Основные направления реформирования НДС в Российской Федерации

Кудашкина И.А.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 1-1 (126), Январь 2009
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Кудашкина И.А. Основные направления реформирования НДС в Российской Федерации // Российское предпринимательство. – 2009. – Том 10. – № 1. – С. 109-113.

Аннотация:
В развитых странах преобладающими остаются доходы от прямых налогов, в то время как в развивающихся экономиках превалируют косвенные. НДС можно без преувеличения назвать как основным, так и самым проблемным налогом в российской финансовой системе, и ему традиционно уделяется особое внимание при формулировании мер в области налоговой политики.

Ключевые слова: налоги, налогообложение, налог на добавленную стоимость, НДС



Существующие методика расчета НДС и система его администрирования позволяют недобросовестным налогоплательщикам применять различные способы уклонения от уплаты этого налога и создают дополнительные проблемы добросовестным налогоплательщикам [4, с. 40].

На основе анализа отечественного и международного опыта взимания НДС нами сформулированы предложения по реформированию налога на добавленную стоимость в России.

Понизим ставку до 14% и минимизируем льготы,…

1. Ставка налога.

Предлагается установить следующие ставки налога на добавленную стоимость: 14% – ставка налога при реализации товаров и услуг внутри страны; 0% – для экспортируемых товаров и услуг.

Снижение ставки НДС до 14% станет для государства частичным решением проблемы незаконного возмещения налога. Схемы уклонения от уплаты налога на добавленную стоимость станут менее привлекательными. Опыт проведения налоговых реформ свидетельствует о том, что серьезное уменьшение ставок является более успешным.

2. Льготы по налогу.

Для повышения нейтральности налоговой системы необходимо усовершенствовать льготы по НДС, предоставляемые в качестве освобождения от его уплаты, а именно расширить облагаемую базу. Кроме того, необходимо отказаться от применения пониженной ставки (10%), применяемой в основном для продуктов питания и товаров для детей.

Для предотвращения уклонения от налогообложения следует существенно ограничить освобождение от уплаты НДС, предоставляемое предприятиям, использующим труд инвалидов и находящимся в собственности общественных организаций инвалидов. Поскольку социальная поддержка этих категорий населения очень важна, освобождение от уплаты налога может быть заменено дотациями из государственного бюджета.

…создадим реестр плательщиков НДС [1] и введем электронные счета-фактуры,…

3. Противодействие уклонению от уплаты налога.

Одним из наиболее распространенных в России методов уклонения от уплаты налогов и платежей, в том числе НДС, является оказание фирмой услуг, фактическое получение которых не происходило, и дальнейшее закрытие данного предприятия после перечисления оплаты за оказанные услуги. Методом противодействия здесь может выступать уплата авансовых платежей налога на добавленную стоимость покупателем данных услуг, а также введение системы регистрации лиц в качестве налогоплательщиков НДС.

Необходимо создание отдельной системы регистрации лиц в качестве налогоплательщиков НДС, в рамках которой будут присваиваться идентификационные номера, в обязательном порядке указываемые на счете-фактуре. Представляется целесообразным, чтобы реестр налогоплательщиков НДС был размещен в общедоступных информационных ресурсах.

4. Внедрение электронных счетов-фактур.

Электронные счета-фактуры необходимы для искоренения незаконных схем возмещения НДС. В настоящее время контрагенты чаще всего находятся на разных территориях и предъявляют счета-фактуры в разные инспекции. Поэтому налоговые органы не могут за короткое время оперативно обменяться информацией (представленной на бумажном носителе) по совершенной сделке.

В Европейском Союзе с 2002 года введен единый набор правил оформления электронных счетов-фактур с начислением НДС. Таким образом, электронные счета-фактуры попали под единый стандарт и обязательны к приему в любой стране ЕС.

С помощью введения электронных счетов-фактур Федеральная налоговая служба создаст электронный реестр, и инспекции смогут оперативно получать необходимую для проведения контрольных мероприятий информацию. Таким образом можно будет сравнивать счета-фактуры покупателей и поставщиков, и тем самым резко снижать риски по фальсификации документов.

…упростим жизнь экспортерам…

5. Упорядочение возмещения налога из бюджета.

Возмещение НДС при превышении сумм налоговых вычетов над суммами начисленного НДС является ключевым для обеспечения эффективности функционирования налога. В то же время возмещение значительных сумм налога из бюджета создает возможности для злоупотреблений как со стороны налогоплательщиков, так и со стороны налоговых органов.

