Tools for ensuring security and facilitating global trade: WCO Framework Standards

Drobot E.V.1
1 Выборгский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации

Journal paper

Journal of International Economic Affairs (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Volume 7, Number 4 (October-December 2017)

Citation:

Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=32337783
Cited: 20 by 07.12.2023

Abstract:
The article considers the activities of the World Customs Organization (WCO) in the field of security and facilitation of world trade. The article presents the structure of the new WCO strategic plan for 2017-2018 and 2018-2019. We focus on the analysis of Framework of Standards to Secure and Facilitate Global Trade (SAFE). The materials of the article may be of interest to experts in the field of world economy and international economic relations, foreign economic activity and customs, and for postgraduate students and students.

Keywords: international trade, customs control, World Customs Organization, global supply chain, Framework of Standards to Secure and Facilitate Global Trade (SAFE)

JEL-classification: F52, F15, F13, F53



Введение

Развитие международной торговли в современных условиях осуществляется под влиянием различных сложных и противоречивых по своему воздействию факторов. Среди них можно выделить:

– увеличение сложности глобальной цепочки поставок (современный конечный продукт является результатом производства множества предприятий из различных стран мира);

– развитие экономических и таможенных союзов, предусматривающих отсутствие таможенных границ (т. е. именно данные формы экономической интеграции, по сути, и предполагают полную экономическую либерализацию внутри интеграционных объединений);

– действие международных соглашений, конвенций и стандартов, таких как пакет соглашений ГАТТ/ВТО, направленный на снижение таможенных тарифов и снятие барьеров на пути перемещения товаров и услуг на мировом рынке, конвенции и стандарты Всемирной таможенной организации (WCO – World customs organization), обеспечивающие безопасность и облегчение таможенного контроля и др.

Перемещение товаров и услуг через таможенные границы связано не только с осуществлением таможенного контроля (эта функция ложится на таможенные администрации, и задача WCO здесь состоит в том, чтобы обеспечить универсализацию применяемых правил и технологий таможенного контроля), но и с необходимостью обеспечения безопасности цепочки поставок от производителя до конечного потребителя (здесь речь идет об угрозах террористических атак и нападений в процессе перемещения грузов).

В связи с этим интерес представляет исследование направлений деятельности такой организации, как WCO в части разработки и применения Рамочных стандартов безопасности и облегчения мировой торговли (SAFE – the SAFE Framework of Standards to Secure and Facilitate Global Trade).

Следует отметить, что в российских научных публикациях данный вопрос не нашел достаточного отражения. Различные аспекты таможенного сотрудничества освещены в работах А. П. Джабиева [1] (Dzhabiev, 2016), Е. В. Дробот [2–5] (Drobot, Ivko, 2017; Drobot, Klevleeva, 2014; Drobot, Sinelnikov, 2013; Drobot, Potekhina, 2017), А. Р. Клевлеевой [3. 6. 7] (Drobot, Klevleeva, 2014; Klevleeva, 2016; Klevleeva, 2017), А. Р. Костина [9] (Kostin, Posmetukhina, 2014), С. О. Костылевой [10] (Kostyleva, 2017), Д. В. Репина, М. В. Самик [13] (Repin, Samik, 2017) и др. В 2010 г. вышла книга К. А. Корнякова и Ю. Н. Егорова «Рамочные стандарты ВТО и таможенный контроль» [8] (Kornyakov, Egorov, 2010). Также данной тематике посвящены статьи В. А. Лазарева [11] (Lazarev, 2016), Ю.В. Малевича [12] (Malevich, 2007), Е. А. Холиной [14] (Kholina, 2012), И. И. Чуевой [15] (Chueva, 2017). Однако за последние 7 лет вышло две новые редакции SAFE (в 2012 г. и в 2015 г. соответственно), причем редакция 2015 г. в русском переводе отсутствует и в рассматриваемых работах не представлен анализ современной структуры SAFE.

Всемирная таможенная организация и история разработки SAFE

Созданная в 1952 году под названием «Совет таможенного сотрудничества» Всемирная таможенная организация является межправительственной международной организацией, цель которой повышение эффективности работы таможенных администраций стран мира. Членство в WCO в настоящее время имеют 182 страны, на которые приходится 98 % мирового торгового оборота.

