Analysis of the development of creative industries in Kazakhstan

Koroleva A.A.1,2, Norets A.O.1, Selyutin I.A.1
1 Карагандинский Государственный Технический Университет, Kazakhstan
2 Южно-Уральский Государственный Технический Университет, Kazakhstan

Journal paper

Journal of Central Asia Economy (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Volume 5, Number 2 (April-June 2021)

Citation:

Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=46326918

Abstract:
The article presents the available official data on creative industries in Kazakhstan. The purpose of this paperwork is to determine the state of the Republic's creative industries. The study determines the size and location of the country's creative industries in the context of regional analysis, and reveals the levels of concentration of creative production in the cities of the Republic. Special attention is paid to the development of creative industries in two major cities of the country such as Nur-Sultan and Almaty. This work is the first experience of analyzing the formation of the creative sector taking into account official statistics. The national register of enterprises records 17,581 creative business sectors registered in Kazakhstan in January 2018, which is 3.8 % of the current national business. In January 2018, the gross number of registered enterprises related to the creative economy in Kazakhstan is more than the activity in the real estate and business services. Creative industries are a growing part of the business sector in Kazakhstan.

Keywords: Kazakhstan, Nur-Sultan, creative economy, creative industry, culture, art, micro-enterprises, creativity



Введение

В состав Республики Казахстан входят 16 административных единиц – 14 областей и 2 города республиканского значения – Нур-Султан (в таблицах – Астана, так как данные были собраны до переименования) и Алма-Ата. В июне 2018 года было сформировано 17-е административное образование (третий город республиканского значения), но в данное исследование он не вошел. Согласно статистике на официальном сайте Министерства национальной экономики Республики Казахстан, два крупных и растущих города республики – Нур-Султан и Алма-Ата – являются центрами креативных индустрий Казахстана [1] . Вместе они составляют 62 % от всех креативных отраслей в Казахстане.

Сложившимся центром креативной экономики в Казахстане является Алма-Ата, бывшая столица республики, исторически сложившийся культурный и научный центр страны. Сегодня в этой городской агломерации сосредоточена самая большая доля креативной отрасли в городском бизнесе: более 6 % всей деловой базы.

Важно отметить, что эта концентрация значительно больше, чем доля всего бизнеса – например, в двух крупных городах процент бизнеса составляет 42 % от всего бизнеса в стране, но 62 % креативной индустрии от всей индустрии [6] (Aubakirova, 2018).

На рисунке 1 мы видим, что Алматы, безусловно, является доминирующим центром творческих индустрий.

Изменение динамики роста

На рисунке 2 показано изменение численности креативных индустрий. по регионам 2010–2018 гг. Доминирование крупных городов очевидно, причем почти все креативные отрасли роста в этот период приходятся на Нур-Султан и Алма-Ату.

Распределение креативных индустрий по размерам компаний

Как и в других странах мира, в креативных отраслях Казахстана преобладают микро и (или) малые фирмы, причем 75 % всех фирм во всех городах входят в число государственных организаций и организаций культуры [10] (Pritvorova, 2018).

Возврат креативных компаний и предприятий

Установив города с наибольшим количеством креативных фирм и удостоверившись в господстве малых фирм в данных отраслях, необходимо будет понять возраст креативных отраслей в стране. Как можно было бы ожидать, они, как правило, относительно молоды, но не совсем [9] (Koroleva, 2017). На рисунке 3 показан сектор рекламы, который в настоящее время находится в лидирующих позициях креативной экономики. В Алматы за последние пять лет создано 29 % рекламных агентств от общего количества, в Нур-Султане сопоставимый показатель составил почти 40 % [7] (Glushchenko, Glushchenko, 2017). Более половины этих агентств в каждом городе были созданы в 2007–2017 гг.

Это говорит о неком изменении на «креативном рынке», а также о том, что в этом секторе есть устоявшиеся предприятия.

