Energy security and threats to its provision in modern Russian economy

Marina Pluzhnik, Mariya Saprykina

Journal paper

Russian Journal of Entrepreneurship *
№ 16 / August, 2013
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Citation:

Abstract:
The author’s concept of energy security is presented. Parameters to assess energy security of Russia are identified. Based on the analysis of these parameters, the main threats to energy security are identified. The ways of ensuring energy security in the Russian economy are suggested.

Keywords: competitiveness, innovations, development strategy, resources, fuel and energy complex, energy security, threats, parameters



Проблемы энергетической безопасности становятся в последнее время все более актуальными. Об этом говорит пересмотр энергетической стратегии развития США, Евросоюза, Японии и ряда других стран. Вопросы энергобезопасности волнуют и Россию. Такое внимание вполне оправданно, потому что энергетика является одной из базовых отраслей в экономике любой страны, от состояния и развития которой зависит продуктивность всего хозяйственного механизма. Однако в настоящее время нет строгого определения такого понятия, как энергетическая безопасность. Как правило, внимание акцентируется на истощении ресурсной базы, вследствие чего оценка состояния энергетической безопасности становится зависима от наличия и запасов природных ископаемых, что значительно суживает трактовку самого многостороннего явления.

В связи с этим авторы ставят своей целью дать широкое определение энергетической безопасности, выделить параметры ее оценки и провести анализ состояния энергетической безопасности России.

Сущность энергетической безопасности

Формирование подходов к обеспечению «энергетической безопасности» можно проследить через историю взаимоотношений стран-поставщиков и стран-потребителей энергоресурсов. Для каждой из этих 2 групп энергетическая безопасность трактуется по-разному. Но независимо от того, рассматривается ли она со стороны страны – импортера или экспортера энергоресурсов, энергетическая безопасность является одним из самых важных элементов экономической и, следовательно, национальной безопасности [1].

Авторы определяют энергетическую безопасность как внутреннее и внешнее состояние страны, при котором отсутствуют реальные и потенциальные угрозы энергетическим интересам государства, а в случае возникновения угроз – это система мер по обеспечению охраны или защиты энергетических интересов. В данном случае поддерживается требуемый уровень жизнеобеспечения и жизнедеятельности общества и государства за счет оптимизации топливно-энергетического баланса и рационального потребления имеющихся энергоресурсов; обеспечиваются необходимые условия для надежного функционирования и развития энергетики, промышленности и транспортного комплекса страны.

Можно выделить следующие параметры для оценки энергетической безопасности:

- возможность и способность топливно-энергетического комплекса страны обеспечивать предложение;

- устойчивость топливно-энергетического комплекса и систем энергетики;

- экономическая доступность энергетических ресурсов.

Современная структура энергетики России представляет собой комплекс отраслей, который включает как добывающие сектора, так и обрабатывающие: электроэнергетика, нефтегазовый комплекс, угольная промышленность и возобновляемые источники энергии, которые особенно популярны в мире, но находятся в процессе исследования и дороги в использовании в силу своей крайней ограниченности. Далее анализ будет производиться по первым трем базовым отраслям экономики [2].

Возможность и способность топливно-энергетического комплекса страны обеспечивать предложение экономически доступных и качественных ресурсов

Возможность предлагать энергетические ресурсы обусловлена в России огромным ресурсным потенциалом, а способность можно охарактеризовать сбалансированностью между добычей первичных энергоресурсов и их внутренним потреблением.

Производство и потребление электроэнергии увеличивались вплоть до 2008 года. После чего произошел спад и объемов производства, и потребления в результате экономического кризиса, но уже в 2010 году показатели растут. Разница между предложением и спросом в среднем за 2005–2011 гг. составляет 17,7 млрд кВт, или 1,8%.

Внутреннее потребление и производство газа в России растет на протяжении 2005–2011 гг., за исключением 2009 года, когда наблюдался спад.

