Price Competitiveness of Trading Enterprises
Download PDF | Downloads: 20
Journal paper
Russian Journal of Entrepreneurship *
№ 11-1 / November, 2010
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Abstract:
Price competition is the most simple and the most studied form of competition. Minimizing the cost, one can significantly increase the market segment but can also lose the financial sustainability of the trading enterprise and not get the desired commercial result in the form of profits from sales. The article discusses how under such conditions the trading enterprise should formulate the pricing policy
aimed at improving the competitiveness of goods sold.
Keywords: product competitiveness, pricing policy, price competition, trading enterprise, payment terms, expert assessment, segmentation of consumers
Непосредственно с ценовой конкуренцией предприятий торговли связано выполнение условий платежей за приобретенный товар. Чем больше они соответствуют потребностям покупателей, тем предпочтительнее реализуемый товар в соперничестве с другими предприятиями торговли.
Это касается предлагаемого продавцом разнообразия форм расчетов и сроков платежей за реализованный товар, то есть предоставления выгодных для потребителя коммерческих условий:
– потребительских или коммерческих кредитов;
– скидок с прейскурантной цены;
– скидок при возврате ранее приобретенного у предприятия товара в обмен на новый и т.п.
Уровень цен и условия платежей
По нашему мнению, при оценке конкурентоспособности предприятий торговли надо использовать комплексный подход, то есть рассматривать не только уровень цен, но и условия платежей за приобретенный товар. Конкурентная цена товара может быть определена по формуле:
Цк = Цр × Кц,
где:
Цк – конкурентная цена товара;
Цр – реальная (фактическая) цена товара;
Кц – коэффициент, учитывающий условия платежей за приобретенный товар.
Значение коэффициента Кц, то есть условий платежей, будет отличаться у различных групп потребителей.
Показатели являются едиными для рынка товаров предприятий торговли, но их значимость разнится для различных групп потребителей. Поэтому первоначально произведем сегментацию рынка.
Используя рекомендации Котлера Ф. [2] в сегодняшних условиях России и для целей настоящего исследования, можно производить сегментацию рынка по двум характеристикам: уровню доходов и возрастным группам.
Характеристики величин коэффициента приведены в табл. 1 (см. ниже).
Таблица 1
Характеристики величин коэффициента
№п/п | Характеристики величин коэффициента |
1 |
Наличный и безналичный расчет, возможен беспроцентныйкредит на длительный срок
|
2 |
Наличный и безналичный расчет, возможен кредит до 30%годовых на длительный срок
|
3 |
Наличный и безналичный расчет, возможен кредит более30% годовых (или на срок менее 1 года)
|
4 | Наличный расчет, кредит не возможен |
Значения коэффициента, учитывающего условия платежей за приобретенный товар, полученные в результате экспертной оценки, приведены в табл. 2 (см. на с. 101).
Таблица 2
Значения коэффициента, учитывающегоусловия платежей за приобретенный товар
Возраст | Молодежь |
Среднийвозраст
| Пожилые |
Преклон-ного воз-раста
|
Доход | ||||
Низкий | 0,60 | 0,70 | 0,90 | 0,98 |
Средний | 0,80 | 0,90 | 0,95 | 0,99 |
Высокий | 0,90 | 0,96 | 0,95 | 0,99 |
Колеблетсяв течение года
| 0,65 | 0,66 | 0,98 | 0,98 |
В результате проведенного экспертного исследования для всех трех характеристик содержания коэффициента (Кц) и с учетом доли потребителей продукции по уровню доходов и возрасту (для Санкт-Петербурга) предлагается установить величину коэффициента, учитывающего условия платежей за приобретенный товар, в диапазоне 0,9–1,0 (см. табл. 3 на с. 101).
Таблица 3
Значения коэффициента (Кц) для первойхарактеристики
№п/п | Характеристики величин коэффициента | Кц |
1 |
Наличный и безналичный расчет, возможен бес-процентный кредит на длительный срок
| 0,9 |
2 |
Наличный и безналичный расчет, возможен кредитдо 30% годовых на длительный срок
| 0,96 |
3 |
Наличный и безналичный расчет, возможен кредитболее 30% годовых (или на срок менее 1 года)
| 0,99 |
4 | Наличный расчет, кредит не возможен | 1 |
Данный коэффициент условно корректирует цену реализуемой продукции с учетом соответствия интересам покупателей условий платежей за приобретенный товар.
Сокращение издержек
Ценовая конкуренция предполагает разумное установление минимальных цен на реализуемые товары. Для предприятий торговли снижение цены возможно, в первую очередь, за счет сокращения производственных издержек, издержек обращения. Этого можно достичь посредством следующих действий:
– совершенствования организационной структуры;
– организации работы торгового аппарата;
– выбора наиболее эффективных каналов товародвижения;
– снижения транспортных расходов, складских расходов;
– оптимизации запасов товаров и т.п.
Уменьшение издержек предприятий торговли при прежней цене означает увеличение прибыли.
Снижение цены за счет уменьшения доли прибыли может привести к росту объема продаж, вытеснению конкурентов с рынка [3]. Условия платежей за приобретенный товар также оказывают влияние на ценовую конкурентоспособность предприятия.
На основе анализа полученных оценок выявляются преимущества и недостатки товаров-аналогов с последующим использованием этих результатов в деятельности предприятия по повышению его конкурентоспособности.
Страница обновлена: 31.03.2025 в 13:19:43