Концепция инновационного развития предпринимательства
Скачать PDF | Загрузок: 5
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 14 (236), Июль 2013
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Цитировать:
Александрова А.И. Концепция инновационного развития предпринимательства // Российское предпринимательство. – 2013. – Том 14. – № 14. – С. 4-14.
Аннотация:
Статья посвящена актуальной в России проблеме инновационного развития. Автором представлена основополагающая концепция инновационного развития предпринимательства, в которой изложена сущность механизма государственного управления инновационным развитием, описаны субъекты управления и их интересы.
Ключевые слова: предпринимательство, государственное управление, инновационное развитие, кластер, механизм, концепция, интересы
В качестве основополагающей концепции инновационного развития предпринимательства предлагается создание организационного механизма, который бы позволил объединить разного вида потенциалы субъектов Российской Федерации. Цель ‑ создание условий для достижения совместными усилиями общего подъема развития предпринимательства по всей стране и таким образом диверсификации региональной и российской экономики, в том числе повышения уровня социально-экономического развития регионов и всего государства.
Интересы участников инновационного процесса
Учитывая заинтересованность в инновационном развитии предприятий, а также в увеличении валового регионального и валового внутреннего продукта как предприятий, субъектов РФ, так и государства в целом, построение эффективных организационных механизмов регулирования инновационной деятельности должно базироваться на сбалансированности интересов:
‑ предприятий, реализующих инновационные проекты
‑ предприятий, генерирующих инновационные проекты,
‑ инвесторов,
‑ субъектов РФ и государства.
Рассмотрим интересы названных субъектов экономики (см. табл. 1).
Таблица 1
Заинтересованность субъектов экономики в инновационном развитии предприятий
Субъекты экономики
|
Интересы
|
Предприятия, генерирующие инновационные проекты
|
Патентная защита интеллектуальной собственности;
гарантированность получения дохода от внедренных инновационных проектов на протяжении всего срока жизни проекта; минимизация налоговых издержек. |
Продолжение таблицы 1
| |
Субъекты экономики
|
Интересы
|
Предприятия, реализующие инновационные проекты
|
Минимизация стоимости привлеченного капитала на реализацию проекта;
гарантированность получения дохода на протяжении всего срока жизни проекта; минимизация налоговых издержек. |
Инвесторы инновационных проектов
|
Максимизация дохода;
минимизация рисков; минимизация налоговых издержек. |
Субъекты РФ
|
Увеличение регионального внутреннего продукта;
увеличение налоговых поступлений; увеличение занятости населения; диверсификация региональной экономики. |
Государство
|
Увеличение валового внутреннего продукта;
увеличение налоговых поступлений; увеличение занятости населения; диверсификация российской экономики. |
Направления кластеризации
Идея кластеризации не является новой. Понятие «кластер» в экономическую литературу ввел Майкл Портер [1] в 1990 году, в соответствии с которым кластер - это локализованные по географическому признаку взаимосвязанные компании в определенных отраслях (поставщики оборудования, комплектующих и услуг, торговые объединения, научно-исследовательские институты), а также высшие учебные заведения. Отличительные признаки кластеров: географическая концентрация, общность деятельности, взаимная конкуренция, но вместе с тем и взаимодополнения.
В последние десятилетия очень активно происходит процесс формирования кластеров во всем мире. Эксперты оценивают уровень охвата кластеризацией 50% экономик ведущих стран. Интересны данные, приведенные Е.Б. Ленчуком и Г.А. Власкиным [3] в таблице 2.
