Инновации и конкурентоспособность вуза на рынке образовательных услуг

Ворошилова Л.Л.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 12 (36), Декабрь 2002
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
Если до 80-х годов прошлого столетия отечественные вузы действовали как закрытые системы, замк­нутые на решении лишь своих внутренних проблем (так как работали в условиях отсутствия конкуренции), то в последующие десятилетия ситуация существенно изменилась. Для российских вузов, преимущественно ком­мерческих, проблема насыщенного рынка с высоким уровнем конкуренции уже сегодня стала актуальной, поэтому исследование факторов внешней среды является для них объективной необходимостью.

Ключевые слова: инновации, конкурентоспособность, рынок образовательных услуг, конкурентоспособность вуза



Если до 80-х годов прошлого столетия отечественные вузы действовали как закрытые системы, замк­нутые на решении лишь своих внутренних проблем (так как работали в условиях отсутствия конкуренции), то в последующие десятилетия ситуация существенно изменилась. Для российских вузов, преимущественно ком­мерческих, проблема насыщенного рынка с высоким уровнем конкуренции уже сегодня стала актуальной, поэтому исследование факторов внешней среды является для них объективной необходимостью.

Выявление и анализ этих факторов, знание содержащихся в них созидательных и разрушительных возможностей для развития вуза позволит разработать стратегию, в которой потенциальные и реальные опасности могут быть превращены в выгодные возможности.

Глобальные фак­торы внеш­ней среды (политические, экономические, социальные) исследовались нами в следующих аспектах:

1. При анализе международных факторов контролировались и оценивались изменения в образовательной политике многих зарубежных стран, а также процессы, связанные с внутренней инновационной политикой государств, активизацией высших учебных заведений России на международном рынке образовательных услуг, повышением их конкурентоспособности.

2. При анализе политического фактора определялся уровень развития правового регулирования образования, выявлялось отношение государственных институтов и общественных организаций к образованию и науке, соотношение государственного и частного образования, намечались пути развития процессов косвенного регулирования образовательной сферы.

3. При анализе социального фактора отслеживались демографические изменения, процессы социального расслоения, динамика потребительского рынка (образовательные услуги для богатых и для бедных). Учитывались изменения предпочтений, установок, отношений, ожиданий потребителей образовательных услуг, основанные на их общественно-ценностной составляющей.

4. Анализ факторов конкуренции предполагал выявление потенциальных и реальных конкурентов, их статусных позиций (рейтинг, имидж, занимаемая ниша), анализ стратегии и тактики их деятельности, изучение предпосылок и перспектив развития.

При анализе внешней среды основное внимание уделялось ряду элементов, которые оказывают значительное влияние на инновационную деятельность вуза. Эти элементы среды следует особо тщательно анализировать. К их числу относятся:

‑ непосредственные контактные аудитории (потребители научной продукции и образовательных услуг вуза);

‑ посредники (финансовые, торговые, маркетинговые, государственные образовательные структуры, кон­курирующие вузы);

‑ опосредованные контактные аудитории (средства массовой информации, общества потребителей) и т.п.

Анализ внутренней среды вуза основывался на исследовании следующих основ­ных элементов: а) инновационного потенциала; б) научно-образовательной деятельности; в) уровня подготовки профессорско-преподавательского состава; г) организационной структуры; д) культуры и образа вуза. Такой анализ дает представление о внутренних источниках и возможностях инновационного развития вуза, о характере и степени риска инновационной деятельности.

В рамках исследования инновационного потенциала микро- и макросреды из совокупности ее элементов выделялись те, которые являются для вуза наиболее важными. Другими словами, уже на начальном этапе определялись пределы анализа инновационного потенциала среды. При установлении таких пределов мы исходили из трех основных показателей:

а) количества критических точек (то есть определяли тот минимум критических точек, который в принципе нельзя не учитывать);

б) качества критических точек (то есть выделяли наиболее значи­мые для развития вуза элементы среды);

в) времени действия (то есть анализировали те элементы, которые критически воздействуют, прежде всего, на реальное настоящее и уже затем возможное будущее вуза).

После определения критических точек, определяющих возможности инновационного развития вуза, формировалась база данных, помогающая определять пределы его инновационного потенциала.

При поиске информации о критических точках среды использовались следующими способы:

1. Диагностика среды (анализ имеющейся информа­ции).

2. Мониторинг среды (отслеживание текущей, постоянно появля­ющейся информации).

3. Прогнозирование среды (создание информации о будущем состоянии развития вуза).

