Как оценить проект по развитию пассажирского транспорта?

Тойменцева И.А.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 10-2 (169), Октябрь 2010
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Тойменцева И.А. Как оценить проект по развитию пассажирского транспорта? // Российское предпринимательство. – 2010. – Том 11. – № 10. – С. 122-126.

Аннотация:
В статье рассматривается поэтапная оценка эффективности развития услуг пассажирского транспорта. Определена экономически целесообразная плата за проезд в троллейбусе городского округа Самара, а также осуществлен расчет чистой приведенной стоимости инвестиционного проекта.

Ключевые слова: индекс инфляции, Самарская область, Самара, инвестиционный проект, социально-экономическая эффективность, муниципальный заказ, пассажирский транспорт, чистая приведенная стоимость, экономически целесообразный тариф



Существующие методические разработки по анализу и оценке эффективности развития услуг пассажирского транспорта [3] далеко не в полной мере удовлетворяют современным требованиям.

Оценка эффективности, проведенная на основе показателей, характеризующих лишь отдельные параметры процесса оказания услуг или только его результаты, является весьма односторонней и не может служить основой для принятия инвестиционного проекта. Кроме того, практически все существующие методики либо не предлагают механизма проведения такой оценки, либо их практическое использование крайне затруднительно.

Исследованиями установлено, что эффективность инвестиций в развитие услуг пассажирского транспорта проявляется:

– в косвенном эффекте (эффективности потребления услуг);

– в прямом эффекте (результатах прямого воздействия управляющей системы на объект управления).

Предварительный анализ проекта

Сама по себе оценка экономической эффективности инвестиций недостаточна для принятия инвестиционных решений, если не будет определена потенциальная возможность реализуемости проекта развития услуг. Сбор исходной информации предполагает проведение анализа и предварительную оценку инвестиционных идей.

В процессе предварительного анализа происходит отбор идей, при этом в качестве критериального показателя принимается оценка затрат на реализацию проекта. Принятый за основу проект проходит итеративную экспертизу с позиций ресурсной реализуемости. Перед этим определяется оценка надежности, которая рассматривается как интегральная, предваряющая ресурсный анализ. Заведомо ненадежные проекты снимаются с дальнейшей экспертизы.

Анализ ресурсной реализуемости инвестиционного проекта обычно осуществляется в две стадии. На первой анализируется наличие ресурсов по всем элементам проекта, на второй проводятся расчеты вариантов использования ресурсов субъектом инвестиционного проекта. При недостатке ресурсов возвращаются к исходной информации, модифицируя проект или изыскивая дополнительные ресурсы.

Оценка экономической реализуемости проекта

Оценка экономической реализуемости проекта развития услуг пассажирского транспорта предполагает определение его основных технико-экономических показателей и, в первую очередь, оценку эффективности и срока окупаемости [1].

Низкорентабельные проекты могут быть подвергнуты повторной ревизии на предмет повышения их эффективности. Следующая за этим оценка финансовой реализуемости проекта предполагает анализ самого главного – определение источников финансовых ресурсов.

Департаментом транспорта администрации городского округа (г.о.)

Самара реализуется инвестиционный проект приобретения в 2010 году четырнадцати троллейбусов. Это осуществляется в рамках муниципального заказа с финансированием в размере 52,2 млн руб. из средств бюджета городского округа.

Целесообразность принятия и реализации данного инвестиционного проекта определяется:

1) экономическими показателями состояния и использования троллейбусного парка;

2) факторами безопасности и экологичности перевозок.

Экономические показатели состояния перевозок пассажиров троллейбусным транспортом представлены в табл. 1 (см. выше).

Анализ представленных данных свидетельствует о снижении числа перевезенных пассажиров городского округа Самара троллейбусным транспортом за период 2003–2009 гг. с 168 млн чел. до 61 млн чел. За указанный период пассажирооборот на данном виде транспорта сократился с 570 до 203 млн пасс./км.

С чисто экономической точки зрения инвестиционный проект приобретения троллейбусного транспорта является неэффективным. Размер инвестиций, включаемый в расчеты тарифов, определяется регулирующим органом в установленном порядке как составная часть тарифа на основе программы (плана) развития пассажирского транспорта (троллейбусного парка) [2].

