Тенденции и развитие современного рынка информационных услуг в Санкт-Петербурге

Кокшина Е.В.

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 9 (9), Сентябрь 2007

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=9549038
Цитирований: 1 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
Динамичное развитие отечественного медиа-бизнеса в течение последних десяти лет способствовало возникновению и формированию совершенно новой по своей природе индустрии – индустрии средств массовой информации, где в настоящее время сконцентрировались и задействованы огромные материальные и финансовые ресурсы.

Ключевые слова: СМИ, информационные услуги, индустрия СМИ, медиа-бизнес, средства массовой информации



Динамичное развитие отечественного медиа-бизнеса в течение последних десяти лет способствовало возникновению и формированию совершенно новой по своей природе индустрии – индустрии средств массовой информации, где в настоящее время сконцентрировались и задействованы огромные материальные и финансовые ресурсы.

Деятельность масс-медиа давно вышла за пределы сбора и доведения социально значимой информации до целевой аудитории. В условиях современного рынка этого уже недостаточно. Чтобы эффективно работать в этом секторе и выдерживать конкуренцию, редакции средств массовой информации вынуждены ежегодно предлагать потенциальному потребителю новые виды продукции и услуг. Более того, сама информация, поступающая на рынок, становится товаром. Равно, как и любой другой товар она имеет собственную стоимость ‑ цену затрат труда, необходимого для производства информации, и потребительскую стоимость, то есть способность этого товара удовлетворять информационную потребность покупателя.

Подробное описание и характеристика информационных услуг, оказываемых средствами массовой информации, встречаются в специализированной литературе достаточно редко. Опыт, накопленный практиками медиа-индустрии в процессе работы, а потому представляющий большую ценность, детально не изложен и не проанализирован. Процесс обмена информацией о технологиях оказания данного вида услуг строится преимущественно на обмене мнениями между экспертами и специалистами медиа-рынка в рамках деловых встреч, пресс-конференций, тематических круглых столов и конференций.

Существует ряд объективных причин, препятствующих аккумуляции и распространению данного вида сведений.

Во-первых, внутренняя деятельность средств массовой информации носит, как правило, закрытый характер и не доступна для широкого круга потребителей. Лишь в немногих источниках встречаются статьи о деятельности СМИ, новых продуктах, услугах, кадровых перестановках, операциях купли-продажи медиа-активов. (газеты «Коммерсант», «Деловой Петербург», ИА РосБизнесКонсалтинг, «Лениздат»).

Во-вторых, технология внедрения на рынок новых информационных услуг является собственностью редакции, которая в течение определенного времени не разглашается и используется как конкурентное преимущество.

В-третьих, количество и качество оказанных информационных услуг учитываются только самими редакциями. Эта статистика разрознена и не систематизирована, публичное же подведение итогов года осуществляется единичными организациями, а потому обобщить этот материал в настоящее время не представляется возможным.

Ввиду дефицита сведений и аналитических материалов, вопросы об определении понятия и места информационных услуг, предоставляемых масс-медиа, их классификации и специфика остаются малоизученными.

Прежде всего, необходимо обратиться к понятию услуги. В настоящее время под ними понимается «действие, приносящее пользу, благо, помощь другому человеку» [1; 5].

Согласно Федеральному закону «Об информации, информатизации и защите информации», информация – это «сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления» [2]. Закон дает четкое определение терминов «информационная услуга», «информационный продукт» [3] и «информационное обслуживание».

Информационные услуги (ИУ) ‑ действия субъектов (собственников и владельцев) по обеспечению пользователей информационными продуктами. Информационная услуга является продуктом духовной культуры и обладает рядом специфических свойств:

1) облегчает доступ потребителя к информации, расширяет возможности ее выбора;

2) обладает полезностью;

3) неотделима от исполнителя;

4) уникальна и носит интеллектуальный характер;

5) ей не свойственны накопление и хранение.

Информационный продукт ‑ документированная информация, подготовленная в соответствии с потребностями пользователей и представленная в форме товара. К информационным продуктам относят программные продукты, базы и банки данных, справочники, периодические издания, новостные ленты и другая информация.