Таблица 2
Направления кластеризации по отраслям экономики некоторых стран
1
|
Германия
|
Биотехнологии, биоресурсы, фармацевтика, косметика, электроника, машиностроение, нефтегазовый комплекс, химия
|
2
|
Франция
|
Биотехнологии, биоресурсы, фармацевтика, косметика, агропроизводство, пищевое производство
|
3
|
Великобритания
|
Биотехнологии, биоресурсы
|
4
|
Италия
|
Фармацевтика, косметика, агропроизводство, пищевое производство, электроника, машиностроение, легкая промышленность
|
5
|
Австрия
|
Легкая промышленность
|
6
|
Швейцария
|
Электронные технологии, связь, информатика, электроника, машиностроение, химия, легкая промышленность, здравоохранение, нефтегазовый комплекс
|
7
|
Нидерланды
|
Биотехнологии, биоресурсы, агропроизводство, пищевое производство, электроника, машиностроение, коммуникации, транспорт, строительство, девелопмент, здравоохранение
|
8
|
Бельгия
|
Агропроизводство, пищевое производство, коммуникации, транспорт, строительство, девелопмент, нефтегазовый комплекс, химия
|
9
|
Швеция
|
Фармацевтика, косметика, легкая промышленность, здравоохранение
|
10
|
Финляндия
|
Электронные технологии, связь, информатика, агропроизводство, пищевое производство, коммуникации, транспорт, энергетика, строительство, девелопмент, легкая промышленность, лесобумажный комплекс
|
11
|
Дания
|
Фармацевтика, косметика, легкая промышленность, коммуникации, транспорт, здравоохранение
|
12
|
Норвегия
|
Биотехнологии, биоресурсы, электроника, коммуникации, транспорт, машиностроение, энергетика
|
13
|
Ирландия
|
Машиностроение, электроника, коммуникации, транспорт
|
Стратегия инновационного развития Российской Федерации
Для России кластерный подход является не менее актуальным. Основы национальной инновационной системы были заложены в 2005 году, принятием «Основных направлений политики РФ в области развития инновационной системы на период до 2010 года» (утв. Правительством РФ 05.08.2005 № 2473п-П7), в развитие этого документа была принята «Стратегия развития науки и инноваций в РФ на период до 2015 года» [4].
Основными задачами модернизации экономики были определены:
- стимулирование спроса на инновации в предпринимательском секторе,
- технологическое перевооружение компаний,
- организация выпуска и экспорта новой высокотехнологичной продукции,
- создание новых высокотехнологичных фирм.
Были выделены направления формирования федеральных и ведомственных целевых программ созданию следующих кластеров в России в 2007-2008 гг.:
- кластер диагностических высокотехнологических медицинских услуг и производства соответствующих препаратов и оборудования;
- кластер разработки и производства оптоэлектронных устройств, ориентированных на рынки светодиодных устройств и рынки осветительных приборов;
- кластер разработки и производства высокотехнологичных материалов с заданными свойствами, в том числе для применения в строительстве, в добывающих отраслях, а также экологических, в том числе биоразлагаемых материалов.
08 декабря 2011 г. была утверждена «Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года», которая обязала государственные органы власти обеспечить поддержку кластерных инициатив.
Как было отмечено ранее – само определение кластера подразумевает локализацию по географическому признаку, но возможно создание внепространственных кластеров, основанных на рыночных принципах - новый вид национальных инновационных кластерных систем, цель создания которых - получение конкурентного преимущества.
Новый вид кластера национального масштаба
Особенностью предлагаемого нового вида кластера национального масштаба будет, в отличие от общепринятого толкования, взаимосвязанность групп компаний и организаций, не соседствующих географически регионов, а любых регионов, но при этом за новым видом кластера сохраняются признаки общности деятельности и взаимодополнения друг друга.
Участниками такого кластера, предполагается, будут следующие:
1. Предприятия (организации) - генераторы и разработчики инновационных проектов.
2. Предприятия, занимающиеся внедрением и реализацией инновационных проектов.
3. Венчурные инвесторы.
4. Субъекты РФ, на территории которых зарегистрированы вышеперечисленные участники.
В качестве подсистемы названного организационного механизма следует предусмотреть организационный механизм активизации инновационной активности новаторов, являющихся наемными работниками инновационных предприятий. В общей практике, патенты оформляются на руководство инновационных предприятий, а работники-новаторы получают за свою инновационную деятельность заработную плату, которая перестала выполнять свою стимулирующую функцию.
