Проблемы и тенденции подходов выбора стратегии развития предприятия

Сластенина Д.А.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 9-1 (191), Сентябрь 2011
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
В статье рассматриваются теоретико-методологические вопросы, связанные с реструктуризацией предприятий, необходимость которой диктуется изменением стратегических задач развития бизнеса, в свою очередь вызванных изменениями условий внешней среды.

Ключевые слова: реструктуризация, производственная система, производственная стратегия, проектирование, инвестиции реструктуризацию



Современное состояние науки позволяет вникнуть в сущность процесса реформирования, реструктуризации, и разработать метод оргпроектирования производственной структуры машиностроительного предприятия. Методологическую проблему составляет рациональное сочетание процесса формирования производственной стратегии и процесса реструктуризации в его теоретическом понимании и практическом применении.

Переход на новые методы организации и управления производственной системой (ПС) в машиностроении должен происходить на основе методологии реструктуризации. Под реструктуризацией понимается процесс технологически обоснованных изменений структур производственной системы в соответствии с изменениями характеристик внешней среды. В нашем случае изменение потребностей рынка, изменения характеристик товаров требует разработки в рамках системы целей производственной стратегии и, следовательно, реструктуризации (изменения) структур предприятия.

Реструктуризация и факторы формирования производственной стратегии

Предприятия во всех странах вынуждены постоянно реструктуризироваться, чтобы поддерживать рентабельность в условиях постоянно изменяющегося экономического окружения, технологического развития и конкуренции со стороны других предприятий. В результате такой непрерывной реструктуризации повышается производительность и происходит экономический рост.

Целью процесса реструктуризации является построение на основе предприятия новой компании, либо преобразование имеющейся, так, чтобы она могла ориентироваться на потребности рынка и приносить прибыль.

При реструктуризации необходимо понимать значимость работы компаний по определению и достижению стратегических целей в соответствии с финансовыми возможностями и приоритетами, используя методы и формы реструктуризации. Это возможно только при наличии грамотно разработанной финансовой стратегии, которая воплощается на практике посредством реструктуризации.

Без определения производственной стратегии в переходный период проблемы возникают внезапно, вопреки ожиданиям и не соответствуют прошлой деятельности предприятия.

Главная проблема, требующая реструктуризации – это несоответствие изготовляемого товара-продукта изменившимся потребностям рынка и производства. В этом и состоит основанная задача определения производственной стратегии.

Методология, способы, методы модели реструктуризации производственных систем в машиностроении на сегодняшний день требуют теоретического осмысления и разработки методик формирования производственной стратегии. Вся совокупность факторов, определяющих реструктуризацию ПС, разделяется на внешние и внутренние. Внешние факторы – это: процессы мировой глобализации, государственная политика, система ценностей населения, уровень развития социальных отношений; уровень конкуренции на рынке товара. А значит, важными факторами формирования производственной стратегии будет исследование:

– жизненного цикла каждого изготавливаемого товара;

– этапа жизненного цикла конкретного товара;

– возможностей объединения производства разных товаров на одном предприятии;

– конструктивно-технологической однородности изготавливаемого продукта с тем, чтобы при формировании производственной стратегии и в результате производственной структуры определиться взаимосвязью форм организации производства.

Реструктуризация в свете изменений общественного разделения труда и отношений собственности

Необходимость рассмотрения реструктуризации как проблемы переменной экономики вызвана современной теорией развития общественного разделения труда и отношениями собственности. Состав и структура отношений собственности в мировой экономике постоянно изменяются. Тенденции этих изменений имеют национальную и отраслевую специфику:

– повсеместное развитие процессов интеграции производства. На этой основе осуществляется дальнейшее углубление специализации производства, рост его кооперации; специализация производства в рыночных условиях становится целевой функцией любой организации производства;

– возрастание влияния научно-технического прогресса. C изменением формы собственности на рыночную, предприятия объективно стремятся к пониманию и учету уровня НТП, так как это требование конструктивной борьбы, требование роста масштабов производства;

– необходимость продвижения товара, отвечающего всем современным требованиям рынка. В связи с этим изменение товарных стратегий машинно-строительных предприятий на конъюнктурную и маркетинговую. И здесь же мы должны отметить сокращение числа технологических переделов на реструктуризируемых предприятиях, рост (углубление) специализации производства, рост кооперации производства, подключение услуг аутсорсинга;