Таким образом, информационное обслуживание видится как предоставление информации для выработки и принятия решений, либо удовлетворения научных, производственных, культурных, бытовых и других потребностей человека. Здесь немаловажную роль играют учреждения, специализирующиеся на предоставлении информационных услуг населению. По типу выполняемой деятельности такие учреждения условно можно разделить на три группы:

1. Вспомогательные. Информационное обслуживание является не основной, а вспомогательной деятельностью этих учреждений. Они предоставляют информацию о режиме своей работы, об ассортименте предоставленных услуг, консультируют по вопросам, относящимся к их компетенции. Сюда входят аптеки, магазины, организации общественного питания, службы быта, транспорт.

2. Включенные. Учебные заведения различного уровня и профиля, чья деятельность неразрывно связана с информационным обслуживанием (школы, техникумы, вузы, курсы переподготовки и повышения квалификации и др.) Провести грань между видами деятельности данного типа учреждений, разделив на основную и вспомогательную, невозможно. В процессе обучения образовательные и информационные услуги оказываются одновременно.

3. Основные. Данная группа учреждений и служб специально создана для «информационной деятельности, в рамках которой функционально или организованно выделено информационное обслуживание» [4; 10]. Здесь стоит отметить службы научно-технической информации, библиотеки, архивы, музеи, статистические службы, рекламные компании, издательства, информационные агентства, радио- и телевизионные службы. Отличие между ними состоит в том, что если статистические службы, библиотеки способны хранить и использовать информацию долгое время, то, например, информационные агентства осуществляют краткосрочную кумулятивную и трансляционную функции.

Производство и реализация информационных продуктов и услуг – основная деятельность и составляющая дохода средств массовой информации.

Все информационные услуги можно распределить по трем большим группам:

1. Рекламные информационные услуги (реклама распространяется посредством масс-медиа, почты, факсимильной связи, электронной почты, рекламных агентов, наружных носителей).

2. Информационные услуги, ориентированные на широкий круг потребителей. Их главная отличительная черта состоит в том, что они предоставляются оперативно и не связаны с потребностью в информации (информационное сопровождение событий, справки, выставки, консультации по информационным продуктам, обучение и тренинги, а также поиск информации в сети Интернет).

3. Информационные услуги, формируемые под конкретный (персональный) заказ. Данный вид услуг требует времени и интеллектуальных затрат (поиск и сбор информации по определенной тематике для подготовки информационного продукта, консультации по узкоспециальным вопросам, обработка, анализ и предоставление данных в рамках заданной цели) [5].

Проанализируем каждый вид информационных услуг в отдельности.

Рекламные информационные услуги.

Это услуги по рекламированию товаров и разнообразных видов услуг, которые осуществляются по следующим каналам:

‑ телевидение (рекламные ролики, «бегущая строка», телемагазины);

‑ радио;

‑ периодические печатные издания, справочники, каталоги; электронные масс-медиа (информационные агентства, Интернет-газеты, информационные порталы);

‑ электронная или факсимильная рассылка по базе данных поставщика рекламных услуг;

‑ наружные носители (щиты, стенды, перетяжки, световые табло и иные технические средства).

В настоящее время рекламные услуги составляют основной источник наполнения редакционного бюджета. В качестве подтверждения служит ситуация, сложившаяся в сегменте печатных масс-медиа. По результатам исследования рекламного рынка петербургской прессы, проведенного «Исследовательской фирмы «Гортис», «…весь рекламный рынок печатных СМИ Петербурга вырос в апреле 2007 года на 16,2 процентов (по сравнению с аналогичным периодом 2006 года)» [6].

Так, например, объем прибыли бесплатной информационной газеты «Метро» за этот же период увеличился на 55,3 процентов. На 1 апреля 2007 года она занимала первое место по количеству оказываемых рекламных услуг. Доля рынка рекламных услуг «Метро» сегодня составляет 11,8 процентов, в то время как лидеров прошлого года – ежедневника «Деловой Петербург» и телегида «Панорама ТВ» - 10,2 и 9,6 процентов соответственно [7].

