Регионализация экономики Сибири на основе железнодорожной инфраструктуры

Савченко Е.Е.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 4 (226), Февраль 2013
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Савченко Е.Е. Регионализация экономики Сибири на основе железнодорожной инфраструктуры // Российское предпринимательство. – 2013. – Том 14. – № 4. – С. 99-106.

Аннотация:
Рассматривая железнодорожную транспортную инфраструктуру как системообразующую для Сибирского федерального округа, автор предлагает именно ее принять в качестве основы для интеграции и «регионализации» национальной экономики, что позволит сформировать единый «транспортный материк».

Ключевые слова: Сибирский федеральный округ, железнодорожная инфраструктура, базовая транспортная инфраструктура, «транспортный остров», «транспортный материк», регионализация экономики



Перспектива социально-экономического развития Российской Федерации значительно зависит от степени экономической интеграции ее регионов посредством взаимопроникновения передовых технологий управления и производства на взаимовыгодной основе, а также стремления сочетать открытости экономики и одновременной защиту от негативных вызовов глобализации.

Ускоренное развитие интегрируемых территорий и дальнейшее социально-экономическое выравнивание регионов-аутсайдеров связано с развитием процесса регионализации экономики. «Регионализация экономики» – это формирование в регионах глобальной (мировой) экономической системы множества относительно независимых целостных воспроизводственных систем национального, внутрирегионального и международного уровня, которые при этом сохраняют суверенизацию государственной и экономической политики.

Сибирский федеральный округ: особенности интеграции территорий

Регионализация экономики Сибирского федерального округа (СФО) в первую очередь должна основываться на сочетании различных форм мирохозяйственной интеграции имеющейся минерально-сырьевой базы с технологическими возможностями глубокой переработки сырья в европейской части России, а также на взаимосвязях с индустриально развитыми центрами Северо-Восточной Азии. Создание точек экономического роста, их интеграция в рамках межрегионального сотрудничества – все это может стать «локомотивом» региональной экономики, работать на формирование новых локальных производств. Для экономики СФО, являющейся в значительно мере волатильной − это ключевое условие построения сбалансированной, конкурентоспособной, диверсифицированной региональной промышленности.

За счет аккумулирования на начальном этапе необходимых финансовых и технологических ресурсов, а также естественных конкурентных преимуществ: дешевых топливно-энергетических, минерально-сырьевых ресурсов, потенциала высокотехнологичных производств интегрируемых территорий, формируется единый цикл производства и потребления продукции с высокой добавленной стоимостью. Важно отметить, что на всех этапах формирования «точек экономического роста» интегрирующим элементом является наличие транспортной инфраструктуры, отвечающей следующим условиям:

1) возможность транспортировки значительных объемов грузов;

2) низкая стоимость перевозок;

3) всепогодность.

Схематично это отражено на рис. 1.

Принимая во внимание новую трактовку системной функции транспортной инфраструктуры, связанную с переходом от ее «обеспечивающей» к «системообразующей» функции, важнейшим условием по степени антропологического влияния на территорию являются ее технико-экономические параметры. В результате от базовых параметров транспортной инфраструктуры, таких, как пропускная способность, универсальность, независимость от природно-климатических факторов, зависит устойчивость процессов по формированию и развитию формируемого экономического региона.

Учитывая доминирование транспортоемких отраслей в структуре экономики СФО, ключевая роль принадлежит транспортной инфраструктуре, которая выступает в качестве инструмента регионализации экономики территории, обеспечивая базовое условие: взаимовыгодное проникновение товаров, технологий и услуг, повышение эффективности работы промышленных отраслей интегрируемых территорий.

Количество этапов интеграции может соответствовать специфике отраслей по видам деятельности. Главное, что через регионализацию экономики естественные точки экономического роста региона генерируют потенциал смежных секторов экономики региона.

Требования к транспортной инфраструктуре как системообразующей

Регионализация экономики сопровождается активизацией межрегионального сотрудничества, происходит проникновение из одного региона в другой наиболее востребованных технологий, товаров, конкурентоспособных отраслей. Создаются предпосылки единого технологического пространства в отношении потребления и производства товаров и услуг интегрируемых регионов. Учитывая, что деловая активность зависит от интеграционных процессов, определяющую роль в регионализации экономики Сибирского федерального округа

1

играет транспортное обеспечение. Базой успешной экономической деятельности как в региональных, так и глобальных экономических системах является эффективно функционирующий транспорт. Влияние транспорта определяет объемы экономической интеграции ее структуры, в значительной степени определяет конкурентоспособность реального сектора и инвестиционный потенциал всего региона. Ввиду специфики географического размещения производительных сил в Российской Федерации регионализация экономики СФО наиболее зависима от наличия и степени эффективности транспортной инфраструктуры, так как транспорт является ключевым «механизмом» интеграционных процессов, поскольку за счет него происходит проникновение технологий и товаров в регионы. Более того, при общем многообразии внешних и внутренних факторов, влияющих на экономическое развитие регионов, определяющим значением является наличие или отсутствие транспортного сообщения.

