On the phenomenon of “the Peter Principle” in economic theory

Anatoliy Kosymin, Olyga Kuznetsova

Journal paper

Russian Journal of Entrepreneurship *
№ 24 / December, 2013
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Citation:

Abstract:
Continuation. Beginning in No. 21(243), No. 22(244) and No. 23(245) The concept of the society total capital born of dialectic, “lifting” (i.e. abnegative and preserving in development) critical rethinking of the preceding theories, which lost their universality in the conditions of a whole new epoch having anthropocentrism ideology for imperative.

Keywords: capital, domestication, macrostructure, propriety, excellence, use value, aggregate capital



Макроструктуру совокупного человеческого капитала можно представить в виде синергетического дерева, имеющего корневую систему (природный, физический и интеллектуальный капитал), ствол (интеллектуальный капитал) – артерию, по которой он циркулирует от корневой системы к кроне дерева (административному и медиатическому капиталу) и обратно, ветви – различные формы капитала, в которые конвертируется интеллектуальный капитал (культурный, социальный и др.). Интеллектуальный капитал можно сравнить с «кровью» экономического организма, обеспечивающей ему нормальную жизнедеятельность. [4]

Совокупный капитал

Таким образом, совокупный капитал с неэкономическими его формами следует определять как систему капитализированных интеллектуальных знаний, способностей, дарований, и опыта, результатом созидательного использования которых являются соответствующие жизненные блага, удовлетворяющие более рациональные, социально-перспективные потребности человека.

Все формы инкорпорированного в личности капитала одновременно потребляются и развиваются, т.е. «работают» на человека, на достижение более высокого уровня его развития и совершенствования, и являются воплощенной в ней мерой совокупной способности приносить доход и удовольствие. [4]

Изложенная концепция совокупного капитала общества как универсального ресурса цивилизованного развития общества представляет собой не новую теорию капитала (или новое учение капитала), а дальнейшее развитие предвосхищенной К. Марксом концепции определенного «набора» форм капитала и теории человеческого капитала (Шульца Т. и Беккера Г.). И потому она не замещает их, а в определенной мере дополняет и обогащает, но не является альтернативной указанным концепциям.

Авторская концепция является результатом диалектического, «снимающего» (т.е. и отрицающего, и сохраняющего в развитии) критического переосмысления предшествующих теорий, не претендующих на абсолютную истинность в условиях качественно новой эпохи, императивом которой является идеология антропоцентризма, в которой человекрассматривается как главное мерило и критерий всех событий в мире на основе признания приоритета нравственных начал над экономическими, когда нравственный капитал становится гораздо важнее материального (Н. Чернышевский), а главнымчеловеческим назначением в современном мире является реализация нравственного капитала, без чего все остальное теряет смысл (А. Швейцер, Л. Толстой, Ф. Достоевский).

Признав значимость и влиятельность марксовой концепции капитала и концепции человеческого капитала Г. Беккера и Т. Щульца, с одной стороны, следует признать и их ограниченность, с другой стороны. Речь идет о том, что в этих концепциях человек рассматривается в зауженном горизонте всего лишь как потребляемый и потребляющий (Смит А. подчеркивал, что взгляд на человека лишь как на производительную силу равносилен оскорблению человеческой природы).

У К. Маркса человек, наемный рабочий рассматривается исключительно как потребляемый, результатом чего является производство прибавочной стоимости, а у основоположников концепции человеческого капитала он рассматривается преимущественно с позиций опосредованного влияния на экономическое производство, и лишь незначительно с позиции «доходности», определенного влияния на благосостояние человека, прежде всего как потребляемого, используемого в процессе производственной или социальной практики. Человека же следует рассматривать в более широкой перспективе, ибо человеку, по определению, свойственно стремление к выражению и реализации своей человеческой сущности во всех сферах жизнедеятельности.

Совокупный капитал определяется как превращенная форма совокупной потребительной стоимости человека и более высокий уровень благосостояния и совершенства самого человека (см. рис. 1)

р15

Рис. 1. Модули совокупного капитала и их явленческие формы

Все формы инкорпорированного в личности капитала одновременно потребляются и развиваются, т.е. «работают» на человека, на достижение более высокого уровня его развития и совершенствования, на плавное преодоление рыночной экономической безнравственности и подчинение хозяйственных процессов целям и интересам духовного, всестороннего развития человека.

