Экономические категории «латентной деятельности» в скрытой экономике
Скачать PDF | Загрузок: 7
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 12-1 (173), Декабрь 2010
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
Познание и эффективное регулирование теневого (ненаблюдаемого) сектора экономики представляется невозможным без более или менее достоверной оценки. Имеющиеся оценки данного сектора существенно различаются. Так, Росстат оценивает неформальную экономику в 20–25%
ВВП, а МВД – в 40–50%. Таким образом, данные носят условный характер, поскольку имеют разную природу: официальную, полуофициальную, (расчетную), неофициальную (социологическую, экспертную)
Ключевые слова: теневая экономика, ненаблюдаемый сектор экономики, противозаконное перераспределение, коэффициент торможения, корреляционная зависимость, объем грузоперевозок
Главное исходное методологическое условие научной оценки теневого (ненаблюдаемого) сектора экономики видится нам в обязательном разграничении явлений тене вой (ненаблюдаемой) экономики. В этой связи суммарная оценка денежных потоков и фондов хозяйствующих субъектов будет всегда больше вновь создаваемой стоимости. Чем больше посредников, тем больше размеры ненаблюдаемого сектора экономики.
Таким образом, правильная количественная оценка теневой экономики складывается из двух частей:
1) исчисления стоимости основных денежных потоков (выручки, доходов) в сфере неформального производства товаров и услуг (ненаблюдаемой экономики);
2) выявления и определения стоимости скрытых, противозаконных перераспределительных процессов в обществе.
Теневые отрасли
В настоящее время наибольшие достижения в мировой науке и практике сделаны в первом направлении, когда большинство исследователей и практиков рассматривает оценку ненаблюдаемой экономики с позиций производства и образования доходов [1, 2]. В этой связи выделяют два основных способа оценки теневой экономики:
– сбор информации на микроуровне, позволяющий определить размер теневой экономики на основе расхождения между реальной и официальной экономической деятельностью;
– использование макроэкономических индикаторов или индикаторов, характеризующих движение товаров, услуг и информации.
На основе этих подходов за рубежом разработано несколько методов оценки теневой экономики.
Важнейшими из них являются:
– методы сопоставления расхождений между фактическими и официально учтенными ресурсами;
– анализ объема операций;
– анализ соотношения наличных денег и вкладов;
– метод учета расхода электроэнергии;
– метод спроса на деньги;
– моделирование;
– учет расхождений между расходами и доходами и др.
В разных странах проявления теневой экономики включают как общие, типичные виды, характерные для всех стран, так и специфические, присущие лишь данной стране. Так, в странах СНГ наибольшая часть корректировок валового внутреннего продукта (ВВП) с учетом теневой деятельности производится по следующим отраслям:
– сельское хозяйство (производство сельскохозяйственной продукции в личных подсобных хозяйствах);
– торговля (деятельность индивидуальных торговцев на вещевых и продовольственных рынках, челноков);
– здравоохранение (услуги частных врачей, дополнительная плата врачам и другому персоналу в медицинских учреждениях);
– строительство (строительство и ремонт жилья и других построек домашними хозяйствами для себя и на заказ);
– транспорт (перевозки пассажиров индивидуальным автомобильным транспортом);
– образование (услуги репетиторов и частных воспитателей);
– производство (производство в домашних хозяйствах некоторых продуктов питания и алкогольных напитков; производство одежды, обуви, мебели; услуги по ремонту автомобилей и бытовой техники).
Оценка масштабов теневой экономики
Рассмотренные выше классификации совпадают лишь частично с методикой, используемой Росстатом для вычисления ВВП с учетом объемов теневой экономики. В соответствие с методологией Росстата, в расчетах учитываются два сегмента теневой экономики:
– законная деятельность по производству товаров в домашних хозяйствах, ими же потребленная, не подлежащая официальному регистрированию и налогообложению (например, сельскохозяйственное производство в подсобных хозяйствах);
– законная деятельность, которая в целях уклонения от уплаты налогов скрывается или преуменьшается, а также осуществляется без соответствующих лицензий.
Этот вид теневой экономической деятельности охватывает значительную часть экономики, начиная от крупных предприятий, фирм, финансовых структур и кончая деятельностью мелких некооперированных предприятий с неформальной занятостью (например, временные бригады строителей).
