Актуальные вопросы развития туризма в России и регионах

Матюнин В.М.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 9 (231), Май 2013
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
В статье рассматриваются особенности развития туризма в России и регионах. Анализируется влияние основных составляющих на развитие туризма: транспорта, гостиничного хозяйства, информационной политики, стоимости туристического продукта. Приведены отдельные аргументы для изменения ситуации в туризме и улучшения развития туристической сферы в популярных регионах России.

Ключевые слова: туризм, экономика туризма, развитие туризма в регионах, туристический рынок



Развитие туристической сферы и рост туристического потока в последнее время является общемировым трендом. Согласно данным Всемирной туристической организации (UNWTO), число международных туристических визитов составило 1 миллиард в 2012 году, а доходы от международного туризма превышают 1 триллион долларов [1].

При этом следует отметить, что ряд обстоятельств, мировой финансовый кризис и политическая нестабильность в ряде регионов и стран не позволили достичь этих значений несколькими годами ранее. По данным UNWTO 1 из 12 человек работают в туристической отрасли в странах с растущей или развитой экономикой и тенденция роста занятости в прогнозах сохраняется.

Влияние туристических услуг на экономику региона

В мире насчитывается 15 стран, специализирующихся на туристических услугах, в которых поступления от туризма превышают доходы от экспорта товаров нередко во много раз. У 45 стран поступления от туризма превышают 1/4 часть объема экспорта [6]. Функционирование хозяйствующих субъектов в области туризма тесно связано, либо влияет на развитие 32 отраслей национальной экономики [2].

В ряде регионов России существуют все необходимые предпосылки для развития рынка туристических услуг. В настоящее время в субъектах идет формирование рынка этих услуг, пользующихся большим спросом. Анализ и прогноз совокупного спроса на туристическом рынке показал, что количество посещающих туристов с каждым годом увеличивается, и тенденции к увеличению туристического потока в ближайшей перспективе будут сохраняться.

Наличие в общем туристическом потоке большого числа неорганизованных туристов, говорит о существовании большого запаса роста по всем традиционным статьям туристических расходов. Предложение разнообразных и дифференцированных наборов туристических услуг в будущем позволит повысить собираемость налогов во все уровни бюджетной системы от туристической деятельности на территории региона. Их влияние на экономику региона происходит, преимущественно, через сферу торговли и общественного питания. Статистические данные в этом сегменте имеют низкую достоверность, и вклад неорганизованных туристов в экономику региона труднее поддается учету.

Транспортная политика и развитие туризма

Следует отдельно рассмотреть вопросы транспортного обеспечения туристической деятельности в регионах. Несмотря на увеличивающийся туристический поток, большинство транспортных предприятий и организаций не стремятся обновлять свой парк, чем значительно сдерживают рост туристического спроса. Транспортные услуги оказываются на низком уровне с использованием морально устаревшей техники, которая не отвечает нормам транспортной безопасности.

Этот фактор, в условиях международной конкуренции, заставляет потенциальных потребителей осуществлять свой выбор в пользу зарубежного продукта, так как транспортная доступность соседнего туристического региона ниже (хуже), чем популярных мировых курортов. В организациях транспортного комплекса отсутствует работа, связанная с формированием стыковок, между различными видами транспорта: авиа, автобусного, железнодорожного, водного, что тоже откладывает отпечаток на увеличение туристического потока.

Мировой опыт свидетельствует о необходимости пересмотра транспортной политики и формирования современной транспортной инфраструктуры в процессе развития туристической сферы. Монополизм, ценовой сговор, наличие псевдо конкуренции сдерживают развитие перспективного авиационного сообщения в регионах, а выдавливание с рынка авиакомпаний дискаунтеров (лоукостеров) и бедственное положение малой авиации приводит к уменьшению доступности авиаперевозок. Именно это направление традиционно дает значительный прирост туристов в общем потоке. Авиакомпании дискаунтеры развиваются во всем мире, и их доля в последнее время только нарастает, в то время как в нашей стране они сталкиваются с организационными и экономическими трудностями (банкротство Авиановы, реорганизация Скай Экспресс тому подтверждение).

По данным Федерального агентства по туризму (Ростуризм), динамика туристического потока и привлекательность туристического продукта страны остается на низком уровне со стороны иностранных граждан. Туристический баланс для РФ является сугубо отрицательной величиной. В 2011 году с целью туризма из РФ выехало 14,5 млн человек (в 2010 – 12,6 млн), в то время когда въезд иностранных туристов, в этом же году, значительно скромнее всего 2,3 млн человек (в 2010 году – 2,1 млн) [4, 5]. Следует отметить что, в рамках отечественного туристического потока за рубеж наблюдается определенный рост, в то время как зарубежный поток в нашу страну имеет более слабый прирост. В ближайшей перспективе существующие тенденции вряд ли претерпят значительные изменения, так как отечественный турпродукт является менее привлекательным для российских туристов, а тем более для иностранных граждан. Причем последних сдерживает еще и неудовлетворительная организация работы по выдаче виз в соответствующих ведомствах. Однако это совсем не означает возможности переломить существующие тенденции, но в среднесрочной перспективе ставку придется делать на внутренних (менее требовательных) туристов и развивать внутренний туризм, тем более что для этого есть огромный недоиспользованный потенциал. Об этом свидетельствует и низкая мобильность населения в период летнего времени, когда большой процент населения (30–45%) проводят отпуск дома, не выезжая даже в соседний регион с туристическими и рекреационными целями.