– разнообразие ПС (число различных производственных систем данного класса) возрастает;

– распространенность ПС (число однотипных систем) убывает;

– сложность ПС (число элементов и связей между ними) увеличивается;

– устойчивость ПС (способность системы противостоять внешним возмущениям) имеет тенденцию к повышению;

– усиление роли коллективной деятельности в ПС.;

– сокращение общего числа уровней управления производством, за счет упрощения производственной структуры и передачи каких-то функций для исполнения на сторону;

– ограничение иерархических и расширенных сетевых общественных институтов;

– возрастание значение экономической эффективности производственной системы с уменьшением значения комплексности системы;

– необходимо изменение и разнообразие форм собственности, с уменьшением величины комплексности ПС. Поведение нового собственника приватизированных предприятий показывает, что часто приобретение сделано без должного понимания развития бизнеса, без понимания его стратегической долгосрочности и сложности, в надежде на «короткие деньги». В этом случае инвестировать в реструктуризацию предприятия и не хотят, и не умеют. Учитывая значимость личного интереса, знаний, умений и возможностей собственника, при формировании производственной стратегии предприятия нам придется исследовать продукцию предприятия с позиций двух аспектов: товар и продукт. Условно разделяя продукцию на две, казалось бы, единые группы, мы считаем, что товар – это изделие нашего предприятия в процессе реализации и на условиях его реализации принципиальное значение имеют технико-экономические характеристики потребностей рынка. Здесь исследование тенденций развития товара проводится по схеме S-образной кривой [Фостер]. То же самое изделие нашего предприятия в процессе производства мы понимаем как продукт.

Вывод

Продукт объективно связан с товаром, он его часть, возможно, какая-то часть. Поэтому продукт имеет свои отличные технико-организационно-экономические характеристики производства. Продукт формирует производственную структуру предприятия. Поэтому при оргпроектировании производственной структуры мы должны исследовать жизненный цикл продукта и на основании рациональной целесообразности с учетом уже отмеченных интересов собственника формирования «модуль организационного проектирования».


Источники:

1. Антикризисное управление: учебник. – 2-е изд., доп. и перераб. / Под ред. проф. Э.М. Короткова. – М.: ИНФРА-М, 2005. – 620 с. – (Высшее образование).
2. Ершов В.Ф., Воробьева И.В. Менеджмент. Организация управления фирмой (теория и практика). В 3-х частях. Ч.1: Организация производственных систем / Под. Ред. Г.Л. Багиева; ЛВВИСУ. – Л., 1991. – 32 с.
3. Ершов В.Ф., Смирнов Н.П., Юмина О.А. Организация производства цехов машиностроительного предприятия в условиях рынка: учеб. пособие. – СПб.: СПбГИЭУ, 2004. – 96 с.
4. Организация и планирование машиностроительного производства (производственный менеджмент): учебник / К.А. Грачева, М.К. Захарова, Л.А. Одинцова и др.; Под.ред. Ю.В. Скворцова, Л.А. Некрасова. – М.: Высш. Шк., 2003. – 470с.: ил.
5. Мелепенко Г.И. Экономика, организация и планирование производства на предприятии. Учебное пособие для студентов и вузов. 2-е издание, доп. и переработ. – Ростов н/Д: издательский центр «МарТ», 2001. – 544 с.
6. Фатхутдинов Р.А. Производственный менеджмент: учебник. − 2-е изд. – М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел – Синтез», 2000. – 464 с.
7. Казанцев А.К., Серова Л.С. Основы производственного менеджмента: учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2002. – 348 с. – (серия «Высшее образование»).
8. Фатхутдинов Р.А. Организация производства: учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2001. – 255 с. – (Серия «Вопрос-ответ»).
9. Золотогоров В.Г. Организация и планирование производства: практ. пособе. – Мн.: ФУАинформ, 2001 – 528 с.
10. Ершов В.Ф. Реструктуризация производственных систем в машиностроении. – СПб.: СПбГИЭУ, 2002. – 215 с.

Страница обновлена: 22.01.2024 в 19:38:55