В стратегическом плане WCO на 2017–2018 и 2018–2019 гг. представлена миссия и стратегические цели организации (рис.).

Рисунок. Структура стратегического плана WCO на 2017–2018 гг. и 2018–2019 гг.

Источник: составлено автором по данным [17].

Итак, стратегической целью номер один является обеспечение безопасности и содействия международной торговле.

Именно для того, чтобы способствовать реализации данной цели, еще в 2005 г. были разработаны и приняты Рамочные стандарты безопасности и облегчения мировой торговли (SAFE) [1].

Со времени этого исторического события многое было сделано для того, чтобы стимулировать внедрение Рамочных стандартов членами ВТО, в частности, в 2007 году в стандарты было внесено добавление основного раздела об условиях и требованиях к таможенным органам и уполномоченным экономическим операторам. Затем стандарты пересматривались в 2010 г. и в 2011 г. Редакция стандартов, принятая в 2012 г., включала подробно описание преимуществ технологии «единого окна». И, наконец, последняя новая редакция стандартов 2015 г. представляет собой расширенный подход к работе таможенных органов: в данной версии стандартов присутствует новый компонент, так называемая «третья опора», под которой подразумевается сотрудничество между таможней и другими правительственными и межправительственными ведомствами.

Однако остановимся подробнее на структуре и компонентах Рамочных стандартов безопасности и облегчения мировой торговли 2015 г.

В качестве основных целей Рамочных стандартов заявлены следующие:

– установление стандартов, обеспечивающих безопасность и упрощение цепочек поставок на глобальном уровне, чтобы способствовать определенности и предсказуемости мировой торговли;

– интегрированное и гармонизированное управление цепочками поставок для всех видов транспорта;

– увеличение роли, функций и возможностей таможенных органов в решении проблем XXI века;

– укрепление сотрудничества между таможенными органами в целях повышения их способности к обнаружению поставок с повышенной степенью риска;

– укрепление сотрудничества между таможенными органами и другими государственными органами, участвующими в поддержании международной торговли и безопасности;

– укрепление таможенного и делового сотрудничества;

– содействие бесперебойному перемещению товаров через обеспечение безопасности международной цепи поставок.

Далее в стандартах представлены четыре ключевых элемента.

Во-первых, они предусматривают гармонизацию требований в отношении предварительного электронного уведомления о грузе при импортных, экспортных и транзитных отправках. Во-вторых, это применение всеми странами комплексного подхода к таможенному контролю, основанному на системе управления рисками с целью решения вопросов безопасности. В-третьих, применение при досмотре грузов и транспортных средств повышенной степени риска неинтрузивной аппаратуры обнаружения, такой как крупногабаритные рентгеновские аппараты и детекторы радиации. В-четвертых, предоставление компаниям, которые соблюдают минимальные стандарты безопасности международной цепи поставок товаров и используют эффективные методы работы, таможенных льгот.

Перейдем к анализу «опор» Рамочных стандартов, которых, как отмечалось выше, с 2015 г. стало три:

1) первая «опора» – система соглашений между таможенными администрациями;

2) вторая «опора» – партнерские отношения между таможенными службами и предпринимательским сообществом;

3) третья «опора» – сотрудничество между таможенными органами и другими государственными учреждениями.

Эти «опоры» предполагают наличие набора стандартов, скомпонованных таким образом, чтобы гарантировать легкое понимание и оперативное применение на международном уровне (табл. 1).

Таблица 1

Стандарты трех «опор» Рамочных стандартов безопасности и облегчения мировой торговли 2015 г.

