The Problem of Dumping When Evaluating the State and Municipal Property (Case Study of the Sverdlovsk Region)

Natalyya Stepanova, Elena Topal

Journal paper

Russian Journal of Entrepreneurship *
№ 11 / June, 2012
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Citation:

Abstract:
The paper considers the problem of dumping in the evaluation of the state and municipal property in the Sverdlovsk Region which is relevant to the present state of the evaluation services market. The authors draw a conclusion that in order to prevent dumping, it is necessary to radically increase the responsibility of appraisers and to continuously improve their professional level.

Keywords: responsibility, state and municipal property, dumping, evaluation activity, tenders, contract price, Sverdlovsk Region



Ситуация, складывающаяся в настоящее время на рынке оценочных услуг государственной и муниципальной собственности, не может не вызывать беспокойства из-за демпинга. С одной стороны это обусловлено, появлением множества новых оценочных компаний, которые, любыми путями хотят завоевать соответствующий сектор рынка. С другой стороны, действием государственных структур, которые, руководствуясь существующим законодательством, в качестве главного критерия при проведении конкурсов по отбору оценочных фирм определяют низкую цену [2, 9].

По оценкам экспертов, более чем в половине торгов в рамках муниципальных и государственных заказов в сфере аудита и оценки выигрывают компании, которые готовы выполнить контракт за сумму, намного ниже минимальной рыночной цены [10]. Демпинг является тормозом развития здоровых экономических отношений, в которых качество продукции выступает приоритетным звеном. Понимание данной проблемы, осознание ответственности за ее решение и принятие мер по ее устранению всеми участниками рынка есть конструктивный путь построения сбалансированной системы отношений и развития экономики [2]. Вопросы, касающиеся проблемы демпинга в оценке государственной и муниципальной собственности, на сегодня являются актуальными как никогда [1, 4].

Национальным советом по оценочной деятельности РФ разработаны «Минимальные нормативы при планировании оценочных работ в Российской Федерации», где представлены не только минимальные расценки с учетом регионального фактора, но и определены трудозатраты на выполнение оценочных работ по разным видам объектов. Данные минимальные нормативы являются экономически обоснованными и учитывают трудоемкость процесса оценки. Они рассчитываются методом ресурсного моделирования и ежегодно утверждаются Национальным советом [6].

Анализ текущего положения позволил установить ситуацию, складывающуюся в сфере оценочной деятельности в Свердловской области [3, 5]. Авторы статьи проанализировали протоколы котировочных заявок на выполнение заказов, поступающих от государственных и муниципальных структур, по оценке имущества и размещенных в сети интернет за период июнь−сентябрь 2010 г., и представили результаты анализа в табл. [7].

Таблица

Итоги проведения тендеров по оценке государственной и муниципальной собственности в Свердловской области за период июнь−сентябрь 2010 г.

Image 1

О чем говорит снижение цены контрактов?

Как видно из таблицы, диапазон скидок от первоначальной стоимости составляет до 93%, а фактические цены уже ниже предлагаемых минимальных нормативов. Выборочно рассмотрим несколько позиций.

Позиция № 1. Для оценки предлагалось выполнение работ по оценке рыночной стоимости права заключения договоров аренды (г. Артемовский): количество оцениваемых объектов по объявленной котировке – 13 комплексов имущества; сроки исполнения – 14 календарных дней; цена контракта – 85 000 руб.; средняя цена за единицу комплекса имущества – 6539 руб. Предложенная цена контракта – 38 350 руб., средняя цена за единицу по факту – 2950 руб. Оценщик сбрасывает цену на 54,9% от первоначальной стоимости.

Позиция № 3. Для оценки предлагалось определение стоимости объектов недвижимого имущества в целях их страхования и рыночной стоимости имущественного права пользования одним квадратным метром для филиала Федерального государственного учреждения культуры «Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры» по Уральскому федеральному округу (г. Екатеринбург): количество оцениваемых объектов по объявленной котировке – 13 нежилых помещений и зданий; сроки исполнения – 25 календарных дней; цена контракта – 250 000 руб.; средняя цена за единицу нежилого помещения – 19 231 руб. Предложенная цена контракта – 49 900 руб., средняя цена за единицу по факту – 3 838 руб. Оценщик сбрасывает цену на 80,04% от первоначальной стоимости.