Наибольший прирост доходов от рекламных услуг в 2006 году наблюдался у ежедневных газет крупнейшего медиа-холдинга Санкт-Петербурга – Балтийской медиа-группы – «Смены» (468,4 процентов) и «Невского времени» (508,7 процентов), а также «Вечернего Петербурга» (661,3 процентов) [8].

В общей сложности, сумма затрат на рекламные услуги петербургских газет и журналов, включая федеральные издания, распространяющиеся на территории региона, по оценкам специалистов «Исследовательской фирмы «Гортис» за 2006 год составила 3 млрд. 729 млн. 800 тыс. рублей.

Очевидно, до конца 2007 года положение на петербургском рынке рекламных информационных услуг останется стабильным, резких перемен не произойдет. Однако уже сегодня можно спрогнозировать ряд тенденций, которые получат свое развитие в ближайшие год-два:

  • Устойчивый рост объемов рынка рекламных услуг будет сопровождаться повышением уровня доходов главных поставщиков – средств массовой информации.
  • Прирост потребителей рекламных информационных услуг будет наблюдаться преимущественно в массовых бесплатных и наиболее популярных газетах («Метро», «Мой район», «Комсомольская правда», «Деловой Петербург»), а также в сетевых средствах массовой информации.
  • Сохранится дефицит высококвалифицированных специалистов для оказания и профессионального мониторинга рекламных информационных услуг.
  • Информационные услуги, ориентированные на широкий круг потребителей.

    Характерными особенностями для данного вида информационных услуг являются доступность, оперативность и массовое тиражирование информации. Таким образом, это такой вид услуг, который ориентирован на удовлетворение информационных потребностей пользователей путем предоставления информационных продуктов. Массовые информационные услуги включают в себя:

    ‑ деятельность по подготовке информационных, аналитических и справочных материалов, консультации специалистов по актуальным вопросам для газет, журналов, специализированных изданий;

    ‑ тематические выставки, семинары;

    ‑ встречи (например, в редакции);

    ‑ круглые столы по социально значимым темам;

    ‑ пресс-конференции с участием представителей органов государственной власти, бизнес-сообщества, деятелями науки, культуры и искусства.

    Главная задача масс-медиа – объективное представление информации, способствование серьезному осмыслению событий, происходящих в стране и за рубежом, глубокий анализ современных процессов, политических и экономических тенденции, обсуждение социально важных вопросов и проблем. Часто помимо факта и его интерпретации средства массовой информации разъясняют контекст события или явления, представляют разные точки зрения.

    Особую группу информационных услуг представляют тематические выставки и семинары, которые проводятся на некоммерческой основе и имеют свободный доступ. Так, например, в 2003 году издание «Петербург и петербуржцы» открыло выставку графики «Петербург на Невском», а в 2005 году силами коллектива журнала «Бюллетень недвижимости» был организован семинар, посвященный долевому строительству.

    Встречи, круглые столы и пресс-конференции призваны извещать о значимом событии, доводить и разъяснять населению официальную позицию организации (компании), знакомить с результатами деятельности, проверок, способствовать формированию общественного мнения по тем или иным вопросам. Подготовку и сопровождение таких мероприятий сегодня осуществляют многие средства массовой информации. В частности, газеты «Коммерсант», «Невское время», «Деловой Петербург», «Строительный еженедельник», «Петербургский Час Пик».

    Информационные услуги, формируемые под конкретный (персональный) заказ. Отличием этой группы услуг является то, что они носят коммерческий характер и в ряде печатных средств массовой информации выделены в отдельное направление деятельности. Среди них важно выделить следующие:

    ‑ мониторинг средств массовой информации по общественным и деловым мероприятиям, за определенный период или по конкретному региону;

    ‑ отраслевые обзоры и тематические подборки по заданным темам (журнал «Эксперт. Северо-Запад»);

    ‑ пресс-конференции, брифинги (на коммерческой основе, куда включена работа над сценарием, подготовка и распространение анонсов, аккредитация журналистов, техническая поддержка – «Санкт-Петербургские ведомости»);

    ‑ тренинги (при петербургской газете «Хроника» для пресс-секретарей и специалистов отделов по PR проводится тренинг «Как устроен пресс-релиз»);

    ‑ создание фоторепортажей («Коммерсант»);

    ‑ информационный консалтинг (выработка рекомендаций по подготовке текстов выступлений, анализ публичных выступлений «Хроника»);

    ‑ проведение социологических опросов и исследований и создание рейтингов («Деловой Петербург», «Эксперт. Северо-Запад»).

