Klastery v APK kak perspektivnaya forma organizatsii proizvodstva

Goretov I.N.

Journal paper

Creative Economy (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 8 / August, 2008

Citation:

Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=11394912
Cited: 12 by 07.12.2023



Мировой продовольственный кризис стимулирует все страны наращивать собственное сельхозпроизводство. В связи с этим остро встает проблема продовольственной безопасности. В крупных городах России импортозависимость составляет порядка 70%, в то время как безопасный уровень составляет 20%. Приемлемым уровнем постепенного снижения импортозависимости считается рост собственного производства на 2-3% в год [2].

Если правильно инвестировать в сельское хозяйство, можно получить высокоэффективное и высокодоходное производство [1]. В мире наиболее интенсивно развиваются свиноводство и птицеводство. За последние 10 лет средние ежегодные темпы прироста в этих отраслях составили 2,6% и 3,7% соответственно. В промышленно развитых странах подавляющая часть цыплят и индюшек разводится в хозяйствах, насчитывающих от 15 тыс. до 50 тыс. голов. Аналогичный процесс концентрации производства наблюдается и в развивающихся странах, где традиционная система разведения животных и птиц заменяется новыми технологиями.

На протяжении последних лет птицеводство показало себя как наиболее успешно и динамично развивающуюся отрасль животноводства. Тенденция увеличения производства мяса птицы составляет в среднем 200-250 тыс. тонн в год.

Инвестиции в птицеводство начали активно расти, когда были введены ограничительные квоты, сократившие объемы импорта. Таким образом, российские производители смогли значительно увеличить свою долю рынка. Началась скупка и реконструкция птицефабрик, а также внедрение инновационных технологий, что в конечном итоге привело к тому, что объемы производства продукции птицеводства резко возросли. В кратчайшие сроки предприятия окупили вложенные средства и стали более рентабельны. Емкость рынка при этом продолжает расти и в настоящее время.

В настоящее время российское птицеводство успешно функционирует и способно стабилизировать и улучшить ситуацию на мясном рынке. Мировой опыт показывает, что птицеводство обладает наибольшими возможностями удовлетворять потребности населения в рациональном питании. В связи с этим правительства многих стран мира разрабатывают программы поддержки и приоритетного развития данной отрасли.

В Северной Америке основную долю яиц и мяса птицы производят Соединенные Штаты, где главным принципом организации промышленного птицеводства является вертикальная интеграция всех звеньев производственного процесса, включая комбикормовые и перерабатывающие предприятия.

Наиболее универсальная и гибкая форма интеграции сельского хозяйства - договор контрактации. В США развита производственная контрактация, в странах ЕС - по реализации продукции. Крупные птицеводческие предприятия заключают контракты с фермерами на откорм птицы. Компания обеспечивает фермера всем необходимым для успешной работы — цыплятами (молодками), комбикормами, подстилкой, горючим, ветеринарным обеспечением. Участие фермеров заключается в предоставлении помещения и обслуживании птицы. Большинство фермеров, работающих по контрактам, получают бонус (поощрительную оплату), который компенсирует им расходы.

Сегодня в Штатах 95% мяса бройлеров, 90% индюшатины и 90% товарных яиц производят по контрактам и подобной интеграции. Из стран ЕС производство яиц и мяса птицы по системе контрактов больше развито в Нидерландах (50%) и во Франции (55%). В функции фирм-интеграторов входят: материально-техническое обеспечение всех звеньев агропромышленного формирования, финансирование, контроль за выполнением фермерами, работающими по контракту, установленной технологии производства, оказание им различных услуг. Для Нидерландов характерно заключение трехсторонних контрактов - между фермерами, комбикормовыми предприятиями и упаковочными центрами. Фермер получает гарантированную плату за яйца либо определенную сумму в расчете на курицу-несушку. В Германии значительная доля бройлеров выращивается на основании устных и краткосрочных договоров на поставку и приемку птицы между фермерами или объединениями производителей и бойнями.

В том случае, когда фирма-интегратор покупает землю и организует на ней откормочные хозяйства, птицефабрики, она становится собственником всех основных звеньев процесса производства и переработки мяса, что приводит к прямому комбинированию.

Из группы факторов, влияющих на эффективность производства птицеводческой продукции, можно выделить экономические, организационно-хозяйственные, технико-технологические, социальные, природные. Наиболее взаимосвязаны первые две группы. Экономические факторы обусловлены общими макроэкономическими деформациями хозяйственного механизма и слабой ролью государства в его регулировании или в использовании нерыночных методов этого регулирования. Проявлением таких деформаций выступает ценовой диспаритет, который в сочетании с несовершенством налоговой системы и кредитно-финансового механизма порождает негативные последствия в развитии всей агропромышленной сферы.

