Physical Education and Sports: Economic Management at the Regional Level

Sergey Busarev

Journal paper

Russian Journal of Entrepreneurship *
№ 6-2 / June, 2011
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Citation:

Abstract:
The author proposes to analyze the economic methods of management in the sphere of physical education and sport at the regional level in the context of the cyclicality of the economic system.

Keywords: economic cycle, state policy, physical education and sport, regional budget



Невозможность полного устранения объективного процесса циклических колебаний должна стимулировать поиск и постоянное совершенствование методов и форм регулирования данного процесса. Управление циклическим развитием как экономической системы в целом, так и сферы физической культуры и спорта (далее ФКС) должно осуществляться на разных уровнях хозяйствования, что обеспечивает синергетический эффект. Проведем анализ бюджетного регулирования сферы ФКС на региональном уровне, выявим характерные тенденции и дадим рекомендации, исходя из правил антициклической политики. Для оценки степени учета изменений экономической конъюнктуры при проведении расходной политики проведем анализ представленных графиков.

Динамика финансирования физкультуры и спорта из бюджета Псковской области

Обратимся к графику, представленному на рис. 1 (с. 182). На протяжении анализируемого периода можно наблюдать неравномерную динамику финансирования ФКС из регионального бюджета Псковской области. В 2006 году зафиксировано незначительное снижение в объемах выделяемых средств. Относительная неравномерность зафиксирована в 2007 и в 2010 годах. В 2011 году финансирование сферы выросло в 4,6 раза. Такой значительный рост объясняется изменениями в бюджетном законодательстве. В плановом периоде наблюдается постепенное снижение в объемах выделяемых средств.

Рис. 1. Динамика финансирования сферы ФКС из областного бюджетаПсковской области (2005–2013 гг.) [2]на фоне динамики ВВП (2005–2013 гг.) [4,5]

В относительных суммах в 2007 году по отношению к 2006 году финансирование возросло на 194,2% (то есть почти в три раза), в 2008 – на 47,7%, в 2009 – на 10,9%, в 2010 – на 58,3%, в 2011 – на 355,6% по отношению к предыдущему периоду. В 2012 и 2013 годы запланировано снижение расходов на 10,9% и 25,5% соответственно.

Резкое увеличение расходов в 2007 году произошло за счет ЦС «Непрограммные инвестиции в основные фонды», так как в 2006 году расходы по данной ЦС предусмотрены не были. В 2009 году расходы возросли за счет ЦС «Областная долгосрочная целевая программа "Развитие физической культуры и спорта Псковской области на 2009–2011 годы"». В 2010 году расходы увеличились за счет ЦС «Бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства государственной собственности субъектов Российской Федерации».

В 2011 году рост наблюдается как по текущим, так и по капитальным расходам, в том числе в рамках областных целевых программ: «Развитие физической культуры и спорта в Псковской области на 2009–2013 годы», «Дети-инвалиды на 2011–2015 годы», «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту в Псковской области на 2010–2014 годы».

Также значительное увеличение наблюдается по ЦС «Обеспечение деятельности подведомственных учреждений».

При соотнесении динамики финансирования ФКС с темпами роста ВВП становится очевидным, что до 2008 года включительно динамика рассматриваемых показателей была положительной. В 2009 году динамика ВВП становится отрицательной, в то время как финансирование отрасли продолжает увеличиваться. В 2010 году динамика ВВП вновь становится положительной и по темпу роста приближается к финансированию отрасли.

Динамика финансирования физкультуры и спорта из бюджета Ленинградской области Проведем анализ финансирования ФКС из регионального бюджета Ленинградской области (см. рис. 2 на с. 184).

Анализ динамики финансирования отрасли из областного бюджета показал, что значительный рост расходов произошел в 2007 году, когда расходы выросли почти в 3 раза по отношению к предыдущему периоду. В 2008 году по отношению к 2007 году расходы выросли почти в 7 раз, что в значительной мере обусловлено изменениями в бюджетной классификации. Затем в 2009 году наблюдается сокращение расходов на 8,4%.

Для 2011 года характерен резкий скачок в финансировании сферы, которое увеличивается более чем в два раза. Это объясняется как абсолютным увеличением в объемах выделяемых средств, так и существенными изменениями в бюджетном законодательстве. В 2012 году (плановый период) наблюдается сокращение расходов до уровня 2010 года. В 2013 году запланирован незначительный рост на уровне 0,2%.

В 2007 году наблюдался значительный рост текущих расходов по ЦС «Физкультурно-оздоровительная работа и спортивные мероприятия» с 505 тыс. руб. до 8724 тыс. руб. Также возникли расходы по ЦС «Непрограммные инвестиции в основные фонды» в размере 1000 тыс. руб.

