Система показателей оценки сбалансированности бюджетного процесса на предприятии
Скачать PDF | Загрузок: 5
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 4 (202), Февраль 2012
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Цитировать:
Андреева А.А. Система показателей оценки сбалансированности бюджетного процесса на предприятии // Российское предпринимательство. – 2012. – Том 13. – № 4. – С. 80-85.
Аннотация:
В статье предлагается эффективность бюджетного процесса на предприятии оценивать с помощью сбалансированной системы показа-
телей. Авторский подход проиллюстрирован на примере построения сбалансированной системы показателей для ОАО «АвтоВАЗ».
Ключевые слова: сбалансированная система показателей, бюджет, эффективность, стратегическая карта, бюджетный процесс, сбалансированность
В настоящее время одной из самых эффективных технологий управления финансово-хозяйственной деятельностью предприятия является бюджетирование, основная задача которого заключается в повышении эффективности работы предприятия на основании целевой ориентации и координации деятельности всех его подразделений для достижения тактических и стратегических целей, а также обеспечения гибкости и эффективности функционирования экономической системы. Вопросы бюджетирования финансово-хозяйственной деятельности предприятия рассматривали в своих трудах Д. Шим, Д. Сигел [7], Д. Хоуп, Р. Фрейзер [4], О.Н. Волкова [1], В.В. Гамаюнов, В.Е. Хруцкий [5], К.В. Щиборщ [6] и др.
Обобщая подходы к определению сущности бюджетирования [1, 4, 5, 6, 7], под бюджетным процессом будем понимать процесс формирования, согласования, утверждения бюджетов и контроль за их фактическим исполнением, включая анализ и корректировку в случае необходимости.
Концепция сбалансированной системы показателей
Оценка эффективности бюджетного процесса на предприятии сводится к получению сводного анализа и сопоставления плановых и фактических показателей по уровню изменения. Для оценки эффективности необходима разработка системы оценочных показателей, при создании которой следует учитывать те аспекты деятельности, которые они должны отражать, иерархию и взаимосвязь плановых решений по реализации элементов стратегии компании.
Одним из критериев эффективности бюджетного процесса является его сбалансированность, под которой будем понимать согласованность параметров бюджетов по ресурсам, объектам и этапам бюджетирования. Эта сбалансированность призвана обеспечить эффективное достижение оперативных и стратегических целей предприятия.
Таким образом, параметры системы оценочных показателей должны быть, во-первых, связаны с целями стратегии развития предприятия, во-вторых, сбалансированы по объектам и этапам бюджетирования.
В современных условиях одним из эффективных инструментов стратегического управления является концепция сбалансированной системы показателей (ССП), разработанная Р. Капланом и Д. Нортоном, позволяющая обеспечить увязку стратегических целей компании с оперативным управлением для повышения рыночной стоимости компании. ССП трансформирует стратегию компании в систему взаимосвязанных показателей, формализует ее и позволяет перевести на операционный уровень, обеспечивая при этом объективную базу для достоверной оценки эффективности их достижения за счет использования широкого спектра ключевых показателей. Авторами концепции ССП выделяются четыре аспекта – клиенты, финансы, внутренние бизнес-процессы, обучение и рост. При этом финансовые цели выступают ориентирами при определении параметров других проекций.
Целевые показатели и стратегические карты
Рассмотрим использование данного подхода применительно к процессу бюджетирования крупного промышленного комплекса. В табл. 1 (см. ниже) представлен скорректированный перечень целевых показателей для ОАО «АвтоВАЗ». Так, например, для оценки степени развития такого направления как «Финансы» представлены используемые и рекомендуемые нами показатели, на базе которых можно оценить степень устойчивого роста стоимости бизнеса для акционеров и инвесторов. В этом направлении предлагается дополнительно выделить такие важные для корпорации показатели как капитализация, рентабельность собственного капитала, рентабельность активов и т.д., отражающие результативность использования финансовых ресурсов.
Таблица 1
Целевые показатели для ОАО «АвтоВАЗ»
Таблица 2
Фрагмент стратегической карты для направления «Клиенты»
Формирование комплекса целевых показателей и обоснование их количественных оценок в рамках стратегического планирования является базой для разработки текущих бюджетов. Для обеспечения доведения разработанной стратегии до конкретных исполнителей и ее реализации в текущих бюджетах целесообразно использование стратегических карт, разрабатываемых как в целом для компании, так и для отдельных центров ответственности по направлениям. Фрагмент стратегической карты для направления «Клиенты» для исследуемой компании представлен в табл. 2 (см. выше). Стратегическая карта должна разрабатываться так, чтобы зафиксировать все основные параметры направлений деятельности компании. При этом целевые показатели должны быть представлены в количественном выражении в разбивке по времени и виду используемых ресурсов. Разработав корпоративную ССП, необходимо разработать ССП для каждого уровня корпоративной структуры.
Фрагмент процесса распределения ССП для направлений «Финансы» и «Клиенты» представлен в табл. 3 (см. на с. 84). В качестве примера возьмем по одному показателю, отражающего высший уровень управления корпорации.
Таблица 3
Фрагмент процесса распределения сбалансированной системы показателей
Заключение
Таким образом, в работе определен подход к формированию сбалансированных показателей для оценки бюджетного процесса в корпоративной системе. Его практическое использование проиллюстрировано на примере ОАО «АвтоВАЗ». Концепция сбалансированной системы показате-лей, адаптированная для управления бюджетным процессом, позволяет выделить наиболее важные направления развития бизнеса и способствует распространению общей схемы управления стратегическим развитием на ключевые уровни иерархии управления.
Источники:
2. Подольский В.И. Кредитоспособность и платежеспособность // Банковское дело в Москве. – 2011.
3. Недосекин А.О., Максимов О.Б. Новый комплексный показатель оценки финансового состояния предприятия. − 2010.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 19:14:04