Система заработной платы, существующая в настоящее время, характеризуется:
– установленным законодательно крайне низким уровнем минимальной заработной платы (Федеральным законом от 03.12.2012 г. № 232-ФЗ с 1 января 2013 года МРОТ составляет 5205 рублей);
– низким уровнем покупательной способности средней заработной платы;
– теневыми и, зачастую, не денежными формами оплаты труда.
Негативный характер последствий неудовлетворительной системы оплаты труда выражается в невозможности выполнения четырех основных функций заработной платы в рыночной экономике:
– воспроизводственной;
– стимулирующей (мотивационной);
– социальной;
– учетно-производственной [6].
Очевидно, что основная часть населения при неудовлетворительном уровне заработной платы не имеет возможности оплачивать жизненно необходимые услуги (жилищно-коммунальные, медицинские, образовательные и т.п.). Это обусловило возникновение проблемы социального неравенства.
Низкий уровень заработной платы является причиной низкой эффективности использования трудовых ресурсов и ограничителем увеличения покупательной способности населения, что предопределяет сужение и деформацию потребительского рынка, способствуя падению объемов производства и занятости в отраслях с передовыми технологиями и квалифицированными работниками. Дешевизна рабочей силы препятствует внедрению новой техники, поскольку низкая цена человеческого капитала финансово оправдывает низкий технологический уровень производства.
Таким образом, с одной стороны, низкая заработной плата является причиной низкой эффективности работы промышленных предприятий. С другой стороны, низкая заработная плата препятствует повышению эффективности использования инновационного потенциала предприятия и повышению технологического уровня производства.
Отношения новаторов к собственности в инновационных предприятиях
Поэтому следует пересмотреть отношения собственности в инновационных предприятиях. А именно, работники – новаторы должны входить в число собственников инновационных предприятий.
При этом уточним, что в данном случае понимается под инновационным предприятием. Очевидно, что в общем смысле под инновационным предприятием понимается предприятие, реализующее инновационные проекты. Однако в таком случае сложно отделить от предприятия его инновационную составляющую и, соответственно, наделить статусом собственника работников – новаторов. Кроме того, как уже отмечалось ранее, это не соответствует интересам действующих собственников предприятий. Поэтому в целях создания условий для активизации инновационной деятельности в этот процесс должно вмешаться государство.
Таким образом, залогом эффективности функционирования национальных инновационных кластерных систем является обеспечение сбалансированности интересов собственников предприятий (организаций) – генераторов и разработчиков инновационных проектов; собственников предприятий, занимающихся внедрением и реализацией инновационных проектов; венчурных инвесторов; субъектов РФ, на территории которых зарегистрированы национальные инновационные кластеры, и наемных работников – новаторов.
В процессе построения эффективного механизма функционирования Национальных инновационных корпораций (НИК) немаловажное значение имеет определенность с источником инвестиций в них.
В рамках данной концепции предлагается финансово-инвестиционный механизм привлечения инвестиционных ресурсов в инновационный сектор, с участием государства и частных компаний – экспортеров природных ресурсов.
Как отмечалось ранее, Россия на сегодняшний день является государством, зависимым от экспорта природных ресурсов. Изменение ситуации на мировых рынках порождает колебания цен в первую очередь на экспортируемые природные ресурсы, что в свою очередь обусловливает рост инфляции внутри государства. Причем, развивается целый инфляционный процесс – наблюдается рост цен на товары, в производстве которых участвуют экспортируемые природные ресурсы. Как следствие, это в первую очередь, помимо прочих факторов, способствует росту ставки рефинансирования, росту процентных ставок по кредитам (в том числе по ипотечным), снижению доступности кредитов, что подрывает финансовую стабильность и экономическую эффективность всех организаций (как промышленного сектора, так и финансового). Данные взаимосвязанные негативные следствия увеличивают рискованность инвестирования в инновационные проекты, снижают инвестиционную привлекательность долгосрочных проектов и, тем самым, сдерживают приток зарубежного и ограничивают приток отечественного капитала в инновационную деятельность. Все эти следствия подрывают социально-экономические стабильность и эффективность государства.