Особенности креативной экономики в городах

Креативная экономика имеет хорошую кластеризацию в городах, такую как:

• необходимость доступа к большому и разнообразному рынку с «изощренными» потребителями, как индивидуальными, так и коммерческими, основными потребителями которых являются сами участники творческой экономики;

• существование в городах «якорных» организаций, таких как кино- и телевизионные студии;

• наследие мест для творческих занятий, таких как галереи, театры и другие спектакли;

• наличие учебных заведений, обеспечивающих обучение творческим профессиям;

• наличие разнообразных вариантов недвижимости.

По мере развития кластера развивается целый ряд весьма специфических сервисов, связанных как с бизнесом (например, средства редактирования фильмов, сверхскоростной интернет, гибкие рабочие пространства), так и с качеством жизни (рестораны, кафе, бары и исполнительские пространства).

Для того, чтобы понять последние экономические показатели двух крупных городов Казахстана – Нур-Султана и Алматы, понадобится некоторое время.

Заключение и рекомендации

Основными целями проекта были:

1. Разработка четкого определения креативной экономики в Казахстане.

2. Исследование наличия у национального правительства собранных данных о креативной экономике.

3. Анализ этих данных и использование их для определения масштабов креативной экономики.

В данной статье сделан вывод о том, что креативные индустрии являются растущей частью предпринимательского сектора баз Казахстана. Реестр предприятий фиксирует 17 581 творческих бизнес-отраслей, зарегистрированных в Казахстане в целом в январе 2018 года, что составляет 3,8 % от текущего национального бизнес-населения.

По валовому количеству зарегистрированных предприятий в Казахстане в январе 2018 года креативная экономика больше, чем деятельность в сфере недвижимости и бизнес-услуг.

Нур-Султан и Алматы являются центрами творческих индустрий Казахстана. В совокупности они составляют 62 % всех креативных отраслей в Казахстане.

В обоих крупных городах в секторе креативных отраслей доминируют услуги с более высокой добавленной стоимостью (в частности, профессиональные, научно-технические), на долю которых приходится более 90 % креативных отраслей, зарегистрированных как в Нур-Султане, так и в Алматы.

Интересно, что «классическое» определение креативной индустрии (искусства, развлечений и отдыха) составляет лишь небольшую долю от общей активности креативной индустрии (7 % в Нур-Султане и 5 % в Алматы).

Творческие предприятия играют ключевую роль в развитии городов. Это двусторонние отношения – чем больше креативных предприятий в городе, тем он более комфортен для жизни.

Разные креативные индустрии идут рука об руку. Последние данные свидетельствуют о том, что будущее для экономического роста Казахстана находится в городских районах, где в росте занятости доминируют высокопроизводительные малые фирмы. Учитывая высокую добавленную стоимость, предпринимательский, динамичный и по своей сути городской характер, в дальнейшем развитии Нур-Султана и Алматы большую роль играет именно креативная экономика.

Однако без данных о занятости, заработной плате и продажах на национальном, региональном и городском уровнях невозможно ни понять «истинный» масштаб креативной экономики, ни разработать дальнейшее развитие политики, которое могло бы способствовать дальнейшему развитию. Это важный вопрос не только для городских администраций Нур-Султана и Алматы, но и для национального правительства с учетом доминирования. Также принципиально важно разработать данные, позволяющие проводить международные сопоставления для оценки нынешнего положения и будущих результатов.

Найденные нами данные свидетельствуют о существовании в Казахстане креативной экономики и той экономики, которая начинает играть критическую роль в национальном и в частности городском росте (в Алматы и Нур-Султане). Это должно быть в центре внимания управляющих органов. Свой Рубикон в становлении современной креативной экономики и индустрии в целом мы и наша страна успешно перешли. Переход этот заключается в создании надежной статистической системы, позволяющей осуществлять мониторинг, поддерживать процесс принятия решений и разрабатывать стратегии для будущего развития.

[1] Данные Комитета по статистике РК//http://stat.gov.kz/


Страница обновлена: 28.03.2025 в 03:36:44