Разница между спросом и предложением газа в среднем составляет 220157,1 млн м3, или 30%, из чего можно сделать вывод, что треть всей добычи идет на экспорт.

Добыча и внутреннее потребление нефти растут в течение 2005–2011 гг. Здесь разница между спросом и предложением очень большая, ее средняя величина составляет 358157,1 тыс. т, или 51%.

Добыча и потребление угля в 2005–2011 гг. в России медленно растет, большого роста или падения за представленные годы не было.Разница между предложением и спросом в среднем составляет 56,5 млн т, или 30%.

Подводя итог анализа первой составляющей энергетической безопасности можно сделать вывод о том, что возможность обеспечивать предложение ресурсами есть. Однако дисбаланс между внутренним спросом и добычей первичных энергоресурсов (особенно по нефти) и производством электроэнергии позволяет предположить, что система энергетики полностью не востребована внутренним рынком, излишек предложения экспортируется, что является основным фактором экономического роста.

Устойчивость топливно-энергетического комплекса и систем энергетики к воздействующим факторам

Этот параметр можно оценить по мере физического и морального износов основных фондов энергетической отрасли, аварийностью объектов, энергоемкостью ВВП.

На сегодняшний день износ основных фондов в России в электроэнергетике превышает 40%; в газовой промышленности – 60%; в нефтепереработке – 80% [4].

И доля оборудования, выработавшего свой ресурс (нормативный срок службы), во всех отраслях ТЭКа продолжает увеличиваться. Следствием этого является высокая аварийность, значительные затраты и продолжительность ремонтов, низкий технический уровень. Это ведет к высокой себестоимости и энергоемкости производства ТЭР.

К 2010 г. около 70% магистральных нефтепроводов имели возраст более 20 лет, из них около половины находились в эксплуатации более 30 лет. При этом несмотря на ввод новых нефтепроводов качественных изменений не произошло – доля изношенного оборудования остается по-прежнему большой. В газотранспортной системе страны на начало 2009 г. около 30% линейной части трубопроводов и 10% газоперекачивающих агрегатов находится в эксплуатации более 30 лет, а к 2015 г. средний возраст всех газопроводов превысит 30 лет [5].

Важнейшей проблемой электроэнергетики России является высокий уровень морального и физического износа основных производственных фондов. Динамика старения генерирующего оборудования электростанций России до 2020 г. приведена в таблице 1.

Таблица 1

Мощность устаревшего оборудования на электростанциях России, млн. кВт [6]

Тип электростанции
2001
2005
2010
2015
2020
ГЭС
23
26
34
40
42
ТЭС
5
36
68
81
95
АЭС
-
-
-
2
7
Всего по отношению к установленной мощности на 1.01.02 г.
28
62
102
123
144
(13%)
(28%)
(47%)
(57%)
(67%)

Существует также проблема морального износа оборудования, в особенности преодоления низкой эффективности сжигания природного газа, доля которого в структуре сжигаемого на электростанциях топлива превышает 60%. [7]

Несмотря на высокую изношенность активной части основных производственных фондов отраслей ТЭК коэффициенты их обновления на протяжении последнего десятилетия были около 2% (за исключением нефтедобычи – 4%).

Износ основных фондов неизбежно приводит к аварийным ситуациям. Аварийность в энергетике России по отраслям представлена в таблице 2.

Таблица 2

Аварийность энергетики России по отраслям в 2012 году [8]


Количество аварий
Общая аварийность, % (изменение по отношению к 2011 году)
Электроэнергетика
3500
-5,3%
Нефтегазовый комплекс
17
-10%
Угольная отрасль
16
+3,1%
Общая аварийность на объектах энергетики снижается в электроэнергетике и нефтегазовом комплексе, однако количество аварий по сей день остается очень большим.