Инвестиционный фонд содействия инновационному развитию
В целях нейтрализации указанных негативных следствий и направления сверхдоходов государства и частных компаний от экспорта природных ресурсов в инновационный сектор предлагается создать инвестиционный фонд содействия инновационному развитию. Субъекты – экспортеры природных ресурсов должны будут производить обязательные отчисления в названный фонд в размере превышения доходов относительно оптимальной величины. В обмен на указанные отчисления предлагается ввести льготу по суммарным налоговым платежам, включающим в себя НДС (налог на добавленную стоимость), налог на прибыль, акциз, налог на добычу полезных ископаемых. В этих условиях предприятия – экспортеры ставятся в ситуацию налогового лабиринта, в которой в случае неуплаты последними отчислений в фонд содействия инновационному развитию льгота по суммарным налоговым платежам не применяется.
Аккумулирование средств в инвестиционный фонд содействия инновационному развитию посредством изъятия сверхдоходов от экспорта природных ресурсов обусловлено высокой рентабельностью деятельности названных субъектов.
При этом плательщиком названных отчислений будет выступать и государство, так как также является соучредителем отдельных компаний – экспортеров природных ресурсов.
Три варианта структуры собственности субъекта
В целях определения методологической основы механизма, рассматривается три варианта структуры собственности субъекта экспортной торговли природными ресурсами:
1. Единственным собственником – субъектом, занимающимся реализацией природными ресурсами, является государство (рис. 1).
2. Смешанная структура собственности субъекта – экспортера природных ресурсов (государство и частные компании) (рис. 2).
3. Единственным собственником – субъектом – экспортером природных ресурсов, является частная компания (рис. 3).
Внедрение предлагаемого механизма направлено на достижение стратегической цели государства – перехода на инновационный путь развития. Постепенно, по мере повышения уровня использования инновационного потенциала государства изменится структура экспортных доходов бюджета РФ и снизится зависимость от экспорта природных ресурсов.
Вывод
Изложенное направлено на обеспечение создания благоприятного инвестиционного климата внутри государства. Нейтрализация инфляционного давления обусловит снижение рискованности финансирования инновационных проектов, и увеличит приток зарубежного капитала в Россию.
Главными рычагами регулирования должны стать стоимостные показатели, позволяющие оценить приращение стоимости инновационного предприятия. При этом акцент должен быть направлен на фундаментальную стоимость предприятия, на основании которой можно принимать объективные управленческие решения.
Источники:
2. Кобенко А.В. Кластерно-ориентированный подход как основа модернизации экономики [Электронный ресурс]. – URL: http://i-regions.org/upload/Forums/Interra 2012/A.V.Kobenko.pptx.
3. Ленчук Е.Б., Власкин Г.А. Кластерный подход в стратегии инновационного развития зарубежных стран [Электронный ресурс]. – URL: http://institutiones.com/strategies/1928-klasternyj-podxod-v-strategiiinnovacionnogo-razvitiya-zarubezhnyx-stran.html.
4. Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года. Утверждена Межведомственной комиссией по научно-инновационной политике (протокол от 15 февраля 2006 г. № 1).
5. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года. Утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. № 2227-р.
6. Волгин Н.А., Кокин Ю.П. Доходы населения и оплата труда в современной России. – М.: РАГС, 2008. – 168 с.
7. Ермакова Ж.А. Инновационные кластеры как приоритет промышленной политики региона // Российское предпринимательство. – 2012. – № 22 (220). – С. 167-173. – http://www.creativeconomy.ru/articles/26067/.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 19:24:33