Институциональные преобразования в аграрной сфере России
Скачать PDF | Загрузок: 4
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 7-2 (188), Июль 2011
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
В статье проблемы глобальной продовольственной безопасности рассматриваются в контексте возможностей использования земельных ресурсов Российской Федерации в сельскохозяйственных целях. Возможен ли прорыв в аграрной сфере нашей страны? По мнению автора, необходимым условием для этого являются серьезные институциональные преобразования, которые должны стать объективными предпосылками технологической модернизации отечественного аграрного производства.
Ключевые слова: продовольственная проблема, земельная реформа, институт частной собственности, формальные и неформальные институты, модернизация аграрной сферы, формы хозяйствования в аграрной сфере экономики
В современных условиях обострения мировой продовольственной проблемы, когда при ежегодном приросте населения в мире на 80 млн. человек голодает каждый шестой, наблюдается процесс сокращения сельскохозяйственных угодий для производства продовольствия из-за переориентирования части земель на производство биотоплива. И на фоне общей неэластичности земельных ресурсов наблюдается усиление конкурентной борьбы за мировые рынки продовольствия и за сельскохозяйственные земли [4].
В отдельных регионах мира имеют место факты поглощения земельных ресурсов в больших объемах, хотя официальная статистика об этом умалчивает. Основными покупателями при этом выступают такие страны, как Китай, Южная Корея, Саудовская Аравия, Индия, наиболее остро ощущающие дефицит земель сельскохозяйственного назначения. Объектами их интереса стали, в частности, земельные ресурсы на африканском континенте, где, как легитимными, так и нелегитимными способами уже поглощено порядка 50 млн. га, что примерно равняется площади Франции, Испании, Германии вместе взятых [1].
Россия также становится объектом интереса к земельным ресурсам, например, у Швеции на севере и у Южной Кореи на юго-востоке нашей страны. Анализ данной информации позволяет сделать вывод, что инвестиционная привлекательность и указанные выше факты поглощения земельных ресурсов являются серьезными вызовами для отечественной экономики, в целом, и для аграрного сектора, в частности, и требуют особого внимания и поиска взвешенных и адекватных ответов на эти вызовы.
Кроме того, на российский регион с более чем 160 млн. га сельскохозяйственных угодий возлагает большие надежды ФАО (Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН) и рассматривает его, как один из перспективных для решения мировой проблемы продовольственной безопасности. По расчетам специалистов ФАО и ЕБРР (Европейский банк реконструкции и развития), только в Казахстане, России и Украине примерно 13 млн гектаров земли можно превратить в сельскохозяйственные угодья без какой-либо значительной нагрузки на окружающую среду.
Институциональные преобразования
Однако без серьезных институциональных преобразований, оптимистичные прогнозы не вполне обоснованы. Так, например, за период 1990–2006 годов площадь пашни в стране сократилась на 29,6 млн га, а в восьми регионах Российской Федерации – больше чем на 1 млн га [8]. При этом средняя урожайность по стране немного более 20 ц с га, в то время как в США – 30 ц с га, а в Европе – 50 ц с га. По мнению первого вицепрезидента ЕБРР (Европейский банк рекон струкции и развития) Варела Фри мана, «быстрый возврат средств можно осуществить на уровне фермерских хозяйств путем инвестирования в технологии и управление, поскольку эти страны (Россия, Казахстан, Украина – прим. автора) обладают более качественной землей по сравнению со многими основными производителями зерна, однако их урожайность остается на низком уровне и не стабильна. Ключевым фактором является инвестирование, и то, каким образом используются инвестируемые средства» [4]. Однако «прорыв» в аграрной сфере более реален при институциональной модернизации, при создании соответствующей институциональной среды, необходимой для эффективного ведения хозяйствования в аграрной сфере на основе стратегии общей модернизации в аграрном секторе. Только в том случае, когда эффективно работают все формы хозяйствования с использованием высокопроизводительной техники, энергосберегающих технологий, а высококвалифицированные специалисты обеспечивают высокую производительность труда, возможно создание конкурентоспособного аграрного сектора экономики.
