Не все новое лучше старого
Скачать PDF | Загрузок: 6
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 4-1 (132), Апрель 2009
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
При всем многообразии форм собственности и хозяйствования в настоящее время не одну реформу отечественного АПК нельзя признать эффективной. Исходя из исследований автора, для получения самых высоких экономических показателей 75% контролируемой собственности должно быть у государства и только 25% – в области свободной рыночной экономики.
Ключевые слова: сельское хозяйство, аграрная политика, финансово-экономический кризис, современная столыпинская реформа, земельная собственность, рентабельные сельхозпредприятия
Поиски нового пути развития России невозможны без исторических уроков, огромного опыта своего народа и передовых государств мира. При этом не следует копировать достижения иностранных рыночных представлений; для развития АПК нужно принимать только то, что приемлемо в России, исходя из ее природно-климатических условий, с учетом глобального потепления климата на планете.
В 2009 году – во время глобального мирового финансово-экономического кризиса фактически существующая опасность, не мнимая, не кажущаяся. Основные экономические проблемы: что? как? для кого производить? решаются в различных общественно-экономических системах по-разному. Во время капитализации – в реальной жизни граждан России происходят серьезные столкновения интересов, социальное неравенство с расслоением общества на богатых и бедных. Капиталистический способ производства, демократическое общество, правовое государство… — это не одно и то же. В переводе с греческого языка кризис – поворотный пункт и нет сомнений в том, что необходим поворот к информационному, постиндустриальному обществу, инновационный путь развития. И в этой связи основные ценности — природные ресурсы, материальные, экономические, финансовые, трудовые. По нашему мнению, уловить желания народа – должно быть главным в реальной политике государства.
Плачевные результаты современной «столыпинской» реформы
Экономический кризис – резкое ухудшение экономического состояния страны, проявляющееся в значительном спаде производства, нарушении сложившихся производственных связей, банкротстве предприятий, росте безработицы, что ведет к снижению жизненного уровня и благосостояния населения. Вымирающие деревни сегодня — это реакция на современную «столыпинсую» реформу, идеи которой мы видим в развитии нашего аграрно-промышленного комплекса. Во время Столыпина П.А. [1] в России люди просили «землю и волю». Но не следует идеализировать прошлое. После 1917 года жители многочисленных деревень хотели иметь столько земли, сколько смогла бы обработать семья без наемного труда. По нашему мнению, в то время нужно было не менее 2 га земли на одну крестьянскую семью, чтобы без наемного труда развивать семейно-крестьянские хозяйства. Тогда уже шел процесс развития земледелия, животноводства и других областей сельского хозяйства на уровне усиления домашнего производства. Каждая работящая деревенская семья при ведении хозяйственной деятельности стремилась к экономному, безотходному производству.
В СССР недооценивалась роль личных подсобных хозяйств. Аграрная политика оказалась оторванной от крестьянской жизни и быта. Коллективизация была проведена с серьезными ошибками.
России требуются крупные сельхозпредприятия
Нельзя отрицать то, что в советское время некоторые крупные государственные сельхозорганизации (колхозы, совхозы) были миллионерами. Видимо, на каждую пятилетку нужно было избирать руководителей с отчетом и ревизией и более быстрыми темпами ориентировать сельскохозяйственный труд на промышленную основу, с переработкой сырья на местах. В то время недооценена была роль и государственных машинно-тракторных станций. Особую важность МТС могли представлять при развитии платных услуг для населения.
Во все времена неэкономно рушить то, что можно отремонтировать.
Новое не всегда лучше старого. На сегодняшний день реальность почти безлюдных, бедных сел России такова, что на фермеров, «новых помещиков» работать некому. И более проблемной может быть следующая сельскохозяйственная перепись, которая должна проходить с точными статистическими данными не реже одного раза в десять лет.
Рынок нельзя рассматривать как идеальный механизм, не имеющий недостатков и серьезных противоречий, хотя базар играл важную роль с жизни каждого человека.
