Внешнеэкономическая деятельность в Северо-Кавказском регионе
Скачать PDF | Загрузок: 9
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 19 (217), Октябрь 2012
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
В статье внешнеэкономическая деятельность региона рассматривается в контексте вступления страны в ВТО, необходимости участия отдельных территорий, в частности Северо-Кавказского региона, в мирохозяйственных связях. Авторы предлагают использовать статистический учет как инструмент выявления и повышения роли внешнеторговых факторов в ускорении экономической динамики региона.
Ключевые слова: внешнеэкономическая деятельность, стратегия развития, межрегиональное сотрудничество
Международные связи субъектов внешнеэкономической деятельности (ВЭД) переживают процесс трансформации под влиянием глобализационных процессов. Региональная дифференциация интенсивности участия в мирохозяйственных связях определяется базовыми факторами и условиями (см. рис.).
Существуют три уровня исследования региональной включенности в мировую экономическую систему, которые заслуживают специфических систем мониторинга состояния ВЭД, принятия особых мер и различных подходов к регулированию и координации как по иерархической вертикали с федеральным центром, так и внутри каждой из выделенных систем.
Российская система управления внешнеэкономической деятельностью
Изучаемые уровни управления ВЭД базируются на территориально-административном делении как принятом и закрепленном в государственном статистическом учете принципе, включая:
1) федеральный округ в составе Российской Федерации;
2) субъект федерации, регион в составе федерального округа;
3) местный уровень управления (муниципалитет) [1].
Для перечисленных выше уровней управления ВЭД необходимо выстроить комплекс соответствующих внутриуровневых показателей, отражающих влияние ВЭД на экономическую систему, и разработать приемлемые механизмы координации целей и путей их достижения в международном сотрудничестве целостной системы.
Особенностью российской системы управления ВЭД является формирование внешней политики, налоговой системы, инвестиционной и валютно-денежной политики преимущественно на федеральном уровне, в силу чего ВЭД пока не может занимать приоритетных позиций во всех регионах государства. Так в июне 2007 г. указом Президента РФ «Об оценке эффективности деятельности исполнительной власти субъектов РФ», утвержден перечень показателей для оценки эффективности деятельности региональных властей [2]. К сожалению, в числе 43 индикаторов данного перечня нет ни одного, связанного с внешнеторговой активностью региона.
Согласно исследованиям российских и зарубежных ученых, из перечисленных трех уровней управления наиболее влиятельным участником международного сотрудничества по масштабам и роли в международных связях государства следует считать федеральный округ. Экономико-социальная система округа базируется на примерно однородном географическом положении представленных субъектов относительно ведущих центров международной торговли, схожих природно-климатических условиях.
В рамках федерального округа могло бы получить разрешение основное противоречие регионального международного сотрудничества – конкуренция субъектов федерации за иностранных инвесторов, соперничество в производстве и сбыте экспортных товаров и выходе на зарубежные рынки.
Стратегия социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа
С нашей точки зрения, наиболее перспективными направлениями и формами международного сотрудничества, которые следует использовать именно в рамках федерального округа, являются:
– развитие отношений с приграничными регионами;
– продвижение товаров региональной специализации на крупные международные мероприятия;
– организация системы инфраструктурной поддержки экспортеров за рубежом.
В этой связи следует отметить, что формирование политики, адекватно отвечающей росту влияния мирохозяйственного взаимодействия на экономику мезорегиона, слабо обеспечивается законодательной базой.
Отмеченный недостаток имеет место и в Стратегии социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа (СКФО) до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 06.09.2010 № 1485-р. Анализируемый документ является в определенной степени нетрадиционной научно-практической разработкой, признающей важность межрегионального сотрудничества для достижения глобальной конкурентоспособности мезорегиона – Юга России, где декларируется максимальное развитие межрегионального сотрудничества, в первую очередь, с основными регионами-соседями. По нашему мнению, таким органом, осуществляющим межрегиональную координацию действий в области экономической политики, мог бы стать Совет по межрегиональному сотрудничеству и развитию.
Утвержденная Стратегия социально-экономического развития СКФО отмечает важность формирования на уровне СКФО экспертно-консультационной системы, функции которой предусматривают разработку и реализацию межрегиональных программ, нацеленных на использование региональных преимуществ на российском и глобальных рынках, преимущественном географическом размещении региона на логистическом стыке транспортных и торговых потоков (формирование многофункционального кластера «Каспийский ХАБ» ).
