Формирование системы регионального стратегического планирования: основные проблемы и пути решения

Шишкина Е.А.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 15 (213), Август 2012
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Шишкина Е.А. Формирование системы регионального стратегического планирования: основные проблемы и пути решения // Российское предпринимательство. – 2012. – Том 13. – № 15. – С. 116-122.

Аннотация:
В статье рассматриваются основные подходы и принципы формирования системы регионального стратегического планирования. Планирование социально-экономического развития Свердловской области анализируется с точки зрения системного подхода. Выявлены основные проблемы формирования системы стратегического планирования региона и предложены направления их решения.

Ключевые слова: стратегическое планирование, Свердловская область, система регионального стратегического планирования, стратегия социально-экономического развития региона, вертикаль стратегического планирования



В настоящее время стратегическое планирование получает распространение на различных уровнях территориальной организации – страна, федеральный округ, регион, муниципальное образование, район. Разработка стратегий развития территорий – это не только требование федерального уровня, но и необходимость, определяемая потребностями самих территорий. Можно говорить о формировании системы стратегического планирования страны, федерального округа, региона. Региональным органам власти принадлежит особая роль при разработке и реализации стратегий социально-экономического развития в связи с дифференциацией регионов России с точки зрения факторов и ресурсов развития.

В стратегии социально-экономического развития должны присутствовать следующие уровни: общенациональный, межрегиональный, региональный, внутрирегиональный.

Система стратегического планирования Свердловской области

Система стратегического планирования должна создавать некий опорный план для развития территорий, увязанный не только с конкретными проектами, но и с перспективными экономическими специализациями развития каждого муниципального образования региона, вытекающими из его конкурентных преимуществ [1].

Структура регионального планирования в Российской Федерации может быть выражена следующим образом:

− стратегия социально-экономического развития региона;

− документы территориального планирования региона;

− среднесрочные и краткосрочные программы социально-экономического развития региона.

Документы стратегического планирования региона призваны увязать между собой во времени и территориально мероприятия, которые осуществляют федеральный центр, федеральные округа, регионы, муниципальные образования в соответствии с отраслевыми стратегиями развития и стратегиями социально-экономического развития (СЭР) субъектов федерации и муниципальных образований [2].

На примере Свердловской области нами рассмотрены особенности, проблемы и перспективы развития системы регионального стратегического планирования СЭР. На рис. представлена структура системы стратегического планирования Свердловской области.

Рис. Система стратегического планирования социально-экономического развития Свердловской области (составлено по [3, 4, 5]).

Image 1

Развитие системы стратегического планирования СЭР определяется тремя элементами: стратегическое планирование, программно-целевое планирование и стратегический контроль. Автором была исследована система стратегического планирования Свердловской области − проведен анализ основных приоритетов и индикаторов долгосрочного развития с точки зрения системного подхода и соответствия стратегическим ориентирам РФ и УФО, определена модель организации стратегического контроля системы планирования СЭР. На основе авторской методики [6] проведена оценка качества 73 стратегий муниципальных образований, входящих в состав Свердловской области. Таким образом, анализ формирования системы стратегического планирования Свердловской области позволяет сделать следующие выводы:

− основными признаками, отличающими систему стратегического планирования экономики региона, являются иерархичность, структурность, сохраняемость проектных значений параметров системы в течение запланированного периода;

− на каждом нижеследующем уровне стратегического планирования конкретизируются решения вышестоящего уровня стратегического планирования;

− стратегическое развитие экономики региона зависит как от стратегических приоритетов развития страны и соответствующего федерального округа, так и муниципальных образований включенных в его состав.

Проблемы стратегического планирования в Свердловской области

В ходе исследования нами было выявлено, что существует ряд проблем, тормозящих развитие стратегического планирования в Свердловской области:

− несоответствие методологии стратегического планирования субъектов различного иерархического уровня, что обусловлено разработкой и принятием стратегий в разное время, с разными целями;

− несогласованность вариантов, сценариев и горизонта долгосрочного развития, что затрудняет преемственность стратегического планирования региона;

− отсутствие механизмов интеграции стратегических документов по вертикали (страна − федеральный округ − регион − муниципальные образования) и горизонтали;

− «размытие» политики в сфере стратегического управления социально-экономическим развитием при переходе от стратегических планов к оперативным задачам и индикаторам их выполнения

− отсутствие методик определения качества содержания стратегических документов;

− отсутствуют нормативно-правовые акты, регулирующие взаимоотношения между уровнями власти в процессе разработки и реализации стратегических документов;

− не предусматривается система стратегического контроля реализации стратегий социально-экономического развития.