Стандарты первой «опоры» – системы соглашений между таможенными администрациями
Стандарты второй «опоры» – партнерских отношений между таможенными службами и предпринимательским сообществом
Стандарты третьей «опоры» – сотрудничества между таможенными органами и другими государственными учреждениями
Стандарт 1 – Комплексное управление цепью поставок товаров.
Стандарт 2 – Право досмотра груза.
Стандарт 3 – Использование современных технологий в досмотровом оборудовании.
Стандарт 4 – Системы управления рисками.
Стандарт 5 – Отбор для проверки, профилирование и целевой отбор.
Стандарт 6 – Предварительная электронная информация.
Стандарт 7 – Целевой отбор и коммуникация.
Стандарт 8 – Показатели эффективности.
Стандарт 9 – Оценка безопасности.
Стандарт 10 – Морально-этические качества персонала.
Стандарт 11 – Досмотр в целях безопасности при отправке
Стандарт 1 – Партнерство.
Стандарт 2 – Безопасность. Стандарт 3 – Предоставление полномочий.
Стандарт 4 – Технология. Стандарт 5 – Коммуникация. Стандарт 6 – Облегчение
Стандарт 1 – Взаимное сотрудничество.
Стандарт 2 – Механизмы/процедуры сотрудничества.
Стандарт 3 – согласование программ безопасности.
Стандарт 4 – Согласование национальных мер контроля.
Стандарт 5 – Разработка мер по обеспечению непрерывности и повторяемости.
Стандарт 6 – Взаимное сотрудничество.
Стандарт 7 – Разработка соглашений или протоколов о сотрудничестве.
Стандарт 8 – Согласование программ безопасности.
Стандарт 9 – Согласование мер трансграничного контроля.
Стандарт 10 – Установление взаимного сотрудничества.
Стандарт 11 – Разработка соглашений или протоколов о сотрудничестве
Источник: составлено автором по данным [16].

Преимущества использования Рамочных стандартов безопасности и облегчения мировой торговли

Каковы преимущества использования Рамочных стандартов?

Прежде всего, Рамочные стандарты – это база, с помощью которой страны могут стимулировать развитие мировой торговли, повышать степень защиты цепи поставок грузов от угроз террористических атак путем повышения эффективности работы и взаимодействия таможенных администраций. Рамочные стандарты предоставляют дополнительные возможности таможенным службам в части осуществления таможенного контроля на основе применения системы управления рисками – особое значение отводится обнаружению поставок с повышенной степенью риска, а также повысить эффективность администрирования товаров. Кроме того, использование Рамочных стандартов позволяет ускорить процесс помещения товаров под таможенные процедуры, а также выпуск грузов. Преимущества использования Рамочных стандартов можно дифференцировать, т. е. выделить преимущества для государств/правительств, таможенных служб и предпринимателей (табл. 2).

Таблица 2

Преимущества использования Рамочных стандартов

Преимущества использования Рамочных стандартов для государств/правительств
Преимущества использования Рамочных стандартов для таможенных служб
Преимущества использования Рамочных стандартов для предпринимательского сообщество
1. Рост и развитие мировой торговли.
2. Обеспечение экономического роста и развития стран мира.
3. Защита международной торговли от опасностей и угроз международного терроризма.
4. Облегчение прохождения законных торговых потоков.
5. Усовершенствование и модернизация работы таможенных служб.
6. Повышение собираемость доходов (таможенных платежей).
7. Обеспечение эффективного применения национальных нормативно-правовых актов.
8. Усиление социально-экономической защиты.
9. Новые возможности для прямых иностранных инвестиций за счет улучшения инвестиционного климата.
10. Заключение новых договоров соглашений о международном сотрудничестве между таможенными администрациями и другими государственными службами.
11. Признание существования международных стандартов способно помочь правительствам повысить эффективность комплексного управления границей, обеспечить качественное управление и таможенный контроль.
12. Расширение полномочий и ответственности таможенных служб
1. Работа по созданию и развитию комплексной системы договоров и соглашений между таможенными службами стран мира для обеспечения непрерывного прохождения грузовых поставок по проверенным и безопасным международным цепочкам поставки товаров.
2. Обеспечение обмена современной информацией между таможенными службами в целях повышения эффективности управления рисками при таможенном контроле.
3. Расширение возможностей таможенных служб по выявлению товаров группы риска, усиление контроля на протяжении всей международной цепочки поставок и оптимальное и эффективное распределение таможенных ресурсов.
4. Укрепление таможенного сотрудничества позволяет таможенным службам на начальных этапах проводить контроль логистической цепочки поставок товаров (например, таможенная служба страны-импортера может обратиться в таможенную службу страны-экспортера с просьбой осуществить таможенный досмотр товаров и транспортных средств).
5. Возможности взаимного признания результатов таможенного контроля.
6. Получение полного представления о логистической цепочке поставок товаров и создание предпосылок для упрощения системы отчетности путем ликвидации дублирующих требований.
7. Таможенные службы получают возможности справиться с вызовами новой международной торговой среды путем создания базы для реформирования и модернизации.
8. Гибкость Рамочных стандартов дает возможности таможенным службам внедрять их с учетом своего собственного уровня развития
1. Создание условий для повышения безопасности и облегчения мировой торговли, что обеспечивает дополнительные возможности для развития предпринимательства.
2. Стимулирование и облегчение перемещения товаров покупателями и продавцами между различными странами.
3. Учет современных международных моделей производства и распределения в международной производственной и предпринимательской практике.
4. Уполномоченные экономические операторы (УЭО) получат такие льготы, как ускоренное оформление товаров таможнями, например, путем снижения доли досматриваемых грузов.
5. Экономия времени и сокращение издержек.
6. Создание единого набора международных стандартов и достижение, таким образом, единообразия и предсказуемости.
7. Сокращение многочисленных и сложных требований в отношении отчетности.
8. Обеспечение условия, при которых УЭО выгодно вкладывать средства в эффективные системы и мероприятия по повышению безопасности, включая целевой отбор и досмотр грузов незначительного риска, а также ускоренное оформление их грузов
Источник: составлено автором по данным [16].