Однако важно понимать, что модернизация институтов – это вопрос не двухтрех лет, что этот процесс достаточно длительный и непростой, поскольку он охватывает системные изменения всех институтов, включая экономические, политические, социальные. Вместе с тем, необходимо учитывать и технологические особенности аграрного воспроизводства при определении стратегии и тактики модернизации в этом секторе экономики на любом территориальном или организационном уровнях. Отечественные исследователи аграрной сферы экономики Милосердова В.В. и Милосердова К.В. на этот вопрос отвечают так: «Стабилизация и оживление в сельском хозяйстве будет проходить со значительным отставанием от других отраслей, так как основные составляющие отрасли – почвенное плодородие, генетический потенциал животных, семеноводство, мелиорация, технический потенциал – не поддаются трансформации, требуют на свое восстановление многие годы, если не десятилетия» [2].
Старые и новые формальныеинституты в аграрном секторе
Специфика институциональной модернизации аграрной экономики России проявляется также в наложении процессов рыночной трансформации национальной экономики на ее ускоренную интеграцию в глобализирующееся мировое хозяйство и необходимость ускоренного ответа на вызовы мировой продовольственной проблемы. Вполне обоснованный интерес к российскому региону в условиях обострения мировой проблемы продовольственной безопасности в последние годы наблюдается еще у одной международной организации – Oxfam (Оксфам, независимая международная благотворительная организация по продовольственной безопасности), которая в настоящее время достаточно активно работает в России и изучает российский аграрный рынок, его проблемы, особенности и потенциальные ресурсы [5].
На конференции Оксфама, проходившей в Москве в апреле 2011 года, в рамках технологии открытого пространства участники и эксперты по продовольственной проблеме предприняли серьезный практический шаг вперед по вопросам определения круга наиболее значимых проблем продовольственной безопасности для отечественной экономики и поиска практических рекомендаций по их решению. Одна из основных особенностей этого мероприятия заключалась в обосновании важности при создании конкурентоспособного отечественного аграрного сектора экономики смещения акцентов в сторону создания и развития неформальных институтов, которые наряду с формальными институтами рыночной экономики могут способствовать выходу отечественного аграрного сектора на качественно новый уровень.
Важно учитывать также, что в механизме институциональной модернизации аграрного сектора отечественной экономики сочетаются два альтернативных варианта: трансформация старых неформальных институтов в новые формальные (и обратно) и адаптация старых формальных норм к новым неформальным (и обратно), что является существенным отличием от западных экономик [12].
В институциональной структуре отечественного аграрного сектора наблюдается одновременное существование исторически сложившихся навыков самостоятельного предпринимательского хозяйствования на земле, которые сохранились в неформальной экономике личных подсобных хозяйств населения, способных при определенных институциональных условиях трансформироваться в фермерские хозяйства с минимальными внутренними издержками.
А с другой стороны, важно создание качественно новых формальных институтов:
– государственных органов и учреждений, которые осуществляют ведение земельного кадастра, закупочные и товарные интервенции, мониторинг цен на продовольственных рынках, контрольные службы – ветеринарного, эпидемиологического надзора и др.;
– новых организационных форм хозяйствования;
– банковских, страховых и других финансовых организаций, обслуживающих аграрную сферу, и др.
Несовершенство же формальных институтов рыночной экономики в теории и на практике привело к тому, что первоначальные цели аграрной реформы, в частности, по созданию крестьянских (фермерских) хозяйств, как института предпринимательства в аграрной сфере в качестве альтернативы крупных организационных форм дорыночного периода, не были достигнуты [3].
В России из 25 тысяч сельскохозяйственных предприятий на современном технологическом уровне работает не более 1% [9].
Условия эффективного развития аграрного сектора
За годы реформ, по данным официальной статистики, количество тракторов и комбайнов сократилось почти в 4 раза, а нагрузка пашни на одну единицу техники наоборот возросла более чем в 2 раза: с 92 га пашни на один трактор с 1992 года до 226 га в 2009 году. Аналогичные общие тенденции и с другой техникой, используемой в аграрном секторе экономики [7]. В подобных условиях сложно строить оптимистичные прогнозы о количественных показателях роста производительности в аграрной сфере, поскольку технологическое обновление невозможно без нормализации ситуации на предприятиях сельско-хозяйственного машиностроения, их ускоренной модернизации на основе новейших научных достижений. Только на платформе полного технического оснащения возможен переход от трудоемкого характера производства в аграрной сфере к высокотехнологичному, и тогда, «чтобы иметь при 140 млн. населения сильное сельское хозяйство, будет достаточно, чтобы в нем были заняты 4–5 млн человек» [11].