То есть при оценке масштабов теневой экономики в соответствии с методиками Росстата из поля зрения полностью выпадает запрещенная законом экономическая деятельность, не учитывается факт существования достаточно большого числа операций с финансовыми и нефинансовыми активами, которые не увеличивают ВВП, но являются по своей сути экономическими и теневыми. Они, не будучи связаны с производством товаров либо услуг, ведут к теневому или криминальному перераспределению национального богатства. К этой группе операций относятся:
– теневая приватизация средств государственного бюджета и внебюджетных фондов;
– мошенническая аккумуляция различного рода финансовыми структурами средств населения с заведомой целью невыполнения взятых перед гражданами обязательств;
– получение кредитов по подложным документам в различных формах кредитных средств коммерческих финансовых учреждений и многие другие операции.
Эти виды деятельности не учитываются Росстатом при расчете объема макроэкономических показателей, так как не влияют на величину ВВП. Однако нет оснований не включать их в качестве сегментов теневой экономики.
Коэффициент торможения
В целях проводимого исследования предпримем попытку определения параметров объемов теневого сектора экономики Татарстана по косвенным признакам изменения показателей социально-экономического положения региона, к которым относятся:
– степень зависимости валового регионального продукта (ВРП) от объемов грузоперевозок предприятий;
– уровень зависимости ВРП на душу населения от объемов розничной торговли;
– зависимость ВРП на душу населения от фиксированного набора товаров и услуг.
За период с 2000 по 2008 годы удельный вес неформального сектора экономики Республики Татарстан в совокупном объеме прироста ВРП составил около 33%. Иначе говоря, с увеличением на 100% грузооборота объемов перевозок всех видов транспорта, рост ВРП за период с 2000 по 2008 составил 65%.
Соответственно, 45% ВРП были произведены в неформальном секторе экономики региона. Это дает все основания для квалификации коэффициента торможения прироста ВРП по показателю объема грузоперевозок всеми видами транспорта, величина которого составила 45%.
Коэффициент корреляции равен 1,2003, из чего следует, что прирост показателя объема платных услуг населению Республики Татарстан на 100% сопровождается приростом показателя ВРП на душу населения на 120,03%. Соответственно, 20,03% ВРП были произведены в неформальном секторе экономики региона. Это дает все основания для определения коэффициента торможения развития экономики региона по показателю объема платных услуг населению, величина которого составила 20,03%.
Заключение
Таким образом, в соответствии с разработанной методикой нами была проведена оценка параметров воздействия теневого сектора на основные показатели экономического положения региона. При этом в расчетах были использованы три основных показателя, влияющих на величину валового регионального продукта как основного показателя социально-экономического развития Татарстана:
– объем грузоперевозок всеми видами транспорта;
– объем розничного товарооборота на душу населения;
– объем платных услуг на душу населения.
При анализе были использованы методы корреляционной зависимости, которые позволили выявить выраженную зависимость между темпами роста указанных показателей и несовпадение параметров их прироста за достаточно репрезентативный период времени с 2000 по 2008 годы.
Все это позволяет выдвинуть гипотезу о существовании определенного коэффициента торможения развития экономики региона по показателю объема грузоперевозок всеми видами транспорта, по показателю розничного товарооборота и по показателю платных услуг населению Республики Татарстан.
Средний показатель коэффициента торможения прироста ВРП по совокупности рассматриваемых показателей составил 0,401. Иначе говоря, прирост ВРП в Республике Татарстан тормозится на 40% за счет деятельности теневого сектора экономики региона. Эти данные вполне коррелируют с данными, приводимыми в оценках экспертов, использующих другие методики оценки параметров воздействия теневого сектора на основные показатели экономического положения региона.
Источники:
2. Голованов Н.М., Перекислов В.Е., Фадеев В.А. Теневая экономика и легализация преступных доходов. – СПб.: Питер,2003 – 176 с.
3. Королев М.А., Иванов Ю.Н., Карасева В.Л. Опыт стран СНГ в измерении ненаблюдаемой экономики // Вопросы статистики. – 2004. – № 11.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 18:36:33