Formation of transfer price system between participants of a vertical-integrated company
Zykova V.E.1
1 Санкт-Петербургский горный университет, Russia
Download PDF | Downloads: 14 | Citations: 4
Journal paper
Journal of International Economic Affairs (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Volume 9, Number 1 (January-March 2019)
Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=38228732
Cited: 4 by 07.08.2023
Abstract:
Rare-earth elements play an important role in most industries that use modern technologies, in particular, in aviation, instrument engineering and mechanical engineering, nuclear and wind energy, chemical, oil and glass industries, in electronics, as well as in the defense industry and the nano-technology products. The current state of the global REE market indicates the current imbalance of world production and consumption, which is concentrated mainly in China and is associated with low production costs and increasing needs for this type of raw materials in various areas. In this regard, at the moment, it is highly important to develop the full cycle of rare earth metals production (“from raw materials to technics”) in order to avoid resource dependence, potential shortages in the future, as well as turning Russia into a country of raw materials orientation and loss of production potential of innovative products with high value added based on this strategically important raw material. World experience shows that the only way leading to the formation of competitive industrial structures is the concentration of capital and production capacity, their integration according to the technological principle, which increases production efficiency by reducing production and transaction costs, indirect taxation of intermediate products. Given the current situation, the formation of vertically integrated structures, with such advantages as transfer pricing between participants, is the most appropriate strategy to solve the problem of import dependence and eliminate the risks associated with high volatility.
Keywords: vertical integration, industry, value chain, transfer pricing, rare earth metals
JEL-classification: Q01, Q38, Н5
Введение
Как было выявлено многими отечественными и зарубежными учеными, вертикальная интеграция может принести массу преимуществ как для самой компании, так и для отрасли в целом [1–3] (Karginova, 2016, Salmin, 2012, Smirnova, 2017). Так, в российских условиях вертикальная интеграция в сторону поставщиков является наиболее подходящей стратегией развития российской редкоземельной отрасли, которая заключается в присоединении функций, которые ранее выполнялись поставщиками (в основном, иностранными), приобретении в собственность и установлении контроля над источниками сырья. Однако немаловажным вопросом является то, какую выгоду получит промежуточная фирма в цепочке поставок, а также конечный потребитель при совершении подобной интеграции. Наиболее важной является интеграция компаний среднего и нижнего передела с точки зрения обеспеченности конечного потребителя редкоземельными элементами для производства определенного количества той или иной продукции. а в связи с тем, что в отрасли отсутствует адекватная рыночная цена, представляется необходимым абстрагироваться от данных значений, что представляется возможным благодаря реализации трансфертного ценообразования, которое тесно связано с реализацией вертикальной интеграции.
Трансфертное ценообразование возникает, когда продукция одной компании, составляющей единую бизнес-структуру, потребляется другой фирмой. Иными словами, это взаимоотношения между бизнес-единицами по условиям сделки, которая отличается от рыночной при установлении такой цены, которая варьируется между связанными организациями. Его можно считать преимуществом для редкоземельной отрасли, поскольку такая ценовая политика проста в рамках налогового планирования [4] (Fahreeva, 2013).
Дополнительные эффекты такого механизма определяются в реализации «закона вертикальной интеграции» С. Губанова, суть которого сводится к ограничению прибыли на промежуточных этапах производства для того, чтобы потребитель на каждом последующем технологическом переделе экономил бы оборотные средства на приобретение сырья и, тем самым, получал возможность для наращивания объемов производства [5] (Grandberg, 2013).
Так, рассмотрим ситуацию, когда расчет между предприятиями за продукцию происходит по трансфертным ценам. В этом случае предприятие-потребитель выплачивает часть стоимости продукции поставщика в размере суммы, покрывающей затраты поставщика, а другая часть стоимости продукции, предоставленная в виде товарного кредита поставщика потребителю (трансферт), оплачивается потребителем после ее реализации. Возмещение разницы между рыночной и трансфертной ценой компенсируется поставщику позже в виде премии. Величина премии позволяет согласовать интересы как поставщика, так и потребителя [6] (German, 2013). Именно благодаря иному механизму формирования цен вертикальная интеграция демонстрирует свои преимущества, в результате чего производственная цепочка в компании «амортизирует» последствия ценовых шоков на рынке редкоземельных металлов (РЗМ).
