременное и качественное обеспечение сельскохозяйственных товаропроизводителей ГСМ, учитывающая достижение стратегических целей и решение тактических задач, основанная на согласовании интересов участников ГЧП.
Обобщение стратегических и программных документов (таких как Доктрина продовольственной безопасности РФ, Программы 2008–2012 и 2013–2020) и анализ практической деятельности органов государственной власти позволяют сформулировать стратегические цели партнерства:
- повышение объемов производства продукции сельского хозяйства и пищевых продуктов с обеспечением питанием населения страны;
- повышение конкурентоспособности Российской сельскохозяйственной продукции;
- сохранение и воспроизводство используемых в сельскохозяйственном производстве земельных и других природных ресурсов (в том числе, энергетических).
Цели и задачи среднесрочного характера ГЧП при обеспечении сельскохозяйственных товаропроизводителей ГСМ
В соответствии со стратегическими целями определим и обоснуем основные задачи среднесрочного характера ГЧП при обеспечении сельскохозяйственных товаропроизводителей ГСМ.
1) Поддержание конкурентной среды и устранение неоправданных административных и экономических барьеров на пути экономического развития, заключающееся в совершенствовании институционального обеспечения ГЧП.
Данную задачу необходимо решать в связи со значительной монополизацией рынка нефтепродуктов в России. Это также позволит исключить злоупотребление служебным положением со стороны государственных чиновников.
2) Координация взаимодействия органов государственной власти на федеральном, региональном и муниципальном уровнях и организаций промышленности, направленная на создание экономических и правовых условий для развития ГЧП.
3) Мониторинг и определение реальных нужд сельскохозяйственных товаропроизводителей в нефтепродуктах в целях формирования необходимых объемов поставок с разработкой методики определения потребности сельскохозяйственных товаропроизводителей в нефтепродуктах в зависимости от объема посевных площадей, количества единиц техники и т.п.
Это необходимо в целях исключения хранения на региональных нефтебазах дополнительных невостребованных объемов нефтепродуктов, а также достаточности емкостей для хранения коммерческих запасов.
4) Контроль целевого и эффективного использования сельхозтоваропроизводителями нефтепродуктов.
Увеличение объемов потребления сельскохозяйственными товаропроизводителями ГСМ возможно только через увеличение объемов производства и снижение энергоемкости единицы сельскохозяйственной продукции.
5) Исключение дополнительных непроизводственных затрат нефтяных компаний, возникающих при обеспечении сельскохозяйственных товаропроизводителей ГСМ.
Указанные дополнительные издержки возникали при прежней схеме работы, когда помимо издержек в виде предоставленных скидок на ГСМ возникали дополнительные затраты нефтяных компаний, связанные с доставкой нефтепродуктов, выплатой комиссионного вознаграждения, хранением ГСМ, приобретением нефтепродуктов у нефтяных компаний, присутствующих в регионе, изменением транспортных потоков железнодорожных перевозок в ущерб сложившейся логистике основной коммерческой деятельности, значительным увеличением документооборота.
6) Создание механизмов и предпосылок для технико-технологического развития организаций сельского хозяйства.
Это обусловлено технико-технологическим отставанием сельского хозяйства России от развитых стран мира и снижением объемов машиностроения.
7) Создание механизмов развития инфраструктуры, энергетики, транспортных коммуникаций с целью удовлетворения интересов нефтяных компаний для успешного партнерства.
Это необходимо с целью устранения злоупотреблений со стороны нефтяных компаний и создания их заинтересованности в наращивании объемов и ускорении сроков поставки нефтепродуктов сельскохозяйственным товаропроизводителям.
8) Прогнозирование и предотвращение угроз экономической безопасности промышленности.
Решение задачи необходимо осуществлять на основе определения факторов угроз экономической безопасности предприятий агропромышленного и топливно-энергетического комплексов, уточнения их классификационных признаков с учетом условий хозяйствования в рамках партнерства и тенденций его развития.
9) Обеспечение эффективности управления предприятием, направленное на оптимизацию отраслевой и территориальной структуры промышленности с целью повышения уровня занятости населения и решения социальных проблем.
Начиная с 2013 г., ранее действовавший механизм предоставления скидок на ГСМ заменен на субсидирование сельскохозяйственных товаропроизводителей. При этом исключены наработанные элементы ГЧП между нефтяными компаниями, сельхозтоваропроизводителями и органами власти. Это повсеместно привело к значительному снижению объемов поставки нефтепродуктов и ухудшению их качества.
Вывод
В целях развития сельского хозяйства в Российской Федерации необходима концепция развития стратегического государственно-частного партнерства организаций промышленности и органов государственной власти, направленная на своевременное и качественное обеспечение сельскохозяйственных товаропроизводителей ГСМ, учитывающая достижение стратегических целей и решение тактических задач, основанная на согласовании интересов всех участников государственно-частного партнерства.
Источники:
2. Постановление Правительства РФ от 05.03.2010 № 129.
3. Протокол совещания у Заместителя Председателя Правительства РФ И.И. Сечина от 20.03.2010 № ИС-П9-13пр.
4. Постановление Правительства РФ от 11.02.2011 № 166.
5. Официальный сайт Министерства энергетики Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.minenergo.gov.ru.
6. Постановление Правительства РФ от 14.07.2012 № 717.
7. Макаров И.Н. Государственно-частное партнерство в системе взаимодействия бизнеса и государства: институциональный подход // Российское предпринимательство. - 2013. - № 24 (246). - c. 18-29. - http://www.creativeconomy.ru/articles/31013/.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 19:37:20