Таблица 1

Экономические показатели состоянияи использования троллейбусного парка г.о. Самара [4]

Наименование показателя2003200420052006200720082009
Перевезено пассажиров транспортом, млн человек1681506964636261
Пассажирооборот, млн пасс. км570505240219213208203
Число маршрутов (на конец года)57575859555555
Среднесписочное число подвижного состава, единиц522516509504492482475
Коэффициент использования парка, процентов74,674,775,575,474,674,074,4
Число выполненных рейсов, тыс.1869173116621604150214201400

Расчет экономически целесообразной платы за проезд в троллейбусе

Используя методические положения по формированию тарифа на перевозку пассажиров троллейбусным транспортом, можно рассчитать его целесообразную величину, экономически обоснованный размер которой определяется по следующей формуле:

,где

р – экономически целесообразный тариф на перевозку одного пассажира на троллейбусном транспорте, руб./чел.;

VC – сумма переменных расходов, связанных с перевозкой одного пассажира, руб./чел.;

FC – постоянные расходы, равные стоимости инвестиций в развитие троллейбусного парка, млн руб.;

N – число пассажиров планируемых к перевозке одним троллейбусом в среднем за год, млн чел.;

r – средняя относительная величина ставки рефинансирования Банка России за период эксплуатации троллейбусного транспорта, %;

t – период эксплуатации троллейбусного транспорта, год.

Расчеты по данной формуле позволяют сделать вывод о том, что экономически целесообразная плата за проезд в троллейбусе г.о. Самара составляет 18 руб./чел.:

Таблица 2

Расчет чистой приведенной стоимости инвестиционного проекта

ПоказателиГоды
2009201020112012201320142015
Инвестиции, млн руб.Ставка дисконта, отн.Коэффициент дисконта, отн.Инвестиции дисконтированные, млн руб.Чистый доход, млн руб.Ставка дисконта, отн.Коэффициент дисконта, отн.Чистый доход дисконтированный, млн руб.Чистая приведенная стоимость по годам, млн руб.Чистая приведенная стоимость нарастающим итогом,млн руб.
52,20152,28,0008,0-44,2-44,2
00009,50,130,888,48,4-35,8
000010,30,120,808,28,2-27,6
000011,20,110,738,28,2-19,4
000011,80,100,688,08,0-11,4
000012,40,100,627,77,7-3,7
000012,90,090,607,77,7+4,0

Расчет социально-экономической эффективности инвестиций

Для расчета социально-экономической эффективности инвестиций в развитие услуг пассажирского транспорта по экономически обоснованному тарифу на перевозку одного пассажира в троллейбусном транспорте можно использовать показатель чистой приведенной стоимости по ранее рассмотренной формуле. Расчет представлен в табл. 2 (см. выше).

Как следует из представленных в таблице расчетов, чистая приведенная стоимость реализации инвестиционного проекта предоставления услуг пассажирского транспорта достигнет положительного значения в седьмой год (2015 г.) и составит 4 млн руб.

Это свидетельствует о быстрых сроках окупаемости инвестиционного проекта.

Индекс внутренней отдачи рассчитан с использованием программного продукта MathCad:

X: = 0Given

Таким образом, индекс внутренней отдачи равен 0,132 (13,2%), что превышает наибольшую ставку дисконтирования и свидетельствует о высокой отдаче проекта.

Инвестирование средств в развитие услуг пассажирского транспорта, в частности, троллейбусного парка, не имеет экономического эффекта, однако характеризуется достаточно высокой социально-экономической эффективностью.


Источники:

1. Виноградова М.В., Панина З.И. Организация и планирование деятельности предприятий сферы сервиса. – М.: Дашков и К, 2007. – 464 с.
2. Закон Самарской области от 10.02.2009 г. № 7-ГД «Об обеспечении беспрепятственного доступа маломобильных граждан к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, информации и связи в Самарской области».
3. Косов В.В., Лившиц В.Н., Шахназаров А.Г. Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов. – М.: Экономика, 2000. – С. 9–190.
4. Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.samarastat.ru.

Страница обновлена: 14.07.2024 в 18:35:10