Заключение

Подводя итоги, обобщим возможности использования Рамочных стандартов для облегчения и развития мировой торговли.

Во-первых, Рамочные стандарты обеспечивают развитие предварительного электронного информирования о товарных поставках. Речь идет о гармонизации требований к предварительной электронной информации по импорту/экспорту и транзиту.

Во-вторых, Рамочные стандарты нацелены на дальнейшее развитие системы управления рисками в таможенном деле с целью предотвращения угроз безопасности.

В-третьих, Рамочные стандарты предусматривают проверку экспортируемых грузов с высокой степенью риска с помощью неинтрузивных методов проверки.

В-четвертых, Рамочные стандарты предусматривают развитие бизнес-партнерства. Таможенные органы предоставляют выгоды компаниям, которые соблюдают стандарты безопасности цепочки поставок и передовые практики, в виде таможенных льгот.

[1] 168 членов WCO подписали письмо о намерении реализовать стандарты SAFE.


References:

Chueva I.I. (2017). Ramochnye standarty bezopasnosti i oblegchenie vneshney torgovli: osnovnye polozheniya [Framework of Standards to Secure and Facilitate Global Trade (SAFE Framework): the main provisions] Relevant scientific studies: economics, management, investments and innovations. 156-160. (in Russian).
Drobot E.V., Ivko E.S. (2017). Osobennosti operativno-rozysknoy deyatelnosti v tamozhennoy sluzhbe Rossiyskoy Federatsii [Characteristics of operative search activity in the customs service of the Russian Federation]. Shadow Economy. 1 (2). (in Russian). doi: 10.18334/tek.1.2.37637.
Drobot E.V., Klevleeva A.R. (2014). Osobennosti mezhdunarodnogo tamozhennogo sotrudnichestva [Features of the international customs cooperation ]. Eco. 4 (1). 3-7. (in Russian). doi: 10.18334/.37335.
Drobot E.V., Potekhina N.V. (2017). Tamozhenno-tarifnoe regulirovanie vneshnetorgovoy deyatelnosti kak instrument obespecheniya ekonomicheskoy bezopasnosti [Customs tariff regulation of foreign trade activity as a tool for ensuring economic security]. Eco. 7 (3). 229-246. (in Russian). doi: 10.18334/eo.7.3.37803.
Drobot E.V., Sinelnikov E.V. (2013). Osobennosti mezhdunarodnogo sotrudnichestva Rossii v oblasti tamozhennogo dela [Features of international cooperation of Russia in the areas of of customs]. Eco. 3 (2). 63-69. (in Russian). doi: 10.18334/.37345.
Dzhabiev A.P. (2016). Mezhdunarodnoe tamozhennoe sotrudnichestvo kak klyuchevoe uslovie optimizatsii innovatsionnogo biznesa [International customs partnership as a key condition for optimization of the innovative business]. Creative economy. 10 (6). 611-624. (in Russian). doi: 10.18334/ce.10.6.35337.
Kholina E.A. (2012). Ramochnye standarty bezopasnosti kak zalog uproscheniya mirovoy torgovli v deyatelnosti vsemirnoy tamozhennoy organizatsii [Framework safety standards as a guarantee of global trade facilitation in the activities of the world customs organization]. Zakonnost i pravoporyadok v sovremennom obschestve. (9). 115-121. (in Russian).