Общими условиями эффективного развития аграрного сектора экономики являются:
– технологическое переоснащение хозяйств всего агропромышленного комплекса;
– внедрение энерго- и ресурсосберегающих технологий производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции;
– воспроизводство плодородия почв, предотвращение всех видов их деградации;
– создание современной системы информационного и инфраструктурного обеспечения инновационной деятельности в аграрном секторе экономики;
– внедрение доступных систем страхования сельхозпроизводителей;
– усиление роли государственных организаций в активизации инновационной деятельности;
– разработка региональных и муниципальных инновационных программ развития и т.д.
Проблемы института частной собственности
Но все же главные ограничения современной стратегии модернизации в отечественном аграрном секторе следует выявлять в несовершенстве одного из основных формальных институтов – института частной собственности [3].
Адекватное законодательное оформление прав собственности и механизм ее реализации можно рассматривать в равной степени значимости вместе с технологией в качестве основополагающих факторов модернизации, поскольку оно создает условия для многообразия форм хозяйствования и создания конкурентной среды.
Практика же хозяйствования за годы рыночных реформ свидетельствует о том, что сам факт частной собственности не решает проблемы повышения эффективности и роста производительности в аграрной сфере экономики. Институциональная модернизация предполагает изменение правил поведения экономических агентов, задекларированных и четко прописанных в соответствующих документах, стратегиях, концепциях, которые являются составляющими механизма реализации прав собственности. В связи с этим серьезное значение приобретает активное включение государства в формирование и реализацию стратегии институциональной модернизацию.
Становление и развитие адекватных к изменяющимся рыночным условиям государственных институтов следует рассматривать в качестве приоритетного фактора по восстановлению производственного потенциала и финансовой устойчивости производства в аграрной сфере, по созданию равных условий для разных форм хозяйствования, разработки адаптированных региональных стратегий институциональной модернизации аграрной сферы экономики.
Заключение
Таким образом, для достижения устойчивого развития аграрного сектора необходимо разработка стратегии и тактики модернизации общей системы формальных и неформальных институтов, как на уровне национальной экономики, так и на уровне отдельных регионов. Опыт рыночной трансформации аграрной сферы России показывает, что объективными предпосылками технологической модернизации аграрного производства выступает, прежде всего, институциональная модернизация, обеспечивающая формальные и неформальные институциональные изменения, которые в свою очередь, детерминируют технологическую и социальную модернизацию аграрной сферы.
Источники:
2. Милосердов В., Милосердов К. Аграр ная политика России – XX век. – М., 2002. – 544 c.
3. Максимова Т.П. Развитие инновационной деятельности в аграрном секторе экономики: актуальность, особенности и пути решения проблемы // Экономика, статистика, информатика. Вестник УМО. – 2010. – №6. – с.82–87.
4. Продовольственная и сельскохо-зяйственная организация ООН (ФАО): официальный сайт [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.fao.org.
5. Оксфам – незавизимая международная благотворительная организация: официальный сайт [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.oxfamblogs.org/russia.
6. Министерство сельского хозяйства: официальный сайт [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.mcx.ru.
7. Федеральная служба государственной статистики: официальный сайт [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gks.ru.
8. Финансовая аналитика [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.finanal.ru.
9. Материалы XII Международной науч ной конференции по проблемам развития экономики и общества [Элект рон ный ресурс]. – Режим доступа: http://www.hse.ru.
10. Институт Аграрных проблем РАН Ермолова О.В. Институциональные факторы инновационного развития агропромышленного комплекса [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.iagpran.ru.
11. Ясин Е.Г. Зерно может на время заменить нам нефть, дата обращения [Электронный ресурс]. – Режим досутпа: http://kp.ru.
12. БочковА.А. Стратегия институциональной модернизации аграрной сферы: факторы, направления, механизмы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.referun.com.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 18:57:12