О критерии эффективности коммерческой тайны

Пескова Д.Р.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 6-1 (136), Июнь 2009
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
В статье анализируются проблемы существования коммерческой тайны, ее влияние на предпринимательскую деятельность и общество в целом. Обобщены и классифицированы экономические и социальные цели законодательной защиты коммерческой тайны. Раскрывается экономическое содержание критерия ее эффективности.

Ключевые слова: предпринимательская активность, коммерческая тайна, защита информации, патент, критерий эффективности



Коммерческая тайна (КТ) - это информация, обладающая коммерческой ценностью вследствие ее неизвестности третьим лицам. В современной литературе, посвященной вопросам защиты ин­формации, содержится и ряд более узких определений. Так, например, А. Левин считает, что «коммерческая тайна – это не являющиеся государственными секретами сведения, связанные с производством, технологической информацией, управлением, финансовой и другой деятельностью предприятия, разглашение которых может нанести ущерб его интересам» [1].

Данное определение нуждается в уточнении, так как отражает только то свойство КТ, что обнародование определенных сведений может нанести вред существующему положению фирмы. Но ведь их разглашение также может привести еще и к потере будущих доходов, получение которых связывалось с информацией, сохраняемой в режиме коммерческой тайны.

По мнению Э. Соловьева, «коммерческая тайна - преднамеренно скрываемые по коммерческим соображениям экономические ... сведения о различных сторонах и сферах производственно-хозяйственной, управленческой, научно-технической, финансовой деятельности фирмы, охрана которых обусловлена интересами конкуренции и возможными угрозами экономической безопасности фирмы» [2]. Данная формулировка содержит некоторое противоречие. Коммерческая тайна – это инструмент скорее монополии, чем конкуренции, так как является своего рода правом частного лица – владельца тайны на преимущественное положение на рынке. В свете этого мы бы предложили усовершенствовать последнее определение, заменив фразу «интересы конкуренции» на «конкурентоспособность фирмы».

Государственная защита коммерческой тайны и ее цели

Усилия предпринимательских кругов России, а также давление иностранных инвесторов, рассматривающих нашу страну как потенциально инвестиционно привлекательный регион, привели к принятию в 2004 г. закона «О коммерческой тайне» [1]. Несомненно, этот факт повысил мировой авторитет России как правового государства, защищающего интересы собственников.

Гарантия сохранности информации в секрете, обеспечиваемая государством (но фактически исполняемая самим владельцем КТ), создает стимулы для генерирования таких тайн, то есть проведение научно-технических, управленческих, маркетинговых и др. работ с целью совершенствования деятельности и получения повышенной прибыли.

В свете вышесказанного критерием необходимости института КТ является создаваемый стимул для развития предпринимательской деятельности. Если благодаря эффективному функционированию коммерческой тайны создаются новые фирмы, продукты и рабочие места, то можно говорить, что данный институт необходим.

В рыночной экономике наличие института коммерческой тайны является общественной необходимостью. Какие цели достигает государство и общество, законодательно защищая коммерческую тайну? Можно предложить несколько основных направлений.

Во-первых, стимулирование предпринимательской активности. Гарантируя тайну коммерчески значимой информации, общество поощряет предпринимательские и изобретательские способности и содействует развитию предпринимательского потенциала.

Во-вторых, институт коммерческой тайны способствует укреплению морально-этических основ общества. В здоровом обществе каждый его член уважительно относится к конфиденциальной информации другого. Наличие института КТ говорит о высокой степени морального развития общества.

В-третьих, становится прочнее доверия между государственной властью и бизнесом. Государственная защита права на коммерческую тайну поддерживает доверительные взаимоотношения государства и бизнеса. Это является гарантией социальной стабильности и эффективности государственной экономической политики.

В-четвертых, коммерческая тайна как условие, способствующее получению положительного результата предпринимательской деятельности.

На постиндустриальном этапе развития экономики знания, информация, коммерческие и технические сведения становятся одним из главных факторов производства. Ограничить доступ к своей информации собственник может либо посредством патента, что требует значительных денежных затрат и эффективно лишь на определенный круг патентоспособных знаний, либо с помощью института коммерческой тайны, который имеет более универсальный характер.

В-пятых, коммерческая тайна – это инструмент поддержки конкурентоспособности предпринимателя на рынке. Двойственная природа КТ воплощена в том, что, будучи выражением абсолютной монопольной власти на некую информацию, коммерческая тайна в то же время является инструментом государственной поддержки конкуренции.

Информация как ценный ресурс

В условиях становления рыночной экономики каждая фирма ведет конкурентную борьбу за свое существование, за эффективное ведение бизнеса, за репутацию. Эффективность коммерческой и производственной деятельности в большой мере зависит от способности использовать такой ценнейший ресурс, как информация. Но выгодно применить можно лишь информацию, необходимую рынку, но неизвестную ему.

В условиях интенсификации конкуренции эффективность предпринимательства, гарантия получения прибыли во все увеличивающейся степени зависят от сохранности в тайне секретов ведения бизнеса, опирающихся на некоторый предпринимательский потенциал и особенную технологию производства.

В отличие от патентов, коммерческая тайна практически не является объектом купли-продажи. Анализ судебной практики экономически развитых стран показывает, что прецеденты законного приобретения коммерческой тайны конкурента подавляюще немногочисленны.

Коммерческая тайна существует как в отношениях между конкурентами, так и в отношениях между деловыми партнерами. Например, в процессе установления приемлемой цены покупатель обычно не хочет, чтобы продавец был осведомлен, как сильно в реальности клиент нуждается в товаре, о котором ведутся переговоры о поставке. Несомненно, сокрытие такой информации ценно для покупателя, а каков социальный эффект? Это поднимает вопрос, до какой степени покупатель должен быть в состоянии (или имеет право по закону) хранить информацию о собственной оценке потенциальной сделки или такая информация должна всегда доводиться до сведения продавца.

Коммерческая тайна и общественное благосостояние

В отношениях между деловыми партнерами асимметричная информация приводит к неэффективному обмену. Асимметрия информации инициирует возникновение информационных издержек.

Согласно постулатам экономической теории асимметрия информации, это социально нежелательное явление, ведущее к неэффективному обмену. В то же время государственная защита результатов интеллектуального труда посредством законодательства о КТ создает стимулы для общественно желательных инвестиций. Таким образом, можно говорить о неоднозначности влияния коммерческой тайны на благосостояние общества. Требуется определить критерий эффективности этого института.

Можно вывести простое правило, согласно которому установление режима коммерческой тайны эффективно только в том случае, если возникающие при этом инвестиции приводят к росту общественного благосостояния.

Критерием эффективности коммерческой тайны является повышение благосостояния общества вследствие привлечения инвестиций благодаря существованию института КТ. То есть рост общественного благосостояния больше, чем сопровождающие монополию на информацию издержки. При этом благосостояние включает создание нового товара, более полно удовлетворяющего потребности человека, технический прогресс, расширение потребностей и т.д.

Существование института коммерческой тайны необходимо и эффективно в том случае, если, гарантируя получение конкурентного преимущества, возможность монопольного владения информацией привлекает производителей в отрасль, совершенствует производство товара, тем самым более эффективно удовлетворяя потребности общества.

[1] Речь идет о Федеральном законе от 29.07.2004 № 98-ФЗ «О коммерческой тайне», который в настоящее время применяется в ред. Федеральных законов от 18.12.2006 № 231-ФЗ, от 24.07.2007 № 214-ФЗ — прим. ред.


Страница обновлена: 14.07.2024 в 18:12:55