Учитывая определение транспортной инфраструктуры как одной из основных составляющих «системообразующей инфраструктуры», необходимо в рамках рабочей гипотезы в отношении ключевого условия развития экономики СФО определить основополагающую форму транспортной инфраструктуры региона, отвечающую наиболее важным и специфичным критериям региона:

− физическая возможность многотоннажных и ритмичных перевозок на значительные расстояния;

− сравнительно не высокая стоимость перевозок;

− возможность круглогодичного и всепогодного трафика перевозок;

− безопасность и экологичность перевозок;

− прямое технологическое участие в производстве основной доли ВРП;

− значительная доля транспортных расходов в структуре себестоимости ВРП.

Этим требованиям в СФО отвечает железнодорожная инфраструктура, существенно влияющая на структуру себестоимости практически всех оборачиваемых на рынке товаров, особенно на сырьевые товарные группы с учетом географического расположения на значительных расстояниях от рынков потребления.

Железнодорожная инфраструктура

Учитывая многообразие видов транспортных инфраструктур, используемых в СФО, целесообразно сформулировать их классификацию, основанную на единообразных признаках, определяющих значимость и влияние на экономику региона. Основополагающим признаком различия транспортных инфраструктур в рамках рассматриваемой территории СФО является формирование базиса, определяющего характер и масштабы хозяйственной деятельности региона. В результате, существует «базовая транспортная инфраструктура» во взаимосвязи ресурсного и географического потенциала территории, определяющая структуру и объемы промышленного производства, формирующая потенциал внутреннего развития экономики и возможности внешней интеграции в мировое хозяйство. В качестве базовой транспортной инфраструктуры для СФО выступает железнодорожная инфраструктура.

В целях обеспечения: операционной деятельности предприятий как внутри региона, так и в межрегиональном взаимодействие; осуществление локального развития материальной сферы производства объективно соответствует «функциональная транспортная инфраструктура». К данной классификации относятся абсолютно все транспортные инфраструктуры (автомобильная, речная, авиационная, трубопроводная), опосредовано функционирующие в формате основных целей и задач предприятий материального производства региона.

Железнодорожная инфраструктура, соответствуя базовой форме транспортной инфраструктуры региона, отвечая наиболее важным и специфичным критериям транспортного обеспечения СФО, непосредственно влияя на структуру и объем промышленного производства, а также потенциал внутреннего развития экономики СФО и возможности внешней интеграции в мировое хозяйство. Она объективно представляет собой основу транспортной инфраструктуры СФО (см. рис. 2), в конечном итоге формирующую человеческий капитал региона (ЧКР).

2

Вывод

Принимая во внимание решающую роль системообразующей инфраструктуры в процессе «регионализации» национальной экономики, а также соответствие железнодорожного транспорта критериям «базовой» транспортной инфраструктуры СФО можно утверждать, что наличие или отсутствие в регионе железнодорожной инфраструктуры формирует экономико-географические критерии транспортного острова и транспортного материка.

Таким образом, развивая железнодорожную инфраструктуру на территории Сибири и Дальнего Востока, можно соединить отдельные локальные производственные зоны с экономикой СФО и тем самым сформировать единый «транспортный материк». Результатом транспортной интеграции будет формирование экономического региона, расширение структуры и увеличение масштабов производственной деятельности вовлекаемой территории. Наиболее яркими примерами транспортного острова являются территории со значительным экономическим потенциалом, в числе которых Тувинская республика, Бодайбинский район Иркутской области и т.д.


Источники:

1. Алешин Д.А., Положихина М.А. Современные подходы ФАС России к анализу состояния конкурентной среды на товарных рынках / Современная конкуренция. – 2007. – № 5. – С. 21.
2. Сибирь и Дальний Восток в долгосрочной стратегии развития интегрированной транспортной инфраструктуры Евразии. – Иркутск–Москва–Новосибирск, 2011. – 136 с.

Страница обновлена: 14.07.2024 в 19:18:28