Problems of ensuring the competitiveness of oil and gas engineering of the Tyumen region under the conditions of economy modernization

Oksana Fendich, Elena Nazmutdinova, Anastasiya Vyyuchko

Journal paper

Creative Economy (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 11 / November, 2012

Citation:

Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=18037291
Cited: 3 by 07.12.2023

Abstract:
Under the conditions when the economy is oriented towards innovation, the priority is the choice of the strategy of development of the engineering industry segments forming competitive clusters. Disparities in the level of competitiveness of production of the oil and gas engineering industry, preventing the determining of high-tech oil and gas service core, require the formation of selective control actions, the basis of which is the openness to the innovations of Russian machine-building industries.

Keywords: competitiveness, innovative products, modernization, technologies, competitiveness of production of the engineering industry, oil and gas engineering industry, sensitivity to innovation, innovation-driven economy



В современную эпоху «экономики знаний» процветание любой страны зависит, прежде всего, от концентрации и степени развития интеллектуального потенциала. Получение более высокой ренты от новых рыночных возможностей, появившихся за счет коммерциализации передовых научно-технических разработок и инновационных решений, является приоритетом для большинства развитых государств. В настоящее время РФ демонстрирует ориентацию на модернизацию экономики на инновационной основе. Однако очевидно, что для реализации прорыва в научно-технической и промышленной политике страны необходима активная инновационная деятельность на макро-, мезо- и микроуровнях. Только принципиально новые технологии, виды продукции, управленческие нововведения позволят создать новую конкурентную среду и обеспечить предпосылки и шансы лидерства [1].

На переходе темпы не снижаются

Инновационность продукта, услуги компании является следствием конкуренции на рынке товаров и услуг и выступает важнейшим фактором конкурентоспособности. Действительно, в современных условиях наилучшее соотношение «классических» параметров конкурентоспособности (в самом широком смысле – совокупности качеств субъекта либо объекта, обеспечивающих превосходство над аналогичными субъектами либо объектами) – «издержки – цена – качество» базируется на более высокой интенсивности инновационной деятельности предприятия.

Необходимость выполнения задач перехода российской экономики к инновационной модели развития предъявляет новые требования к формированию конкурентоспособного индустриального комплекса страны. Особая роль при этом отводится машиностроению, в значительной мере определяющему состояние производственного потенциала территорий. Формирование в Тюменской области конкурентоспособных кластеров (нефтегазохимического, лесопромышленного и др.) с целью диверсификации мезоэкономики и снижения ее зависимости от базового нефтегазодобывающего сектора, предусмотренных региональной стратегией, обусловливает необходимость развития машиностроения опережающими темпами.

Машиностроительный сектор Тюменской области, сконцентрированный на юге территориально-экономической системы, занимает лидирующее положение в структуре обрабатывающих производств региона и отличается, с одной стороны, своей преимущественной ориентацией на удовлетворение потребностей ТЭК, а с другой – многоукладностью и широкой дифференциацией по видам экономической деятельности. При этом в структуре регионального машиностроения наибольший удельный вес составляют предприятия нефтегазового машиностроения.

В целом нефтегазовое машиностроение региона демонстрирует положительную динамику развития, выйдя на докризисные темпы роста, о чем свидетельствует изменение объемов производства и индекса промышленного производства по соответствующим видам экономической деятельности (в обрабатывающем секторе темпы роста производстве машин и оборудования являются наиболее высокими, в 2011 г. данный показатель составил 145%).

Однако исследования предпочтений покупателей продукции машиностроения выявили следующее соотношение: 70% российских потребителей нефтегазового оборудования отдает предпочтение наукоемкой продукции зарубежного производства, и только 30% – отечественным машинам и оборудованию. Недостаточный уровень конкурентоспособности продукции (как российского в целом, так и регионального в частности) обусловливает замещение отечественных машин и оборудования зарубежными образцами и незначительность экспортных поставок машиностроительных предприятий юга области. При этом, как отмечают аналитики, отечественное машиностроение (в том числе и тюменского региона) проигрывает западным компаниям в качестве, а китайским – в цене.

Продукция находит рынок

В процессе исследования конкурентоспособности машиностроительной продукции Тюменского региона при определении значимости различных категорий параметров машин и оборудования, приобретаемого российскими компаниями (на основании мнений экспертов отдела МТС ООО «ТНК-Уват», г. Тюмень, Управления МТО ООО «РН-Юганскнефтегаз», г. Нефтеюганск, ООО «СИАМ-Мастер», г. Томск), было выявлено, что наиболее значимыми критериями конкурентоспособности нефтегазовой машиностроительной продукции являются надежность, долговечность и основные эксплуатационные характеристики (использовались нормируемые значимости критериев в относительном выражении, в сумме дающие 100%).

На сегодняшний день объем экспортируемой продукции местного машиностроения составляет всего 4,3 % от объемов товарной продукции (при этом тенденция превышения импорта над экспортом продолжает нарастать). Основной внешний рынок сбыта (от 5-ти до 10% по отдельным предприятиям) – страны СНГ. Основу экспорта составляет нефтепромысловое оборудование и комплектующие к нему, поставляемые, главным образом, в Казахстан (42%). Наукоемкая измерительная техника технологических процессов ТЭК поставляется в страны СНГ, Венгрию. Основным потребителем продукции предприятий машиностроения юга Тюменской области является внутренний рынок: на предприятия региона (в большей части нефтегазового комплекса северной части области) поставляется около 70% производимой продукции. Продукция нефтепромыслового оборудования востребована в Томской области, Красноярском крае, Якутии; отдельные виды продукции поставляются в Республики Коми, Татарстан, Башкирию [2].