ВЭД и региональный статистический учет
Показателями, по которым следует проводить мониторинг роли субъектов федерации в совершенствовании международного сотрудничества СКФО, следует признать:
– наличие утвержденных межрегиональных программ, направленных на создание внешнеторговой и международной инфраструктуры в границах СКФО;
– согласование интересов субъектов федерации и взаимный учет стратегий развития регионов СКФО в региональных программных документах путем включения соответствующих комплексных разделов;
– проведение конференций и форумов по вопросам международного сотрудничества и продвижения товаров СКФО за рубеж;
– создание системы информационно-образовательного обмена между регионами;
– утверждение комплексной концепции привлечения иностранных инвестиций в СКФО;
– работу с международными организациями и выполнение проектов технической помощи для регионов СКФО и всего мезорегиона в целом.
Исследования и обоснованное управление региональной ВЭД для трех выделенных объектов (округ, регион, муниципалитет) должны базироваться на адекватной статистической базе, которая в настоящее время абсолютно не отвечает потребностям современного уровня управления ВЭД и заключительного этапа присоединения России к ВТО.
Следует отметить, что становление системы учета внешнеторговых операций проводится большей частью для национального уровня управления. Таможенная статистика, которая пережила в последнее десятилетие несколько систем модификаций, отражает ВЭД на уровне России в целом, поскольку корректно учитывает движение товаров на внешних границах.
В мировой практике также наиболее достоверным остается учет движения внешнеторговых потоков в пределах границ страны, таможенной территории, совпадающей с границами государства [4].
Вместе с тем возрастает необходимость организации качественного регионального статистического учета. Факт регионального выделения и учета не только объема, но и товарной структуры внешнеторговых операций, является принятой мировой практикой, находит отражение в государственной статистике и возможен в использовании для целей научного анализа и практического применения, при условии проведения дополнительных региональных исследований.
Несовершенство законодательства, влияющее на экспорт из регионов
Разработка перспективных и стратегических планов, создание двусторонних правительственных и хозяйственных документов, а также процесс двустороннего сотрудничества и переговоров с миссиями иностранных государств базируются на использовании товарной структуры экспорта как ведущего, порой ключевого аналитического показателя программных документов (региональных программ и планов внешнеэкономического сотрудничества, поддержки экспорта, моделей и документов приграничного сотрудничества) [5].
В целях формирования современной региональной экономической политики достаточно сложно вычленить количественные оценки роли ВЭД для осознания резервов использования международного фактора в развитии региональной экономики. Проблема заключается в важности элиминирования влияния посреднических структур, экспортирующих товар производителей других регионов, а также в учете объема «перемещения» региональных экспортеров в другие субъекты России для оформления экспортных поставок. Подобный анализ позволяет вычленить из общей массы реальную долю произведенных в регионе и экспортируемых им товаров, а также часть продукции, оформленной таможенниками в других субъектах. В настоящее время подобной работы региональными управленческими структурами не проводится.
В силу несовершенства законодательства по внутристрановым перемещениям внешнеторговых грузов, российские регионы, располагающие на своих территориях элементами хорошей внешнеторговой инфраструктурой, обладают возможностями относительного роста объемов экспорта. В качестве примера можно отметить, что размер железнодорожного тарифа на экспортно-импортные грузы при пересечении российской таможенной границы в разы превышает цены на внутренние железнодорожные перевозки, что приводит к решению ряда компаний об учреждении в приграничных регионах Российской Федерации своих «выездных экспортных» филиалов. При этом у предприятий-экспортеров возникает небольшая проблема с возвратом НДС по экспортным поставкам, если они произведены из других российских субъектов федерации.
Заключение
Таким образом, учитывая тенденции расширения международного сотрудничества в связи с присоединением России к ВТО, усилением интеграционных процессов и включением российских регионов в мирохозяйственные связи, необходимо совершенствование механизма статистического учета и мониторинга экспортных поставок по важнейшим товарным группам регионального экспорта.
Источники:
2. Коммерсант. − 2007. − 28 июня. − С. 1.
3. OPIC − Overseas Private Investment Corporation USA − Корпорация зарубежных частных инвестиций США.
4. Линдерт П.Х. Экономика мирохозяйственных связей. − М., 1992.
5. Постановление от 01.08.2000 № 560 «О программе стимулирования создания и развития экспортоориентированных и импортозамещающих производств в Республике Татарстан на период до 2003 года».
6. Внешнеэкономическая деятельность: Сб. науч. тр. − Донецк, 1998. − С. 160; Макогон Ю.В., Кравченко ВЛ., Фомичева Н.В. Внешнеэкономическая деятельность: организация, управление, прогнозирование. − Донецк, 1999. − С. 292.
7. Ведомости. − 2007. − 14 февраля.
8. Фаминский И.П. Проблемы разработки стратегии встраивания России в глобальную экономику / Глобализация: Россия и ВТО. − М., 2005. − С. 42.
Страница обновлена: 23.09.2024 в 00:10:41