Трансформация земельных отношений во второй половине XIX в. в россии
Скачать PDF | Загрузок: 4
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 23 (221), Декабрь 2012
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Цитировать:
Гелетий Д.Н. Трансформация земельных отношений во второй половине XIX в. в россии // Российское предпринимательство. – 2012. – Том 13. – № 23. – С. 184-189.
Аннотация:
Главное темой исследования, представленного в статье, являются земельные отношения во второй половине XIX в. в России. Их особенности автор связывает с общественно-политическими событиями в стране. В заключение сделан вывод о консервативной направленности реформ.
Ключевые слова: земельные отношения, община, крестьяне, реформа 1861 года
Тяжесть экономических условий освобождения крестьян, непосильное бремя выкупных платежей, их разорявших, мешало становлению самостоятельного крестьянского хозяйства. Малоземелье, давление на крестьянские хозяйства кабальных отработок помещикам, высокие выкупные платежи за малодоходные крестьянские наделы в результате отрезов – все это значительно ухудшило положение крестьян в России к концу 70-х годов XIX века.
Так, за 20 лет после реформы 1861 года объем недоимок в бывшей помещичьей деревне возрос вдвое. При взыскании недоимок отбирался на время земельный надел, описывались и продавались инвентарь, скот домашняя утварь. Временно обязанные крестьяне продолжали отбывать барщину и оброк. Поскольку прежние размеры наделов сохранялись, при естественном приросте крестьянского населения малоземелье еще более усугубляло их положение. Выкупные платежи за надельную землю значительно превышали доходность с надела, разоряя тем самым удельную и государственную деревню.
Передел земель после отмены крепостного права в России
Заметно возросла численность крестьянских волнений: за 1875−1879 гг. их было зафиксировано 152, а за 1880−1884 гг. – 325. С середины 70-х годов среди крестьянства распространились слухи о близком «черном переделе», во время которого вся земля будет отобрана от помещиков и роздана крестьянам. Крестьяне видели акт мести помещиков в покушениях на Александра II за дарование крестьянам воли в 1861 году, они связывали с переделом земель свои надежды на освобождение от подушной подати и вообще от всех платежей.
Предупреждение об угрозе самому существованию и дворянства и монархии в случае слишком тяжелых условий освобождения крестьян прозвучало еще в канун провозглашения «Манифеста» и «Положений 19 февраля 1861 года». Так, А.В. Головнин, признавая мудрость царя, бескровно освободившего 23 млн. крепостных душ и тем вписавшего свое имя в историю мировой цивилизации, пророчески предвидел, что если не будет сделан второй шаг – к экономической их самостоятельности и благоустройству – то внук Александра II увидит ненависть и бунт внуков освобожденных крепостных [1].
В связи с нарастанием общественно-политического недовольства в стране, а также крайне тяжелым финансовым положением государства Александр II и правительство признали необходимость продолжения реформ 19 февраля 1861 года. Разработку программы и принятия мер было поручено Верховной распорядительной комиссии по охране государственного порядка и общественного спокойствия. Во главе комиссии был поставлен харьковский губернатор М.Т. Лорис-Меликов. «Был у меня один человек, который пользовался полным моим доверием. То был Я.И. Ростовцев… Ты имеешь настолько же мое доверие и, может быть, несколько более… Возьми все в свои руки». − такое признание Лорис-Меликову М.Т. Александр II выразил при назначении его на пост председателя комиссии с диктаторскими полномочиями [2].
Политические события и меры по улучшению положения крестьян
М.Т. Лорис-Меликов считал приоритетной задачу консолидации общества вокруг верховной власти, ибо одними полицейскими мерами победить нигилизм нельзя. Для улучшения положения крестьян были предприняты следующие меры:
–снижались выкупные платежи;
– предоставлялся льготный кредит для покупки земли;
– отменялся соляной налог;
– было произведено преобразование податной и паспортной систем.
В рамках программы планировалось впервые привлечь к законодательству выборных представителей, сформировать общую комиссию из представителей земств и городского самоуправления при Государственном совете. По образцу редакционных комиссий 1859−1860 гг. Александр II утвердил эти меры 17 февраля 1881 года, а одобрил проект правительственного сообщения о предстоящих реформах 1 марта 1881 года.
После убийства 1 марта 1881 года императора Александра II − царя-освободителя и прихода к власти Александра III был издан специальный Манифест 29 апреля 1881 года, в котором провозглашалась незыблемость самодержавия, отторгались реформы с их либеральными европейскими ценностями, возвращение страны к сословности, патриархальности, опеке семьи и мира над личностью крестьян, составлявших подавляющее большинство населения. Манифест 29 апреля 1881 года дал начало возрождению теории официальной народности в новых условиях России.
