The main models of industrial digital platforms development
Gribanov Yu.I.1
1 Группа компаний «Наше Агентство Сервиса»
Download PDF | Downloads: 34 | Citations: 52
Journal paper
Russian Journal of Innovation Economics (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Volume 8, Number 2 (April-June 2018)
Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=35288491
Cited: 52 by 07.12.2023
Abstract:
The development of the digital economy and the formation of the information society is a strategic paradigm of the post-industrial world. The article compares the state of digital economy development in Russia and other European countries.
In the article the role of the digital platforms in shaping the modern economy is also described. Technologies, based and used in such digitalized industries enable deep macroeconomic changes. The author considers the main models of digital platforms development.
Keywords: modernization, digital economy, information technologies, industrial digital platforms, information resources integration, platform companies
JEL-classification: O31, O33, L86, O32
Введение. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.07.2017 года № 1632 – р [2] была утверждена программа «Цифровая экономика Российской Федерации», в соответствии с которой целью направления исследовательских компетенций и технологических разделов является создание и поддержка поисковых, прикладных исследований в области исследовательской инфраструктуры цифровых платформ. Реализация данной программы подразумевает успешное функционирование не менее десяти отраслевых цифровых платформ для основных предметных областей экономики, включая цифровое здравоохранение, цифровое образование, «умный город» [7].
Стратегией развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы [1] определено, что экосистема цифровой экономики представляет собой партнерство организаций, которые обеспечивают постоянное взаимодействие технологических платформ, прикладных интернет – сервисов, информационных систем органов государственной власти, система аналитики, организаций и граждан [15].
Современные экономические вызовы, цифровой потенциал, механизма проработки новых бизнес–моделей, создания цепочек добавленной стоимости были рассмотрены в контексте ЕАЭС до 2030 г.
Проведен анализ опыта Евросоюза, США, Китая, Турции по построению электронных систем на примере отслеживания движения фармацевтических препаратов, создания цифровых платформ для фармацевтической отрасли.
Основная часть. Цифровая революция сильно трансформирует отрасли. Например, объем инвестиций в цифровую систему здравоохранения в США каждый год увеличивается почти в 1,5 раза.
Международные фармацевтические компании продолжают трансформацию различных сегментов своего бизнеса, включая аналитику, биотехнологию, фармацевтику, поставщиков, технологии, венчурный капитал и т.д.
Изменения происходящие, в настоящее время в фармацевтической отрасли имеют фундаментальные последствия для фармацевтических компаний, заинтересованных сторон фармацевтической отрасли.
Цифровая революция [3] в данной отрасли породила революции и в потребительском поведении, символизируемую растущим спросом на связанность и информацию. С новыми технологическими инструментами потребители становятся все более активными и самостоятельными, изменяя взаимодействие с поставщиками, плательщиками, фармацевтическими компаниями, как результат ожидается полное изменение бизнес-модели фармацевтических компаний. Пациенты становятся не только пассивными реципиентами лечения.
Д. Голдсмит, главный стратег-менеджер Veeva Systems, облачной компании бизнес-решений в области науки о жизни, полагает, что в ближайшие три-пять лет, вместо того, чтобы пациенты клиник, фармацевтических предприятий были просто информированы и более любознательны, они будут активно разрабатывать терапевтические и лечебные подходы для себя со своими врачами.
Поскольку пациенты берут на себя больший контроль над своим здоровьем, включая лечение, фармацевтические компании должны признать эту новую способность принимать решения и разработать более эффективные способы их привлечения.
Действительно, в настоящее время цифровая экономика представляет в настоящее время локомотив для роста различных отраслей экономики.
Как правило, экономику принято разделять на такие сектора:
1. первичный сектор – сельское хозяйство, добыча полезных ископаемых;
2. вторичный сектор – промышленное производство;
3. третичный – услуги.
Если учитывать новые технологические возможности и тенденции развития, то классическое разделение между вышеуказанными секторами может исчезнуть [5]. Например, можно в настоящее время в режиме реального времени обрабатывать удаленно сельскохозяйственные поля [10], собирать урожай, производить продукцию промышленного производства, оказывать услуги [9]. Поэтому можно отметить, что происходящая модернизация отдельных секторов экономики влечет за собой изменение экономической архитектуры всей системы. Данные тенденции со временем только расширяются.
В Российской Федерации остро стоит проблема интеграции информационных ресурсов и систем [13], необходимо формирование информационных стандартов по предоставлению информационных ресурсов, развивать функции управления, готовить специалистов путем комплексного подхода к проектированию и разработке информационных систем [8].
В исследовании, проведенном компанией McKinsey говорится о том, что за счет цифровизации экономики ВВП Российской Федерации к 2025 году может вырасти на 4,1 – 8,9 млрд. руб. В настоящее время доля цифровой экономики составляет 3,9 %.