    Многофункциональных предприятий по оказанию индивидуальных информационных услуг среди печатных масс-медиа Санкт-Петербурга практически нет. С одной стороны, сказывается наличие конкуренции со стороны информагентств (ИТАР-ТАСС, Росбалт, Интерфакс), с другой – отсутствие надежной технической базы, финансовых и кадровых ресурсов.

    В заключении рассмотрим вопрос о соотношении цены и качества информационных услуг.

    Качество и эффективность работы средств массовой информации по предоставлению информационных услуг складывается из целого комплекса показателей:

    ‑ степени удовлетворения запросов пользователей;

    ‑ доступности информации;

    ‑ скорости;

    ‑ уровню культуры обслуживания;

    ‑ количеству выполненных требований.

    Кроме того, большое значение имеют ассортимент, удобная форма предоставления, интенсивность обновления информации, а также доходы потребителей и уровень инфляции. Все это в конечном итоге учитывается при определении окончательной цены на информационные услуги. В результате сложения многочисленных факторов на петербургском рынке наблюдаются такие характерные явления, как множественность цен и различная амплитуда на отдельные виды информационных услуг. При этом завышенная цена на них не может гарантировать столь же высокое качество.

    Проанализировав ситуацию на петербургском рынке информационных услуг и обобщив практический опыт печатных средств массовой информации, можно прийти к следующим выводам.

    Во-первых, в настоящее время в Санкт-Петербурге практически нет средств массовой информации, способных предложить потребителю полный пакет информационных услуг.

    Во-вторых, ассортимент информационных услуг в целом остается достаточно низким по причине узости петербургского рынка средств массовой информации и низкого уровня технической оснащенности. Качественного изменения ситуации в перспективе 2-3 лет не произойдет.

    В-третьих, в Петербурге наблюдается кадровый дефицит. По данным исследования петербургского представительства job-сайта Head Hunter, «наиболее востребованными специальностями в сфере масс-медиа в первом полугодии 2007 года стали редактор (14,8 процентов) и корреспондент/журналист (10,7 процентов)» [10]. Больше всего ощущается нехватка экономических журналистов. Кадровый дефицит в отрасли вызван не столько ростом количества изданий, сколько миграцией журналистского корпуса в корпоративный PR и аналитику.

    Развитие петербургского рынка информационных услуг, предоставляемых печатных масс-медиа, сегодня нельзя назвать интенсивным. Ускорить этот процесс возможно только при условии повышения качества продукта и здоровой конкуренции между поставщиками, которая обеспечит приток новых информационных услуг и стабилизирует их стоимость на рынке.


    Источники:

    1. Аванесова А.Г. Сервисная деятельность: историческая и современная практика, предпринимательство, менеджмент. – М.: Изд-во: Аспект Пресс, 2004.
    2. Федеральный Закон Российской Федерации «Об информации, информатизации и защите информации». – ИС Кодекс.
    3.Там же.
    4. Дворкина М.Я. Информационное обслуживание: социокультурный подход. – М.: ИПО Профиздат, 2001.
    5. Хайкин М.М., Пулит В.В. Менеджмент информационных продуктов и услуг. – СПб: СПбГУЭФ, 2002.
    6. http://www.media-online.ru // 29.05.2007, 09:59. Газета Metro лидирует на рынке Петербурга // Подведены итоги развития рынка рекламы в печатных СМИ за апрель.
    7. Там же.
    8. Adlife.spb.ru // 18.05.2007. На рекламу в петербургской прессе потратили почти 4 млрд.
    9. РБК daily // 20 декабря 2006. Телереклама в Санкт-Петербурге стала дешевле.
    10. Рекрутеры недосчитались журналистов // которые ушли в корпоративный PR. - Коммерсант. Санкт-Петербург. – от 26 июля 2007 г.

    Страница обновлена: 15.07.2024 в 02:42:14