Позиция № 6. Для рассмотрения предлагалось выполнение работ по оценке муниципального имущества – комплекса электрических сетей с сооружениями и оборудованием (г. Нижний Тагил): количество оцениваемых объектов по объявленной котировке – 17; сроки исполнения – 14 календарных дней; цена контракта – 30 000 руб.; средняя цена за единицу – 1764,7 руб. Предложенная цена контракта – 7900 руб., средняя цена за единицу по факту – 464,7 руб. Уменьшение стоимости контракта произошло на 73,6% от первоначальной стоимости.

Позиция № 8. Выполнение работ по оценке муниципального недвижимого имущества по адресу ул. Циолковского, 4а для Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации г. Нижний Тагил. Для оценки предлагается один объект – нежилое помещение. Срок исполнения заказа – 4 календарных дня. Первоначальная цена контракта 10 000 руб. Оценщик в лице ООО «Аксерли» (г. Тюмень) сбрасывает цену до 750 руб. за объект, на 93% от первоначальной стоимости контракта.

Возникают вопросы: возможно ли по таким ценам осуществить работу и каково ее качество? Ответ однозначен – нет, невозможно даже с приемлемым качеством. Только минимальные затраты на производство одного отчета по оценке составляют около 700 руб. Ни о какой экономии средств здесь невозможно говорить. Складывается впечатление, что при подготовке отчета как полного достоверного документа оценщику не требуется особых усилий, а снижаемая цена контракта, как правило, снижает степень ответственности оценщика, что в конечной мере не может устраивать участников рынка.

Как решить проблему демпинга?

Выходом может служить иная система аттестации и допуска оценщика на рынок оказываемых услуг, антидемпинговые комиссии, созданные при саморегулируемых организациях оценщиков, дополнительные условия к конкурсной документации [5]. Важно также понимание участниками рынка, что все они являются взаимосвязанными элементами одной экономической системы. Ослабление одного из звеньев приводит к разбалансированному состоянию всей системы. Поэтому всем участникам рынка необходимо осознавать свою ответственность за сложившуюся ситуацию.

Со стороны государственных структур необходимо учитывать опыт, накопленный в других регионах по разрешению данной проблемы. Например, в Санкт-Петербурге при объявлении конкурсов и тендеров на оценочные услуги учитывается не только один критерий – минимальная цена, но и другие характеристики: наличие высокопрофессиональных специалистов, объемы выполняемых работ, репутация и др. По выставленным критериям проводится ранжирование компаний, подавших заявку на конкурс, и выбирается победитель. В Орловской и Саратовской областях в извещении о проведении конкурсов и тендеров, помимо прочих, включается пункт, что «отклоняются заявки, в которых содержатся нереальные цены» [2].

Проблема демпинга в оценке государственной и муниципальной собственности может быть решена, если в ближайшее время будут разрешены в совокупности следующие аспекты:

− постоянное взаимодействие государственных структур с оценочным сообществом;

− невозможность равного доступа на рынок оценочных услуг квалифицированных и низкоквалифицированных оценщиков;

− обоснование и утверждение критериев выбора оценочных компаний на территории Свердловской области;

− установление степени ответственности за достоверный и доказательный документ, который должен представлять отчет оценщика;

− учет интересов других участников рынка в рамках Федеральных законов 159-ФЗ и 94-ФЗ [1];

− возможность регулирования и нормирования цен на рынке оценочных услуг;

− возрастание роли и места саморегулируемых организаций оценщиков в процессе демпинга.

Вывод

Таким образом, для того чтобы не допускать демпинга, необходимо кардинальное повышение ответственности оценщиков за свою работу и постоянное повышение уровня их профессионализма.

[1] Речь идет о Федеральном законе от от 22.07.2008 № 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и Федеральном законе от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». – Прим. ред.


Страница обновлена: 17.05.2025 в 18:05:19