Новая система глобальных рынков под действием цифровизации значительно изменилась, большое количество традиционных отраслей потеряли свою значимость в структуре мировой экономике на фоне роста новых секторов, которые генерируют другие потребности.
Цифровая экономика представляет три взаимосвязанных уровня, которые влияют на жизнь граждан и общества в целом [14]:
- рынки и отрасли экономики, в которых происходит взаимодействие субъектов (поставщиков и потребителей товаров или услуг);
- платформы и технологи, где могут формироваться компетенции для развития отраслей экономики и соответствующих рынков;
- среда, в которой создаются условия для развития технологий и платформ, эффективного взаимодействия субъектов отраслей экономики в том числе нормативное регулирование, информационная безопасность, кадры, информационная инфраструктура. Поэтому эффективное развитие отраслей в цифровой экономике возможно только при наличии развитых платформ, технологий.
Программа, принятая Правительством РФ, базируется на нижних уровнях цифровой экономики, представленных на рисунке 1.
Рисунок 1. – Базовые направления цифровой экономики Российской Федерации [1]
В рамках данной статьи под термином «отраслевая цифровая платформа» будем понимать центры обработки данных и сети, которые будут модернизироваться для включения в общую отраслевую цифровую платформу, системы взаимодействия с пользователями, которое в современное время может полностью проходить в цифровом виде, экосистемы, которые служат основой взаимодействия компаний как целого с другими организациями в цифровом мире.
По мере того, как меняются потребители, окружающая среда будет усложняться, потребуются новые компетенции и инструменты, новые стандарты и правила цифровых платформ, постепенно сформируют единые нормы и архитектуру коммуникаций для экономических агентов.
Основные модели коммуникаций для формирования цифровых платформ, представлены в таблице 1.
Таблица 1. – Основные модели коммуникаций для формирования цифровых платформ [2]
Субъект
рынка
|
Объект
рынка
| ||
Бизнес
|
Потребители
|
Правительство
| |
Бизнес
|
Модель
Business -to business (B2B).
Электронные коммерческие закупки |
Модель
Business -to – consumer: B2C.
Интернет -торговля |
Модель
Business -to – Government (B2G)
Государственные электронные закупки |
Потребители
|
Модель
Customer – to – business (C2B)
Электронная коммерция, биржи труда |
Модель
Consumer – to – consumer
Электронные платформы совместного потребления |
Модель
Consumer – to -Government (C2G)
Электронные платформы для подачи различного рода обращений |
Правительство
|
Модель Government -to – Business (G2B)
Государственные услуги для предприятий и учреждений |
Модель
Government – to – Consumer (G2C)
Государственные услуги для граждан [12] |
Модель
Government – to – Government (G2G)
Электронные услуги для государственных учреждений |
В Российской Федерации основополагающими принципами человеко-ориентированного проектирования каналов электронного правительства [4] являются персонифицированная среда, омникальность, открытая сервисная платформа, управление отношений с пользователями, в том числе и обратная связь.
Под омникальностью понимается предоставлению участнику такой платформы самостоятельного выбора удобного канала пользовательских сервисов либо нескольких каналов путем их комбинирования, продолжения решения задачи при переходе пользователем с одного канала на другой.
Цифровые платформы для каждой отрасли будут развиваться в соответствии с комплексом мер, состоящих из трех этапов и трех направлений, при этом параллельные изменения ускоряют создание отраслевых цифровых платформ.
1. Законодательное направление. При принятии новых законодательных актов, которые регулируют определенную сферу деятельности, будет делаться акцент на создании цифровой платформы в данной отрасли.
Нормативное регулирование будет подразделяться на регулирование на период до появления отраслевых цифровых платформ и последующему применению алгоритма регулирования с учетом требования пилотных проектов законов 230 – ФЗ, 40 – ФЗ.
2. Организация регулируемых закупок. Объем закупок, совершенных в Российской Федерации составляет около 45 трлн. руб. Автоматизация и классификация регулируемых закупок даст возможность для большинства отраслей производить оценку и динамику рынков.
Создание небольших (малых) регулируемых закупок разрешит уменьшить влияние бюрократических процедур при совершении закупок мелких товаров, снизить трансакционные расходы как поставщикам, так и покупателям, получить доступ на рынок, найти контрагентов.
В настоящее время данные об отрасли очень трудно найти, при внедрении отраслевых цифровых платформ, субъектам хозяйствования возможно будет получать данные об отраслевом спросе из классификатора регулируемых закупок, данные о поставщиках, что существенно понижает сложность создания отдельных отраслевых цифровых платформ.
Так как общий объем регулируемых закупок разделен на более 1500 категорий, по суммам превышает 1 млрд. руб., то рентабельней создавать платформу для двух моделей типа G2В, B2B.