В процессе использования рыночных и затратных трансфертных цен зачастую происходят разногласия между покупателями и продавцами в отношении цен на продукцию. Для преодоления указанного недостатка используется третий метод – на основе соглашений. Идея этого метода состоит в возможности установления переговоров между продавцом и покупателем продукции, что позволяет выгодно устанавливать цены для участников сделки.
Рисунок 1. Схема реализации продукции в интегрированной компании
Примечание: зеленая стрелка – реализация продукции внутри компании; синяя стрелка – реализация продукции на внешний рынок; Pt – трансфертная цена; Pr – рыночная цена
Источник: составлено автором
В приоритете должна стоять собственная обеспеченность компании сырьем для производства конечной продукции, и только в случае избыточного производства – продажа на рынке. Любой дисбаланс внутрифирменного спроса и предложения может быть устранен путем покупки или продажи промежуточных продуктов на внешнем рынке.
Для определения оптимальных параметров цен за основу принята модель А.С. Плещинского [7] (Pleschinskiy, 2009), которая позволяет обеспечить равное распределение дополнительной прибыли между участниками внутри интегрированной фирмы. Суть модели сводится к следующему:
– производитель среднего передела Псп (производитель металлов, их оксидов, сплавов) поставляет продукцию предприятию нижнего передела Пнп (производитель готовой продукции, например, электроники) в заданном объеме Q;
– часть продукции в объеме (Q–R) оплачивается Пнп в момент поставки в размере суммы, покрывающей затраты Псп (состояние «нулевой рентабельности»);
– оставшийся объем продукции R (величина трансферта) оплачивается по трансфертным ценам после реализации продукции Пнп.
При этом трансфертная цена состоит из двух составляющих: доплаты до уровня рыночной цены и премии за предоставление товарного кредита. Премия определяется исходя из ставки трансферта (у). Именно ставка трансферта выступает инструментом согласования экономического интереса участников. В результате использования трансфертных цен предполагается получение дополнительного эффекта.
Для моделирования параметров промежуточной продукции использовались данные «Акрон» [8]. В качестве данных производителя конечной продукции были взяты данные крупнейшего в России производителя электроники «Российская электроника» [9] за 2017 год, который входит в состав «Российские технологии». В связи с отсутствием данных по собственным оборотным средствам (СОС) в данной модели предполагается, что величина СОС имеет положительное значение.
Таблица 1
Параметры для расчета величины трансферта
Наименование
показателя
|
Метод вычисления
|
Значения
показателей
| |
«Производитель
среднего передела»
|
Горизонтально-интегрированная
электронная компания
| ||
Чистая прибыль (Р), млн руб.
|
Данные
бухгалтерской отчетности
|
14 260 млн руб.
|
121 000 млн руб.
|
Объем реализованной продукции за период в денежном
выражении (Q), млн руб.
|
Расчет исходя из прогнозных
объемов производства
|
6 500 млн руб.
|
-
|
Объем закупленного сырья за период в денежном
выражении (Q), млн руб.
|
Расчет исходя из прогнозных
объемов производства
|
–
|
6 500 млн руб.
|
Величина трансферта (R), тыс. руб.
|
R=Q*q
|
0 ≤ R ≤ Q
|
0 ≤ R ≤ Q
|
Ставка трансферта (у)
|
ymin > b, ymax ≤
a/(1-d)
[0,18;0,22] |
0,18 < y ≤ 0,22
|
0,18 < y ≤ 0,22
|
Ставка налога на прибыль (n)
|
Определяется
налоговым законодательством
|
0,2
|
0,2
|
Ставка налога на добавленную стоимость (d)
|
Определяется
налоговым законодательством
|
0,2
|
0,2
|
Кредитная ставка (а)
|
Средняя на кредитном
рынке
|
0,17
|
0,17
|
Альтернативная стоимость капитала (b)
|
b=k+K, где
k – коэффициент дисконтирования (1+k= где l – ставка рефинансирования, i – темп инфляции); K – поправка на риск (K=S/100, где S – величина риска, которая была отнесена к высокорисковым 15 %) |
0,18
|
0,18
|
Для безубыточности поставщика эффект механизма трансфертных цен будет характеризоваться следующим равенством:
y1=(1-n)*(1-d)*(y-b)*R.
