Характеристика модели совершенствования управления изменениями структуры государственного капитала в условиях экономической глобализации
Скачать PDF | Загрузок: 5
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 4-2 (182), Апрель 2011
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Цитировать:
Маргасов Д.В. Характеристика модели совершенствования управления изменениями структуры государственного капитала в условиях экономической глобализации // Российское предпринимательство. – 2011. – Том 12. – № 4. – С. 174-179.
Аннотация:
В статье рассматриваются особенности управления госимуществом в Нижегородской области. Его эффективное использование должно быть направлено на решение социально-экономических проблем в условиях глобализации экономики.
Ключевые слова: государственная собственность, интересы государства, приватизированные предприятия, социально-экономические потребности, управление госимуществом, реализация госимущества
В современных условиях развития России необходима модель, основанная на концепции поиска равновесия между социально-экономическими потребностями общества в целом и интересами государственного и частного секторов.
Важно определить стимулы и мотивации экономического и социального развития страны, источники и механизмы общественного воспроизводства, учесть современное состояние экономики. Все указанные параметры в совокупности должны быть направлены на поиск общих фундаментальных условий эффективности ее функционирования.
Интересы частного сектора выражаются с учетом возможностей государства, необходимости его участия в этом процессе.
Реализация модели возможна в определенный момент времени, когда достигаются интересы сторон, что выражается в совпадении уровня спроса и предложения. В конечном счете, произойдет качественное и количественное совершенствование воспроизводственного процесса, а, следовательно, и отношений собственности с учетом интересов государства.
Практика показывает, что основным источником доходов от управления федеральной собственностью стала продажа пакетов акций АО и государственного имущества. При этом доходы от аренды принесли в федеральный бюджет лишь небольшие средства. Такое соотношение доходных источников управления государственной собственностью крайне ненормально. К тому же большинство приватизированных предприятий стали работать хуже.
Нередко новые хозяева больше заинтересованы в распродаже ликвидной собственности, чем в повышении эффективности управления ею.
В результате государство лишается не только рычагов воздействия на эти ключевые сферы для экономики страны, но и потенциальных источников пополнения бюджета.
Ситуация в Нижегородской области
По состоянию на 1 января 2011 г. в Нижегородской области действуют 622 договора аренды нежилых помещений на общую площадь более 125,5 тысяч кв.м. За 2010 год проведено 37 аукционов на право заключения договоров аренды, в результате для субъектов малого предпринимательства в арендное пользование сдано более 5 тыс. кв.м. площадей.
В области стимулирование инвестиционной и инновационной деятельности.
При непосредственном участии Мингосимущества решались вопросы по созданию «ИТ-парк Анкудиновка», развитию площадки в Сатисе, завершению строительства «Города мастеров» в Городце и др.
В рамках реализации инвестпроекта по строительству парогазовой ТЭЦ в Кстовском районе, с. Федяково проведены работы по межеванию и постановке на государственный кадастровый учет трех земельных участков общей площадью 60,2 га. В 2010 году два участка общей площадью 22,9 га проданы инвестору, участок 37,3 га будет реализован в 2011 году.
В 2010 году из состава земель сельхозназначения сформирован и предоставлен земельный участок в Городецком районе для создания межрайонного полигона бытовых отходов.
Министерством приняты на рассмотрение 1,5 тыс. заявок и заключено 1048 договоров аренды и дополнительных соглашений, в том числе 180 – под новое строительство, а также несколько десятков договоров безвозмездного, постоянного бессрочного и срочного пользования, 27 соглашений об использовании земельных участков под летние кафе.
За 2010 год проведено около 2 тысяч проверок земельных участков и объектов недвижимости, в том числе для решения инвестиционных задач. Принято 252 распоряжения о переводе земельных участков из одной категории в другую. Заключено 180 договоров аренды земельных участков под строительство.
В соответствии с Программой приватизации на 2010 год в результате реализации государственного имущества получен доход в сумме 129,78 млн руб.
В залоговый фонд Нижегородской области включены объекты казны общей рыночной стоимостью 667,85 млн рублей. В течение 2010 года практически все объекты были задействованы в залоговых сделках (объекты общей стоимостью 561,49 млн рублей включены в договоры залога, в стадии заключения находятся еще три договора залога с общей стоимостью имущества 95,6 млн рублей). (3)
Управление муниципальной собственностью
Министерством подготовлен Закон Нижегородской области от 04.08.2010 № 127-З «О бесплатном предоставлении в собственность отдельным категориям граждан земельных участков для индивидуального жилищного строительства на территории Нижегородской области». В закон внесены изменения, предусматривающие предоставление земельных участков для индивидуального жилищного строительства гражданам, пострадавшим в результате природных пожаров.