3. Информационные системы для государственных нужд. В Российской Федерации действуют около 400 информационных систем на федеральном уровне и около 2000 регионального уровня, на поддержку которых тратится около 200 млрд. руб. в год.
Передача информационных систем в концессию с учетом сохранения регулирующих функций у государства, позволит существенно понизить срок, стоимость, бюджетные расходы на создание отраслевых цифровых платформ.
Реализация программы по созданию отраслевых цифровых платформ будет проходить в соответствии со следующими этапами:
1) Подготовительный этап в период с 2017 по 2020 годы, который включает в себя проведение экспериментов, пилотных проектов, подготовки недостающей инфраструктуры, обучение стейкхолдеров.
При проведении этого этапа планируется решить следующие задачи: создать автоматический классификатор регулируемых заказов, с открытыми API, маркетплейс малых регулируемых закупок, внедрить пилотные цифровые платформы для обработки:
· скорости перехода к транзакционным моделям монетизации отраслевых цифровых платформ;
· регулирование работы операторов отраслевых цифровых платформ, применение алгоритмического учета показателей деятельности оператора;
· нормирование и алгоритмизация отраслевых процессов на отраслевых цифровых платформах;
· управления скоростью развития функциональных характеристик отраслевых цифровых платформ и другие задачи.
1. Профильные кафедры ведущих вузов Российской Федерации будут вести ежегодный отраслевой мониторинг по развитию отраслевых цифровых платформ и организовывать профильное обучение по данному направлению.
2. Биржа данных, сформированная в результате взаимодействия между государственными информационными системами, отраслевыми цифровыми платформами, реестрами по идентификации, регистрации и т.п. будет выполнять регулирующие функции по данным из государственных информационных систем.
3. План концессий государственных информационных систем, создания отраслевых цифровых платформ является обязательным условием работы, с учетом ежегодных обновлений.
4. Созданная межведомственная комиссия с профильным вице-премьер министром несет ответственность за организацию и утверждение плана концессий государственных информационных систем, осуществляет контроль за исполнением обязательств концессионерами.
5. Созданные инфраструктурные платформы позволят отраслевым цифровым платформам проводить безналичные финансовые расчеты, все виды и этапы логистических операций.
6. Планируется провести PR компанию по информированию о финансовых результатах деятельности отраслевых цифровых платформ.
2) Этап включает в себя формирование отраслевого консорциума для создания своей отраслевой цифровой платформы, планируется провести маркетинговые мероприятия по стимулированию создания отраслевых консорциумов, которые претендуют на высокомаржинальный и технологический бизнес, с максимальной капитализацией.
Состав отраслевого консорциума следующий:
· отраслевые компании;
· отраслевые ассоциации;
· отраслевая наука;
· компании, которые специализируются на создании отраслевых ИТ – продуктах;
· операторы смежных отраслевых цифровых платформ;
· другие участники отрасли.
3) Этап предполагает расширение экосистемы цифровой экономики России на цифровое пространство ЕАЭС [11] и рост интеграционного потенциала.
Выводы. Таким образом, отраслевые цифровые платформы помогут ускорить темпы проведения модернизации в отраслях экономики с тарифным регулированием до 10 % в год за счет экономии трансакционных издержек.
Темп роста ВВВ России с запуском 100 отраслевых цифровых платформ вырастет приблизительно на 2 % ежегодно, с потенциальным увеличением производительности труда не менее 10% в годовом исчислении, ускорением операционных циклов, с изменением системы разделения труда.
На основе вычислительных ресурсов, современных облачных технологий, могут быть созданы эффективные цифровые платформы, цифровые платформы для аутсорсинга представляют новый способ оценить эффективность бизнес-процессов, проанализировать все этапы бизнес-процессов.
Максимальный эффект может быть достигнут в таких отраслях, как торговля, транспорт, финансы, образование, здравоохранение, ЖКХ.
Отраслевые цифровые платформы дадут возможность заменить такие инструменты регулирования как отчетность, проверки и т.п., на новое алгоритмическое регулирование. Увеличат конкуренцию, упростят принятие инвестиционных решений в большинстве отраслей. Интеграция цифровых платформ позволит сформировать цифровую экономику в России.
[1] Составлено автором [2]
[2] Составлено автором [6]
References:
Balyukov A.S. (2014). Analiz aktualnosti sozdaniya elektronnogo pravitelstva [Analysis of the relevance of e-government]. Vestnik yuzhno-uralskogo gosudarstvennogo universiteta. seriya: kompyuternye tekhnologii, upravlenie, radioelektronika. 14 (3). 78-85. (in Russian).