Необходимо отметить, что и со стороны отечественных машиностроительных компаний из других регионов РФ наблюдается жесткая конкуренция. Так, «под боком» у тюменских производителей функционируют машиностроительные предприятия Урала («Волгабурмаш», завод «Урал» – Свердловская область, ООО «Нефтегазпром»–Челябинская область, ОАО АК «Корвет», ОАО «Варгашинский завод ППСО» – Курганская область и др.). Серьезную конкуренцию региональным производителям нефтегазового оборудования составляют предприятия машиностроения Башкирии и Татарстана, в которых машиностроение для нужд ТЭК также превалирует в составе машиностроительных производств.

«Чувствительная» готовность

Определение рейтинга отечественных производителей отдельных позиций продукции нефтегазового машиностроения (рассчитываемого на основании интегрального показателя конкурентоспособности продукции, каковой представляет собой произведение коэффициента значимости i-того критерия конкурентоспособности продукции и его балльной оценки) на основании результатов анкетирования экспертов позволило выявить, что, в целом, продукция тюменского нефтегазового машиностроения уступает производителям машин и оборудования из других регионов страны, в частности, по стоимости, дизайну и эргономичности. В то же время к преимуществам региональных машиностроителей отнесены высокие эксплуатационные характеристики и качественное сервисное обслуживание.

Так, к примеру, по анализируемым позициям оборудования, поставляемого ООО «РН-Юганскнетфегаз», лидирующее место занимает лишь ОАО ИПФ «СИБНА» (табл. 1). В частности, в производстве контрольно-измерительного оборудования техпроцессов добычи нефти (дайметиков) данное предприятие превосходит такие компании, как ЗАО «Метран» (г. Челябинск) и ВРССГ НПО «Ирвис» (г. Москва).

Однако в условиях инновационной ориентации мезоэкономики говорить об уровне конкурентоспособности продукции предприятий машиностроения, ориентированных на нужды ТЭК, только в разрезе «традиционной» конкурентоспособности не совсем корректно. В рамках данного исследования была выявлена степень чувствительности предприятий нефтегазового машиностроения Тюменского региона к инновациям в соответствии с предложенными классами чувствительности: абсолютно чувствительные, высокочувствительные, чувствительные, низкочувствительные, нечувствительные, абсолютно нечувствительные.

Таблица

Рейтинг производителей отдельных позиций продукции нефтегазового машиностроения

Наименование предприятий-конкурентов, выпускающих аналогичную продукцию
Интегральный показатель конкурентоспособности продукции
Ранг предприятия
Емкостное оборудование (емкость подземная горизонтальная дренажная)
ОАО «Нефтепроммаш» (г. Тюмень)
268
3
ОАО «Димитровградхиммаш» (г. Димитров)
286,9
2
ОАО «Курганхиммаш» (г. Курган)
300
1
Пакерно-якорное оборудование (механический пакер типа 2ПОМ-122)
ОАО «Сибнефтемаш» (г. Тюмень)
277,3
2
ОАО НПФ «Пакер» (г. Октябрьский)
288,6
1
ВНИИБТ (г. Москва)
277,1
3
Замерные устройства (дайметики)
ОАО ИПФ «Сибнефтеавтоматика» (г. Тюмень)
300
1
ЗАО «Метран» (г. Челябинск)
286,9
3
ВРССГ НПО «Ирвис» (г. Москва)
288,8
2
Блочно-модульное оборудование (блочно-модульные насосные станции)
ОАО «Нефтемаш» (г. Тюмень)
280,1
2
ОАО «ОЗНА» (г. Октябрьский)
300
1
ООО «Северснабкомплект» (г. Курган)
279,9
3
Блок реагентного хозяйства
ОАО «Опытный завод «Электрон» (г. Тюмень)
288,3
2
ОАО «Сызраньнефтемаш» (г. Сызрань)
279,6
3
ОАО «Курганхиммаш» (г. Курган)
288,6
1
В результате обобщения и систематизации экспертных оценок параметров чувствительности к инновациям (степень обновления продукции; использование новых технологий менеджмента; технико-технологический уровень производства; доля сотрудников, занятых НИОКР; наличие патентов и ноу-хау; мотивационные системы, уровень квалификации работников) был сделан вывод, что 22 % анализируемых машиностроительных предприятий являются высокочувствительными к инновациям (например, ОАО ИПФ «СИБНА»), 30% –чувствительными (в том числе ОАО «Нефтемаш» и ОАО «Сибнефтемаш»), 27% – низкочувствительными (ОАО «Нефтепроммаш») и 21% – нечувствительными (ОАО «Ишимский машиностроительный завод»). К 1 классу чувствительности не отнесено ни одно из рассматриваемых предприятий.

Подобный вывод подтверждается и данными статистической отчетности, в соответствии с которыми только пять машиностроительных предприятий региона осуществляли технологические инновации.

Выводы

Достижение задачи развития экономики Тюменского региона по инновационно-ориентированной траектории не представляется возможным без формирования высокотехнологичного нефтегазосервисного ядра с преобладанием производств шестого и седьмого технологических укладов. В то же время результаты проведенного исследования свидетельствуют о существовании диспропорций в уровнях конкурентоспособности продукции предприятий нефтегазового машиностроения и невозможности выделения в настоящий момент времени подобного ядра на базе машиностроительных производств. В то же время, считаем, что существуют объективные предпосылки для развития нефтегазового сегмента регионального машиностроения в контексте инновационной мезоэкономики. Безусловно, подобные выводы должны в полной мере учитываться при формировании стратегий развития машиностроительных предприятий и находить свое отражение в селективности управляющих воздействий.


Страница обновлена: 25.04.2025 в 23:39:07