Разработанная теория совокупного общественного капитала включает в себя теорию капитала Маркса как частный случай, ограниченный теми социальными реалиями, в которых он творчески трудился. Она преодолевает зауженное представление о капитале, как феномене исключительно капиталистического способа производства и иллюстрирует его восходящее движение (развитие) по различным траекториям, отличающимся друг от друга соответствующими им доминирующими формами капитала на современном этапе развития общества базисный, вещественно-энергетический капитал, придавший невиданное ускорение развитию производительных сил и породившей надстроечные, неэкономические формы, передают эстафету последним. [3].

И последнее. Обозреть капитал, как явление, необходимо не только на поле реального сектора экономики, но и за его пределами, где трудятся представители «…самых легкомысленных профессий – юристы, писатели всякого рода, актеры, музыканты, оперные певцы, танцовщики и пр. [13].

Потребительная стоимость человека

Напомним, что к основному капиталу А. Смит относил в том числе и приобретенные, и полезные способности всех носителей или членов общества. Он писал: «приобретение таких способностей, считая также содержание их обладателя в течение его воспитания, обучения или ученичества, всегда требует действительных издержек, которые представляют собой основной капитал, который как бы реализует в его личности (фиксированный и овеществленный, так сказать, в его личности). Эти способности, являясь частью состояния (достояния)* такого лица вместе с тем становятся частью богатства всего общества, к которому оно принадлежит» [13].

Далее Смит говорит о том, что каждый отдельный человек стремится использовать свой труд и капитал таким образом, чтобы продукт его обладал наибольшей ценностью. Воплощенный в личности основной капитал, присутствующий в каждой ее потребительской стоимости, точно также как и материально-вещественный, не может приносить какой-либо доход или удовлетворение иначе, как только при помощи оборотного капитала, из которого первоначально и возникает основной капитал.

Основной и оборотный капитал – это чередующиеся формы одного и того же капитала в различных фазах его кругооборота. Основной капитал вступает в обращение как стоимость, а оборотный капитал – как потребительная стоимость и стоимость.

Оборотный капитал, так же как и труд, включается в состав основного капитала по всей потребительской стоимости – часть труда (работа над собой) и средств применяются не для производства подлежащих обмену продуктов (труда), а для производства самого человека (часть оборотного капитала имеет потребительскую стоимость только для воспроизводства основного капитала и производится только для основного капитала).

Воплощенный в личности совокупный капитал обращается как стоимость лишь по мере того, как он потребляется в качестве потребительных стоимостей посредством отчуждения, совершающегося в акте обмена. Так, например, обладатель культурных потребительных стоимостей (музыкального дара и проч.) с целью получения дохода преобразует их в стоимость, в оборотный капитал (музыкальное произведение) и отчуждает его в результате обмена, одновременно доставляя удовольствие не только органам чувств потребителя, но и его интеллекту, уму.

Качеством утонченности и изящества обладают не только музыкальные произведения, но и, например, научные теории и концепции. Оборотный капитал постоянно покидает (выходит из рук) своего хозяина в определенной форме – как продукт (художественные произведения, картина, и т.д.), чтобы вернуться в другой форме – как условие развития индивида (воспроизводство элементов его основного капитала), его функций (деятельностных). И только посредством этого обращения и последовательных обменов он приносит доход и придает динамизм обновлению человека, накоплению и воспроизведению различных воплощенных форм капитала (они способны быть одновременно и запасом, и потоком в том смысле, что в круговом и кумулятивном процессе их использования одновременно осуществляется воспроизведение).

Действие человека, обладателя определенных потребительных стоимостей, можно описать следующей триадой:

1) формирует, придумывает идею, идеальный объект;

2) самостоятельно реализует ее, превращая в продукт, объект, используя ресурсы, способности, дарования, ему принадлежащие;

3) социализирует свою идею, получая одобрение других посредством отчуждения материализованной идеи (что происходит путем продажи и покупки).

Вывод

В заключении отметим, что капитал в современном обществе представляет ценность не только экономическую, но и культурную, нравственную и эстетическую. Он является не только фактором, используемым в процессе производства, постоянно возобновляемым и неисчезающим, но и ресурсом – источником доходов, удовольствия наслаждения и вдохновения (культурный капитал и др.), ресурсом, потребление которого приносит удовольствие не только органам чувств, но и интеллекту, уму.

Капитал как благо не может быть предметом вожделения – оно не приносит человеку пользы. Человек ориентирован на полезные функции, которые связаны с этим благом.

* «…Человек рождается целостным, и остается таковым, пока существует, в нем целое предшествует частям и присутствует в каждой части»(Н. Бердяев).


Страница обновлена: 21.05.2025 в 21:05:27