Chzhan D. (2017). Sovremennoe sostoyanie tsifrovoy ekonomiki v Kitae i perspektivy sotrudnichestva mezhdu Kitaem i Rossiey v oblasti tsifrovoy ekonomiki [The current situation in china''s digital economy development and the prospects of sino-russian cooperation in digital economy]. Power. 25 (9). 37-43. (in Russian).
Dobrynin A.P., Chernyh K.Yu., Kupriyanovskiy V.P., Kupriyanovskiy P.V., Sinyagov S.A. (2016). Tsifrovaya ekonomika - razlichnye puti k effektivnomu primeneniyu tekhnologiy (BIM, PLM, CAD, IOT, Smart City, BIG DATA i drugie) [The Digital Economy - the various ways to the effective use of technology (BIM, PLM, CAD, IOT, Smart City, BIG DATA, and others)]. International Journal of Open Information Technologies. 4 (1). 4-11. (in Russian).
Ivanov S.V., Vishnevskiy O.S. (2017). Elektronnye platformy kak instrument modernizatsii ekonomiki Ukrainy [Electronic Platforms as a Tool for Modernization the Economy of Ukraine]. Bulletin of Economic Science of Ukraine. (1(32)). 47-53. (in Russian).
Kupriyanovskiy V.P., Bulancha S.A., Chernyh K.Yu., Namiot D.E., Dobrynin A.P. (2016). Umnye goroda kak «stolitsy» tsifrovoy ekonomiki [Smart Cities as the "capitals" of the Digital Economy]. International Journal of Open Information Technologies. 4 (2). 41-52. (in Russian).
Kupriyanovskiy V.P., Sinyagov S.A., Namiot D.E., Utkin N.A., Nikolaev D.E., Dobrynin A.P. (2017). Transformatsiya promyshlennosti v tsifrovoy ekonomike - ekosistema i zhiznennyy tsikl [Industries transformation in the digital economy - the ecosystem and life cycle]. International Journal of Open Information Technologies. 5 (1). 34-49. (in Russian).
Kupriyanovskiy V.P., Sokolov I.A., Talashkin G.N., Dunaev O.N., Zazhigalkin A.V., Raspopov V.V., Namiot D.E., Pokusaev O.N. (2017). Tsifrovaya sovmestnaya ekonomika: tekhnologii, platformy i biblioteki v promyshlennosti, stroitelstve, transporte i logistike [Digital sharing economy: technologies, platforms and libraries in industry, construction, transport, and logistics]. International Journal of Open Information Technologies. 5 (6). 56-75. (in Russian).
Medennikov V.I., Muratova L.G., Salnikov S.G. (2017). Tsifrovaya platforma dlya selskogo khozyaystva [Digital platform for agriculture]. Vestnik selskogo razvitiya i sotsialnoy politiki. (3(15)). 111-113. (in Russian).
Moyseychik G.I. (2016). Tsifrofikatsiya ekonomiki stran evraziyskogo soyuza kak strategicheskiy imperativ XXI veka [Digitalization of economy in EEC countries as a strategic imperative of the XXI century (Belarus, Minsk)]. Problems of modern economics. (1(57)). 11-15. (in Russian).
Pavlyutenkova M.Yu. (2013). Elektronnoe pravitelstvo v Rossii: kontseptualnye podkhody i praktika realizatsii [Russian electronic government: conceptual approaches and practice of realization]. PolitBook. (2). 90-105. (in Russian).
Petrova G.V. (2017). Pravovye problemy obespecheniya bezopasnosti v protsesse formirovaniya «tsifrovoy ekonomiki» i edinogo «tsifrovogo prostranstva promyshlennosti» EAES [Legal security issues in the formation of a “digital economy” and a single “digital space industry” eaeu]. Mezhdunarodnoe sotrudnichestvo evraziyskikh gosudarstv: politika, ekonomika, pravo. 1 (10). 37-46. (in Russian).
Scheblykin V.N. (2010). Sistema otnosheniy sobstvennosti: suschnost i soderzhanie [System of property relations: essence and content]. Voprosy gumanitarnyh nauk. (6(50)). 29-34. (in Russian).
Yudina T.N. (2016). Tsifrovizatsiya v kontekste sopryazhennosti Evraziyskogo ekonomicheskogo soyuza i Ekonomicheskogo poyasa Shyolkovogo puti [Digitalization in the context of the interconnection of the Eurasian economic Union and the Silk road Economic belt]. Philosophy of the economy. (4(106)). 161-171. (in Russian).
Yushkov K.S., Yalunin M.N. (2017). IT-strategiya razvitiya predpriyatiya v formate tsifrovoy ekonomiki [IT strategy development enterprise in the digital economy]. Journal of Economy and Entrepreneurship. (7(84)). 994-998. (in Russian).
Страница обновлена: 26.04.2025 в 20:21:16