Деньги – мерило всего. На мировой конкурентный рынок после будущего вступления России в ВТО выгоднее выходить с переработанной, качественной, экологически чистой продукцией в готовом виде. На рынке с цивилизованной, не криминальной конкуренцией сохраняют и расширяют свои позиции хозяйства, наиболее экономически сильные, восприимчивые к достижениям научно-технического прогресса, быстро адаптирующиеся во внутренней и внешней среде. По нашему мнению, нашему государству необходимы современные крупные сельхозпредприятия с переработкой сырья на местах. При капитализме главное — прибыль. Великий доход может быть и от качественных зерновых культур на земле, лесных, водных богатств… Нефть, газ для экспорта не вечны. Если подходить по-хозяйски, то импортировать в страну следует только то, что в силу природных особенностей в России не растет.
Что делать?
От реальной жизни не должно отставать и законодательство. Более быстрыми темпами следует провести приватизацию и межевание земли граждан России в сельской местности и дачных участков горожан — все это должно быть в свободной купле-продаже. За определенную плату граждане иностранных государств могут иметь право на аренду земель Российской Федерации и не более [2].
Свободный труд на своей частной земле порождает повышенную мотивацию людей при ведении предпринимательской и трудовой деятельности. Наряду с получением реального дохода, самозанятость населения в своем индивидуальном хозяйстве – один из путей решения проблемы безработицы. С развитой сферой услуг трудоспособное население даст толчок к развитию частных, мелких и средних товарных хозяйств. Сегодня индивидуальный сектор сельского хозяйства нуждается в беспрепятственной регистрации в качестве предпринимательского. Трудовой фактор в форме зачета трудового стажа при условии сбыта качественной сельхозпродукции поможет решить продовольственную проблему. На выгодных условиях необходимо ориентировать людей на собственные мини-производства, малый и средний бизнес. Следует выращивать те культуры, в которых есть потребность на рынке. Важно развивать конкуренцию, а для этого необходимо открывать сельскохозяйственные мастерские, небольшие заводы, восстанавливать маслобойни, крупорушки, разрабатывать и устанавливать альтернативные источники электроэнергии.
При всем многообразии форм собственности и хозяйствования в настоящее время не одну реформу АПК РФ нельзя признать эффективной.
Согласно исследованиям автора для самых высоких экономических показателей 75% контролируемой собственности должно быть у государства и 25% предоставлено для свободной рыночной экономической деятельности граждан.
Для эффективного землепользования в Российской Федерации следует развивать:
— современные крупные, рентабельные сельхозпредприятия с применением электрификации и автоматизации, качественной и экологически чистой переработкой сырья на местах, где больше возможностей у государства;
— семейные индивидуальные хозяйства с развитой сферой услуг.
Нет сомнения в том, что в экономической стабилизации главная роль должна принадлежать государству.
[1] Примечание редакции. Речь идет о Столыпине А.П. — инициаторе столыпинской аграрной реформы (1906—1917 гг.), названной так по его фамилии. Реформа была нацелена на ликвидацию общинного землевладения и одновременно предполагала предоставление больших возможностей зажиточному крестьянству в виде выгодных государственных кредитов. Проблема недостатка земли для ведения сельского хозяйства решалась путем переселения крестьян в Сибирь на вольное поселение. В ее целинных землях реформатор видел источник неисчерпаемых природных богатств. К 1917 году из традиционных общин вышло более 6 млн крестьянских семей. Однако многие крестьяне после переселения в Сибирь возвращались на свои земли. В этой связи столыпинская реформа оценивается неоднозначно.
[2] Это соответствует действующему законодательству. Согласно ст. 3 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» иностранные граждане, иностранные юридические лица и лица без гражданства, а также юридические лица, в уставном капитале которых доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц и лиц без гражданства составляет более чем 50%, могут обладать земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения только на праве аренды — прим. ред.
Страница обновлена: 22.09.2024 в 04:43:08