Методический инструментарий оценки эффективности бизнес-процессов технологического обеспечения производства в нефтегазовой промышленности

Колесова С.Б.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 7-2 (188), Июль 2011
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Колесова С.Б. Методический инструментарий оценки эффективности бизнес-процессов технологического обеспечения производства в нефтегазовой промышленности // Российское предпринимательство. – 2011. – Том 12. – № 7. – С. 96-100.

Аннотация:
В статье представлены результаты исследования показателей эффективности организации бизнес-процессов технологического обеспечения производства в нефтегазовой промышленности. Выведен интегральный коэффициент, который позволяет осуществлять оперативное календарное планирование и принимать управленческие решения.

Ключевые слова: бизнес-процесс, нефтегазовая промышленность, эффективность, интегральный коэффициент

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Совершенствование системы управления организациями в новых для России рыночных условиях предъявляет повышенные требования к управлению эффективностью развития бизнес-процессов на предприятиях нефтегазовой промышленности. От правильного выбора стратегии управления бизнес-процессами во многом зависит конкурентоспособность предприятий.

Оценка эффективности организации бизнес-процессов – это составная часть общего процесса управления хозяйственной деятельностью.

Она представляет собой логическое следствие реализации основных функций управления бизнесом в хозяйственной сфере – прогнозирования, планирования, организации, контроля, регулирования и распорядительства. В то же время оценка выступает составным элементом функции контроллинга в системе функций управления.

В связи с этим очевидна актуальность исследования вопросов оценки эффективности бизнес-процессов в сфере управленческой деятельности по развитию организаций промышленного сервиса на нефтегазовых предприятиях для обеспечения конкурентоспособности и эффективности рыночных отношений.

Все показатели эффективности бизнес-процессов можно разделить на три больших группы [1]:

1) показатели качества продукции и удовлетворенности потребителя (удельный вес простоев скважин в ожидании услуги);

2) организационно-технические показатели (коэффициент использования парка, уровень специализации парка, обеспеченность предприятия ресурсами, количество видов технологических услуг, время выполнения процесса, цикл, производительность и т.п.);

3) экономические показатели (рентабельность затрат, стоимость отдельных операций и процесса в целом, удельные затраты на единицу продукции, затраты на качество и т.п.).

Показатели качества бизнес-процессов по обеспечению добычи нефти

Для оценки эффективности бизнес-процессов транспортно-технологического обеспечения производства были исследованы следующие показатели:

– рентабельность затрат (З);

– использование мощности предприятия, для управления технологического транспорта – использования парка автотранспорта (ИП);

– удельный вес простоев скважин в ожидании услуг предприятия ТОП нефтегазовой промышленности (Пр).

Рентабельность затрат вычисляется по формуле:

КЗ = (В – З) / З , (1)

где

В – выручка от предоставления технологических услуг;

З – полные затраты на производственные услуги.

Коэффициент использования мощности предприятия, например, для предприятия технологического транспорта, коэффициент использования парка (КИП) подвижного состава – доля времени нахождения средств транспорта в эксплуатации (Qраб.) в общем времени нахождения в распоряжении хозяйства (Qхоз.).

КИП = Qраб./ Qхоз. (2)

Следующий показатель качества бизнес-процессов технологического обеспечения добычи нефти – удельный вес простоев скважин в ожидании услуги технологического обеспечения (КПр) – это отношение времени простоя скважины в ожидании обслуживания (Тпр.скв) ко всему периоду работы скважины (Траб.скв.).

КПр = 1-Тпр.скв.раб.скв. (3)

Выбранные показатели дают возможность оценки бизнес-процессов транспортно-технологического предприятия со стороны клиента (показатель качества), с другой – способности предприятия успешно конкурировать на рынке промышленного сервиса на нефтегазовых предприятиях за счет своих ресурсов и организации работы (рентабельность затрат, использование мощности предприятия).

Критерии эффективности бизнес-процессов

Исследуя значения коэффициентов данных показателей по четырем предприятиям технологического обеспечения производства нефтегазодобывающей отрасли за четыре года, было замечено:

1) имеется сильная тенденция данных группироваться вокруг центра;

2) положительные и отрицательные отклонения от центра равновероятны;

3) частота отклонений быстро падает, когда отклонения от центра становятся большими.

Наблюдения позволяют предположить, что статистика значений коэффициентов данных показателей имеет нормальное распределение, что и подтвердилось критерием согласия Пирсона (χ2) [3].

Для оперативной оценки эффективности бизнес-процессов по исследуемым показателям достаточно разбить значения коэффициентов показателей на три части: низкие, средние и высокие. Используем правило трех сигм (3σ) [4] – практически все значения (99,7%) нормально распределенной случайной величины лежат в интервале [μ -3σ; μ +3σ], 68% значений нормально распределенной случайной величины лежат в интервале [μ -σ; μ +σ]. Все значения коффициентов показателей из интервала [μ -σ; μ +σ] образуют группу, которые определяют среднюю эффективности бизнес-процессов по организационно-экономическим показателям технологического обеспечения производства.

В табл. 1 (см. на с. 98) представлены следующие критерии эффективности бизнес-процессов по исследуемым показателям.

Для оперативного принятия решений выведен интегральный показатель эффективности рассматриваемых бизнес-процессов:

Ки = 0,32КИП + 0,54КЗ + 0,14КПр , (4)

где коэффициенты значимости соответствующих организационно-экономических показателей были получены с помощью метода индивидуальной разовой экспертной оценки [2].

В табл. 2 (см. на с. 99) представлены критерии эффективности бизнес-процессов по интегральному показателю.

Заключение

Приведенные результаты исследования позволяют принимать управленческие решения и осуществлять оперативное календарное планирование.

Интегральный коэффициент необходим для анализа и принятия решений по выбору бизнес-процессов по предоставлению услуг с учетом сезонности или фактора времени. На внешнем рынке расчеты интегрального коэффициента позволяют осуществлять стратегическое планирование.


Источники:

1. Елиферов В.Г., Репин В.В. Бизнес-процессы: регламентация и управление: учебник. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 319 с.
2. Макаров В.М. Производственный менеджмент. Методы и модели обоснования управленческих решений: практикум. – СПб.: Изд-во СПбГПУ, 2003. – 39 с.
3. Орлов А.И. Прикладная статистика: учебник. – М.: Экзамен, 2004. – 656 с.
4. Учебник по программе STATISTICA [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.hr-portal.ru/statistica/index.php.

Страница обновлена: 29.03.2024 в 16:30:31