Экономическая политика России в контексте современного неоколониализма
Скачать PDF | Загрузок: 6
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 21 (219), Ноябрь 2012
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Цитировать:
Парфенов Д.А. Экономическая политика России в контексте современного неоколониализма // Российское предпринимательство. – 2012. – Том 13. – № 21. – С. 4-10.
Аннотация:
Современная экономическая реальность такова, что после развала мировой колониальной системы формы эксплуатации одних стран и народов другими изменились по форме, но не по сути. В статье взаимоотношения между экономически развитыми и развивающимися странами определены как «неоколониальная эксплуатация» и анализируются факторы, на которых она базируется. Не риторическим является заключение о том, что для преодоления Россией всех форм зависимости и отстаивания ею своих интересов государство должно пересмотреть свою экономическую политику и скорректировать стратегию развития национальной экономики.
Ключевые слова: Россия, глобализация, экономическая политика, национальные интересы, ТНК, неоколониализм, формы зависимости
Мировая экономика на современном этапе – это сложная система взаимосвязей экономического, политического и социокультурного характера между национальными экономиками, транснациональными корпорациями, международными союзами.
Специфика этих взаимосвязей складывалась в значительной степени под влиянием тех тенденций, которыми характеризовалось развитие мировой капиталистической системы на рубеже XIX−ХХ вв. До середины ХХ столетия существовала мировая колониальная система, закрепившая господствующее положение одних стран и зависимое положение других. Характер этой зависимости после падения колониальной системы империализма существенным образом трансформировался и заслуживает более подробного рассмотрения.
Однако во время существования мировой колониальной системы находящиеся в колониальной зависимости страны и народы фактически были источником процветания колонизаторов. Тогда как социально-экономическое положение жителей колоний было весьма тяжелым. К примеру, вовремя голода 1769−1770 гг. в части индийских владений Британской империи погибло от 7 до 10 миллионов бенгальцев [1]. Тяжелый голод случался в Индии под владычеством Британии регулярно и уносил огромное количество жизней. Не намного лучше была ситуация и в других колониях.
Такой была система колониальной зависимости вплоть до середины ХХ века. Формировалась подобная система по мере включения в нее все новых и новых участников, обладавших изначально неравными экономическими возможностями и потенциалом. Начиная с эпохи великих географических открытий и последовавшей за ней активной колонизации странами Старого света целого ряда регионов земного шара, которая в других формах продолжается до наших дней, взаимодействие между развитыми и развивающимися странами происходит на неравной основе.
Период, для которого было характерно использование колоний как основного источника прибыли для наиболее крупных представителей бизнеса промышленно развитых стран, подробно рассмотрен в работе В.И. Ленина «Империализм, как высшая стадия капитализма».
Так же в указанной работе отмечены некоторые принципиально важные тенденции, которые были характерны для рубежа XIX−XX веков:
− рост влияния «международных картелей» (получивших в дальнейшем название транснациональных корпораций);
− укрепление связей между экономической и политической элитой (верхушкой власти и бизнеса);
− становление новой, особой роли финансовых институтов и банков в развитии мировой экономики.
Современная неоколониальная эксплуатация
После распада мировой системы колониализма, многие страны и народы смогли вздохнуть свободнее. Открылись обширные перспективы свободного, независимого политического и экономического развития, новые горизонты гуманитарного и социального прогресса. Однако новые возможности не могли быть в полной мере реализованы в силу упомянутого неравного характера экономических и политических возможностей. Формальная независимость мало что значит в условиях практически полной беспомощности национальных предприятий перед лицом могущественных иностранных конкурентов.
Действительно, весьма сложно говорить о равноправном партнерстве, когда необходимо конкурировать за ресурсы и рынки с быта с гигантами мировой индустрии. На начало 2000-х транснациональные корпорации контролировали свыше 50% мирового промышленного производства, 67% международной торговли, более 80% патентов и лицензий на новую технику, технологии и ноу-хау, почти 90% прямых зарубежных инвестиций. Практически вся торговля сырьем на мировых рынках контролируется ТНК [2].
Колониальная зависимость в прежней своей форме почти полностью ушла в прошлое, уступив место в основном непрямым способам контроля на этапе глобализации. Однако «Пока империализм существует, он, по определению, будет стремиться к господству над другими странами. Это-то господство и называется сегодня неоколониализмом» [3].
Способы неоколониальной эксплуатации основываются на некоторых базовых аспектах, среди которых:
1) возможности ТНК в области лоббизма и налаживания связей с правительствами, как стран базирования, так и стран-целей для ведения бизнеса;
2) отстаивание интересов ТНК странами их базирования на международной арене в области дипломатии в формате двустороннего и многостороннего сотрудничества;
3) навязывание определенных условий экономической политики через посредничество международных организаций.
Из этих трех источников проистекает современная система неоколониальной эксплуатации. Ее способы весьма многообразны. Некоторые из них связаны с манипуляциями вокруг товарных рынков, некоторые же, напротив, почти целиком связаны с финансовым капиталом или даже с фиктивной его частью. Перечислим часть из них.