Анализ реализации направлений регионального развития показал, что большинством муниципальных образований (более 60%) реализуются не все направления, определенные региональной стратегией, что затрудняет интеграцию стратегических документов по вертикали. Необходимым условием развития системы стратегического планирования региона является актуализация стратегий развития муниципальных образований в связи с утверждением Стратегии социально-экономического развития Уральского федерального округа (УФО) на период до 2020 года и актуализации Стратегии социально-экономического развития Свердловской области. Таким образом, необходимо совершенствование системы долгосрочного планирования и управления на основе современных методов и подходов.

Задачи

Для эффективного функционирования системы регионального стратегического планирования и решения проблем, тормозящих ее развитие, по нашему мнению, необходима реализация следующих принципиальных положений.

1. Приведение в соответствие системы стратегического планирования муниципальных образований с системой Свердловской области и Уральского федерального округа. Необходимо привести в соответствие горизонт планирования и основные показатели социально-экономического развития документов стратегического планирования Свердловской области и муниципальных образований региона в соответствие с РФ и УФО.

2. Формирование механизмов исполнения стратегических планов СЭР.

В рамках существующей системы стратегического планирования СЭР Свердловской области отсутствует механизм реализации стратегических планов. Действующий план мероприятий по реализации Программы СЭР включает в себя мероприятия, которые только на 70,1% связаны с достижением какой-либо стратегической цели. Поэтому необходимо завершить и доработать План действий правительства на среднесрочный период и перечень государственных программ.

3. Повышение управляемости и прозрачности системы стратегического планирования. Показатели и мероприятия документов стратегического планирования должны быть взаимоувязаны, что требует разработки новых документов стратегического планирования региона и внесения изменений в существующие. Также требуется разработка вспомогательных документов (методических рекомендаций) по формированию действий правительства, актуализации стратегий.

Как повысить результативность стратегического планирования?

В целом, в ходе исследования, определено, что повышение результативности стратегического планирования может быть реализовано по следующим направлениям:

1) содержательно:

− расширение числа используемых аналитических инструментов (например, построение матриц БКГ, расчет индексов географической концентрации – EG, GC и т.п.);

− изменение горизонта планирования;

− использование принципов устойчивого развития в стратегическом планировании;

2) методически:

− внедрение прогнозных моделей в практику стратегического планирования (например, построение регрессионных моделей, теории графов и пр.);

− формирование системы мониторинга реализации стратегических документов;

− разработка методических рекомендаций по актуализации стратегических документов муниципального уровня;

3) организационно:

− формирование консультационных центров стратегического планирования на базе научных учреждений и органов власти;

− создание комиссий, состоящих из представителей различного уровня власти, по организации реализации стратегических документов и контролю за ходом реализации;

− разработка механизмов управления реализацией планов;

4) экономически:

− поддержка стратегического планирования муниципальных образований с областного уровня (например, в виде конкурсов);

− организация и проведение региональных конкурсов по финансированию программ и проектов, включенных в стратегические планы муниципальных образований;

5) законодательно:

− принятие нормативно-правовых актов, определяющих принципы формирования вертикали стратегического планирования;

− принятие документов регламентирующих процесс планирования на территории;

6) информационно:

− продвижение стратегических документов через средства массовой информации;

− установление стратегического планирования как элемента системы территориально менеджмента.

Заключение

В заключение отметим, что создание системы территориального планирования − сложная комплексная задача, требующая длительного времени, а также ресурсов и организационных мероприятий. Реализация предложенных направлений повышения результативности стратегического территориального планирования позволит вывести на новый качественный уровень стратегическое планирование в регионе, повысить инвестиционную привлекательность региона, создать условия для развития бизнеса.


Источники:

1. Селиверстов В.Е. Формирование многоуровневой системы стратегического планирования: методология, инструментарий, институты (на примере Сибири) // Регион: экономика и социология. − 2009. – № 2. – С. 207−218.
2. Сурнина Н.М. Методы стратегического анализа и планирования на национальном, региональном и корпоративном уровнях (исследование конкретных ситуаций). − Екатеринбург, 2004.
3. Стратегия долгосрочного социально-экономического развития Свердловской области до 2020 года [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://econom.midural.ru/strategiy/strategy2020.
4. Прогноз социально-экономического развития Свердловской области на 2012−2014 годы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://econom.midural.ru/monitoring/prognoz/591.
5. Ключевые социально-экономические проекты, реализуемые в Свердловской области. − Екатеринбург, 2011. − 44 с.
6. Мальцева Е.А. Система стратегического планирования экономики региона // Материалы Российского экономического конгресса. Научное издание. – М., 2009.

Страница обновлена: 14.07.2024 в 19:04:35