Налоговые риски малых инновационных предприятий бизнес-инкубатора
Скачать PDF | Загрузок: 6
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 20 (218), Октябрь 2012
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Цитировать:
Борисоглебская Л.Н., Викторова Н.Г., Нехорошков В.Ю. Налоговые риски малых инновационных предприятий бизнес-инкубатора // Российское предпринимательство. – 2012. – Том 13. – № 20. – С. 180-188.
Аннотация:
В статье кратко охарактеризованы налоговые риски малых инновационных структур в рамках бизнес-инкубатора. Выделены внешние (объективные) и внутренние (субъективные) налоговые риски. С помощью авторской методики риски проранжированы по степени значимости и оценены для рассматриваемой категории налогоплательщиков.
Ключевые слова: инновации, бизнес-инкубаторы, управление рисками, налоговые риски
Одним из приоритетных направлений государственной политики Российской Федерации в настоящее время остается развитие высокотехнологичных отраслей экономики. Реализация указанной цели ориентирована на развитие действующих и создание новых особых экономических зон технико-внедренческого типа, наукоградов, технопарков [4]. Однако для их успешного функционирования наряду с финансовой поддержкой государства, субъекта Российской Федерации, частных инвесторов требуются новые идеи, IT-проекты, высококвалифицированные кадры.
С этих позиций, очевидна значимость бизнес-инкубатора – организации, являющейся ядром технопарка и решающей задачи поддержки малых вновь созданных предприятий, начинающих предпринимателей (стартапы) в разработке коммерчески выгодных продуктов и эффективных производств на базе их идей. Тем не менее, представляя своим участникам платформу и преференции для реализации дорогостоящих проектов в сфере высоких технологий, бизнес-инкубатор не снимает с них рисков предпринимательской деятельности.
Налогообложение малых инновационных предприятий бизнес-инкубатора
Малые инновационные предприятия – резиденты бизнес-инкубатора имеют свои преимущества и недостатки, по сравнению с другими субъектами предпринимательства. С точки зрения налогообложения и обложения страховыми взносами государство поддерживает высокотехнологичные сферы деятельности и малый бизнес через систему льгот, дает возможность применять специальные налоговые режимы. Так, например, для резидентов технопарка, а, значит, и бизнес-инкубатора региональным законодательством может быть установлена пониженная ставка налога на прибыль, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов федерации.
При выполнении условий, предусмотренных Налоговым кодексом РФ, указанные налогоплательщики освобождаются от уплаты налога на имущество сроком на 10 лет и земельного налога сроком на пять лет. Преференции для таких лиц по транспортному налогу устанавливаются региональным законодательством. Следует отметить, что в отношении резидентов технико-внедренческой особой экономической зоны, для организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, предусмотрены специфические пониженные тарифы отчислений в социальные фонды, что также положительно отличает инновационный бизнес от иных видов деятельности.
С другой стороны, малые предприятия и индивидуальные предприниматели в ходе исполнения своей налоговой обязанности сталкиваются с различными проблемами. Несовершенство норм правового регулирования малого бизнеса, подвижность законодательства о налогах и сборах, о страховых взносах вносит неопределенность в деятельность малых инновационных структур. Незнание субъектом бизнеса прав и обязанностей налогоплательщика, применение незаконных способов снижения налоговой нагрузки также относятся к факторам, приводящим к финансовым потерям, банкротству, ликвидации. Учитывая незначительные активы малого бизнеса по сравнению со средним и крупным предпринимательством, следует отметить важность управления налоговыми рисками для этого сектора экономики.
В работе проведена оценка и анализ налоговых рисков резидентов бизнес-инкубатора – малых инновационных предприятий и индивидуальных предпринимателей. В основу исследования положена авторская методика, ориентированная на экспертный метод [6].
Алгоритм расчета приоритетности налоговых рисков
Рассмотрим алгоритм расчета приоритетности налоговых рисков. Он включает четыре этапа.
Первый этап
Подбор налоговых рисков, присущих исследуемой категории бизнеса, оценка их вероятности и приоритетов.