Начатое Великими реформами приобщение крестьянства к гражданской жизни, создание правового государства, осуществление либеральных ценностей были пресечено роковым для России 1 марта 1881 года.
Отдельные положения из программы развития Великих реформ М.Т. Лорис-Меликова были реализованы в 1881−1886 гг. министром финансов Н.Х. Бунге. Он видел гарантию стабильности и социального спокойствия в институте крестьянского землевладения. Произошло понижение выкупных платежей, изданы указы о понижении выкупных платежей на 16% 28 декабря 1881 года, и с начала 1883 года об обязательном переводе на выкуп временнообязанных крестьян.
Законодательство о крестьянских земельных наделах
18 мая 1882 года был учрежден Крестьянский поземельный банк, выдававший ссуды на покупку земли отдельным домохозяевам, сельским обществам и товариществам. 21 апреля 1885 года в связи со 100-летием Жалованной грамоты дворянству был учрежден Дворянский земельный банк. Законом 18 мая 1886 года отменялась с 1 января 1887 года подушная подать с податных сословий, для Сибири подушная подать отменялась с 1889 года. Отмена подушной подати сопровождалась увеличением на 1/3 прямых налогов и в два раза косвенных.
Чтобы укрепить крестьянскую общину, издаются следующие законы: 8 июня 1893 года закон, ограничивающий периодические земельные переделы, которые теперь разрешалось проводить не чаще, чем через 12 лет, с согласия не менее 2/3 домохозяев; в 14 декабря 1893 года – закон, запрещающий отчуждать крестьянские надельные земли. Нельзя было закладывать надельные земли, а сдавать в аренду можно было только в пределах своей общины.
Также по этому закону отменялась статья 165 «Положения о выкупе», то есть отменялось право крестьян после выплаты выкупных платежей за земельный надел требовать выхода из общины с наделом, отведенным в личную собственность. Таким образом, закрывался один из возможных и доступных путей освобождения крестьянина от власти «мира». Решающим поводом принятия закона 14 декабря 1893 года послужили итоги визита в Россию государственных деятелей из Англии, которые занимались вопросами земельного устройства крестьян Индии. В Индии за короткое время из земель, отведенных в надел крестьянам, перешло к богатым людям и компаниям более 80%. Это привело к образованию громадного количества безработных, которые не могли найти себе ни работу, ни средств, к своему существованию. Делегацию из Англии интересовало, как в России избежали подобных последствий. Этот эпизод послужил толчком к принятию закона 14 декабря 1893 года по инициативе самого Александра III.
Меры по усилению дворянского и помещичьего землевладения
Важное место в аграрной политике государства занимала проблема крестьянской поземельной общины. Противники сохранения общины полагали, что уравниловка наделов и круговая порука являлись причиной снижения темпа развития деревни, а также снижения активности крестьян. Они полагали, что подворное крестьянское землевладение, может привести к формированию слоя собственников, которые станут основой социальной стабильности. Но также были и сторонники крестьянской поземельной общины, которые считали ее важным фискально-полицейским инструментом в деревне, препятствующим пролетаризации крестьянства.
В целях помощи дворянскому и помещичьему землевладению, правительство приняло ряд мер. Таким образом, в целях помощи дворянству, к концу XIX века, правительство выдало ссуду свыше одного миллиарда рублей. Также для расширения прав нанимателя-землевладельца было издано «Положение о найме на сельские работы». В соответствии с этим положением, наниматель-землевладелец имеет в праве на возврат ушедших рабочих, в случае преждевременного, до истечения срока найма, а также в случае причинения рабочим материального ущерба или невыполнения распоряжения хозяина произвести вычет из заработной платы провинившегося. Вместе с тем, кроме наказания рублем, рабочий мог быть помещен под арест, а также к нему могли применить даже телесные наказания.
Правительство решило усилить роль дворянства в земстве, создав для него весомое преимущество в земских учреждениях, уменьшив в них представительство недворянских элементов, особенно крестьянства. 12 июня 1890 года было принято новое «Положения о губернских и уездных земских учреждениях», что увеличило вес дворян по сравнению с 60-ми годами в уездных земских собраниях с 42% до 55%, а в губернских собраниях с 82% до 90%, увеличился рост в уездных земских управах с 55% до 72%, а в губернских с 90% до 94%. Гласные от крестьян составляли: в уездных земских собраниях – 31%, по сравнению с 37% в 1861 году, в губернских собраниях – 2% в место прежних 7% к концу XIX века.
Вывод
В целом идеология и практика земельных отношений во второй половине XIX в. приобретали в большей степени консервативный характер.
Источники:
2. Мамонов А.В., Граф М.Т. Лорис-Меликов: к характеристике взглядов и государственной деятельности //Отечественная история. − 2001. − № 5. − С. 32−50.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 18:58:54