Klevleeva A.R. (2016). Analiz ugroz i riskov, voznikayuschikh pri osuschestvlenii tamozhennogo kontrolya, s ispolzovaniem sistemy upravleniya riskami i vyborochnogo kontrolya [Analysis of threats and risks associated with the implementation of customs control, using a risk management system and sampling control]. Eco. 6 (4). 109-117. (in Russian). doi: 10.18334/eo.6.4.37385.
Klevleeva A.R. (2017). Osnovy upravleniya riskami pri tamozhennom kontrole [Basics of risk management in customs control ]. Eco. 7 (1). 119-134. (in Russian). doi: 10.18334/eo.7.1.37393.
Kornyakov K.A., Egorov Yu.N. (2010). Ramochnye standarty VTO i tamozhennyy kontrol [WTO framework standards and customs control] M.: Gos. obrazovatelnoe uchrezhdenie vyssh. prof. obrazovaniya . (in Russian).
Kostin A.A., Posmetukhina E.A. (2014). Sootnoshenie ponyatiy «effektivnost» i «rezultativnost» na primere tamozhennoy deyatelnosti [Correlation between the concepts of "efficiency" and "effectiveness " by the example of customs activity]. Russian Journal of Entrepreneurship. 15 (3). 75-88. (in Russian).
Kostyleva S.O. (2017). Rol tamozhennyh organov v osuschestvlenii tamozhennogo kontrolya za nezakonnym peremescheniem obektov intellektualnoy sobstvennosti [The role of customs authorities in the implementation of customs control over the illegal movement of intellectual property]. Shadow Economy. 1 (2). (in Russian). doi: 10.18334/tek.1.2.37629.
Lazarev V.A. (2016). Strategicheskie innovatsii v tamozhennoy sfere Rossii pod vliyaniem vsemirnoy torgovoy organizatsii [Strategic innovations in russia customs affair under influence of world trade organization]. Fundamental research. (9-1). 146-150. (in Russian).
Malevich Yu.V. (2007). Ramochnye standarty kak sposob povysheniya bezopasnosti mezhdunarodnoy tsepi postavok tovarov [Framework standards as a way to enhance the security of the international supply chain of goods]. Razvitie transporta i logistiki: problemy, tendentsii i tekhnologii. 97-99. (in Russian).
Repin D.V., Samik M.V. (2017). Tamozhenno-tarifnoe regulirovanie vneshnetorgovoy deyatelnosti kak instrument obespecheniya ekonomicheskoy bezopasnosti [Customs and tariff regulation of foreign trade activity as a tool for ensuring economic security]. Shadow Economy. 1 (3). (in Russian). doi: 10.18334/tek.1.3.38425.
SAFE Framework of Standards to Secure and Facilitate Global Trade - 2015 editionWcoomd. Retrieved from http://www.wcoomd.org/-/media/wco/public/global/pdf/topics/facilitation/instruments-and-tools/tools/safe-package/safe2015_e_final.pdf?la=en
WCO Strategic Plan for the years 2016-2017 to 2018-2019Wcoomd. Retrieved from http://www.wcoomd.org/-/media/wco/public/global/pdf/about-us/administrative-documents/strategic-plan-part-i-members-and-public.pdf?db=web

Страница обновлена: 30.04.2025 в 12:01:36