Процесс реформирования отношений собственности и его влияние на систему управления организацией
Скачать PDF | Загрузок: 5
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 5 (29), Май 2002
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Цитировать:
Акопов В.С., Кокуева Ж.М., Смирнов О.А., Борисов Д.А. Процесс реформирования отношений собственности и его влияние на систему управления организацией // Российское предпринимательство. – 2002. – Том 3. – № 5. – С. 35-39.
Аннотация:
Система управления организацией во многом определяется ее формой собственности. С юридической точки зрения, акционеры обладают правом собственности только на принадлежащие им акции и в соответствии с этим на право участия в управлении предприятием. Если мы попытаемся выяснить, кто же владеет средствами производства организации, то вырисовывается следующая картина: средства производства являются собственностью организации, т.е. юридического лица, но в это же время самой организацией владеют акционеры физические и юридические лица. В результате выходит, что, несмотря на четкое определение прав собственности, само понятие частной собственности на средства производства выглядит расплывчатым и сводится в значительной степени к владению ценными бумагами, а не к владению конкретной долей средств производства организации.
Ключевые слова: организационно-правовая форма, система управления предприятием, собственность
Система управления организацией во многом определяется ее формой собственности. С юридической точки зрения, акционеры обладают правом собственности только на принадлежащие им акции и в соответствии с этим на право участия в управлении предприятием. Если мы попытаемся выяснить, кто же владеет средствами производства организации, то вырисовывается следующая картина: средства производства являются собственностью организации, т.е. юридического лица, но в это же время самой организацией владеют акционеры ‑ физические и юридические лица. В результате выходит, что, несмотря на четкое определение прав собственности, само понятие частной собственности на средства производства выглядит расплывчатым и сводится в значительной степени к владению ценными бумагами, а не к владению конкретной долей средств производства организации.
Реформы, проводимые в России, в первую очередь, связаны с изменением прав собственности. Причем это изменение в правах собственников часто трактуется как приватизация. Однако анализ мирового опыта говорит, что знак равенства между этими понятиями ставить нельзя. Так, например, при проведении фискальных реформ в Китае только четкое определение прав собственности на средства производства позволило значительно повысить стимулы к эффективному использованию общественной собственности без ее приватизации [1]. Анализ венгерской экономики также показывает, что трансформация прав собственности может происходить без общепринятой приватизации [2].
Опыт восточноевропейских стран и Китая подтверждает, что успеха в области совершенствования систем управления можно добиться и без существенных изменений формы собственности.
Что касается преобразований по изменению форм собственности предприятий, проводимых в России, то они, как правило, не влекут за собой изменений в системе управления реформируемых предприятий [3]. Последнее же сегодня является одной из основных причин неудовлетворительной работы некоторых предприятий.
В быстро меняющемся внешнем окружении система управления организацией должна быть максимально гибкой. Для создания гибкой системы целесообразно представить систему управления организацией в виде подсистем и определить задачи каждой подсистемы [4]. В результате проведенных нами исследований предлагается структура системы управления, состоящая из следующих подсистем: целевой, обеспечивающей, функциональной и управляющей. Для каждой системы выявлены основные подсистемы с кругом определенных задач.
1. Задачи целевой подсистемы.
1.1 Повышение качества товаров и услуг.
1.2 Ресурсосбережение.
1.3 Расширение рынка сбыта.
1.4 Организационно-техническое развитие рынка сбыта.
1.5 Социальное развитие коллектива и охрана окружающей среды.
2. Задачи обеспечивающей подсистемы.
2.1 Методическое обеспечение.
2.2 Ресурсное обеспечение.
2.3 Информационное обеспечение.
2.4 Правовое обеспечение.
3. Задачи функциональной подсистемы.
3.1 Маркетинг.
3.2 Планирование.
3.3 Организация процессов.
3.4 Учет и контроль.
3.5 Мотивация.
3.6 Регулирование.
4. Задачи управляющей подсистемы.
4.1 Управление персоналом.
4.2 Социология и психология менеджмента.
4.3 Разработка и реализация управленческих решений.
4.4 Анализ при принятии решений.
4.5 Прогнозирование при принятии решений.
Выделение в рамках системы управления соответствующих подсистем находит свое выражение в формировании организационной структуры управления организации. Для перехода к новой системе управления необходимо соблюдение перечисленных ниже принципов [5].
Принцип коллективного принятия решений. Этот принцип гласит: решение, принятое в результате совместной работы, может быть не лучше того, которое предлагает кто-то из группы (из-за усреднения мнений), но оно не будет ошибочным.
Принцип заинтересованности. Подразумевает реальную поддержку со стороны высшего руководства. Изменить стиль управления крупной компании можно как минимум за 3-4 года. Все это время руководство должно проявлять заинтересованность и служить примером для подчиненных. Руководство должно взять на себя риск, связанный с ответственностью, и дать подчиненным свободу действий, которая предусматривает право на ошибку. В то же время высшие менеджеры в процессе реорганизации должны пересмотреть традиционные взгляды на управление, ранее обеспечивавшие эффективность, что также таит в себе риск.
Принцип непрерывности. Непрерывное совершенствование должно стать составной частью текущей деятельности предприятия. Это означает, что все управленческие, производственные и технологические процессы приобретают некий динамизм, а основой стабильности должны стать защищаемые ценности корпорации, общие для руководства и персонала.
В качестве примера, на рис. 1 приведен процесс непрерывного совершенствования. Для того, чтобы он начался, необходимо осознание цели изменений и психологическая готовность к ним. Затем следует перестроить отдельные элементы организационной структуры в соответствии с поставленной задачей и после этого осуществлять внедрение процесса непрерывного совершенствования.
Акционерная форма собственности лучше, чем другие формы, обеспечивает гибкость организационной структуры, что позволяет организации адаптироваться к изменяющимся условиям внешней среды. Дробление права собственности на капитал в виде акций, создающая основу для появления многообразных организационных форм, повышает адаптивность экономики в целом. Той же цели служит передача имущества в аренду или передача прав управления физическому или юридическому лицу.
Существуют организационные формы, для которых не характерна рыночная координация, но вместе с тем они рыночно ориентированы. Например, государственная поддержка крупного предприятия в виде выкупа части акций в обмен на долговые обязательства вместо применения процедуры банкротства приводит к снижению эффективности распределения ресурсов. Однако это позволяет не только сохранить активы предприятия, обладающего потенциалом для успешной работы в перспективе, но и поддержать конкуренцию в отрасли.
О подходах к оценке влияния перестройки отношений собственности на совершенствование системы управления организацией читайте в следующем номере журнала.
Источники:
2. Старк Д. Рекомбинированная собственность и рождение восточноевропейского капитализма // Вопросы экономики, 1996 г. - №6, С. 4-24.
3. Мильнер Б. Управление: пути преодоления кризиса // Вопросы экономики, 1997 - №6, С. 36-47.
4. Фатхутдинов Р. Менеджмент как инструмент достижения конкурентоспособности // Вопросы экономики, 1997 - №5, С. 118-127.
Страница обновлена: 15.07.2024 в 10:47:09