В 2008 году примерно в равных долях увеличились капитальные и текущие расходы. По ЦС «Бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства, не включенные в целевые программы» расходы возросли с 1000 тыс. руб. до 50000 тыс. руб. По ЦС «Региональная целевая программа "Развитие физической культуры и спорта в Ленинградской области на 2005–2010 годы"» расходы составили 56 469 тыс. руб.

В 2009 году изменилась структура расходов: исчезла ЦС «Бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства, не включенные в целевые программы», что компенсировалось ростом текущих затрат по ЦС «Региональные целевые программы» с 56 469 тыс. руб. в 2008 году до 99 234 тыс. руб. в 2009 году. В 2010 году капитальные расходы увеличились преимущественно за счет ЦС «Бюджетные инвестиции» в рамках подпрограммы «Развитие футбола в Российской Федерации на 2008–2015 годы».

В 2011 году рост финансирования произошел как за счет текущих, так и за счет капитальных расходов. Капитальные расходы увеличились в рамках реализации долгосрочных целевых программ: «Социальное развитие села на 2009–2012 годы» (на 55 116 тыс. руб.), «Развитие объектов физической культуры и спорта в Ленинградской области на 2009–2011 годы» (на 108 318 тыс. руб.). В бюджетах на плановый период расходы по этим целевым статьям не предусмотрены.

Рис. 2. Динамика финансирования сферы ФКС из областного бюджетаЛенинградской области (2005–2013 гг.) [1]на фоне динамики ВВП (2005–2013 гг.)

Динамика финансирования физкультуры и спорта из бюджета Санкт-Петербурга

Проведем анализ финансирования ФКС из регионального бюджета Санкт-Петербурга (см. рис. 3 на с. 185).

Анализ динамики финансирования сферы показал, что в 2008 году расходы возросли почти в 9,5 раз, что в значительной мере объясняется изменениями в бюджетном законодательстве. До 2010 года наблюдалась тенденция постепенного снижения объемов финансирования из регионального бюджета. В 2011 году зафиксирован рост на уровне 19,7% по отношению к 2010 году. В 2012 году запланировано сокращение расходов на 56%. Данная тенденция наблюдается и в 2013 году (плановый период), в котором плановые расходы сократились на 29% по отношению к 2012 году.

В 2008 году расходы возросли за счет капитальных расходов, которые составляют более 80% всех расходов. В 2009 году отмечалось снижение как текущих, так и капитальных расходов. В 2010 году сокращение произошло за счет капитальных расходов, при этом зафиксирован незначительный рост текущих расходов. В 2011 году наблюдается незначительный рост капитальных расходов, и более чем в 2 раза возросли текущие расходы. В 2012 году запланировано снижение бюджетных инвестиций на физкультуру и спорт более чем в 3 раза. В 2013 данная тенденция продолжается и бюджетные инвестиции будут сокращены более чем в 2 раза.

Рис. 3. Динамика финансирования сферы ФКС из бюджета Санкт-Петербурга(2005–2013 гг.) [3] на фоне динамики ВВП (2005–2013 гг.)

Оценка расходной политики на региональном уровне

Давая оценку расходной политике в сфере ФКС на региональном уровне, необходимо выделить следующие аспекты:

– динамику финансирования сферы ФКС можно охарактеризовать как неравномерную;

– до 2008 года (фаза подъема) включительно в представленных регионах наблюдается положительная динамика в расходной политике. Тренд динамики финансирования сферы совпадает с трендом динамики ВВП, что противоречит методологическим положениям антициклического регулирования. Выявленная тенденция способствует увеличению амплитуды циклических колебаний;

– в 2009 и 2010 годах (фаза кризиса) наблюдается сокращение объемов государственной поддержки сферы из бюджета Санкт-Петербурга, что, на наш взгляд, противоречит правилам антициклического регулирования. В Псковской и Ленинградской областях наблюдается рост расходов, что, как мы считаем, положительно влияет на экономические условия, как в самой сфере ФКС, так и на экономику страны в целом;

– на 2012 и 2013 годы запланировано снижение расходов в бюджетах рассмотренных регионов, что не способствует сглаживанию циклических колебаний как в самой сфере, так и в экономике в целом.

Заключение

Обобщая выявленные тенденции в финансировании сферы на региональном уровне, можно предположить, что при формировании расходной политики рекомендации и правила антициклического регулирования не принимаются во внимание.

На наш взгляд, в неблагоприятные периоды действие бюджетного регулятора должно быть направлено на поддержку сферы ФКС путем дополнительного финансирования, в положительные периоды конъюнктуры – на аккумулирование бюджетных поступлений. Необходимо отметить, что пути стабилизации экономической системы и демпфирования циклических колебаний должны быть сбалансированы между рыночными саморегуляторами и государственным вмешательством через регулирование и планирование, в том числе бюджетное. Все вышесказанное достигается регулярным мониторингом экономической конъюнктуры и высоким уровнем компетенции управленцев.


Страница обновлена: 12.04.2025 в 04:46:46