Анализ сегодняшнего состояния агропромышленной интеграции в мясояичном подкомплексе развитых стран указывает на существование многих форм связи между сферами производства, переработки и реализации продукции, которые формировались в течение длительного периода. Организационные методы агропромышленной координации проявляются в развитии вертикальной интеграции и заключении контрактных соглашений различного рода при сохранении хозяйственной и юридической самостоятельности партнеров.

В целом, учитывая непрерывное углубление специализации производства в рамках отдельных предприятий отрасли, постоянное совершенствование внутрихозяйственных связей, которое характерно для американских бройлерных компаний, описанная структура организации производства мяса птицы представляется высокоэффективной.

Подобные организационные формы могли бы получить развитие в России и ее регионах, для чего необходимо создание благоприятных правовых и экономических условий, направленных на восстановление и развитие кооперативного движения.

Субконтрактные отношения малого и крупного бизнеса являются одним из наиболее важных механизмов взаимодействия и интеграции предприятий в любом кластере. В экономической литературе разных стран при описании феномена кластеров также используются термины промышленные округа, специализированные промышленные агломерации и локальные системы производства. Интерес к деятельности кластеров и инновационных систем отражает возрождение интереса экономической науки к вопросам функционирования экономики на региональном уровне и осознание значения специфических местных ресурсов в стимулировании инновационных возможностей и конкурентоспособности малого и среднего бизнеса.

Одним из первых исследователей географической концентрации производства был классик экономической науки Альфред Маршалл [5]. Еще в 1890 году в своей работе «Принципы экономической науки» он отмечал преимущества подобной концентрации:

  • наличие общего рынка специализированной рабочей силы;
  • специализированные поставки и обслуживание;
  • быстрое распространение передовых технологий.
  • Большой интерес вызвали работы известного американского экономиста, профессора Гарвардского университета Майкла Портера, посвященные промышленным и региональным кластерам [6]. В них пристальное внимание уделяется тесной связи между нахождением в составе кластера и конкурентоспособностью определенных компаний и отраслей.

    Однако, несмотря на очевидную перспективность, кластерный подход на территории РФ получил недостаточное распространение, как по масштабу распространения, так и по практическим результатам. Сегодня в России существуют в основном потенциальные кластеры: химические – в Пермской области и Республике Татарстан, металлургические – на Урале, текстильный – в Ивановской области, транспортно-логистический и машиностроительный – в Нижегородской области. Некоторые кластеры возникли в советское время, например, автомобильный – в Самарской области, туристический – в Краснодарском крае, нефтегазовый – в Тюменской области и др. [2].

    Среди основных проблемы, препятствующих масштабному и эффективному применению кластерных технологий можно выделить следующие:

  • Недостаток информированности представителей органов исполнительной власти и бизнеса в вопросах применения кластерного подхода;
  • Отсутствие государственной политики, обеспечивающей системный подход и организацию взаимодействия различных уровней исполнительной власти при реализации кластерных проектов и как следствие - отсутствие организационной и финансовой поддержки кластерных инициатив;
  • Отсутствие эффективной методологической базы, обеспечивающей применение кластерных организационных технологий;
  • Недостаток подготовленных специалистов по вопросам применения кластерных организационных технологий;
  • Недостаточный уровень развития субконтрактации и аутсорсинга [4].
  • Практические наработки и опыт региональных органов исполнительной власти, территориальных торгово-промышленных палат, организаций инфраструктуры поддержки малого предпринимательства -маркетинговых центров, центров субконтрактации - могут стать практической основой кластерных проектов.

    Реализация кластерного подхода требует государственной поддержки на различных уровнях, в зависимости от значимости каждого конкретного кластерного проекта. Учитывая сложившуюся в Российской Федерации модель управления, именно органы исполнительной власти Субъектов Федерации должны стать основными инициаторами кластерных проектов.

    Итак, к наиболее значимым преимуществам кластерных организационных технологий можно отнести то, что они:

  • представляют собой наиболее эффективный инструмент для повышения вклада малого бизнеса в конкурентоспособность территорий, развития частно-предпринимательской инициативы в инновационной и научно-производственной сфере,
  • имеют ключевое значение для повышения экспортного потенциала малого бизнеса, улучшения экспортно-импортного баланса территорий, функционирования каждого отдельного малого предприятия - участника кластерного проекта,
  • обеспечивают объединение усилий предпринимателей и органов власти для решения социально - экономических задач и представляют собой один из наиболее эффективных механизмов частно-государственного партнерства,
  • имеют высокий потенциал для применения при формировании особых экономических зон всех видов. В частности, формируемые в рамках кластерных проектов сети гибко специализированных малых предприятий – субконтракторов должны стать важным фактором для привлечения инвестиций в сборочные производства при формировании промышленно - производственных особых экономических зон.

  • Страница обновлена: 27.04.2025 в 15:09:07