В процессе исследования мы пришли к выводу: стратегия инновационного развития вуза должна опираться на результаты обширных исследований и фактических данных, разрабатываться с точки зрения перспектив развития вуза, а не его учредителей и формироваться так, чтобы не только оставаться целостной в течение длительных периодов времени, но и быть достаточно гибкой. По мере необходимости стратегия может подвергаться модификации и переориентации, так как конфликтная и постоянно меняющаяся деловая и социальная среда делает данные корректировки неизбежными.

Управление развитием высшей школы может осуществляться на основе адаптационной или бифуркационной модели управления. Адаптационная модель характеризуется направленностью системы управления на поддержание жизненно важных параметров развития вуза и низким уровнем самоорганизации.

Для инновационного развития вуза адекватной является адаптационно-бифуркационная модель. Она направлена на постоянное развитие процессов самоорганизации элементов системы в условиях неравновесности, ориентирована на поиск новых путей развития вуза в условиях неопределенности через флуктуации [1].

Сущность управления инновационным развитием вуза выражается в следующих положениях:

1) инновации можно предвидеть, ожидать и вызывать;

2) инновации в определенной мере можно ускорять, предварять;

3) к инновациям следует готовиться; инновационные кризисы можно сдерживать и сглаживать;

4) инновационные процессы могут быть до определенного предела управляемыми.

Наши исследования показывают, что, с одной стороны, вузы в конкурентной борьбе вынуждены повышать уровень научной продукции, качество образовательных услуг, рекламно-информационной деятельности, а с другой - рынок отвергает новации, имеющие большую научно-практическую ценность, если они не отвечают интересам вузов.

Конкуренция не просто стимулирует, а буквально заставляет вузы участвовать в формировании рынка новаций по следующим основным направлениям:

- развитие собственной научной экспериментальной базы для проведения научно-исследовательских работ;

- проведение исследований на кооперационных началах с другими вузами или организациями;

- оформление заказов на проведение научно исследовательских и экспериментальных работ для образовательных и иных учреждений.

Вызывает большое беспокойство тот факт, что крупные вузы не являются в достаточной мере инновационными. В быстро меняющихся внешних условиях инновации в каждом вузе должны осуществляться своевременно и эффективно. С этим вопросом связана конкуренция, основанная на времени, поскольку экономически объективной необходимостью является значительное сокращение времени на выпуск нового научно-образовательного продукта. Указанные характеристики взаимосвязаны и при соответствующей интеграции могут умножить эффективность инновационной деятельности вуза. Они являются средствами достижения его успеха.

Возможности для достижения успеха современных вузов в значительной мере зависят от интенсивной и глобальной конкуренции, быстрого технологического развития, инновационности среды. Чтобы добиться успеха, вузы должны точно и оперативно учитывать эти изменения в программах своего развития, с тем, чтобы создать гибкую и мобильную организацию.

Инновационный тип развития вуза определяет его уникальность. Это находит отражение в его позиции на рынке образовательных услуг, качестве научно-образовательной деятельности, уровне интеллектуального потенциала и инновационной культуры, стратегии развития.

Все более очевидным становится то, что главной характерной чертой инновационной деятельности вуза должна стать ориентация на ее постоянное развитие, на предвидение, на качество научно-образовательной деятельности.

Ориентация на качество научно-образовательной деятельности. Чтобы быть конкурентоспособными, вузы должны быть уверены в том, что их деятельность обеспечивает высокое качество подготовки специалистов. Это требует концентрации усилий и средств в тех сферах, в которых вуз имеет преимущества и где он обладает возможностями для производства высококачественной научной продукции. Данное обстоятельство требует уделить повышенное внимание распределению научной продукции и образовательных услуг.

Ориентация на постоянное развитие инновационной деятельности стала главной объективной необходимостью для развития и жизнеспособности современных вузов, которые находятся в прямой пропорциональной зависимости от степени своих достижений в инновационной сфере.

Вузы, избравшие инновационный путь развития, становятся конкурентоспособными, вузами-лидерами на рынке образовательных услуг. Конкуренция, основанная на инновациях, их качестве и своевременности, является относительно новым и весьма важным параметром выживаемости вузов, служит решающим фактором ускорения разработки и реализации новых научных продуктов.


Источники:

1. Синергетическая парадигма: Многообразие поисков и подходов / Отв. ред. В.И. Аршинов и др. - М.: Прогресс-Традиция, 2000. - 535 с.

Страница обновлена: 15.07.2024 в 10:45:02