Комплексный турпродукт

Проектирование туристического продукта это комплексная задача, которая стоит перед властными структурами региона, бизнес-сообществом и населением. К сожалению, в нашей стране отсутствует опыт работы в данном направлении, так оно для нас является новым и зачастую не рассматривается, как перспективное. Существующие программы, концепции регионального и государственного уровня имеют слабую проработку, из которых не ясно как будет развиваться туристическая сфера в среднесрочной и долгосрочной перспективе, как будут преодолеваться существующие барьеры и ограничения в туристической сфере. Зачастую перечень мероприятий и виды осуществляемых работ не имеют никакой корреляции с основной целью программных документов, что противоречит основным принципам их формирования.

Отдельного рассмотрения требует вопрос стоимости комплексного турпродукта в регионах и стране в целом. В рамках существующей международной конкуренции доступность иностранного продукта не только с точки зрения транспорта, но и с точки зрения цены остается бесспорным. Это не значит, что отечественный турпродукт полностью проигрывает иностранному, а всего лишь требует детального анализа вопрос ценообразования и пересмотра подхода к работе с туристическим потоком и сглаживанием сезонных колебаний. В ряде направлений летняя сверхприбыль перекрывает полный простой в низкий сезон, что говорит о неудовлетворительной годовой загруженности инфраструктуры и низком уровне организации и управления туристическими объектами. Свою лепту вносят и транспортные организации, значительно искажая стоимость конечного турпродукта для потребителя и, делая его менее доступным.

Информационная политика по популяризации отдыха

В рамках рекламной и информационной политики можно наблюдать изменение ситуации, однако существует еще ряд проблем, который требуют решения в ближайшей перспективе. Ряд привлекательных и популярных зарубежных стран ведут более продуманную и взвешенную информационную политику по популяризации отдыха в своей стране. Содержание сети представительств, в странах поставщиках туристов и организация цикла передач на телевидении, и публикация статей в печатных СМИ является неотъемлемой составляющей продвижения туристического продукта страны и региона. Бюджет на рекламу и продвижение турпродукта может составлять от 30 до 100 млн евро в год в зависимости от государства. С точки зрения нашей страны, денежные средства выделяемы на подобные мероприятия в несколько десятков раз меньше в сравнении со странами Европы. Неграмотная информационная политика характерна не только в отношении формирования спроса извне, но и внутри страны и между ее регионами, что конечно сдерживает положительную динамику туристического потока в ряде перспективных регионов.

Необходимо обратить особое внимание на проблемы развития гостиничного хозяйства в привлекательных регионах. В настоящее время существующий гостиничный комплекс страны не соответствует уровню общего экономического развития и звездности. Предлагаемый номерной фонд рассчитан только на состоятельных туристов и тех, у кого доходы выше среднего, все же остальные потенциальные потребители является автоматически отсеченными от процесса приобщения к турпродукту. Отсутствие дифференцированного предложения гостиничных услуг, также значительно сдерживает развитие туристического рынка. Формирование среднего и нижнего ценового сегмента (так называемых хостелсов) должна быть первоочередной задачей для игроков туристического рынка. Сравнивая цены на проживание в отелях Европы и некоторых регионов России, можно сделать вывод, о чрезмерном и порой необоснованно завышенном уровне цен, несоответствующим уровню сервиса. Зачастую многие гостиничные комплексы строились в СССР и не отвечают современным требованиям, хотя стоит отметить, что постепенно появляются новые объекты достойного уровня, но это точечные явления за которыми нет никакого системного подхода в этой области.

Существующие проблемы в различных сферах туристической деятельности дополняются сложностью обеспечения безопасности и отсутствием терпимого отношения к туристам и путешествующим, как общей идеологической концепции, несмотря на то, что это закреплено в Гаагской декларации по туризму. щВ последнее время в некоторых российских регионах ситуация постепенно меняется, но это очень сложный эволюционный процесс [3].

Вывод

Управление развитием сферы туристических услуг является не мене сложным и перспективным направлением экономической деятельности для рекреационных территорий, обладающих туристическим потенциалом и ресурсами. Особое внимание следует уделять государственному регулированию развития рынка, что в конечном итоге отражается на решении вопросов занятости населения, создании работающего сектора малых и средних предприятий, увеличении доходов населения, формировании налогооблагаемой базы. Туристическая деятельности для многих регионов может рассматриваться как перспективное направление и возможность дальнейшей экономической специализации, однако за кажущейся простотой развития этой области в ближайшей перспективе предстоит реализовать большое количество программных мероприятий, предполагающих постепенную наработку опыта.


Источники:

1. Marcelo Risi. International tourism hits one billion / World Tourism Organization UNWTO. – 2012.
[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://media.unwto.org/en/press-release/2012-12-12/international-tourism-hits-one-billion.
2. Морозов В.А. Взаимодействие туризма со смежными отраслями в национальной экономике. – М.: ТЕИС, 2004. – 192 с.
3. Писаревский Е.Л. Концепция доктрины обеспечения безопасности туризма в Российской Федерации // Туризм: право и экономика. – 2012. – № 1.
4. Показатели выезда российских граждан за рубеж за 2011 год / Федеральное агентство по туризму (Ростуризм). [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.russiatourism.ru/rubriki/-1124140897/.
5. Показатели въезда иностранных граждан в Российскую Федерацию за 2011 год / Федеральное агентство по туризму (Ростуризм). [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.russiatourism.ru/rubriki/-1124140896/.
6. Румянцева Е.Е. Новая экономическая энциклопедия. – М.: Инфра-М, 2005. – 730 с.

Страница обновлена: 23.11.2024 в 22:55:24