Для безубыточности потребителя эффект механизма трансфертных цен будет характеризоваться следующим равенством:
y2=(1-n)*(a-(1-d)*y)*R.
Таблица 2
Чистая прибыль поставщика РЗМ при применении трансфертной цены
Коэффициент
неоплаченной продукции
|
Величина
трансфета (млн руб.)
|
Ставка трансферта
| |||
0,19
|
0,2
|
0,21
|
0,22
| ||
Значения чистой прибыли, млн руб.
| |||||
0,1
|
650
|
14264,16
|
14268,32
|
14272,48
|
14276,64
|
0,2
|
1300
|
14268,32
|
14276,64
|
14284,96
|
14293,28
|
0,3
|
1950
|
14272,48
|
14284,96
|
14297,44
|
14309,92
|
0,4
|
2600
|
14276,64
|
14293,28
|
14309,92
|
14326,56
|
0,5
|
3250
|
14280,80
|
14301,60
|
14322,40
|
14343,20
|
0,6
|
3900
|
14284,96
|
14309,92
|
14334,88
|
14359,84
|
0,7
|
4550
|
14289,12
|
14318,24
|
14347,36
|
14376,48
|
Таблица 3
Чистая прибыль потребителя РЗМ при применении трансфертной цены
Коэффициент
неоплаченной продукции
|
Величина
трансфета (млн руб.)
|
Ставка трансферта
| |||
0,19
|
0,2
|
0,21
|
0,22
| ||
Значения чистой прибыли, млн руб.
| |||||
0,1
|
650
|
121009,36
|
121005,20
|
121001,04
|
120996,88
|
0,2
|
1300
|
121018,72
|
121010,40
|
121002,08
|
120993,76
|
0,3
|
1950
|
121028,08
|
121015,60
|
121003,12
|
120990,64
|
0,4
|
2600
|
121037,44
|
121020,80
|
121004,16
|
120987,52
|
0,5
|
3250
|
121046,80
|
121026,00
|
121005,20
|
120984,40
|
0,6
|
3900
|
121056,16
|
121031,20
|
121006,24
|
120981,28
|
0,7
|
4550
|
121065,52
|
121036,40
|
121007,28
|
120978,16
|
С помощью формулы yopt=(a+(1-d)*b)/2*(1-d)=((0,17+0,8*0,18)/2*(1-0,2))=0,314/1,6=0,19625 была рассчитана оптимальная ставка трансферта. Соответственно, оптимальное взаимодействие между поставщиком и потребителем продукции будет происходить при ставке трансферта равным 0,196. Проверим данную теорию на имеющихся практических данных.
Таблица 4
Прирост чистой прибыли поставщика РЗМ при применении трансфертной цены
Коэффициент
неоплаченной продукции
|
Величина
трансфета (млн руб.)
|
Ставка трансферта
| ||||
0,19
|
0,19625
|
0,2
|
0,21
|
0,22
| ||
Значения прироста чистой прибыли, млн руб.
| ||||||
0,1
|
650
|
4,16
|
6,76
|
8,32
|
12,48
|
16,64
|
0,2
|
1300
|
8,32
|
13,52
|
16,64
|
24,96
|
33,28
|
0,3
|
1950
|
12,48
|
20,28
|
24,96
|
37,44
|
49,92
|
0,4
|
2600
|
16,64
|
27,04
|
33,28
|
49,92
|
66,56
|
0,5
|
3250
|
20,80
|
33,80
|
41,60
|
62,40
|
83,20
|
0,6
|
3900
|
24,96
|
40,56
|
49,92
|
74,88
|
99,84
|
0,7
|
4550
|
29,12
|
47,32
|
58,24
|
87,36
|
116,48
|
Таблица 5
Прирост чистой прибыли потребителя РЗМ при применении трансфертной цены
Коэффициент неоплаченной продукции
|
Величина трансфета (млн руб.)
|
Ставка трансферта
| ||||
0,19
|
0,19625
|
0,2
|
0,21
|
0,22
| ||
Значения прироста чистой прибыли, млн руб.