По отношению к налогоплательщику рассматриваются внешние (объективные) и внутренние (субъективные) риски. В последней группе рисков выделены четыре подгруппы:
– организационные риски, связанные с нарушением субъектом малого бизнеса обязательных налоговых процедур (постановка на учет в налоговых органах, подача налоговой декларации, сообщение об открытии счета в банке и др.). За несоблюдение указанных требований предусмотрена ответственность налогоплательщика в виде штрафов в соответствии с Налоговым кодексом РФ (НК РФ) и Кодексом РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ);
– риски увеличения налоговой нагрузки, как правило, затрагивают проблему неэффективного управления предпринимателем налогами и связаны с принятием ошибочных решений в части применения упрощенной системы налогообложения, налоговых льгот, статуса резидента бизнес-инкубатора (регламентация таких рисков – нормы НК РФ, регионального законодательства). Приводят к упущенной выгоде, дополнительным затратам, потере контрагентов;
– риски налогового контроля регламентированы налоговыми органами [5]. Налогоплательщик самостоятельно может оценить вероятность выездной налоговой проверки. Поскольку ФНС РФ в настоящее время проводит политику эффективных налоговых проверок с определенной суммой доначислений, то для малого бизнеса риск налогового контроля значим;
– риски неуплаты налогов (сборов) – следствие невнимательности, либо умысла налогоплательщика и налогового агента. В зависимости от тяжести нарушения установлена налоговая ответственность в соответствии с НК РФ, КоАП РФ или Уголовным кодексом РФ (УК РФ). В качестве наказания предусмотрены штрафы, а в отношении должностных лиц, учредителей организации возможны принудительные работы, лишение свободы.
Второй этап
Расчет удельных весов налоговых рисков по формуле:
где Wi – удельный вес приоритета,
k– общее количество приоритетов;
fj – количество приоритетов каждого вида.
Таким образом, значения удельных весов по каждому из пяти приоритетов следующие:
W1= 0,0321, W2 = 0,0256, W3 = 0,0192, W4 = 0,0128, W5 = 0,0064.
Третий этап
Вычисление вероятных весов налогового риска.
Изначально в отношении каждого вида риска проставляется удельный вес (Wi ) в соответствии с приоритетом, обозначенным на первом этапе. Вероятный вес исчисляется как произведение вероятности на удельный вес. Расчеты по данному этапу в статье не приводятся.
Четвертый этап
Оценка значения налоговых рисков в баллах.
Суммарное значение вероятных рисков (в нашем случае 0,2409) принимается за 100 баллов. Для этого находится отношение вероятного веса каждого вида налоговых рисков к итогу и выражается в процентах. Затем проставляются ранги в соответствии с величиной баллов по возрастанию значимости.
Сводная информация по результатам расчетов в части выявления важности того или иного вида налогового риска приведена ниже (см. табл.).
Налоговые риски, оцениваемые с позиции их значимости
Проанализировав результаты оценки налоговых рисков с учетом текущей внешней ситуации и специфики неопределенности субъектов малого инновационного бизнеса-резидентов бизнес-инкубатора, наибольшую значимость имеют следующие:
1) неуплата или неполная уплата налога (сбора);
2) опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов от реализации товаров (работ, услуг).
3) отражение в бухгалтерской или налоговой отчетности убытков на протяжении двух или более лет подряд;
4) необходимость перехода с упрощенной системы налогообложения (УСН) на общий режим из-за нарушения ограничений по ее применению.
Указанные риски приводят либо к прямым финансовым потерям (пени, штрафы), либо к проведению налоговым органом выездной налоговой проверки, что также связано с непредвиденными расходами налогоплательщика.
Несущественными по отношению к резидентам бизнес-инкубатора являются следующие риски:
1) несоблюдение порядка представления налоговой декларации (расчета) в электронном виде;
2) отражение в налоговой отчетности значительных сумм налоговых вычетов по НДС за определенный период;
3) неоднократное снятие с учета и постановка на учет в налоговых органах налогоплательщика в связи с изменением места нахождения.
Все эти обстоятельства обусловлены спецификой рассматриваемого в статье субъекта налогообложения.
Из группы внешних налоговых рисков выделяется влияние на деятельность предпринимателя неоднозначности формулировок отдельных положений законодательства в сфере малого бизнеса. Такую неопределенность испытывают все организации и индивидуальные предприниматели независимо от отраслевой принадлежности и вида деятельности. Однако следует учитывать, что малым инновационным образованиям – резидентам бизнес-инкубатора, в отличие от других предпринимателей, предоставляется бесплатное квалифицированное сопровождение в части ведения бухгалтерского учета, налогообложения, юридического обеспечения, консультирования и др. Это обстоятельство, безусловно, влияет на снижение рисков коммерческой деятельности лица и способствует выходу на рынок качественных высокотехнологичных продуктов.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 18:58:59