Таким образом, Россия на сегодняшний день обладает одним из самых высоких значений энергоемкости ВВП в мире. Энергоемкость России превышает среднемировой показатель в 2,3 раза. Такая величина в первую очередь обусловлена высокой электроемкостью – высокие удельные расходы электроэнергии на добывающих и обрабатывающих производствах. Также причина кроется в существенных потерях электроэнергии в электрических сетях вследствие старения электротехнического оборудования.

Сохранение высокой энергоемкости экономики, низкие темпы обновления производственного аппарата ТЭК, высокий моральный и физический износ основных фондов однозначно создают угрозу энергетической безопасности России. Это приводит к таким последствиям, как снижение энергетической безопасности России, торможение экономического роста, низкая конкурентоспособность российской промышленности и др.

Экономическая доступность энергетических ресурсов

Чтобы оценить этот параметр, проанализируем цены на внешнем и внутреннем рынках газа, нефти, угля и электроэнергии.

Динамика цен на внутреннем рынке ТЭР и электроэнергии имеет тенденцию к росту (табл. 3). С 2005-го по 2011 г. цены на все виды угля, нефть и газ увеличились не менее чем в 2 раза. Цены на электроэнергию для производителей увеличились только на 1,73% за рассматриваемый период благодаря тарифному регулированию региональными органами власти. Из всех видов ресурсов самые высокие цены на нефть, а самая большая разница между ценой производителя и ценой потребителя у газа, что говорит о большой налоговой нагрузке. Соотношение между ценой производителей и потребителей в рассматриваемый период: по углю уменьшилось; по нефти – уменьшилось незначительно; по газу и электроэнергии – увеличилось.

Таблица 3

Средние цены производителей и приобретения основных видов топливно-энергетических ресурсов и их соотношение в России (на конец года, рублей за тонну) [10]


2005
2006
2007
2008
2009
2010
2011
Уголь коксовый (коксующийся)
- производителей*
- приобретения**
- соотношение, раз







787
743
788
1125
1026
1555
2456
2402
2199
2819
4505
3782
5920
6505
3,1
3,0
3,6
4,0
3,7
3,8
2,6
Уголь каменный обогащенный
- производителей
- приобретения
- соотношение, раз







453
465
568
746
712
822
1001
792
871
949
1101
1174
1308
1498
1,7
1,9
1,7
1,5
1,6
1,6
1,5
Нефть
- производителей
- приобретения
- соотношение, раз







4812
4434
7075
3377
6633
7566
9765
6569
5711
10368
3025
7429
11045
12417
1,4
1,3
1,5
0,9
1,1
1,5
1,3
Газ горючий природный
(газ естественный), за 1000 м3
- производителей
- приобретения
- соотношение, раз







330
378
431
533
510
626
686
1436
1582
1856
2312
2764
3081
3562
4,4
4,2
4,3
4,3
5,4
4,9
5,2
Электроэнергия, за 1000 кВт×ч
- производителей
- приобретения
- соотношение, раз







451
536
627
677
559
665
782
914
1016
1009
1284
1551
1539
1914
2,0
1,9
1,6
1,9
2,8
2,3
2,4
*Цена производителей (оптовая) – это цена, по которой предприятия производственной сферы реализуют свою продукцию, включает в себя издержки производства и прибыль и не включает налог на добавленную стоимость и акцизы.
**Цена приобретения (цена потребителя) – это цена конечного использования товаров и услуг, в которую включены полностью цена производителя, транспортно-сбытовые расходы, налоги и акцизы

Параметры изменения регулируемых оптовых цен на газ определяются Правительством РФ. Конкретные регулируемые оптовые цены на газ, дифференцированные по ценовым поясам с учетом удаленности потребителей от регионов добычи газа и категорий потребителей, утверждаются Федеральной службой по тарифам (ФСТ России). Розничные цены на газ для населения устанавливаются администрациями субъектов Российской Федерации. В частности, Газпром получил право отпускать газ определенной категории потребителей по договорным ценам, при этом ФСТ регулирует верхний предел цен. В 2011 году этот предел составлял 10% от уровня регулируемой цены. Несмотря на то, что уровень регулируемых цен на газ в России повышается, в настоящее время цены существенно ниже мирового уровня [11].