| ||||||
0,1
|
650
|
9,36
|
6,76
|
5,20
|
1,04
|
-3,12
|
0,2
|
1300
|
18,72
|
13,52
|
10,40
|
2,08
|
-6,24
|
0,3
|
1950
|
28,08
|
20,28
|
15,60
|
3,12
|
-9,36
|
0,4
|
2600
|
37,44
|
27,04
|
20,80
|
4,16
|
-12,48
|
0,5
|
3250
|
46,80
|
33,80
|
26,00
|
5,20
|
-15,60
|
0,6
|
3900
|
56,16
|
40,56
|
31,20
|
6,24
|
-18,72
|
0,7
|
4550
|
65,52
|
47,32
|
36,40
|
7,28
|
-21,84
|
Это означает, что оптимальное взаимодействие между поставщиком и потребителем продукции будет происходить при ставке трансферта, равной 0,19625. При этом увеличение прибыли в дополнение к базовой для каждого из участников составило 13,52 млн руб., то есть, если рассчитать дополнительный эффект для компании в целом, он будет равен 27,04 млн руб., что доказывает получение преимуществ как для предприятия среднего, так и нижнего передела осуществлять вертикальную интеграцию, а также расчеты по трансфертным ценам, которые являются дополнительным мотивом для объединения предприятий в производственной цепочке.
Заключение
Итак, в условиях кризиса на мировом рынке редкоземельных металлов оптимальным и выгодным для поставщика и потребителя редкоземельных элементов является реализация вертикальной интеграции с механизмом трансфертных цен, т.е. внутренняя реализация промежуточных продуктов между участниками интегрированной компании должна осуществляться на основе иных ценовых механизмов, нежели продажа другим субъектам, будь то отечественный или зарубежный потребитель. За счет применения внутрифирменных цен у участников интегрированной компании появляется возможность нарастить объемы производства и, тем самым, обеспечить прирост экономических результатов.
References:
Fakhreeva E.M. (2013). Transfertnoe tsenoobrazovanie: polozhitelnye i otritsatelnye aspekty [Transfer pricing: the positive and negative aspects] Economics and modern management: theory and practice. (in Russian).
Pleschinskiy A.S. (2009). Mekhanizm ravnovesnyh transfertnyh tsen pri vertikalnom vzaimodeystvii proizvodstvennyh ekonomicheskikh agentov [The mechanism of equilibrium transfer prices in case of vertical interaction between industrial economic agents]. Economics and the Mathematical Methods. (2). 70-92. (in Russian).
Salmin S.P., Kulikova A.V., Rokunova O.V. (2012). Вертикальная интеграция предприятий как средство повышения их конкурентоспособности Научная электронная библиотека – «КиберЛенинка».
Smirnova N.V. (2017). K voprosu o roli vertikalnoy integratsii v mashinostroitelnoy otrasli Rossii [To the question about the role of vertical integration in the industry]. Estnik VGU. Seriya: ekonomika i upravlenie. (4). (in Russian).
Годовой отчет открытого акционерного общества «Российская электроника» за 2017 годОфициальный сайт АО «Российская Электроника». (in Russian). Retrieved March 05, 2019, from http://www.ruselectronics.ru/shareholder/reporting/annual_report_2017.pdf
Грандберг З. Неоиндустриальная парадигма и закон вертикальной интеграцииЭкономический портал. – 2013. Retrieved March 05, 2019, from http://institutiones.com/general/903-neoindustrialnaya-paradigma-i-zakon-vertikalnoj-integracii.html
Каргинова В.В. Вертикальная интеграция как важнейшее направление повышения конкурентоспособности российских предприятийМолодой ученый. — 2016. (in Russian). Retrieved March 05, 2019, from https://moluch.ru/archive/132/37017
Налог на прибыль. «Главбух»Журнал для бухгалтеров №1. (in Russian). Retrieved March 05, 2019, from https://www.glavbukh.ru/rubrika/8
Савчук В.П. Оценка эффективности инвестиционных проектовКорпоративный менеджмент – 2015. (in Russian). Retrieved March 05, 2019, from https://www.cfin.ru/finanalysis/savchuk/6.shtml
Ставка НДС в России выросла с 18 до 20 процентовНовостное издание «РИА новости». (in Russian). Retrieved March 05, 2019, from https://ria.ru/20190101/1548961683.html
Страница обновлена: 11.04.2025 в 23:32:45