Таким образом, мы наблюдаем инвестиционную составляющую, происходит процесс разграничения различных видов собственности и законодательное регулирование данных процессов.
Законом «Об областном бюджете на 2010 год» годовой объем доходов был установлен в размере 797,8 млн руб. По итогам года годовой план по перечислению доходов от управления государственной собственностью выполнен на 117% (933,1 млн. рублей) [2].
Во многом благодаря выверенной финансовой политике в 2010 году Нижегородская область демонстрирует рост среди субъектов Приволжского федерального округа.
Для развития структуры государственного имущества в регионах имеется резерв по повышению эффективности управления муниципальной собственностью. В частности отсутствует система формализованных критериев для сохранения муниципальных предприятий с долей муниципального образования в уставных капиталах организаций. Кроме того, на региональных уровнях фактически не проводится оценка отдельных результатов деятельности муниципальных предприятий и организаций, доли уставного капитала в которых принадлежат муниципальному образованию, в сравнении с результатами деятельности частных предприятий. Отсутствует формализованный порядок предоставления отчетности о деятельности и кредиторской задолженности муниципальных предприятий и организаций.
Муниципальные и частные предприятия
Для дальнейшего развития структуры государственного имущества в регионах необходимо осуществлять информирование.
Первоначально необходимо осуществить оценку результатов деятельности муниципальных предприятий и организаций, доли уставного капитала, в которых принадлежат муниципальному образованию. При этом оценку необходимо проводить в сравнении с результатами деятельности частных предприятий. На основе материалов оценки должны быть разработаны:
– порядок предоставления отчетности о деятельности и кредиторской задолженности муниципальных предприятий и организаций, доли уставного капитала, в которых принадлежат муниципальному образованию;
– система критериев для сохранения муниципальных предприятий и долей муниципального образования в уставных капиталах организаций.
Система критериев для сохранения муниципальных предприятий и организаций, доли уставного капитала в которых принадлежат муниципальному образованию на основе оценки бюджетной и социальной эффективности будет ориентирована на отбор предприятий исходя из принципов целесообразности их нахождения в составе муниципальной собственности. В собственности должны оставаться только предприятия, дающие высокую бюджетную отдачу, а также предприятия, чья деятельность носит социально ориентированный характер или предприятия, приватизация которых связана с риском возникновения нежелательных последствий для населения города.
Глобализация и открытость
Хотя феномен глобализации является одним из важнейших экономических процессов современности, в действительности процессы глобализации далеко не однозначны. С одной стороны, они не только неотвратимы, но и вполне прогрессивны, отражая объективные потребности всех народов планеты с другой стороны, некоторые страны с наиболее крупными транснациональными корпорациями (ТНК) действуют, прежде всего, в собственных интересах.
Глобализация искусственно подстегивается, она переходит те пределы, которые можно считать объективно необходимыми, становится средством крайнего монополизма и используется наиболее сильными ТНК для вытеснения с мировых рынков своих конкурентов. В результате глобализация подрывает рыночный, конкурентный характер мировой экономики, задерживая ее развитие, и превращается в орудие установления экономического и политического диктата в мире со стороны группы наиболее развитых стран.
Как показывает анализ проблем интеграции в мировое хозяйство других стран, основным условием создания жизнеспособной экономики является ее открытость. В условиях открытой экономики цены мирового рынка прямо или косвенно определяют цены на отечественную продукцию и делают это намного эффективнее, чем любой государственный орган. Это условие является необходимыми для российской экономики, поскольку в этом случае у российских производителей останется один легальный путь к процветанию – повышение качества и конкурентоспособности продукции, расширение ее производства при сокращении издержек. Естественно, переход к экономике открытого типа – процесс целенаправленный, осуществляемый поэтапно таким образом, чтобы внешняя конкуренция не превратилась из фактора созидания в фактор разрушения российской экономики.
Источники:
2. Информационный ресурс министерства государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gosimno.ru/
3. Информационный ресурс Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.to52.rosreestr.ru/
Страница обновлена: 14.07.2024 в 18:46:12