Учитывая рассмотренные данные, можно заключить, что экономическая допустимость топливно-энергетических ресурсов для потребителей в России постепенно снижается.

Результаты анализа критериев оценки энергетической безопасности России показали, что возможность ТЭК страны обеспечивать предложение есть, однако его способность сокращается, при этом сам топливно-энергетический комплекс страны неустойчив и экономическая доступность энергетических ресурсов сокращается.

Угрозы энергетической безопасности России

Дав оценку энергетической безопасности России, можно сформулировать и имеющие место угрозы:

1. Экономика, ориентированная на экспорт сырья. Возможность предлагать ТЭР в России есть, она обусловлена богатым природно-ресурсным потенциалом. Однако внутренний рынок не потребляет то количество ресурсов, которое добывается, и излишек предложения экспортируется. В результате страна свой потенциал вывозит за границу, не развивая собственное производство товаров.

2. Высокий физический и моральный износ основных фондов объектов энергетики. Надежность поставок энергоресурсов зависит от технического состояния основных производственных фондов ТЭКа. Во всех отраслях энергетики увеличивается доля оборудования, выработавшего своей ресурс. Это ведет к высокой себестоимости и энергоемкости производства ТЭР.

3. Энергорасточительность экономики. Энергоемкость ВВП России выше среднемирового уровня, это обусловлено использованием энергорасточительных технологий и оборудования, большими потерями при транспортировке и хранении, нерациональной структурой экономики.

4. Ценовая угроза. Ценообразование на рынке ТЭР в России свободное, государственное регулирование минимально (государство регулирует внутренние цены на нефть, отпускаемую Газпромом, и тарифы на электроэнергию устанавливают региональные органы власти). В результате цены на ТЭР в России высокие и продолжают увеличиваться с каждым годом.

Пути обеспечения энергетической безопасности России

Для формирования соответствующей нормативно-правовой базы обеспечения энергетической безопасности необходимо принять закон «Об энергетической безопасности России», который будет регламентировать критерии энергетической безопасности, основные параметры показателей и компетенцию государства в сфере энергетической безопасности страны и ее регионов как фундаментальную базу построения энергоэффективного общества. Также законом будут определяться нормы износа и предусматриваться принудительное выбытие изношенных ОПФ.

Вывод

Для обеспечения более эффективного обеспечения энергетической безопасности необходим переход от энергосырьевого сценария развития экономики на инновационный. 1. В новом варианте развития энергетический сектор должен играть обеспечивающую роль – представлять сырье новым направлениям развития, основанным на прогрессивных технологиях в промышленности, транспорте, сфере услуг, сельском хозяйстве. Начальными этапами к данной цели могут быть снижение экспорта ТЭР, увеличение внутреннего спроса на ТЭР в больших масштабах; производство товаров конечного потребления с высокой добавленной стоимостью.

  • Использование возобновляемых источников энергии становится одним из приоритетных механизмов. Объем технически доступных ресурсов возобновляемых источников энергии в Российской Федерации составляет не менее 24 млрд тонн условного топлива, необходимо создавать технологии, которые помогут использовать данный резерв.
  • Ввод ценового регулирования на ТЭР и электроэнергию. Современная экономика не может нормально функционировать при высокой стоимости энергии. В России низкий внутренний спрос на ТЭР и в случае экономических кризисов будет сокращаться спрос и на экспортную продукцию, тогда целые отрасли подвергнутся внешнему воздействию. Необходимо федеральное ценовое регулирование для увеличения внутреннего спроса на энергоресурсы.
  • Предложенные меры будут способствовать росту уровня обеспечения энергетической безопасности России, что благоприятно отразится на повышении конкурентоспособности страны и достижению интенсивного экономического роста.


    Страница обновлена: 02.05.2025 в 14:45:16