Совершенствование системы стратегического регионального управления социально-экономическим развитием муниципальных образований

Тутуков А.Б.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 5-2 (135), Май 2009
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
В статье предложена модель совершенствования системы стратегического регионального управления социально-экономическим развитием муниципальных образований.

Ключевые слова: социально-экономическое развитие, стратегическое планирование, стратегическое управление, региональная экономика, местное самоуправление, территориальное развитие, муниципальное образование



В условиях продолжающегося формирования рыночной среды в современной России происходит переосмысление сущности управления социально-экономическим развитием территорий. Успех проводимых преобразований во многом зависит от эффективности управленческой деятельности органов власти и управления.

Руководители всех уровней государственного управления и местного самоуправления оказались перед фактом необходимости конкурировать за привлечение человеческих ресурсов, потоков капитала, передовых технологий и инноваций на территории, находящиеся в сфере их ответственности [1].

В настоящее время в стране отсутствует единая и четкая концепция управления территориальным развитием. Это приводит к тому, что на практике большинство региональных и местных органов власти продолжает ориентироваться в большей степени на решение текущих проблем.

Инерционное управление

Разразившийся мировой финансово-экономический кризис наглядно подтвердил необходимость системного и целенаправленного управления процессами адаптации социально-экономического развития территорий к постоянно изменяющимся условиям внешней среды.

Но, с нашей точки зрения, инерционное управление, основанное на ситуативных и разрозненных методах и подходах, позволяет лишь в определенной степени решать оперативные задачи текущего функционирования. Оно не способно обеспечить устойчивый и сбалансированный характер процессов социально-экономического развития регионов и муниципальных образований (МО) [4].

Эффективность развития региона как единой территориальной системы во многом зависит от качественного и результативного развития муниципальных образований, расположенных на территории соответствующего субъекта федерации. С учетом этого обязательным компонентом управления региональной экономикой должно стать формирование системы стратегического регионального управления социально-экономическим развитием муниципальных образований.

Система должна быть направлена на практическое согласование целей и интересов развития территорий и ориентирована на скоординированную концентрацию ограниченных ресурсов на приоритетных направлениях социально-экономического регионального развития.

Стратегические решения

В условиях поиска эффективных путей обеспечения устойчивого и развития муниципальных образований переориентация местных органов власти на единые принципы и методы стратегического управления позволит обеспечить взаимодополняемость управленческих усилий и определенный синергетический эффект о выполнения согласованных воздействий.

Решение стратегических задач развития территории одного уровня автоматически будет срабатывать на решение вопросов и достижение целей развития территории другого уровня. А действия органов управления разных уровней, направленные на обеспечение территориального развития, будут должным образом соотноситься и координироваться.

В результате анализа теоретических исследований, а также российского и зарубежного опыта стратегического управления территориальным развитием, выявлено следующее. Наименее проработанными с методологической и методической точек зрения, в отличие от стратегического планирования, являются вопросы согласования интересов всех участников процессов стратегического управления территориальным развитием и вопросы практического достижения стратегических целей и реализации стратегических решений.

Методы и механизмы стратегического управления территориальным развитием

Для повышения эффективности стратегического управления развитием муниципальных образований считаем необходимым акцентировать внимание на внедрении в управленческую деятельность местных органов власти следующих системообразующих методов и механизмов стратегического управления территориальным развитием:

– использование прогнозирования и планирования территориального развития, ориентированных на формирование концептуального представления об ожидаемой перспективной ситуации на территории муниципального образования с выделением перспективных секторов роста и стратегических направлений развития;

– единые приоритеты региональной и муниципальной политики управления территориальным развитием должны стать инструментом увязывания целей и задач развития региона и муниципальных образований, связанных с преодолением разобщенности использования дефицитных бюджетных ресурсов и их концентрацией на стратегически важных направлениях развития;

– применение механизмов практической реализации региональных и муниципальных стратегий территориального развития, позволяющих согласовывать деятельность региональных и местных органов власти по решению ключевых вопросов комплексного развития муниципальных образований в реальном времени и в перспективе.

При этом особый упор следует сделать:

– на обоснование выбора направленности перспективного развития муниципальных образований, укладывающееся в общую стратегию региональной политики;

– формирование системы взаимодействия органов региональной и местной власти, создающей положительную мотивацию во взаимном наращивании территориального потенциала и усиливающей заинтересованность и ответственность за результаты социально-экономического развития муниципальных образований [3].

Модель системы стратегического регионального управления

Модель системы стратегического регионального управления социально-экономическим развитием муниципальных образований приведена на рис. Она наглядно отображает взаимообусловленность элементов индикативного планирования комплексного развития территорий и практических механизмов обеспечения устойчивого и сбалансированного развития муниципальных образований.

Модель позволяет более эффективно задействовать и использовать территориальный потенциал муниципальных образований, включая человеческий капитал. Кроме того, на основе четкого представления о текущем состоянии объекта управления, его желаемого состояния в будущем и, учитывая возможные изменения во внешней среде, можно осуществлять целенаправленные и результативные управленческие воздействия по обеспечению социально-экономического развития [2].

По мнению автора, изменение методического подхода к управлению социально-экономическим развитием муниципальных образований на основе принципов, методов и инструментов стратегического управления территориальным развитием позволит обеспечить:

– способность субъектов управления более четко, оперативно и комплексно реагировать на появляющиеся возможности, новые потребности и тенденции, угрожающие развитию муниципальных образований;

– возможность оценивать альтернативные варианты развития муниципальных образований и распределять ресурсы по стратегически обоснованным и высокоэффективным направлениям;

– возможность согласовывать и координировать решения органов всех уровней управления, связанных с обеспечением устойчивого и сбалансированного развития муниципальных образований;

– создание внутренней среды, благоприятствующей активному руководству развитием муниципальных образований и противодействующей практике пассивного реагирования на изменение ситуации и внешнего окружения.

Таким образом, совершенствование системы стратегического управления социально-экономическим развитием муниципальных образований через внедрение единого методического подхода позволит обеспечить увязку стратегических ориентиров, определяющих долгосрочные приоритеты и направления, с ресурсными источниками и практическими механизмами достижения стратегических целей и задач.

Рис. Модель системы стратегического регионального управления социально-экономическим развитием муниципальных образований


Страница обновлена: 27.11.2024 в 20:52:16