При экспорте за пределы Российской Федерации товаров, работ, услуг применяется нулевая ставка налога на добавленную стоимость. Делается это с целью придания большей конкурентоспособности отечественным товарам (работам, услугам) за рубежом [2] [1, с. 209].

С 1 января 2007 г. осуществлен переход к уведомительному порядку возмещения НДС, при котором не предполагается обязательное представление в налоговые органы отдельной декларации при реализации товаров с применением налоговой ставки 0%. Этот порядок не освобождает плательщика от представления документов, обосновывающих право на применение нулевой ставки. Однако документы должны представляться не каждый раз по окончании налогового периода. Налоговые органы вправе проводить камеральную проверку, в ходе которой такие документы должны быть представлены. Документы, подтверждающие экспортный НДС, инспекторы проверяют особенно тщательно. И при малейшей погрешности отказывают в возмещении налога [2, с. 255].

В целях дальнейшего совершенствования процедур возмещения НДС из бюджета следует учесть, что право на применение нулевой ставки налогоплательщику дает факт потребления товаров за пределами Российской Федерации. То есть для подтверждения применения нулевой ставки необходимо, прежде всего, удостоверить факт вывоза товара за пределы таможенной территории России в режиме экспорта, что означает сокращение соответствующего перечня документов.

В то же время, такое решение возможно только после внедрения автоматизированных информационных методов налогового контроля. Это возможно, например, путем введения специального реестра таможенных деклараций, представление которого экспортерами допускается при вывозе товаров и который должен содержать сведения о фактически вывезенных товарах с отметками таможенных органов в установленном порядке. Это означает отказ от обязательного представления всех таможенных деклараций с отметками таможенных органов [3].

…и усовершенствуем технологии налогового контроля

6. Внедрение современных автоматизированных методов налогового контроля НДС.

В рамках данной задачи необходимо обеспечить налоговые органы данными о пересечении границы товарами, вывозимыми в режиме экспорта, а также обеспечить более оперативный и эффективный обмен информационными потоками с финансово-кредитными учреждениями. Введение в действие подобной автоматизированной системы позволит значительно снизить нагрузку на налогоплательщиков с точки зрения представляемых документов, обосновывающих право на применение нулевой налоговой ставки.

В связи с имеющимися проблемами по возмещению НДС экспортерам и сохраняющимися фактами лжеэкспорта создание единого информационного пространства и обмена данными в режиме реального времени между таможенными и налоговыми органами позволит осуществлять более действенный контроль реально экспортируемых товаров и сумм предъявляемого к возмещению НДС при экспорте.

В современной российской налоговой системе НДС выступает одним из самых сложных и проблемных налогов. Его фискальная и регулирующая функции не реализованы в полной мере. Применяемые в настоящее время в практике российского налогового администрирования технологии налогового контроля недостаточно совершенны. Необходимо направить технические усилия и финансовые ресурсы на разработку такого программного обеспечения, которое позволило бы обеспечить централизацию и сопоставление данных.

Учитывая международный опыт взимания НДС и особенности применения НДС в России, можно предположить, что дальнейшее реформирование данного налога следует проводить в направлении снижении ставки. При этом основной акцент реформы должен быть на совершенствование форм и методов администрирования налога.

[1] Такой реестр в случае его создания фактически будет включать все коммерческие организации разных форм собственности. По нашему мнению, для его формирования и поддержания в актуальном состоянии понадобятся значительные трудозатраты, что, безусловно, обернется весьма существенными материальными расходами, которые не факт, что будут покрыты за счет пойманных "уклонистов". Закономерно возникает вопрос: так нужно ли? — прим. ред.

[2] Это не совсем верно. Дело в том, что НДС — это налог, который переносится на приобретателя товаров (работ, услуг). В случае, если таким покупателем является зарубежная компания, она в силу того, что на нее не распространяются российские законы, не является плательщиком НДС и, следовательно, не может возместить этот налог из российского бюджета. Таким образом, при обложении налогом на добавленную стоимость экспортируемых товаров (работ, услуг) был бы нарушен принцип равенства всех пред законом — прим. ред.

[3] Соответствующее правило уже введено (пп. 3 п. 1 ст. 165 НК РФ) Федеральным законом от 26.11.2008 № 224-ФЗ "О внесении изменений в часть первую, часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской федерации". Указанные изменения вступают в силу с 1 января 2009 года. В действительности такая практика существовала и до 2009 года, но право подавать реестры таможенных деклараций предоставлялось в порядке и случаях, установленных Минфином России по согласованию с ФТС России — прим. ред.


Страница обновлена: 14.07.2024 в 17:58:19