Факторы современной системы неоколониальной эксплуатации
1. Неэквивалентный обмен
Примером может служить скупка сырья по заниженным ценам и продажа обратно товаров с высокой долей добавленной стоимости по завышенным ценам. При этом даже довольно высокий уровень цен, к примеру, на энергоносители или металлы все равно позволяет получать большие прибыли.
2. Навязывание определенного курса во внешнеторговой политике
Примером здесь может быть ликвидация пошлин на целый ряд категорий товаров. Большую роль здесь играет ВТО, как инструмент навязывания странам целого ряда условий, зачастую невыгодных.
3. Создание условий для открытого противостояния национального и транснационального бизнеса
Речь идет о том, что государство так или иначе самоустраняется из ключевых точек поддержки отечественного бизнеса, оставляя его один на один с могущественными конкурентами, которым он не в силах противостоять.
4. Вывод предприятий в оффшорные зоны
Собственниками значительной части предприятий в России являются юридические лица, зарегистрированные в оффшорных зонах, или же российские компании, осуществляющие финансовые операции с предприятиями в этих зонах с целью уклонения от налогов. Специалисты профильного управления МВД подсчитали, что через оффшорные счета из России за полтора года было выведено более 5 трлн рублей. Это порядка 10% ВВП [4].
5. «Утечка мозгов» − бегство из страны высококвалифицированной рабочей силы
После развала СССР бегство квалифицированных специалистов стало для России настоящей бедой. Затраты на подготовку кадров весьма высоки, но выгодопреобретателями от их работы становятся иностранные государства и компании [5].
6. Аутсорсинг и использование дешевой рабочей силы
Перенос различного рода бизнес-функций и части производственных процессов в страны третьего мира сегодня стал обычным явлением. Экономия, достигаемая за счет использования многократно более дешевой рабочей силы в развивающихся странах, с лихвой окупает все организационные издержки.
7. Вывоз доходов, принадлежащим иностранным кампаниям
Иностранные кампании предпочитают покупать акции крупных российских кампаний и получать с них дивиденды, чем вкладывать в развитие реального сектора экономики. Доля прямых инвестиций в общем объеме поступивших в российскую экономику иностранных инвестиций составила 8% в 2011 г. [6].
8. Втягивание государств в зависимость через навязывание внешних займов
Навязывание стране займов и их неэффективное расходование ведет к невозможности вернуть кредит и необходимости занимать повторно вновь и вновь. В условиях экономического кризиса или же неопределенности в области дальнейшей стратегии экономической политики государства, страна обращается к международным экспертам и займам, расходование которых зачастую оказывается неэффективным. Они могут быть растрачены элитой в случае высокой коррупционной составляющей в экономико-политических процессах, или розданы «своим» банкам, которые не поддерживают реальный сектор экномики. Например, МВФ намеренно демонстрировал данные о кризисном состоянии экономики, хотя и располагал достоверной статистикой [7].
9. Хранение золотовалютных резервов в иностранных банках и иностранной валюте
Хранение золотовалютных резервов в иностранных банках обычно мотивируется высокой стабильностью этих банков и защищенностью некоторых валют от больших колебаний курса. Однако подобная ситуация приводит к тому, что деньги работают на иностранную экономику, при этом польза для экономики национальной остается сомнительной. «В Резервный фонд мы вкладываем деньги под 2,6%, в Фонд национальной безопасности − под 3,4%. Сами же берем в иностранных банках по сути дела свои же деньги под 6−7%, а своему малому и среднему бизнесу даем их под 15−20%. За такой разбой в Америке посадят на электрический стул, у нас же эта политика продолжается» [8].
10. Использование авторского права и патентного права
Важным источником дохода для лидеров в области технологий, программного обеспечения и различного рода цифрового контента является лоббирование и продвижение своего специфического продукта на внешний рынок, а также строгий надзор за соблюдением авторского права. Именно в связи с этим национальные правительства стремятся к отходу от использования самой распространенной операционной системы Windows и переходу на свободно распространяемое программное обеспечение или собственные разработки в этой области [9].
Вывод
Очевидно, что преодоление Россией всех форм зависимости, и последовательное отстаивание национально-государственных интересов требует серьезного пересмотра экономической политики государства и значительной корректировки стратегии развития национальной экономики на долговременный период.
Источники:
2. Актуальные проблемы глобализации // Мировая экономика и международные отношения. − 2003. − № 9.
3. Че Гевара, из речи о марксистской революции на втором экономическом семинаре солидарности стран Азии и Африки в Алжире 24 февраля 1965.
4. Офшоры опустошили бюджет России // Коммерсантъ. – 2011. 15.08.
5. Шалманов С. Россия потеряла от «утечки мозгов» $1 трлн. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.silicontaiga.ru/home.asp?artId=1449.
6. Изряднова О.И. Институт экономической политики им. Е.Т. Гайдара [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.iep.ru/ru/kommentarii/investicii-v-rossiiskuyu-ekonomiku.html.
7. Наоми Кляйн. Доктрина шока. Становление капитализма катастроф. – М.: Добрая книга, 2009. − С. 338−340.
8. Зюганов Г.А. Выступление на пленарном заседании Государственной Думы по отчету Председателя Правительства РФ перед парламентом. 20 апреля 2012 г.
9. Правительство РФ стремится к Linux [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.newsland.ru/news/detail/id/613108.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 19:03:22